Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников icon

Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников



НазваниеЦель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников
Дата конвертации12.04.2013
Размер116.42 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.docЦель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников


«Разговор на трудную тему»


Профилактика вредных привычек у младших подростков

Цель:

♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников.

Форма:

♦ Мастерская общения.

Участники:

♦ Родители, классный руководитель.

Подготовительный этап:

♦ Анкетирование учащихся и родителей по про­блеме собрания.

Оборудование, оформление:

♦ Плакаты, информационные материалы по про­филактике курения, алкоголизма, наркомании.

План

1. Возрастные особенности, психологические фак­торы, способные спровоцировать риск раннего приобщения детей к одурманивающим веще­ствам.

2. Роль семьи в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста.

3. Обмен опытом семейного воспитания, рекомен­дации родителям.


Информация для классного руководителя

Многие родители младших школьников увере­ны в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Взрослые уверены, что еще рано беседовать со своими детьми на такую «труд­ную тему». Однако современные исследования сви­детельствуют, что к 7—9 годам мальчики и девоч­ки неплохо осведомлены в отношении одурманива­ющих веществ. Младшие школьники знают и мо­гут перечислить довольно много марок табачных из­делий, наименований алкогольных напитков. Они неплохо представляют и то, как действуют нико­тин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманиваю­щих веществ у них нет. Эта информативность де­тей носит довольно противоречивый характер. С одной стороны, младшие школьники знают, что употребление алкоголя, курение, а тем более нар­котики опасны для здоровья человека. Объяснить же, чем именно они опасны, дети, конечно, еще не могут.

С другой стороны, они чуть ли не ежедневно яв­ляются свидетелями сцен, демонстрирующих при­влекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся сигаретой. В сознании ребенка возникает так назы­ваемый когнитивный (информационный) диссонанс — одновременное присутствие противоречивых све­дений об одурманивающих веществах. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для воз­никновения любопытства к курению, алкоголю. Ребенку становится интересно, так что же на самом деле происходит? Опасны или не очень куре­ние, алкоголь? Многие дети говорят о том, что хо­тели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива.

Сегодня возраст начала наркотизма — приобще­ния к одурманивающим веществам — постепенно снижается. Есть дети уже в 6—7 лет, попробовав­шие спиртные напитки за праздничным столом или вместе с приятелями тайком покуривающие в ук­ромном месте. Существует убедительное доказатель­ство того, что чем раньше ребенок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет при­страстие к ним.

Родителям необходимо быть очень внимательным к своему ребенку. Если у него возникают проблемы с учебой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их незамедлительно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребенка сформи­ровался комплекс неполноценности, который может привести тому, что он будет искать любые возмож­ности, чтобы компенсировать позицию отстающе­го. Тут все способы «хороши», в том числе и по­пытки продемонстрировать свою самостоятельность, взрослость, пробуя сигареты или алкоголь.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или под­ражания. Дети часто, играя, копируют черты чело­века, который для них является авторитетом. Как правило, это люди старшие по возрасту. А посколь­ку взрослых ребенок видит часто с сигаретой, то и воспринимает курение как атрибут взрослой жиз­ни. В этом возрасте безусловным авторитетом для

ребенка являются его родители. Не случайно в се­мьях, где есть курильщики, дети раньше приобща­ются к пагубной привычке. Зачастую родители (папы, да и мамы) даже не пытаются прекратить курить в присутствии ребенка. А дети оценивают ситуацию таким образом: если родители курят, ни­чего страшного в этом нет.

Еще одна поведенческая реакция — это демон­страция своей «взрослости», отражающая стремле­ние и самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Таким образом, родители должны уяс­нить, чтобы ребенок нашел другие, не опасные для него способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значимость, самостоятельность. Это может быть спорт, занятия техническим творчеством, помощь родителям по дому, забота о старших или опека младших в семье и т. д. Не скупитесь на похвалы! Дайте ребенку шанс почувствовать себя хоть где-то успешным. Не забывайте замечать даже самые ма­ленькие продвижения в учебе!

