8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» icon

8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио»



Название8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио»
Дата конвертации14.09.2012
Размер117.94 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Как ссоставить портфолио/Новая методичка по портфолио.doc
2. /Как ссоставить портфолио/ПРОЦЕДУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОРТФОЛИО.doc
3. /Как ссоставить портфолио/Портфолио.rtf
Портфолио
Презентация от лат
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио»

8.8. Папка индивидуальных достижений старшеклассников

(«портфолио»)

Одна из проблем оценивания учащихся - это обеспечение его аутентичности т. е. подлинности, истинности и объективности. Для достижения данных качеств нужно, чтобы оценка производилась внешними субъектами, не связанными с процессом обучения данного ребенка, а также, чтобы позволяла оценивать тот уровень достижений школьника, который является для него максимальным. При этом оче­видно, что необходимо учитывать все образовательные достижения ученика, полученные им во внеэкзаменационных формах.

Результаты, достигаемые учащимися во внешкольных образова­тельных сетях и системах, крайне важны для оценки их исходного уровня и направленности их интересов. Поэтому они обязательно должны учитываться при определении возможностей обучения по избранным профильным направлениям. Особенно значимым это ста­новится в тех случаях, когда речь идет о выявлении объективных оснований выбора профиля обучения в ближайшем будущем. Имеет­ся широкий круг различных учреждений: центры детского творчест­ва, дворцы молодежи, музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, художественные студии, образователь­но-воспитательные центры и комплексы, которые обладают большим и реальным образовательным эффектом для учащихся. Разнообразие результатов внешкольной деятельности старшеклассников делает более объемной и объективной оценку их достижений и приобретен­ного опыта, но требует использования особых инструментов оцени­вания.

Для учета реальных достижений школьников предполагается вве­сти систему портфолио, которая относится к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок и ориентирована не только на про­чесе оценивания, но и самооценивания, а также оценивания с помо­щью различных экспертов.


В предпрофильной подготовке портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпуск­ников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. В профильном обучении эта технология может быть использована как основа для планирования и реализации индивидуального маршрута обучения.

Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инве­стиций. Portfolio буквально означает «предмет для хранения и пере­носки письменных работ, документов, "дело", папка». В широком смысле слова - это способ фиксирования, накопления и оценки инди­видуальных достижений школьника в определенный период его обу­чения.

В сборе портфолио ученик выступает как активный участник про­цесса оценивания. Само же оценивание направлено на отслеживание развития ребенка в обучении по его результатам, усилиям и продук­там учебно-познавательной деятельности. Портфолио позволяет учи­тывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др. При этом происходит перенос акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может делать. Помимо конкретных достижений, в состав портфолио могут быть включены комментарии ученика к своим работам, собственным учебным целям и планы на будущее.

Портфолио помогает поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощряет их активность и самостоятельность; расширя­ет возможности обучения и самообучения; развивает навыки рефлек­сивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; фор­мирует умение учиться - определять цели, планировать и организо­вывать собственную учебную деятельность. Он является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятель­ность школьников.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных до­стижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофиль­ной подготовки и профильного обучения. Введение портфолио делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны стар­шеклассников более достоверным и ответственным.

Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Ми­нобразования России был разработан подход, в котором задаются ра­мочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте порт- фолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфо­лио работ», «портфолио отзывов».

«Портфолио документов» включает сертифицированные (до­кументированные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него ученик собирает сертификаты официально при­знанных на международном, федеральном, региональном, муници­пальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т. п., докумен­ты об участии в грантах, об окончании музыкальных или художест­венных школ, сертификаты о прохождении тестирования, например TOEFL и т. п.

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действен­ным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Однако он не описывает процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т. п1 .

«Портфолио работ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его инте­ресов, характере предпрофильной подготовки и профильного обуче­ния. «Портфолио работ» включает в себя:

  • «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении курсов по выбору;

  • работы, проекты, исследования, которые учащийся выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреж­дениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа;

  • сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имею­щих «официального признания» на уровне Федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т. п.;

  • собственные изделия учащегося, например модели, поделки, кар­тины, стихи, музыкальные произведения собственного сочине­ния, фотографии, компьютерные программы и т. п.

Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»:

проектные работы - указывается тема проекта, дается описа­
ние работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста
работы в печатном или электронном варианте;

15 Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образо­вания. - М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003.



  • исследовательские работы и рефераты - указываются изу­ченные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.;

  • техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указыва­ется конкретная работа, дается ее краткое описание;

  • работы по искусству - дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

  • другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подоб­ных занятий, участие в гастролях и концертах;

  • элективные курсы и факультативы - делается запись о на­звании курса, его продолжительности, форме, в которой прохо­дили занятия;

  • различные практики: языковая, социальная, трудовая, педаго­гическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она про­ходилась, ее продолжительность;

  • занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах - указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;

  • участие в олимпиадах и конкурсах - указывается вид меро­приятия, время его проведения, достигнутый учеником резуль­тат;

  • участие в научных конференциях, учебных семинарах и лаге­рях - указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика;

  • спортивные достижения - делается запись об участии в со­ревнованиях, наличии спортивного разряда.

В «Портфолио отзывов» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела яв­ляется самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятель­ность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься на профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь школьнику «найти себя», грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена самореф­лексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.


Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

  • заключение о качестве выполненной работы (в научном общест­ве школьников);

  • рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

  • отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополни­тельного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;

  • резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

  • эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

  • рекомендательное письмо о прохождении социальной прак­тики;

  • другие документы.

Портфолио может быть весомым фактором при формировании образовательного рейтинга ученика в случае конкурсного набора в десятые профильные классы. Экзамены являются основной формой государственной аттестации, но при наличии конкурса на профиль и при равных баллах, полученных на экзаменах (двух обязательных письменных - русский язык и алгебра и двух по выбору), в схему ис­числения образовательного рейтинга включается портфолио ученика с его составляющими.

На рис. 8.6 представлена схема зачисления учащихся на профиль старшей ступени обучения, которая может использоваться в ситуации «конкурсного» набора, при которой количество желающих поступить на данный профиль превышает количество мест в школе.

Выпускники девятых классов всех школ


Построение образова­тельного рейтинга каждого выпускника
мэк


Зачисление в профиль­ные классы
4 экзамена: русский язык, алгебра и 2 экзамена по выбору + портфолио + «средний балл»

Рис. 8.6. Схема зачисления учащихся на профили «старшей школы»


На профиль зачисляются учащиеся, успешно сдавшие основные экзамены (русский язык и алгебра) и экзамены по выбору, соответст­вующие избираемому профилю. При наличии конкурса на профиль также учитываются индивидуальные достижения учащихся, причем предпочтение отдается профильным достижениям.

Однако пока остается нерешенным вопрос «веса» самого портфо-лио, т. е. всех иных достижений в формировании образовательного рейтинга. Этот вопрос должен быть решен в регионе или муниципа­литете с учетом особенностей, специфики и предпочтений местных органов управления образованием. В ряде регионов придерживают­ся позиции, что портфолио максимально может быть представлен 10 баллами, тогда максимальная балльная оценка составляет 30 бал­лов (5+5 - за обязательные экзамены, 5+5 - за экзамены по выбору и 10 за портфолио), в некоторых регионах считают, что портфолио должен быть представлен 1/4 от общей суммарной оценки.

В табл. 8.11 представлен вариант расчета образовательного рей­тинга, предложенный рабочей группой Министерства образования. При оценке разделов портфолио целесообразно обратить внимание на то, что приоритетными являются «профильные» достижения, т. е. результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому в 10-11 классах профилю обучения.

Таблица 8.11 Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материалов


Позиции

Компоненты

Результаты^ баллы

Блок.4 (олим­пиады)

Городская олимпиада:

* победитель

* призер
Районная олимпиада:

* победитель

* призер

Школьная олимпиада (победитель)

5 4

3 2 1

Блок Б (иные сер­тификаты)

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреж­дениями системы дополнительного образова­ния, вузами, культурно-образовательными фондами и др.

Образовательные тестирования и курсы по пред­метам

Школьные и межшкольные научные общества

Конкурсы и мероприятия, организованные МОС

От 1 до 5



Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе .

Технология работы учащихся с портфолио осуществляется в не­сколько этапов.

На первом этапе учащиеся знакомятся с назначением порт­фолио и планируют свою работу над ним. Практика показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап, так как именно он в дальнейшем определяет всю учебную деятельность школьника. Обя­зательным условием является то, что ученик сознательно принимает на себя ответственность за свой выбор и выполнение запланирован­ной работы.

Большинство учащихся активно включаются в работу с портфо­лио, однако находятся и такие, которых не привлекает данная форма организации учебной работы. Поскольку принципом образовательно­го процесса является предоставление учащимся возможности выбора, то не следует ставить целью включить всех школьников в процесс работы с портфолио.

Второй этап заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определенным каждым учени­ком, и учетом времени, отведенного на работу. Это период индивиду­ального поиска, сбора и систематизации материала, который будет включен в соответствующие рубрики.

На третьем этапе (заключительном) учащиеся осуществля­ют рефлексию собственной деятельности, работая над самооценкой портфолио. Важно, чтобы школьник в результате этой работы осознал свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и учел свой опыт в дальнейшей работе. Показателем прогресса в этой работе является то, что постепенно самоанализ собственной деятель­ности становится все более глубоким и осмысленным.

16 В схему счета не включена составляющая среднего балла аттестата. Вопрос о его учете решается на уровне муниципальных органов управления образованием (учредителя образовательного образования).




Похожие:

8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПоложение о Портфолио достижений учащегося
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика моу сош № Портфолио служит для...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПротокол № от Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся моу «Лицей №7»
Портфолио это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconО портфолио идивидуальных образовательных достижений обучающихся Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся мбоу оош села Середниково
Положение разработано на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижение обучающихся общеобразовательных...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconЕ. А. Кузнева. Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся моу пирочинской средней общеобразовательной школы
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПортфолио учителя или папка достижений
Портфолио (от франц porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. (Словарь иностранных...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 города Королёва Московской области
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определённый период...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconУтверждено Директор школы
«Портфолио» (портфель учебных индивидуальных достижений) – накопительная оценка индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в Учреждении, личностного и профессионального самоопределения...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПоложение «Портфолио – форма оценки достижений ученика»
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика моу новослободская средняя общеобразовательная...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся моу сош №5 города Королева Московской области
Настоящее положение разработано на основании Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся...
8 Папка индивидуальных достижений старшеклассников «портфолио» iconПоложение о портфолио педагога
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы