|
МОУ СОШ № 21. С. Архиповское. Русский язык. ГИА. 18 вариант Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 декабря 2010 года 9 класс Вариант №4 Район __________________________________ Город (населенный пункт) ________________________________ Школа __________________ Класс ____________________ Фамилия ________________________________________________ Имя ____________________________________________________ Отчество ________________________________________________ Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 6 заданий с выбором ответа (А1–А3) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А3) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала работы разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14. (1) Как-то я возвращался из школы. (2) Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел. (3) Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград. (4) – Эй, кто это расхищает колхозное добро?! – раздался вдруг грозный окрик. (5) От испуга нога у меня скользнула по стволу, и я чуть не свалился с дерева. (6) Внизу стоял мой сосед Илико, в своей неизменной соломенной шляпе, с переброшенной через плечо веревкой. (7) Рядом была тощая старая коза, которая, жуя траву, тоже смотрела вверх. (8) – Кто дал тебе право распоряжаться колхозным виноградом? (9) Нечистая сила ты, что ли? (10) Отвечай сейчас же! (11) – Дьявол я, дьявол! – крикнул я сверху Илико, зная, что лень ни за что не позволит моему другу карабкаться по стволу. (12) – Будь ты трижды дьявол, все равно должен знать, что колхозная плантация – это тебе не райский сад, чтоб каждый голодный проходимец обжирался тут виноградом! (13) Спускайся вниз, или живо сниму тебя оттуда из ружья! (14) – Не сойду! (15) – И не надо, я подожду, мне спешить некуда. (16) Я продолжал спокойно уплетать виноград. (17) Наконец Илико, уже полчаса сидевший под деревом, снова окликнул меня. (18) – Бандит проклятый, если было бы у меня ружье, давно б вниз тебя спустил! (19) Да что ты там делаешь целый час? (20) – Гнездо себе вью! – ответил я. (21) – По-хорошему тебе говорю: спустись вниз и добровольно следуй за мной в контору! (22) – Не спущусь! (23) Тут только Илико заметил на суку мою школьную сумку. (24) – Ага, сейчас узнаю, кто ты такой, где твоя школа находится! (25) Илико устроился поудобнее, и на землю полетело содержимое моей сумки. (26) "Как закалялась сталь", – прочел он. (27) "В поисках убийцы", "Витязь в тигровой шкуре"... (28) – Да где ты учишься, Ломоносов, что ни тетради, ни дневника у тебя нет?.. ну, будет тебе сейчас за воровство! – обозлился совсем потерявший надежду Илико. (29) – Это я, Зурико, дядя Илико! (30) – О-о-о, Зурико, здравствуй, дорогой! (31) Скатывайся сейчас же вниз да захвати с собой пару гроздей! (32) Я так и сделал, вытер о штаны липкие пальцы и пожал руку Илико. (33) – Целый час мне, старому, голову морочил! (34) Все теперь пошло насмарку! (35) Уже полгода, как я работаю полевым сторожем. (36) А вчера на собрании, где итоги подводили, получил нагоняй от председателя: лови, мол, нарушителей, или сниму с поста... (37) Как только увидел я вора на дереве, сразу подумал, что спасся! (38) Поймаю сейчас его, отведу в контору. (39) Ну да ладно, теперь, наверное, отведу председателю козу да скажу ему: виноград ворует. (40) – А коза-то чья? (41) – Моя… ты что, первый раз ее видишь? (42) – Но ведь она носила бороду? (43) – Я ее остриг. (44) А то что выйдет: сторож поймал собственную козу, которая ела колхозный виноград? (45) Все равно в ней никакого проку: доиться не хочет, и на мясо она не годится – только кожа да кости остались. (46) От нее, негодной, мне, может, один только убыток. (47) Ну, я пошел дальше, дорогой! (48) Спасибо за виноград, а то глотка совсем пересохла! (49) – До свидания, Илико! (50) ...Прошел месяц, и в награду за отличную работу Илико получил от правления колхоза ту же самую козу, которая теперь заметно поправилась и даже, казалось, помолодела ... (По Н. Думбадзе) Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1 – A3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания A1 – A3 обведите кружком. А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Илико не стал силой снимать нарушителя с дерева?» 1) Илико боялся, что выстрелом он может случайно ранить или убить мальчика. 2) Илико уверен, что нарушитель не может ослушаться приказа сторожа. 3) Ленивому Илико не хотелось лезть наверх, чтобы тащить нарушителя с дерева. 4) Старый Илико не смог бы забраться на дерево, чтобы снять оттуда нарушителя. А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «добро» (предложение 4). 1) положительное начало в нравственности, противоположное злу 2) доброе дело, добрые поступки 3) имущество, ценные вещи 4) то, что хорошо, приятно А3 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1 – 4: Как-то я возвращался из школы. Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел. Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград. – Эй, кто это расхищает колхозное добро?! – раздался вдруг грозный окрик. 1) синонимы 2) олицетворение 3) гипербола 4) слова научного стиля Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками). В1 Замените слово СКАТЫВАЙСЯ в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ____________________________________________ В2 Из предложений 30 – 32 выпишите слово с чередующейся в зависимости от глагольного суффикса безударной гласной в корне. Ответ: ____________________________________________ В3 Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Ответ: ____________________________________________ В4 Из предложений 5 – 6 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксах -ЕНН-, -ОНН- отыменных прилагательных пишется НН». Ответ: ____________________________________________ В5 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции. От нее,(1) негодной,(2) мне,(3) может,(4) один только убыток. Ну,(5) я пошел дальше,(6) дорогой! Ответ: ____________________________________________ В6 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения. Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев,(1) но я терпел. Сил хватило ненадолго,(2) я повесил сумку на сук,(3) быстро очутился на дереве,(4) на самой верхушке,(5) и принялся за виноград. Ответ: ____________________________________________ В7 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. От испуга нога у меня скользнула по стволу,(1) и я чуть не свалился с дерева. Внизу стоял мой сосед Илико,(2) в своей неизменной соломенной шляпе,(3) с переброшенной через плечо веревкой. Рядом была тощаястарая коза,(4) которая,(5) жуя траву,(6) тоже смотрела вверх. Ответ: ____________________________________________ В8 Замените словосочетание СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ____________________________________________ В9 Выпишите грамматическую основу из предложения 16. Ответ: ____________________________________________ В10 Среди предложений 33 – 39 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий). Ответ: ____________________________________________ В11 Среди предложений 33 – 39 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________ В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ: ____________________________________________ В13Среди предложений 11 – 18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________ В14 Среди предложений 45 – 50 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями). Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________ Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи ![]() Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Н. Думбадзе. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 39: «Ну да ладно, теперь, наверное, отведу председателю козу да скажу ему: виноград ворует». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой работы по русскому языку дается 2 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 29 заданий | ![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы ... |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей | ![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей |
![]() | Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно справиться с работой На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей | ![]() | Егэ по русскому языку Рекомендации по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут) |
![]() | Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей Охватывает значительный объём текста, иногда – сюжет, образы персонажей |