Родители должны знать и о том, что есть опре­деленные психологические факторы, повышающие риск знакомства младшего школьника с одурмани­вающими веществами.

Так, в зоне риска находятся дети с неустойчи­вым типом акцентуации характера. Психологи оп­ределяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт.

Для таких детей характерны неспособность дли­тельное время сосредоточиться на выполнении за­дания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, новых впечатлений. Поэтому такие дети легко могут попробовать алко­гольные напитки, быстрее приобщаются к курению.

Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чер­той является постоянное стремление быть в центре внимания. Часто им не важно, их хвалят или осуж­дают — главное, привлечь к себе внимание. Чтобы как-то выделиться, они могут закурить, попробо­вать спиртное. Они больше, чем другие дети, под­вержены внешнему воздействию, чтобы показать свою взрослость, могут совершить необдуманный по­ступок.

Говоря о психологических особенностях, учитель подчеркнет, что они могут лишь потенциально уве­личить риск приобщения к алкоголю и курению. Реализуется или нет эта предрасположенность, за­висит от взрослых, окружающих ребенка.

Следующий фактор, на котором следует остано­виться особо, —особенности семейного воспитания.

Важнейшее значение имеет нравственная атмос­фера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со сторо­ны взрослых (так называемое воспитание по типу гипоопеки)*

Причины гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребенком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родите­лей становится вполне казалось бы понятная — заг­руженность на работе. Многие из опрошенных родителей с сожалением говорят о том, что на обще­ние с собственным ребенком они могут «выделить» 20—30 мин. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проверить уроки, про­следить за чистотой одежды. А разговоры «по ду­шам» со своим чадом уходят на второстепенный план. В такой ситуации находятся многие семьи. И все же это не тупиковая ситуация. Родители долж­ны понимать, что успех воспитания зависит не толь­ко и не столько от количества времени, проведен­ного с ребенком, а прежде всего от качества обще­ния. Положительный пример родителей, взаимоува­жение, забота друг о друге, отсутствие вредных при­вычек в семье гораздо больше влияют на ребенка, чем длительные нотации.

Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека, когда родители контро­лируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою са­мостоятельность. Привыкнув к постоянной опеке, ребенок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному. Что делать родите­лям, если они узнали, что ребенок пробовал курить?

Психологи советуют не делать необдуманных поступков, не паниковать. Некоторые родители предпочитают дать ребенку несколько некачествен­ных сигарет: «Пусть сразу выкурит столько, сколь­ко сможет». Только вот за последствия такого «уче­ния» никто не отвечает.

Самое главное — поговорите с ребенком «по ду­шам» попытайтесь понять, почему он решил заку­рить. Очень важна при этом доверительная атмос­фера разговора. Психологи советуют во время та­кой беседы соблюдать ряд правил:

Повернитесь к ребенку лицом. Глаза взрос­лого и ребенка должны быть на одном уров­не.

Соблюдайте при разговоре минимальную ди­станцию — сядьте рядом на диване, отодвинь­те стулья, приобнимите ребенка. В беседе важно держать паузу.

После каж­дой вашей реплики дайте ребенку возмож­ность собраться с мыслями, понять свои пе­реживания.

Важно, чтобы мальчик или девочка поняли, чем опасно курение для их здоровья. Попросите ребен­ка вспомнить о тех ощущениях, которые он испы­тывал при курении (он может рассказывать, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза). Объясните, что это явное доказательство того, что

курение опасно для здоровья. Расскажите и о том, что курение влияет на рост, внешний вид челове­ка и т. д.

Дети должны понять, что родители очень рас­строены, но за честным признанием не последует наказание. Пусть родители попросят ребенка их успокоить, пообещать не совершать подобных по­ступков.

Нелишне будет напомнить родителям об опасно­сти пассивного курения. Если в семье кто-то из ро­дителей курит, то страдают от этого все члены се­мьи. Установлено, что курильщику достается око­ло 25 % «дымного букета», а вот 15 % попадает в легкие окружающих.

