Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс icon

Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс



НазваниеПояснительная записка географическое краеведение. 6 класс
Дата конвертации21.01.2013
Размер98.95 Kb.
ТипПояснительная записка
источник
1. /ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ГЕОГРАФИЯ КРАЕВЕДЕНИЕ.docxПояснительная записка географическое краеведение. 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Географическое краеведение. 6 класс.


Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

ЦЕЛЬ – создание природного образа малой родины.


Главные задачи курса «Географического краеведения» состоят в следующем:

  1. сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

  2. показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

  3. научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

  4. продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

  5. создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.

Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении.

На уроках географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приёмы обучения:

  1. практические работы на местности;

  2. наблюдения за окружающей средой;

  3. экскурсии и походы;

  4. работу с краеведческой литературой;

  5. познавательные игры.


Учебная программа.


За основу взята программа для образовательных учреждений, допущенная Министерством образования Саратовской области, авторы: Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина. На курс Географическое краеведение Саратовская область отведено 34 часа (1 час в неделю). Распределение времени является примерным и может быть изменённым учителем по своему усмотрению. Возможна перестановка тем, изменение часов.

  1. Введение – 1 час.

  2. История исследования Саратовской области, методы исследования – 3 часа.

  3. Особенности географического положения области, района – 2 часа.

  4. Строение земной коры. Минералы и горные породы – 2 часа.

  5. Рельеф Саратовской области, своего района – 2 часа.

  6. Воды суши Саратовской области – 4 часа.

  7. Атмосфера. Климат области – 5 часов.

  8. Природные комплексы – 5 часов.

  9. Население области, своего района – 7 часов.

  10. Резервное время – 3 часа.


Требования к уровню подготовки учеников.


В результате изучения краеведения в 6 классе учащиеся должны приобрести умения:

    • определять географическое положение родного края, города, посёлка;

    • определять координаты района;

    • составлять календарь погоды своей местности;

    • объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;


Перечень обязательной номенклатуры по Саратовской области.


Основные формы рельефа: Русская равнина, Приволжская возвышенность, Окско-Донская равнина, Прикаспийская низменность, Сыртовая равнина, Общий Сырт, долина реки Волги, Хвалынские горы, Змеевы горы, Соколовая гора, Алтынная гора, Лысогорский массив.


Внутренние воды: Волга, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Медведица, Хопер, Большой Узень, Малый Узень.


Минеральное сырье: нефть, природный газ (Волго-Уральская нефтегазоносная провинция), горючие сланцы, торф (по долинам Медведицы, Хопра), каменная и калийная соль (Заволжье), сера (Заволжье),

фосфориты (около Саратова, Вольска), глина (долины рек), пески.


Растительность (флора): мягко лиственная порода: береза, осина, липа, клен, разнотравье степи: девясил, ковыль, пижма, тысячелистник, представители полупустыни: полынь, солерос.


Животный мир (фауна): лоси, зайцы-беляки, лисицы, кабаны, птицы: дятел, дрофа, горлица, иволга, соловей, снегирь, ястреб


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Географическое краеведение»

6 класс 34 часа – 1 час в неделю.



Номер урока

Дата

Методическое содержание

Вид работы

Домашнее задание

Корректировка




1. Введение. (1 час)



01.09.09

Что изучает географическое краеведение? Профессии связанные с краеведением.




р/т §1, зад. 1-3.







2. История исследования Саратовской области, методы исследования. (3 часа)



12.09.09

Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге.

презентация

Учебник §1






15.09.09

Путешественники, иностранные послы.

Доклады

уч-ся

р/т §1, зад. 4-5






22.09.09

Практическая работа №1: Определение формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.

Практическая работа










3. Особенности географического положения области, района. (2 часа)



29.10.09

Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.

презентация

Учебник §2, р/т §2, зад. 1-2






06.10.09

Практическая работа №2: «Географическое положение области, своей местности. Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области».

Практическая работа

р/т §2, зад. 5, 7, 9,11, 12.







4. Строение земной кары. Минералы и горные породы. (2 часа)



13.10.09

Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.

Видио-рассказ

Учебник §3.






20.10.09

Практическая работа №3: «Определение горных пород по образцам».

Иллюс-ние через проектор

Практическая работа

§5; р/т §5, зад. 1, 2,4







5. Рельеф Саратовской области, своего района. (2 часа)



27.10.09

Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.

презентация

Учебник §4; р/т §3-4, зад. 2,4






10.11.09

Оценка рельефа своей местности.

Практическая работа №4. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых».

Практическая работа

Учебник §5; р/т §3-4 зад. 5,6,8




Номер урока

Дата

Методическое содержание

Вид работы

Домашнее задание

Корректировка




6. Воды суши Саратовской области. (4 часа)



17.11.09

Внутренние воды области. Волга – главная река области.

презентация

§7; р/т §7 зад. 1,2,3






24.11.09

Реки Волжского бассейна.




