Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля icon

Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля



НазваниеВиды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля
Дата конвертации27.12.2012
Размер159.5 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /kontrol/АНАЛИЗ УРОКА1.doc
2. /kontrol/Анализ диктанта.doc
3. /kontrol/Анализ среза.doc
4. /kontrol/Анализ урока.doc
5. /kontrol/ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММ о.doc
6. /kontrol/Внутришкольный контроль.doc
7. /kontrol/Гигиенические требования к уроку.doc
8. /kontrol/Лист наблюдения.doc
9. /kontrol/НОРМЫ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.doc
10. /kontrol/ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА.doc
11. /kontrol/Основные блоки внутришкольного контроля и примерные вопро....rtf
12. /kontrol/Оценка эффективности урока в вербальных.doc
13. /kontrol/ПАМЯТКА для бесед на конец четв.doc
14. /kontrol/ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ УЧАЩИМИСЯ.doc
15. /kontrol/Проверка дневников.doc
16. /kontrol/Справка по результатам проверки тетрадей.doc
Анализ урока
Анализ срезовой к/р (диктанта) по русскому языку
Анализ результатов срезовой контрольной работы по
Справка по итогам анализа урока
Выполнение программ год учитель
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля
Рационально нерационально
Задачи урока
Контрольная работа. Примеры
Общие вопросы посещения и анализа урока
Основные блоки внутришкольного контроля и примерные вопросы тематических проверок Основные блоки внутришкольного контроля Блок Реализация прав граждан на образование
Оценка эффективности урока в вербальных показателях
Памятка для беседы с учителями по итогам четверти
Порядок ведения тетрадей учащимися
Справка по итогам проверки дневникоа Цель проверки
Цель проверки: Дата проверки

Любое направление управленческой деятельности надо начинать с изучения нормативно-правовой базы, познакомиться с двумя документами: указанием Министерства общего и профессионального образования РФ от 13 июля 1998 г. № 577–30 «О введении в действие инструкции о порядке инспектирования» и письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 июня 1998 г. № 22-06-648 «Об усилении контроля в общеобразовательных учреждениях».

Кратко напомню общие требования к контролю за состоянием преподавания учеб­ных предметов.

Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ.

Формы контроля: административная; методическое наставничество; взаимоконтроль; самоконтроль.

Цели контроля: реализация задач самообразования педагога в организации учебно-воспитательного процесса; достижение учащимися обязательного и дополнительного уровней образования по предмету; диагностика учебных возможностей учащихся; использование педагогом воспитательных возможностей урока; формирование общеучебных умений и навыков у учащихся на уроках.

Задачи контроля: проконтролировать деятельность учителя (выполнение программ, уровень учащихся и т.п.), определить ее результативность; оказать учителю свое-временную помощь; изучить и обобщить его положительный опыт.

Этапы контроля: постановка цели; выбор объекта и планирование; определение субъекта контроля (исполнителя); сбор и обработка информации; подведение итогов; выработка предложений и рекомендаций.

Методы контроля: наблюдение; интервьюирование; анкетирование; выборочное специальное собеседование; административные проверки; индивидуальные беседы (с учащимися, родителями, коллегами); изучение документации (журналов, планов работы, ученических тетрадей и т.п.).

Виды контроля: плановый — посещение уроков по плану-графику администрацией с целью изучения методики работы данного учителя или проведения административных работ; тематический — посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранных структур уроков, сочетания форм, методов и средств обучения; классно-обобщающий — посещение уроков в течение рабочей недели в од­ном классе с целью сравнения эффективности организационной дея­тельности учителей и изучения системы работы каждого ученика, его самостоятельности, активности, инициативы, качества выполнения заданий и решения учебных задач урока; комплексный — посещение уроков разных учителей в течение дня в од­ном классе с целью оценки объема получаемой учеником информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, вы­полнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики урока; оценка работо­способности учащихся одного и того же класса у разных учителей; оценочный — посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических прие­мов обучения возрастным особенностям учащихся.

Существуют и другие виды: выборочный — посещение уроков по плану администрации без преду­преждения учителя с целью проверки его готовности к занятиям (иногда, только в случае оперативной необходимости); целевой — посещение уроков с приглашением специалиста (оценка знаний и мыслительных умений учащихся, методов работы учителя, формирования практических умений учащихся и т.п.); фронтальный — посещение уроков с целью глубокой и всесторонней проверки по всем вопросам деятельности учителя или группы учите­лей.

Отражение результатов контроля: личная беседа; заседание педагогического или методического совета; совещание при директоре; заседание методического объединения; психолого-педагогический консилиум.

Форма оформления: аналитическая справка; справка о результатах инспектирования; доклад о состоянии дел по проверяемому вопросу; комплексно-целевая программа.

Хочу особенно подчеркнуть, что результативность контроля будет эффективной только при сотрудничестве (именно сотрудничестве!) администрации и учителей. Можно обозначить четыре основных этапа этой совместной работы.

