|
Министерство образования Республики Башкортостан ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2010-2011 учебный год) Муниципальный этап 10 класс ЗАДАНИЯ Часть 1
Спешит Онегин одеваться, Слуге велит приготовляться С ним вместе ехать и с собой Взять также ящик боевой. А.С. Пушкин 6. Распределите данные слова по частям речи: беж, должен, некий, сам, высох, есть, полтора, наизусть, впервые, весьма, неужели, зато, всякий, бултых. 7. Укажите строчку, в которой во всех словах количество звуков и букв совпадает: 1) елка, ель, съел, соль; 2) поездка, семья, семя, счастье; 3) героизм, стою, строит, съесть; 4) подъем, соловьи, судья, вьюга. 8. Определите наклонение выделенного глагола в предложении № 1 и время выделенного глагола в предложении № 2; прокомментируйте особенности выражаемых этими глагольными формами значений: 1) Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. (И. Тургенев) 2) Завтра же едем, коли не передумаешь. (А. Чехов) Часть 2 Прочитайте фрагмент из повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и выполните данные ниже задания (1) По санаторию распространилась весть, казавшаяся нелепой: безногий летчик увлекся танцами. (2)Действительно, Алексей неукоснительно участвовал в вечерах и танцевал, не пропуская ни одного танца. (3) Играл баян, кружились пары. (4) Мересьев, разгоряченный, со сверкающими от возбуждения глазами, выделывал змейки, повороты, ловко и, как казалось, без труда вел свою легонькую и изящную даму. (5) С улыбкой на разгоряченном лице выходил он на улицу, небрежно обмахиваясь платном, но, как только переступал порог и вступал в полу тьму ночного леса, улыбка тотчас сменялась гримасой боли. (6) Цепляясь за перила, шатаясь, со стоном сходил он ступенек крыльца, бросался в мокрую росистую траву и, прижавшись всем телом к влажной, еще державшей дневное тепло земле, плакал от жгучей боли в натруженных, стянутых ремнями ногах. Задания
Часть 3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мы учимся не для школы, а для жизни» (Латинский афоризм). |