|
МОУ СОШ № 21. С. Архиповское. Русский язык. ГИА. 16 вариант Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 декабря 2010 года 9 класс Вариант № 16 Район __________________________________ Город (населенный пункт) ________________________________ Школа __________________ Класс ____________________ Фамилия ________________________________________________ Имя ____________________________________________________ Отчество ________________________________________________ Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 6 заданий с выбором ответа (А1–А3) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А3) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала работы разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14. (1) Учебный год я опять закончил с осенней переэкзаменовкой по русскому языку, поэтому опять все лето два раза в неделю я ходил заниматься на дом к учительнице. (2) Вознаграждение за ее мужественный труд выплачивалось натурой: полпуда лобио, четыре головки подвяленного сыра и пуд вина с нового урожая. (3) Мой учебный день начинался так. (4) – Вставай, бездельник, хватит тебе валяться, ты ведь опоздаешь! – доносился со двора голос бабушки. (5) Я вздрагивал, забирался под простыню, и прерванный сон продолжался. (6) Окончательное и бесповоротное пробуждение наступало в момент, когда вместе с ушатом воды на мою грешную голову обрушивались громы и молнии, исторгаемые бабушкой. (7) – В кого только ты уродился, скажи, бездельник? (8) – Ну что тебе от меня нужно? – возмущался я, вытирая с лица воду простыней. (9) – Смерти твоей, лентяй! (10) Похоронила бы тебя и оплакивала бы по-русски, да, по-русски! (11) Вся Россия по-русски говорит, а ты что за бестолочь такая? (12) Ну назови мне кого-нибудь в нашей семье, чтоб русского не знал? (13) Эх, бедный твой дед, который, семь лет прожив в России, по-русски говорил лучше самого начальника почты Ивана! (14) – Што ви гаваритэ! – подражая деду, удивлялся я на ломаном русском. (15) – Да, да, не таращь, пожалуйста, глаза! (16) Два часа покойный говорил с Иваном, два часа слушал его Иван с разинутым ртом, а потом повернулся к народу и сказал, что подобной русской речи он в жизни своей не слышал. (17) Вот как оно было! (18) – Нэ можэт бить! – опять удивлялся я, после чего следовали знакомый свист хворостины и мое поспешное бегство к дому учительницы. (19) – Здравствуйте, учительница! – представал я пред очи учительницы Заблоны. (20) – Здравствуй! (21) Что мы сегодня будем делать? – вопрошала она. (22) – Сегодня? (23) Закончу вам прополку кукурузы, потом корову на выпас, потом сбегаю на дядину мельницу, а потом уроки, – говорил я, мешая русские и грузинские слова. (24) – Ну, валяй! – благословляла учительница, и я приступал к занятиям. (25) После полудня меня начинали опрашивать по пройденному материалу. (26) – Как с кукурузой? (27) – Все в порядке, учительница! (28) – На дядину мельницу сходил? (29) – Сходил, учительница! (30) – Корову напоил? (31) – Напоил, учительница! (32) – Что такое грамматика? (33) – Грамматика – греческое слово! (34) – Все правильно, молодец, ты хороший мальчик! (35) Ну беги домой! (36) Однажды утром, прямо перед занятием, во дворе заскрипела калитка, и к нам пожаловал сосед Илико. (37) – Ольга, дорогая моя, одолжи-ка сегодня мне своего полиглота Зурико! (38) – Да? А русскому языку, может, ты его будешь обучать, так что ли? (39) – А что, я не хуже Заблоны могу научить: поставлю его на прополку огорода и ни лобио, ни вина за это не возьму! (40) – А переэкзаменовку тоже ему осенью зачтешь? (41) Нет, пускай как все люди у учителя занимается! (По Н. Думбадзе) Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1 – A3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания A1 – A3 обведите кружком. А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему бабушка требовала, чтобы Зурико летом дополнительно занимался с учительницей русского языка?» 1) Бабушка, несмотря на сопротивление внука, стремилась воспитать в нем любовь к знаниям. 2) Бабушка не хотела проблем, которые могли бы возникнуть у Зурико осенью в школе. 3) Бабушка, понимая всю сложность ситуации, требовала от внука соблюдения дисциплины. 4) Бабушка знала, что только дополнительные занятия помогут внуку освоить нелегкий предмет. А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «благословлять» (предложение 24). 1) совершать над кем-либо обряд благословения 2) благодарить, признать прекрасным 3) давать согласие, позволение 4) демонстрировать безразличие к чему-либо А3 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 20 – 24: − Здравствуй! Что мы сегодня будем делать? − вопрошала она. − Сегодня? Закончу вам прополку кукурузы, потом корову на выпас, потом сбегаю на дядину мельницу, а потом уроки, − говорил я, мешая русские и грузинские слова. − Ну, валяй! − благословляла учительница, и я приступал к занятиям. 1) фразеологический оборот 2) эпитет 3) слова возвышенного стиля 4) гипербола Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками). В1 Замените слово ВАЛЯЙ в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ____________________________________________ В2 Из предложений 7 – 8 выпишите слово с чередующейся в зависимости от глагольного суффикса безударной гласной в корне. Ответ: ____________________________________________ В3 Из предложений 1 – 2 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Ответ: ____________________________________________ В4 Из предложений 1 – 2 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксах -ЕНН-, -ОНН- отыменных прилагательных пишется НН». Ответ: ____________________________________________ В5 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции. − Все правильно,(1) молодец,(2) ты хороший мальчик! Ну беги домой! Однажды в день занятий к нам во двор пожаловал сосед Илико. − Ольга,(3) дорогая моя,(4) одолжи-ка сегодня мне своего полиглота Зурико! − Да? А русскому языку,(5) может,(6) ты его будешь обучать, так что ли? Ответ: ____________________________________________ В6 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения. − Вставай,(1) бездельник,(2) хватит тебе валяться,(3) ты ведь опоздаешь! − доносился со двора голос бабушки. Я вздрагивал,(4) забирался под простыню,(5) и прерванный сон продолжался. Окончательное и бесповоротное пробуждение наступало в момент,(6) когда вместе с ушатом воды на мою грешную голову обрушивались громы и молнии,(7) исторгаемые бабушкой. Ответ: ____________________________________________ В7 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения. Вся Россия по-русски говорит,(1) а ты что за бестолочь такая? Ну назови мне кого-нибудь в нашей семье,(2) чтоб русского не знал? Эх,(3) бедный твой дед,(4) который,(5) семь лет прожив в России,(6) по-русски говорил лучше самого начальника почты Ивана! Ответ: ____________________________________________ В8 Замените словосочетание ДЯДИНА МЕЛЬНИЦА (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ____________________________________________ В9 Выпишите грамматическую основу предложения 25. Ответ: ____________________________________________ В10 Среди предложений 3 – 9 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Ответ: ____________________________________________ В11Среди предложений 6 – 12 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________ В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ: ____________________________________________ В13 Среди предложений 31 – 37 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________ В14 Среди предложений 11 – 17 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. Ответ: ____________________________________________ Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. ![]() Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Н. Думбадзе. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 32 предложения текста: «А что, я не хуже Заблоны могу научить: поставлю его на прополку огорода и ни лобио, ни вина за это не возьму!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой работы по русскому языку дается 2 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 29 заданий | ![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы ... |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей | ![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей |
![]() | Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно справиться с работой На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей | ![]() | Егэ по русскому языку Рекомендации по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут) |
![]() | Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей Охватывает значительный объём текста, иногда – сюжет, образы персонажей |