Планирование

Для того чтобы упорядочить и привести в систему внутришкольный контроль (в том числе и посещение уроков), предлагаю использовать два графика. В начале учебного года они вывешиваются в учитель-ской, так что ваши действия приобретают открытый и гласный характер.


Для систематизации этой работы желательно на каждого учителя завести учетную карточку. Она поможет вам, по крайней мере, в трех случаях: во-первых, избежать дублирования и повторений, во-вторых, окажет помощь при аттестации педагога, особенно при написании представления, а в-третьих, легко вести статистику и быстро отчитываться перед начальством о количестве посещенных уроков. Вот как выглядит такая карточка (см. ниже).


Индивидуальная карта инспектирования учителя на 2006/07 учебный год

Чернышёва Татьяна Геннадьевна — учитель истории и обществознания


Дата

Кто?

Вид инспект.

Объект контроля

Предмет

Класс

Цель контроля

Форма контроля

Вид контроля

Методы

контроля

Результат

где рассм.

оформ-ление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Примерные программы наблюдения

Ниже приводятся примерные программы, которые нам предлагают ученые. Вы можете или взять их полностью, либо что-то переработать, а можете, если поднапрячься, составить свою, уже с учетом педагогических особенностей конкретного учителя. Программа вручается учителю заранее, чтобы обес­печить его сотрудничество с представителем администрации, стимулировать к непрерывному самообразованию.

Программа первая. Цель посещения: изучить практику управления процессом разви­тия мыслительной деятельности учащихся на уроке и вы­явить условия ее совершенствования.

1. Какие формы организации мыслительной деятель­ности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию интеллекта каждого школьника?

2. Учит ли учитель учащихся сравнивать, анализиро­вать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Ка­ковы результаты этой работы?

3. К каким средствам активизации внимания и мыш­ления учащихся чаще всего обращается учитель? Обеспе­чивают ли они их развитие?

4. На какой характер деятельности рассчитаны зада­ния для учащихся? Способствуют ли они включению каж­дого школьника в самостоятельный поиск знаний?

5. Как развивается речь учащихся? Видны ли резуль­таты этой работы? В чем они проявлялись на уроке?

6. Место и роль игровых приемов при включении уча­щихся в различные виды мыслительной деятельности.

7. Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся.

8. Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслитель­ной деятельности.

Программа вторая. Цель посещения: изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на уроке познавательной актив­ности школьников.

1. Какие формы и методы использует учитель для ак­тивизации учебно-познавательной деятельности учащих­ся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влия­ет на результаты УПД?

2. К каким средствам активизации внимания и мыш­ления прибегает учитель? Эффективность их использова­ния в коррекции указанных психических процессов.

3. Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мо­тивы учения? Особые приемы, к которым прибегает учи­тель при общении с учащимися разного возраста и уровня интеллектуального развития.

4. Новизна подходов учителя к организации индиви­дуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся?

5. Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли про­движение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.)?

Программа третья. Цель посещения: выявить пути повышения эффективности и ка­чества учебно-воспитательного процесса.

1. Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков?

2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии?

3. Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом?

4. Новые подходы учителя к отбору содержания, форм и методов обучения в целях гуманитаризации этого процесса и повышения его воспитательной результатив­ности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке? Каковы результаты?

Программа четвертая. Цель посещения: проверить, как учитель организует самостоя­тельную работу.

1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели.

2. Изучить, какие виды самостоятельных работ прак­тикует учитель, какова методика их проведения.

3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков.

4. Установить, в какой мере осуществляется диффе­ренциация самостоятельных работ.

5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки.

Программа пятая. Цель посещения: определить эффективность работы учителя по формированию у учащихся вычислительных навыков. Программа:

1. Пронаблюдать, какие меры и приемы использует учитель по формированию вычислительных навыков на разных этапах урока.

2. Проследить, какое место на уроке отведено устным и письменным тренировочным упражнениям.

3. Выяснить, какова степень сложности формируемых вычислительных умений и навыков.

4. Выявить, какие виды дидактических средств использует учитель для вычислительной тренировки учащихся (учебник, раздаточные материалы, тетради с печатной основой и др.).

5. Обратить внимание, обучает ли учитель приемам рационализации счета и способам самоконтроля.

Программа шестая. Цель посещения: выявить и оценить пути формиро­вания умений у школьников осуществлять самоуправле­ние учебно-познавательной деятельностью (УПД).

1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность: последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану); выделять главное в излагаемом материале.

2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля: сличение промежуточного и конечного результатов с целью; обучение специальным приемам самоконтроля (ре­шение задачи несколькими способами, прикидка резуль­тата и др.); умение увидеть ошибку в работе товарища в про­цессе взаимопроверки; самооценка качества выполнения работы.

3. Обучал ли учитель работать учащихся в определен­ном темпе: обучение рациональным приемам деятельности; самоорганизация в учебной деятельности; концентрация внимания.

4. Оценить, как обучение общеучебным умениям ска­залось на результатах деятельности учащихся (их актив­ности, внимательности и т.д.).

Программа седьмая. Цель посещения: изучить работу учителя по организации процес­са обучения.

1. Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по приня­тию дидактической цели урока и задач его этапов.

