|
МОУ СОШ № 21. С. Архиповское. Русский язык. ГИА. 6 вариант Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 декабря 2010 года 9 класс Вариант № 6 Район __________________________________ Город (населенный пункт) ________________________________ Школа __________________ Класс ____________________ Фамилия ________________________________________________ Имя ____________________________________________________ Отчество ________________________________________________ Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 6 заданий с выбором ответа (А1—А3) и 14 заданий с кратким ответом (В1— В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1—А3) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1—В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведенном для этого месте словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе. Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочтите текст и выполните задания А1—А3; В1—В14; С2. (1)Сразу после перемены Анна Николаевна задала вопрос: — (2)Кто записался в библиотеку? (3)Руки подняли все. — (4)3начит, Татьяну Львовну все знаете? — спросила она. (5)Класс радостно загалдел. — (6)И знаете, что библиотека закрыта? (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. (9)Просит нас помочь. (10)Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили. (11)Сами понимаете, время-то военное » . (12)Анна Николаевна ни к чему не призывала, ничего не требовала. -(13)Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка все отчётливее проступала на лице. (14)Её взгляд скользил по рядам, и, точно следуя взгляду учительницы, мы поднимали руки. — (15)Я не сомневалась, — сказала она. (16)Когда мы пришли после уроков к библиотеке, там уже гудела целая толпа. (17)На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало. — (18)Что ж, — сказала Анна Николаевна, — придётся подождать. (19)Наверное, сейчас подойдут пильщики. (20)Мы потоптались полчаса — никого не было. (21)Толпа стала редеть. (22)Среди самых старших я увидел девчонку, с которой разговаривал днём. (23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного- погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала: — (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать! " — (26)Не страшно, — ответила Анна Николаевна, — зато останутся самые ответственные. (27)Она сказала это громко, чтобы слышали не только мы, но и все остальные, однако заволновалась. 28)Давайте принесём пилы, — сказала девчонка, — я, например, рядом живу. – — (29)Кто же пилить будет? — спросила Анна Николаевна. (ЗО)Заорали почти все мальчишки. (31)В общем, ещё минут через двадцать такой во дворе скрип поднялся! (32)Наверное, пил пять притащили. (33)А чтобы дело быстрей шло, работать решили изо всех сил и, раз народу много, часто меняться. (34)Немного погодя во дворе появился крепкий старик, как оказалось, дед той девчонки. (35)Он начал рубить дрова, да так, что только треск стоял. (36)А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна. — (37)Моя золотые! — закричала она еще издалека. — (38)Спасибо! (39)Анна Николаевна, голубушка! (40)Благодарствую! (41)Дети и книги не должны мбрзнуть! (42)Никогда! (По А. Лиханову) Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества — становление характера подростка— проходит через десятки произведений: повести «Звезды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм. Задания А1—А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1—А3 обведите кружком. А1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему можно сказать, что одноклассники героя-рассказчика любили ходить в библиотеку?» 1) — (4)3начит, Татьяну Львовну все знаете? — спросила она. (5)Класс радостно загалдел. 2) — (6)И знаете, что библиотека закрыта? (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. 3) (16)Когда мы пришли после уроков к библиотеке, там уже гудела целая толпа. 4) — (37)Мои золотые! — закричала она ещё издалека. — (38)Спасибо! (39)Анна Николаевна, голубушка! (40)Благодарствую! А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «скользил» (предложение 14). 1) был неустойчивым 2) плавно двигался 3) был двусмысленным 4) распространялся А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова. 1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. 2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице. 3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало. 4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна. Задании В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Отиты на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами. В1 Замените разговорное слово «растащили» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. Ответ: _______________________________________________ В2 Из предложений 23—24 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: ________________________________________________ ВЗ Из предложений 7—8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения. Ответ: ________________________________________________ В4. Из предложений 23—26 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса –Н- , пишется НН». Ответ: ________________________________________________ В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове, Когда мы пришли после уроков к библиотеке, (1) там уже гудела целая толпа. На двери по-прежнему висел замок,(2) а во дворе валялись бревна,(3) сброшенные,(4) видно, (5), с машины как попало. Ответ: ______________________________________ В6 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью. Она просто смотрела на нас как на взрослых,(1) и улыбка всё отчётливее проступала на лице. Её взгляд скользил по рядам,(2) и, точно следуя взгляду учительницы,(3) мы поднимали руки. Ответ: _______________________________________ В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Она сказала это громко, (1)чтобы слышали не только мы,(2) но и все остальные,(3) однако заволновалась. — Давайте принесем пилы,(4)— сказала девчонка,(5) — я,(6) например,(7) рядом живу. Ответ: ________________________________________ В8 Замените словосочетание «пуховую шапку» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ________________________________________ В9 Выпишите грамматическую основу предложения 32. Ответ: _________________________________________ 810 Среди предложений 6—12 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________ В11 Среди предложений 34—39 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: __________________________________________ В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой. Ответ: ___________________________________________ В13 Среди предложений 19—23 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________________ В14 Среди предложений 31 — 35 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: __________________________________ Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. С ![]() Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения?)» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст А. Лиханова. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции пунктуационных знаков конца предложения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений текста: «Дети и книги не должны мёрзнуть! Никогда!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |