|
МОУ СОШ № 21. С. Архиповское. Русский язык. ГИА. 3 вариант Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 декабря 2010 года 9 класс Вариант №3 Район __________________________________ Город (населенный пункт) ________________________________ Школа __________________ Класс ____________________ Фамилия ________________________________________________ Имя ____________________________________________________ Отчество ________________________________________________ Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 6 заданий с выбором ответа (А1–А3) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А3) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала работы разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14. (1)Вот так штука! (2)Голос мой, оказывается, достиг ценителя и проповедника искусств – Ирочки, которая немедленно мобилизовала меня в самодеятельность, потому что я и раньше неплохо пел. (3)Я даже приз однажды получил на районной олимпиаде – коробку шоколадных конфет. (4)Я угощал конфетами ребят и девчонок наших, детдомовских…. (5)И вот стою я в палате выздоравливающих (здесь в прежние времена был школьный спортзал) и под баян пою грустную-грустную песню: (6) Не надейся, рыбак, на погоду, А надейся на парус тугой. (7)Не надейся на тихую воду, Острый камень лежит под волной… (8)На баяне играет Рюрик. (9)Рюрик, по-моему, человек неистребимый. (10) Он весь в осколках. (11)Один осколок даже пробил ему щёку. (12)Рюрик кладёт пробитую щеку на баян и выводит так, будто не в палате находится, а где-то на реке или на озере в закатный час и печалится он вместе с угасающим днём, и я печалюсь вместе с ним. (13)А баян ведёт меня, требует не отставать. (14)Сразу солнце заплещется рыбкой, И лучи серебром заблестят. (15)Если мать провожала с улыбкой, То с улыбкой вернёшься назад… (16)Пока Рюрик пробегает проигрыш, я жду и мысленно успеваю пройтись по всей своей девятнадцатилетней жизни, такой ещё небольшой, такой нескладной и всё-таки моей, дорогой мне жизни. (17)Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать. (18)Никто не провожал. (19)Я сам уехал в армию, добровольно, один. (20) И встречать никто не будет. (21)Вот выйду из госпиталя инвалидом, ни к труду, ни к жизни не приспособленным… (22)Умереть бы мне здесь. (23)Вот тогда бы, может, и пожалели обо мне все… (24)Я окидываю взглядом палату: койки, койки, койки. (25)Весь спортзал набит ими. (26)На койках лежат и сидят раненые. (27)Молодые и старые, русские и нерусские, с прическами и без причесок, с костылями и без костылей, с руками и без рук, с ногами и без ног. (28)Горе людское собралось сюда и слушает мою песню. (29)Я уже давно и тушеваться перестал. (30)Я сам раненый, я почти убитый, и потому я знаю, чего от меня ждут. (31) И я обнадёживаю их, этих знакомых мне и незнакомых изувеченных людей: (32)Если мать провожала с улыбкой, То с улыбкой вернёшься назад… (33)Я не пою, я почти говорю им это твердым голосом, из которого исчезла моя, такая ещё жиденькая печаль, печаль хотя и много уже повидавшего, но всё же девятнадцатилетнего человека. (34)И я вижу, что мне поверили. (35) Однорукие стучат о колени, лежащие колотят костылями об пол: аплодисменты. (36)«Поклонись, поклонись, Мишка! (37)Полагается!» – слышу шепот Рюрика. (38)Я выскочил из палаты. (39)Мне теперь всё нипочём. (По В.Астафьеву) Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1 – A3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания A1 – A3 обведите кружком. A1 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик к концу выступления «и тушеваться перестал»? 1) (2) Голос мой, оказывается, достиг ценителя и проповедника искусств – Ирочки, которая немедленно мобилизовала меня в самодеятельность, потому что я и раньше неплохо пел. 2) (8) На баяне играет Рюрик. 3) (16) Пока Рюрик пробегает проигрыш, я жду и мысленно успеваю пройтись по всей своей девятнадцатилетней жизни, такой ещё небольшой, такой нескладной и всё-таки моей, дорогой мне жизни. 4) (30) Я сам раненый, я почти убитый, и потому я знаю, чего от меня ждут. A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «нескладной» (предложение 16). 1) неуклюжей 2) несоразмерной 3) неустроенной 4) несвязной A3 В каком предложении средством выразительности речи является метафора? 1) (28) Горе людское собралось сюда и слушает мою песню. 2) (17) Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать. 3) (1) Вот так штука! 4) (9) Рюрик, по-моему, человек неистребимый. Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами B1 Замените слово ТУШЕВАТЬСЯ из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ________________________________________ B2 Из предложений 21–23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: _________________________________________ B3 Из предложений 17–21 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется ее значением приближения, присоединения. Ответ: __________________________________________ B4 Из предложений 29–31 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида. Ответ: ___________________________________________ B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении. Однорукие стучат о колени,(1) лежащие колотят костылями об пол: аплодисменты. «Поклонись,(2) поклонись,(3) Мишка! Полагается!» – слышу шепот Рюрика. Ответ: _____________________________________________ B6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Рюрик кладёт пробитую щеку на баян и выводит так,(1) будто не в палате находится,(2) а где-то на реке или на озере в закатный час и печалится он вместе с угасающим днём,(3) и я печалюсь вместе с ним. Ответ: _______________________________________ B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями предложения, связанными подчинительной связью. Я не пою,(1) я почти говорю им это твердым голосом,(2) из которого исчезла моя,(3) такая ещё жиденькая печаль,(4) печаль хотя и много уже повидавшего,(5) но всё же девятнадцатилетнего человека. И я вижу,(6) что мне поверили. Ответ: ________________________________________ B8 Замените словосочетание В ЗАКАТНЫЙ ЧАС (предложение 12), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _________________________________________ B9 Выпишите грамматическую основу предложения 23. Ответ: B10 Среди предложений 24–28 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Ответ: _________________________________________ B11 Среди предложений 1–5 найдите предложение, включающее вставную конструкцию. Напишите номер этого предложения. Ответ: _________________________________________ B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ: __________________________________________ B13 Среди предложений 31–35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: __________________________________________ B14 Среди предложений 27–31 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________ Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков конца предложения в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки конца предложения?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Астафьева. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков конца предложения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предложение 39) : «Мне теперь всё нипочём». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. О ![]() Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой работы по русскому языку дается 2 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 29 заданий | ![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы ... |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей | ![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей |
![]() | Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно справиться с работой На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей | ![]() | Егэ по русскому языку Рекомендации по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут) |
![]() | Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей Охватывает значительный объём текста, иногда – сюжет, образы персонажей |