|
Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, 2004г./ и авторской программой Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /М., Просвещение, 2008г./ УМК «Школа России». Учебник: «Родная речь» 1и2 ч. 4класс. В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова /Москва «Просвещение», 2008г. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Неотъемлемой частью литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Методы обучения: а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, видеофильмов; б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Формы организации процесса обучения:
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. В соответствии с требованиями программы предусматриваются следующие виды контроля: - подробный и выборочный пересказ; - чтение наизусть; - творческие работы. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения (не менее 90 слов в минуту). Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса.Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика. Былины. Летописи. Жития О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского». Из русской классической литературы 1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики». Поэтическая тетрадь 1 1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад». Сказки русских писателей 1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Делу время – потехе час 1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Страна далекого детства 1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка». Поэтическая тетрадь 2 1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства». Природа и мы 1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Поэтическая тетрадь 3 1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка». Поэтическая тетрадь 4 1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». Страна «Фантазия» Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». Зарубежная литература 1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». Требования к уровню подготовки учащихся. Былины. Летописи. Жития Знать: - правила пользования книгой; - понятие «летопись»; - отличительные признаки былины. Уметь: - отличать былину от других жанров литературы; - пользоваться толковым словарём. Из русской классической литературы Знать: - чем отличается литературная сказка от народной; - наизусть 2 произведения А.С.Пушкина. Уметь: - давать оценку поступкам героев; - анализировать поступки и характер героев; - правильно и осознанно читать; - составлять план к произведению. Поэтическая тетрадь 1 Знать: - образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; - наизусть 3 произведения. Уметь: - находить в тексте образные языковые средства; - ориентироваться в тексте; - давать характеристику герою и выявлять причины его поступков; - отличать лирические произведения от других. Сказки русских писателей Знать: - чем отличается литературная сказка от народной; - произведения В.Ф.Одоевского, В.М.Гаршина, П.П.Бажова, С.Т.Аксакова. Уметь: - анализировать рассказ, с целью выявления мотивов и причин поступков героев; - делить текст на смысловые части. Делу время – потехе час Знать: - произведения Е.Л.Шварца, В.В.Галявкина, В.Ю.Драгунского. Уметь: - делить текст на части; - выделять главное в произведении; - составлять план; - пересказывать, пользуясь планом; - подбирать синонимы и антонимы к словам. Страна далекого детства Знать: - творчество Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко; Уметь: - давать характеристику героям рассказа; - анализировать эмоциональное состояние героев; - находить и осознавать главную мысль рассказа и выражать своё отношение к нему; - пересказывать кратко текст; - выражать своё отношение к прочитанному. Поэтическая тетрадь 2 Знать: - наизусть 3 произведения; Уметь: - отличать стихи от прозы; - подбирать синонимы и антонимы к словам; - выразительно читать стихотворения. Природа и мы Знать: - произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.И.Куприна, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.П.Астафьева. Уметь: - анализировать характер и поступки героев; - пересказывать тексты от третьего лица; - делить текст на части, озаглавливать каждую часть; - составлять сравнительное описание на основе текста. Поэтическая тетрадь 3 Знать: - наизусть 3 произведения. Уметь: - понимать язык поэзии; - выразительно читать стихотворения. Поэтическая тетрадь 4 Знать: - поэтические произведения о Родине; Уметь: - понимать поэтические произведения о Родине; - делить текст на части; - подбирать синонимы к словам; - правильно, выразительно читать. Страна «Фантазия» Знать: - новый жанр литературы – научная фантастика. Уметь: - прогнозировать содержание, составлять характеристику персонажа; - анализировать поступки героев; - составлять картинный план. Зарубежная литература Знать: - творчество писателей зарубежной литературы данного раздела. Уметь: - пересказывать текст от первого лица; - делить текст на части, озаглавливать каждую часть, составлять картинный план; - анализировать поступки героев; - работать с иллюстрацией; - отстаивать свою точку зрения. Учебно-методическое обеспечение.
Список литературыЛитература для учащихся:
Пособия для учителя:
|
![]() | Учебник Программа Литературное чтение. Климанова Л. Ф. и др учебник «Родная речь». 1 класс. Москва. «Просвещение». 2010г | ![]() | Тематическое планирование литературное чтение. Учебник: литературное чтение Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. в 2-х частях, Москва «Просвещение»2010г Учебник: литературное чтение – Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. в 2-х частях, Москва «Просвещение»2010г |
![]() | Учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. М.: Просвещение, 2005. Климанова, Л. Ф Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2–4 классов четырехлетней начальной школы», утверждённой... | ![]() | Список учебников для 3 класса Русский язык РамзаеваТ. Г. «Русский язык» уч для 3 кл. М. Дрофа, не ранее 2011г ... |
![]() | Перечень учебников на 2013-2014 год по мбоу сош №34 Горецкий В. Г. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука. Просвещение Зеленина Л. М. Русский язык. Дрофа Моро М. И. Математика.... | ![]() | Учебник для 4 класса. М.: Просвещение, 2006. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». М.: Просвещение, 2005 Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... |
![]() | Учебник: «Родная речь», 2 класс, М., «Просвещение», 2008 г | ![]() | Учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение, 1 класс, (фгос), Москва, «Просвещение», 2011 |
![]() | Литература Климанова Л. Ф, Горецкий В. Г, Голованова М. М «Литературное чтение» Канакина В. П.,Горецкий В. Г «Русский язык» «Просвещение». Рабочая тетрадь по русскому языку | ![]() | Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева М.: Просвещение, 2012 Л. Ф. Климанова. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева – М.: Просвещение,... |
![]() | Учебник 2 Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. «Литературное чтение» 1 класс |