р/т §7 зад. 4,6,7






01.12.09

Реки бессточного бассейна. Озёра.




р/т §7 зад.9,10






08.12.09

Практическая работа №5. «Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины».

Практическая работа

§7










7. Атмосфера. Климат области. (5 часов)



15.12.09

Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.




р/т §6 зад. 1,2,4






22.12.09

Температура воздух по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

видео

Учебник §6; р/т §6 зад. 5, 6






12.01.10

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.




Учебник §6; р/т §6 зад. 7,8






19.01.10

Климат своего района.

презентация

Учебник §6






26.01.10

Практическая работа №6. «Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района».

Практическая работа













8. Природные комплексы. (5 часа)



02.02.10

Типы почв Саратовской области.




Учебник §8; р/т §8 зад. 2,3,5






09.02.10

Растительный и животный мир Саратовской области, своего района.

презентация

Учебник §9,10; р/т§9, зад. 1,2,3; §10зад. 2,4






16.02.10

Природные зоны области, своего района.

презентация

Учебник §11; р/т §11 зад.2,3,4,5






23.02.10

Памятники природы правобережья, левобережья.




Учебник §12






02.03.10

Экологические проблемы.

семинар

§13; р/т §12-13 зад. 3,4




Номер урока

Дата

Методическое содержание

Вид работы

Домашнее задание

Корректировка




9. Население области, своего района. (7 часа)



09.03.10

История заселения и освоения Саратовской области, своего района. Типы населений.

Изучение нового материала

Учебник §15






16.03.10

Численность населения Саратовской области. Демографическая ситуация.

исследование

тетрадь






06.04.10

Народы, национальные и культурные традиции.

презентация

Учебник §14; р/т §14-15 зад. 2,3,4,6






13.04.10

Практическая работа. Составление статистических таблиц о населении.

Практика









20.04.10

Города, сёла, деревни Саратовской области.




Записи в тетради






27.04.10

Крупные города в Саратовской области.

презентация

§15






04.05.10

Город Балаково Саратовской области.

презентация













10. Резервное время. (3 часа)



11.05.10

Особенности Саратовской области.












18.05.10

Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение».

тестирование









25.05.10

Подведение итогов по теме «География Саратовской области».












Список литературы.


  1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. – Издательство СГУ, 1986.

  2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.

  3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Издательство СГУ,1984.

  4. Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщиков С.В. География Саратовской области. – Саратов: «Лицей», 2008.

  5. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. – Саратов, 2006.

  6. Лёгенькая Е.Ф., Шабанов М.А. География Саратовской области. – Саратов, Приволжское книжное издательство, 1973.

  7. Макарцева Л.В., Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. – Саратов, Издательство «Лицей» - 2007г.

  8. Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область 6 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов, Издательство «Лицей», 2007г.

  9. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. – Москва. «Школа-Пресс», 2001.

  10. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. – Саратов. Приволжское издательство, 1997.

  11. Семенов В.Н. Саратов геологический. – Издательство СГУ, 2000.

  12. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Приволжское книжное издательство, 1990.

  13. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

  14. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.




Похожие:

Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconПояснительная записка. Данная программа, предназначенная для учащихся 6-х классов
Курс «Практикум по географии. Географическое краеведение» рассчитывается на 35 часов
Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconВопросы к зачету по дисциплине «Краеведение», раздел «Природоведческое краеведение»
Охарактеризуйте географическое положение и рельеф поверхности Воронежской области
Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconВ. П. Дронов «География России» 8-9 классы (136 ч, 2 ч в неделю) Программа
России: физи­ко-географическое, математико-географическое, эко­номико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое,...
Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconДокументи
1. /биология/10 база/10 класс-базовый.docx
2. /биология/10...

Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconДокументи
1. /Melnikova_5/Краеведение 4 кл..doc
2. /Melnikova_5/Пояснительная...

Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconДокументи
1. /География/Пояснительная записк10 класс.doc
2. /География/Пояснительная...

Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconПрограмма «Географическое краеведение. Нижегородская область»(для учащихся 6 класса /Кнутова Н. В., Кривдина И. Ю., Кряжев А. Б., Беляева Т. К.(Сертификат нмэс №50 от 15. 03. 2006)
«Познай себя» серия «Самосовершенствование личности» Г. К. Селевко М: «Народное образование», 2006
Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconУрок по теме «Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования» (7класс). Семинар доог 2011
«Освоение Земли человеком» (7 класс), «Природные комплексы суши и океана» (7 класс), «Земледелие» (8 класс), «Международные экономические...
Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconПрограмма для 6 класса общеобразовательных школ, авторы Л. В. Макарцева, Р. В. Маркина Учебное пособие Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Автор Л. В. Макарцева
Планирование составлено на основе Программа для 6 класса общеобразовательных школ, авторы Л. В. Макарцева, Р. В. Маркина
Пояснительная записка географическое краеведение. 6 класс iconПрограмма по русскому языку 8 класс Рассмотрено на заседании
Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по курсу «Русский язык» 8 класс
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы