Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества icon

Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества



НазваниеМетодическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества
Митькина Е.А
Дата конвертации27.09.2012
Размер98.3 Kb.
ТипМетодическая разработка
источник
1. /probl_sovr_chel.docМетодическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества

Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс.

Тема: Проблемы современного человечества.

(Автор: учитель истории и обществознания МОУ «Средняя школа №1» г. Сухиничи Калужской области Митькина Е.А.)


Цель:

Образовательная: формирование у учащихся системы знаний о глобальных проблемах, их взаимосвязях, путях решения этих проблем.

Развивающая: развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать с понятиями.

Воспитательная: воспитание гражданской культуры, ответственного отношения и чувства сопричастности ко всему происходящему вокруг.


Прогнозируемые учебные результаты.

По окончании изучения этой темы учащиеся смогут:

1. называть глобальные проблемы человечества;

2. выделить их основные признаки;

3.отличить их от более мелких;

4. выразить своё отношение к проблемам, оценить степень важности данного вопроса для человечества.


Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, учебник, тетради.

Тип урока: урок изучения нового материала.


План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к восприятию нового материала, выход на изучение новой темы.

  3. Изучение нового материала:

- глобальные проблемы;

- признаки глобальных проблем;

- экологические проблемы;

- демографические проблемы;

- проблема севера и юга;

- наркомания, СПИД;

- терроризм и использования ядерного оружия;

- взаимосвязь глобальных проблем.

4. Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

6. Итоги урока. Рефлексия.


Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Подготовка к восприятию нового материала, выход на изучение новой темы.

У каждого из нас есть насущные проблемы. Проблем много у вас, ваших родителей и учителей. Достаточно посмотреть программу новостей по ТВ или прочитать передовицу любой газеты, чтобы понять, что у всех есть проблемы, но все они разные.

Американцы обсуждают личную жизнь актёров и звёзд шоу-бизнеса. Россияне более всего обеспокоены курсом рубля и ростом цен, преступностью и коррупцией. Не меньше проблем и у народов Китая, Югославии, Израиля.

У каждого народа, в каждой стране, в каждом доме, в каждой семье, у каждого отдельного человека есть свои проблемы.

Задание ученикам.

Поделите лист бумаги на 2 части. Слева напишите проблемы, которые лично вас волнуют в данный момент. Постарайтесь быть откровенными, это кроме вас никто читать не будет. На это задание вам дается 2 минуты.

Я рискну предположить, что вы написали. Кому-то нужно достать диск с новым фильмом, кому-то скачать песню, компьютерную игру. Как помириться с другом, с которым поссорились на прошлой неделе. Как спрятать дневник с плохой оценкой, чтобы мама его не нашла, как избежать школьной прививки от гриппа, куда спрятаться на уроке, чтобы не вызвали к доске и т.д. Может быть, кто-то хочет поделиться своими проблемами? (По желанию учащихся). Проблемы, проблемы, проблемы… От них болит голова… Они тревожат, от них хочется убежать, спрятаться. Но есть такие проблемы, которые одинаково волнуют всех людей во всём мире, независимо от языка, цвета кожи, места жительства. Посмотрите, пожалуйста, на экран, прочитайте строки стихотворения, подумайте и предположите, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.

На экране слайд 1 тематической презентации:

Эпиграф: Всё человечество зашло в тупик,

И слышен стон, страдания и крик:

«Где выход? Где? И в чём его искать?

Учащиеся высказывают предположения по поводу темы урока, выходят на проблемы современного мира.

Слово учителя.

Верно, тема нашего урока «Проблемы современного человечества» (слайд 2). Но кроме темы я хотела бы этому уроку дать имя: «Дайте миру шанс» (слайд 3). В конце урока давайте попытаемся объяснить, почему именно такое имя я дала нашему уроку.

И раньше, в прежние времена были общечеловеческие проблемы: войны и мира, терроризма, голода, распространения страшных болезней. Но никогда ещё они не стояли с такой остротой. Именно поэтому они получили название глобальные. Они составляют особенность современного мира.


3. Изучение нового материала.

Слайд 4. Признаки глобальных проблем. Слово учителя.

Глобальные проблемы возникли в XX веке. Рубеж веков всегда представлялся современникам как особенно драматический период: ожидание чего-то нового, неизведанного. Поэтому это ожидание было очень тревожным. Достаточно вспомнить, к примеру, как встречали земляне начало XX века. А. Блок писал в своей поэме «Возмездие»:

Двадцатый век… Ещё бездонней,

Ещё страшнее жизни мгла.

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

Сулит нам, раздувая вены,

Все, разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи….

Это предвидение оправдалось в полной мере, и век XX унёс больше человеческих жизней, чем все предыдущие века. Это столетие отмечено пожарами двух мировых войн, кровавых и жестоких, революциями, массовыми репрессиями, террором. Оно породило человеконенавистнические режимы, дорого стоившие народам, их пережившим. Землетрясения в Турции и на Тайване в 1999 году, наводнения в Китае, странах Латинской Америки; ураганы в европейских странах в декабре 1999 года; наводнения во Франции, Италии летом 2000 года – вот далеко не полный перечень стихийных бедствий, обрушившихся на людей в последнее время. Снова и снова стихия напоминает нам, что человек – часть природы.

Мы рассмотрим проблемы, названные глобальными. Я попрошу вас записывать их на правой стороне вашего листа.

Слайд 5. Экологические проблемы.

Вопрос к учащимся.

Посмотрите на слайд и предположите, какие проблемы мы называем экологическими?

Предполагаемый ответ учеников: это опасность, которую несёт современная цивилизация живой природе:

Слайд 6, учитель просит учащихся перечислить экологические проблемы:

- загрязнение атмосферы;

- потепление климата;

- истребление лесов;

- истощение почв;

- загрязнение вод мирового океана;

- выбросы фабрик и заводов;

- истощение природных ресурсов.

Слово учителя.

Послушайте, пожалуйста, притчу:

Один голубь постоянно менял гнёзда. Неприятный запах, исходивший от этих гнёзд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот всё кивал головой и, наконец, сказал: «Оттого, что ты постоянно меняешь гнёзда, ничего не изменится. Измени свою жизнь. Обрати внимание на грязь в твоем гнезде. Не гнёзда плохи, а твоё обращение с ними».

Вопрос к учащимся.

Как эта история связана с современными экологическими проблемами? (Ответы учеников).

Слово учителя.

Народная пословица гласит: «Плоха птица, что гнездо своё марает». Давайте задумаемся, а что мы делаем для сохранения природы. Может ли каждый из нас сказать, что не бросает на улице пластиковые бутылки, оставляет лес чистым после пикника? Сейчас даже появился термин «мусорная цивилизация», который отражает тяжёлую современную экологическую ситуацию.

Что мы с вами можем сделать для решения этой проблемы?

Является ли наука панацеей от экологических бед? Нет. Деградация природы есть следствие деградации человека, его духовной несостоятельности.

Слайд 8, 9, 10. Демографические проблемы.

Слово учителя.

Демография – это наука о народонаселении. В середине 20 века в европейских странах произошёл спад рождаемости. В нашей стране тоже очень сложная демографическая ситуация, смертность превышает рождаемость. 20 век унёс в России, как и предсказывал Ф.М. Достоевский в романе «Бесы», «…сто миллионов голов…». Это две мировые войны, красный террор, массовый голод. Кроме того, низкий уровень жизни людей на фоне экономических кризисов тоже сыграл свою роль в этом. Многие просто не хотят иметь детей, мечтая жить в своё удовольствие, а некоторые не могут иметь детей по состоянию здоровья.

Чтобы нормализовать демографическую ситуацию в нашей стране, нужно, по подсчётам учёных, чтобы в каждой семье было 2-3 ребёнка, а у нас сейчас в среднем менее одного.

В развивающихся странах другая проблема - демографический взрыв. Они не могут обеспечить людям нормальное существование: там слабо развита экономика, а прирост населения большой. Эта проблема остро стоит в Индии. Индийские семьи пытаются родить больше детей, чтобы в условиях бедности дети как-то позаботились о родителях. Чем больше детей – тем больше работников. В Китае подобная проблема решается, т. к. продумана государственная политика в этой области.

Вы знаете, что правительство пытается принять меры по увеличению рождаемости в нашей стране.

Задание учащимся.

Зная политику нашего правительства по этому вопросу, используя свои знания и жизненный опыт, попробуйте разработать свой вариант программы по улучшению демографической ситуации в России. Вы будете работать в парах, на выполнение этого задания вам отводится 3 минуты.

Предполагаемые ответы учащихся:

- повысить уровень жизни россиян;

- издать законы, более эффективно поддерживающие семью;

- развивать систему льгот и пособий многодетным;

- воспитывать ответственное отношение к институту семьи.


Слайд 11. Проблема севера и юга. Слово учителя.

Проблема севера и юга заключается в том, что существует большой разрыв между развитыми странами и развивающимися: одни находятся на очень высоком уровне развития, а другие - на очень низком.

Вопрос к учащимся.

Как вы думаете, можно ли в ближайшем будущем решить эту проблему?

Предполагаемые ответы учащихся: да, если помогать им, использовать опыт развитых стран, вовлекать их в мировой рынок, контролировать демографические процессы; нет, т.к. развитые страны не стоят на месте, поэтому догнать их трудно, демографические процессы в этих странах не контролируются.

Вывод (делает учитель).

Вы заметили, что проблема севера и юга связана с демографической проблемой. А если мы обобщим все свои знания о глобальных проблемах, то увидим, что все они взаимосвязаны.

Слайды 12, 13, 14, 15. Наркомания. СПИД. Слово учителя.

Подлинным бедствием для всего мира сегодня становится распространение наркомании, опасных болезней, например, СПИДа. Достаточно посмотреть на эти изображения, чтобы понять масштаб трагедии.

Слайд 18, 19, 20, 21, 22. Терроризм и использование ядерного оружия. Слово учителя.

Люди изобрели мощнейшие виды оружия массового поражения, в том числе ядерное. И этих страшных арсеналов накоплено столько, что можно многократно уничтожить всё живое на земле, а также и саму планету. Известна такая печальная шутка: «Какую бы проблему ни брались решать учёные, в результате получается новое оружие» (слайд 22).

Вопрос к учащимся.

Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Предполагаемые ответы учащихся:

- сократить и уничтожить ядерное оружие;

- разоружение;

- исключить насилие как способ разрешения конфликтов.

Слово учителя.

Большой опасностью для человечества на рубеже веков стал международный терроризм. Он принимает массовый характер и охватывает всё большее количество стран. В сентябре 1999 года в российских городах Буйнакске, Москве, Волгодонске террористы взорвали дома с мирно спящими людьми. В сентябре 2001 года весь мир содрогнулся от ударов террористов-смертников по зданиям в Нью-Йорке и Вашингтоне. Это заставило мировое сообщество заговорить о терроризме как глобальной проблеме. И, конечно же, нельзя не сказать о страшной трагедии 1 сентября 2004 года в Беслане (музыка, просмотр слайдов 23-40).

Вопрос к учащимся.

Что может сделать, изменить в себе каждый отдельно взятый человек для того, чтобы решить глобальные проблемы человечества?

Предполагаемые ответы учащихся:

- подавлять в себе чувство агрессии;

- уметь слушать других;

- не использовать силу и угрозы при разрешении споров.

Вывод (делает учитель).

Сегодня нужно осознать все эти угрозы и задуматься: кто мы и зачем пришли в этот мир, какой мы хотим видеть нашу планету в новом веке и в новом тысячелетии.