2. Какие средства активизации использовал учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала?

3. Выделял ли учитель базисное содержание, подле­жащее обязательному усвоению?

4. Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями?

5. Адаптировал ли учитель к интересам и возможнос­тям ученика учебное содержание, методы и приемы обуче­ния, формы организации УПД?

Как оформить свои наблюдения

Каждый найдет удобную для себя форму записи хода урока. По большому счету это не так уж и важно, самое главное, что и как вы скажете учителю. Нет смысла пересказывать ход урока, важно сосредоточиться на ключевых моментах, на том, что получилось удачно, а что не получилось.

Впрочем, для удобства можно заранее заготовить листы-трафареты.


Анализ внеклассной деятельности


В планировании внутришкольного контроля есть мероприятия, которые называют открытыми. Классные руководители, учителя-предметники присутствуют на внеклассном мероприятии, а затем анализируют его содержательную сторону.

Внеклассное мероприятие можно анализировать по следую­щим пунктам:

1. Соответствует ли содержание внеклассного мероприятия его целям и достигнутым результатам?

2. Соответствовало ли внеклассное мероприятие возрастным особенностям учащихся?

3. Учтены ли были индивидуальные особенности отдельных учащихся в мероприятии, и на каких этапах?

4. Каков был уровень организации внеклассного мероприя­тия?

5. Выдержано ли было мероприятие во времени?

6. Было ли внеклассное мероприятие системным или пред­ставляло собой набор несвязанных между собой фактов?

7. Каково было отношение учащихся к мероприятию?

8. Все ли учащиеся класса принимали в нем участие?

9. Кто из ребят был, по вашему мнению, самым активным, чье участие вам понравилось больше всего?

10. Поведение каких учащихся вызвало у вас тревогу?

11. Какие эмоции вызвало внеклассное мероприятие у уча­щихся класса?

12. Какой была атмосфера внеклассного мероприятия?

13. Какие моменты внеклассного мероприятия вам понрави­лись больше всего и почему?

14. Какие моменты внеклассного мероприятия вам не понравились и почему?

В анализе внеклассного мероприятия можно использовать и такую диагностику.

В таком анализе внеклассного мероприятия могут участвовать все присутствовавшие на нем коллеги. Он является достаточно ин­формативным.


Психолого-педагогический анализ внеклассного мероприятия.

Оценить внеклассное мероприятие по 10-ти балльной шкале.



Критерий

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Целесообразность































Соответствие результа­та целям































Соответствие формы содержанию































Организованность уча­щихся































Активность учащихся































Атмосфера мероприя­тия































Степень взаимодейст­вия учащихся класса, умение общаться друг с другом































Сила эмоционального воздействия меро­приятия на учащихся































Значимость данного мероприятия для всей системы воспитатель­ной работы в классе

































В конце данной диагностики коллеги отвечают на следующие вопросы:

- самый сильный момент мероприятия...

- самый слабый момент мероприятия...

- на что, на ваш взгляд, необходимо обратить внимание классному руководителю в работе с классом...

В конце внеклассного мероприятия классный руководитель дает возможность самим учащимся оценить свое участие и участие своих товарищей в проведенном мероприятии по следующему образцу.

В сегодняшней нашей встрече

- мне понравилось...

- мне не понравилось...

- мне хотелось бы, чтобы...

- мне не хотелось бы...




Похожие:

Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconФормы и виды контроля (аттестации)
Данное положение разработано с целью выработки единых подходов к формам, порядку и периодичности контроля знаний обучающихся
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconСистема контроля педагогического процесса планирование контроля Изучение документации Педагогический совет Карта наблюдений ноу – хау (автор Денякина) Индивидуальное
Как видно, предлагаемая система контроля включает в себя три больших раздела, которые тесно взаимосвязаны между собой и вытекают...
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconАналитическая справка об итогах контрольных работ за 1 полугодие 2011 – 2012 учебного года
Цель контроля: проверка эффективности проведенной коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях и умениях, выявленных в ходе...
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconВиды административных наказаний
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconСроки Вопросы контроля
Проведение диагностических контрольных работ в 11 –х классах по русскому языку, математике согласно графику
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconСроки Вопросы контроля
Проведение диагностических контрольных работ в 11 –х классах по русскому языку, математике согласно графику
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconПлан работы комитета по образованию на апрель 2012 года
Плановая проверка отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере образования управления Алтайского края по образованию...
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconВиды административных правонарушений. Не забывайте
При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или законных представителей (ст....
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconДиректоры или директора?
В связи с этим формы на -а (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря. Формы же на -ы (-и)...
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconПлан работы школьного мо учителей русского языка и литературы на 2012 2013 учебный год
Проведение административных контрольных работ по русскому языку за первую четверть текущего учебного года
Виды инспектирования: плановая или оперативная проверка; мониторинг; проведение административных работ. Формы контроля iconПоложение о внутришкольном контроле Основные направления внутришкольного контроля: выполнение Закона РФ «Об образовании»
На основе анализа материалов проверок, инспектирования заместители директора подготавливают
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы