|
МОУ СОШ № 21. с. Архиповское. Русский язык. 9 класс. ГИА. 9 вариант Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 декабря 2010 года 9 класс Вариант №9 Район __________________________________ Город (населенный пункт) ________________________________ Школа __________________ Класс ____________________ Фамилия ________________________________________________ Имя ____________________________________________________ Отчество ________________________________________________ Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 6 заданий с выбором ответа (А1–А3) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А3) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала работы разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14. (1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила (6)Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими. (7)3адумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать 15—20 лет. (10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. (14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали: причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16) В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий. (20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме. М.Канн. A1. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль текста? 1) (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. 2)13 Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. 3)19 Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий .4)23 Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме. А2. Какое значение имеет слово ПЕРЕВАРИТЬ в предложении 8? 1) сварить заново 3) усвоить пищеварением 2) слишком долго варить 4) подвергнуть распаду А3. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 17-19? 1) градация 3) фразеологизм 2) синтаксический параллелизм 4) сравнительный оборот
В1. Замените слово ЛИКВИДАЦИЯ из предложения 19 синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ________________________ В2. Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: ________________________ В3. Из предложений 1-5 выпишите слово, правописание, приставки в котором определяется правилом: «В отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-». Ответ: ________________________ В4. Из предложений 14—16 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В бесприставочном причастии совершенного вида пишется НН». Ответ: ________________________ В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях. Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней. Ответ: ________________________ В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. Лес — очень ранимое существо,(1) и правила поведения в нём должны быть строгими. Лес — это дом для человека,(2) даже больше,(3) чем дом,(4) и правила поведения в нём,(5) уважение к его жителям должны быть не менее строгими,(6) чем в собственном доме. Ответ: ________________________ В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Это приводит к изменению растительности,(1) что,(2) в свою очередь,(3) уже сказывается на нас(4) людях. В жаркое время года банки,(5) бутылки,(6) особенно если они побиты,(7) превращаются в линзы,(8) концентрирующие, солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. Ответ: ________________________ В8. Замените словосочетание МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БАНКА (предложения 9), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ________________________ В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу. Ответ: ________________________ В10. Среди предложений 7—13 найдите предложения с вводными словами и словосочетаниями. Напишите номера этих предложений. Ответ: ________________________ В11. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите предложение, не имеющее однородных членов. Напишите номер этого предложения. Ответ: ________________________ В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ: ________________________ В13. Среди предложений 14—19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: ________________________ В14. Среди предложений 19—23 найдите сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной). Напишите номер этого предложения. Ответ: ________________________ Часть 3
С.2.1. Ознакомьтесь с мнением Тани и Ирины Петровны о роли вводных слов и предложений. ![]() Таня Ирина Петровна Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи». Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст М. Канна и найдите необходимые примеры использования вводных слов и предложений, аргументирующие ваши мысли. В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции вводных слов и предложений. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Ирине Петровне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ирины Петровны. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Лес—очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей | ![]() | Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей |
![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение итоговой работы по русскому языку дается 2 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 29 заданий | ![]() | Контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса Инструкция по выполнению работы ... |
![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей | ![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей |
![]() | Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно справиться с работой На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей | ![]() | Егэ по русскому языку Рекомендации по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут) |
![]() | Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей Охватывает значительный объём текста, иногда – сюжет, образы персонажей |