Слайд 41, 42. Взаимосвязь глобальных проблем.

Задание учащимся.

Посмотрите на листок, который вы заполняли в течение урока. Сравните ваши личные проблемы с глобальными проблемами человечества и сделайте вывод.

Предполагаемый ответ учащихся: личные проблемы человека ничтожны по сравнению с глобальными проблемами человечества.

Вывод (делает учитель).

Нашему поколению довелось жить не просто на рубеже столетий, 21 век – это век начавшегося 3-го тысячелетия. Этот рубеж вдвойне драматичен. Может быть, время конца и начала веков и тысячелетий особенно подходит для того, чтобы осмыслить и проанализировать опыт, накопленный человечеством в предшествующие эпохи, систематизировать всё положительное, учесть отрицательные уроки. Трудно сказать, стали ли мы, люди, за истекшие века лучше и мудрее. Мы часто совершаем опрометчивые поступки, о которых потом горько сожалеем. Успокаиваем себя тем, что людям свойственно заблуждаться. Но сегодня не время для таких отговорок – слишком сложные проблемы, стоящие перед человечеством. Они масштабнее, чем в предыдущие времена, ибо грозят уничтожить наш мир, природу, самого человека.

И всё же, несмотря на перечисленные проблемы, в будущее нужно смотреть с надеждой на лучшее. Человечество прошло долгий путь в своём развитии, многого достигло, оно и сегодня способно совершенствоваться. Приобретённый опыт делает людей мудрее, мы начинаем более тщательно обдумывать свои действия и их последствия. Различные организации активнее выступают за сохранение живой природы, сокращение и уничтожение военных арсеналов. У каждого из нас есть голос, который мы вправе подать за то, чтобы людям на земле жилось лучше, чтобы возросло их доверие друг к другу (просмотр слайдов 43-50).


4. Закрепление изученного материала.

Слово учителя.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (слайд 51).

- Назовите два признака глобальных проблем.

- Назовите две, на ваш взгляд, самые страшные проблемы. Почему вы выбрали именно их?

- Назовите два способа решения одной из глобальных проблем.

- Назовите два чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок.


5. Домашнее задание. Параграф 8: выучить и ответить на вопросы после параграфа.


6. Итоги урока. Рефлексия. Слово учителя.

Давайте вернёмся к имени нашего урока: «Дайте миру шанс». Как вы думаете, почему я дала именно такое имя нашему сегодняшнему уроку?

Предполагаемые ответы учащихся: будут ли решены глобальные проблемы человечества – зависит от людей, от того, дадим ли мы миру шанс остаться в живых.




Похожие:

Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая разработка урока Предмет, класс
Тема «Чтение произведений И. А. Белякова «О чём ты думаешь снегирь?», И. С. Соколова – Микитова «Узоры на снегу»
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая разработка урока Предмет: технология Класс: 5 Тема : Моделирование фартука
Задачи: образовательная – способствовать формированию знаний и умений в приемах моделирования на примере
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере" Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики моу сош №1 г. Александровска
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая разработка урока литературы с применением Дальтон технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению а экзюпери «Маленький принц»)
Методическая цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении художественной...
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconИ. С. Тургенева «Муму» Данная методическая разработка
...
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности
Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного...
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая разработка урока информатики и икт в 9 классе Тема урока: «Введение в информатику»
Познакомить учащихся с правилами поведения в компьютерном классе, режимом работы за компьютером
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая разработка урока музыки. 8 класс
А. Колеченко,( стр. 277 Энциклопедия Педагогических Технологий). Поэтому авторы разработки урока взялись за эту проблему и подобрали...
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconРазработка урока по географии по теме " Условные знаки и масштаб, географические координаты " Материал прислала: Колымагина Ольга Михайловна, учитель географии и экономики
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М
Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс. Тема: Проблемы современного человечества iconМетодическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы