|
Пояснительная записка. Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., на основе Примерной программы начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2004г./. В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Цель курса «Трудовое обучение» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Основные задачи курса: I – формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всё необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»; - расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии; - воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; II – формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений; - формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры; - воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой; - развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений. Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает: - ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами; - овладение правилами и примерами действий ручными инструментами – изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость; - овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности; - обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов. В основе методики преподавания курса лежат, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, проектная деятельность, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Формы организации процесса обучения:
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение экскурсий –4 часа. Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса. 4 класс (68 ч) Технический труд. Обработка бумаги и картона. Темы для бесед. «Как изготавливают бумага и картон», «Как переплетают книги». Опыты и наблюдения. Установление причин коробления картона при оклеивании его бумагой. Выявление способов изготовления самодельного картона. Практические работы. Анализ образца, рисунка, эскиза, простейшего чертежа изготавливаемых изделий; самостоятельное составление плана предстоящей работы; организация рабочего места; разметка с помощью чертёжно-измерительных инструментов: линейка, угольник, циркуль, циркуль-измеритель; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцлинейки, оклеивание картона цветной бумагой; сборка изделий, проверка их в действии. Самостоятельное выполнение контроля на всех этапах изготовления изделия. Переплетение небольших брошюр; простейший ремонт книги, монтирование коллекции природных материалов; наклейка на картон раздаточного дидактического материала и небольших демонстрационных таблиц, картин. Техническое моделирование. Темы для бесед. «Использование Электрической энергии на производстве, транспорте, в быту и сельском хозяйстве», «Экономия электрической энергии», «Использование силы ветра, воды, пара человеком», «Изобретатели во все времена». Практические работы. Самостоятельный анализ образца, рисунка, планирование трудовых действий, подготовка рабочего места, строжайшее соблюдение правил безопасности в работе с инструментами. Сборка моделей и макетов и разборка моделей. Создание технических игрушек. Экскурсия в столярную (слесарную) мастерскую. Знакомство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий мальчиков в 5 классе. Бытовой труд. Обработка ткани. Темы для бесед. «На прядильной и ткацкой фабриках», «Ткани в быту и технике». Опыты и наблюдения. Рассматривание тканей различного происхождения (толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге и др.). Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Рассматривание переплетения нитей в различных тканях через лупу, на свет. Сравнение тканей их синтетических волокон с хлопчатобумажными, льняными, шерстяными и шёлковыми по внешнему виду и на ощупь. Сравнение на прочность нитей разного происхождения. Практические работы. Составление простейших выкроек по самостоятельно снятым меркам. Раскрой, сметывание и сшивание деталей изделий с прямыми и кривыми срезами. Выполнение швов: бархатного, подрубочного, петельного. Экскурсия в мастерскую по обработке тканей. Знакомство с преподавателем и содержанием оборудования мастерской для занятий девочек в 5 классе. Самообслуживание. Тема для беседы. «Встречают по одёжке». Опыты и наблюдения. Определение зависимости опрятного вида человека. Выявление способов наложения заплаты или выполнения штопки. Практические работы. Ежедневный осмотр одежды. Зашивание распоровшегося шва: прометать, прошить нитками по толщине, цвету и способу выполнения соответственно бывшему: штопка переплетением ниток или петлеобразно; наложение заплаты разными способами. Самостоятельное пришивание различных пуговиц, кнопок, петель, крючков, вешалки и др. Основы художественной обработки различных материалов. Темы для бесед. «Народные художественные промыслы». «Глина, песок, древесина. Использование их основных свойств и простейших способов обработки в современном строительстве». Опыты и наблюдения. Выявление основных свойств искусственных материалов, сравнение их с аналогичными природными по внешнему виду, прочности, отношению к влаге, способам технологических операций. Практические работы. Организация рабочего места. Конструирование выкроек, изготовление изделий и декоративное оформление их. Практика работы на компьютере. Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать. Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера. Сельскохозяйственный труд. Осенние работы. Тема для беседы. «Значение осенней обработки почвы». Практические работы. Уборка урожая; осенняя обработка делянки, цветника. Весенние работы. Темы для бесед. «Значение овощных растений в жизни человека», «Важность и необходимость труда людей в сельском хозяйстве по выращиванию культурных растений и животных». Практические работы. Проверка семян овощных, полевых и цветочно-декоративных культур на всхожесть. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений, уход за рассадой, пикировка. Работа в классе. Тема для беседы. «Свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода». Практические работы. Определение необходимости пересадки комнатных растений. Пересадка и перевалка комнатных растений. Размножение их. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы.
|
![]() | Программа развития одного ребенка Цель: воспитание активной, творческой, любознательной, самостоятельной, физически развитой личности, способной успешно самореализоваться... | ![]() | Цель: обучение толерантности, воспитание патриотизма через систему школьного образования Задачи: Задачи ... |
![]() | Урок по курсу "Мир вокруг нас" в 3-м классе по теме: "Почему воду нужно беречь и охранять?" Цель данного курса – воспитания гуманной, творческой, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам... | ![]() | «Трудовое обучение» Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» «Трудовое обучение» составлена на основании Примерной основной образовательной программы «Школа 2100», М., Баласс, 2011 в соответствии... |
![]() | Цель и задачи программы. Цель: Создание условий для формирования духовной, развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции. Основные задачи Программа принята на заседании Школьной Думы в сентябре 2006 г. Возраст детей реализующих программу 10 – 17 лет. Сроки реализации... | ![]() | Кубок России по художественному творчеству "Ассамблея Искусств" Всероссийский фестиваль детско-молодежного творчества Кубок России по художественному творчеству "Ассамблея Искусств", организованный... |
![]() | Заказчик: моу октябрьская сош основные разработчики: Васютина Л. А. Исполнитель Программы: моу октябрьская сош сроки реализации Программы 2010 – 2015 учебные годы. Цель Цель: формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе равноправного содружества участников образовательного... | ![]() | Положение о Школьном Совете учащихся Целевой блок. Цель Цель – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной... |
![]() | Цель воспитательной системы школы Создание условий для формирования и развития интеллектуальной, социально-активной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически... | ![]() | Основная общеобразовательная школа №16 В процессе трудового обучения развивается кругозор учащихся, воспитывается интерес к техническому творчеству, технике, формируются... |
![]() | Урок праздник «Из города Букваринска в страну Литературию» Цели: формировать у учащихся стремления к активной интеллектуальной и творческой деятельности; воспитывать умение общаться, совместно... |