В организме ребенка молекулы, позволяющие, за счет работы печени, легких, быстро освобождать­ся от токсичных веществ, только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза, аллерги­ями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Плохой сон, раздражительность, плак­сивость — это все реакции детского организма на табачный дым.

И все же, чтобы максимально минимизировать влияние курения на ребенка, можно порекомендо­вать курящим родителям следующее:

— В семье должно быть наложено табу на куре­ние в присутствии ребенка.

— Квартиру нужно часто и регулярно провет­ривать.

— Нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма.

Наибольшая концентрация запаха — в одежде курящего человека. Поэтому одежда ребенка долж-

на находиться в отдельном шкафу. Запах может накапливаться и в мебели. Не пренебрегайте час­тыми уборками квартиры с пылесосом. Важно на­учить ребенка правильному поведению в присут­ствии курящих людей. Это касается и детей из не­курящих семей. Ребенок должен знать, что ему нельзя находиться рядом с курящими людьми. Он может выйти из комнаты, лифта, имеет право по­просить взрослых прекратить курить в его присут­ствии. Объясните ребенку, что если кто-то из его домашних курит, ему это делать ни в коем случае нельзя. Дайте понять, что у взрослых есть плохие привычки, например, курение, а вот избавиться от них очень непросто.

Продолжая разговор о профилактике вредных привычек у младших школьников, классный руко­водитель предложит родителям обсудить ситуацию: «Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами, и... в этот момент голос ребенка: «Мама (папа), и я тоже хочу, дайте не по­пробовать!»

После обмена мнениями, учитель может привес­ти следующие статические данные: около 78 % де­тей младшего школьного возраста попробовали пер­вый раз алкоголь у себя дома, 45 % сделали это с разрешения взрослых.

Как показывают исследования, формирование алкогольных установок как позитивных, так и не­гативных происходит в младшем школьном возрас­те. Известно, что ребенок уже в дошкольном возра­сте хорошо знаком с алкогольными семейными тра­дициями. Положительное отношение к алкоголю формируется в семьях у огромного количества до­школьников и младших школьников.

Многие родители считают, что если ребенок по­пробует алкогольный напиток, он удовлетворит свое любопытство и алкоголь перестанет для него быть чем-то таинственным. Другая точка зрения родите­лей состоит в том, что если ребенок постепенно ос­ваивает традиции питья, это, якобы, поможет пре­дотвратить в дальнейшем неумеренное потребление алкоголя. «Пусть лучше попробует алкогольный напиток дома, под моим контролем, чем где-то на улице» — такое мнение бытует часто среди родите­лей.

Эти взгляды родителей чреваты далеко идущи­ми последствиями. Родители должны осознавать, что даже самая незначительная, с точки зрения взрослого человека, доза спиртного может вызвать у ребенка рвоту, тошноту, головную боль и другие негативные реакции.

Очень опасны и психологические последствия таких родительских экспериментов — в сознании ребенка снимается внутреннее табу на употребле­ние алкоголя. Такая форма поведения автоматичес­ки переходит в разряд разрешенных, ведь алкоголь попробовать разрешили родители.

Таким образом, родители должны осознать, что ранний опыт употребления детьми алкогольных напитков — неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья ребенка и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкого­лю в дальнейшем.

И все же, стоит или нет приглашать ребенка за праздничный стол во время семейных праздников? Конечно, ведь семейный праздник это прекрасная традиция. Но родители должны заранее объяснить

ребенку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему они помешают вырасти здоро­вым и сильным. Но у ребенка обязательно должен быть свой, любимый напиток.

Психологи советуют родителям использовать следующий прием. Мама или папа может попро­сить ребенка налить ему «его» сока, напитка и в тот момент, когда все остальные поднимают бока­лы со спиртным, «разделить компанию» с сыном или дочерью. Только делать это нужно естествен­но, так, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что вам действительно захотелось сока.

Благодаря этому приему у ребенка не будет фор­мироваться представление об алкогольных напит­ках как о символе взрослости, и не возникнет ощу­щения собственной «неполноценности» («Всем мож­но, а мне нельзя»). Ведь взрослый предпочитает «его» детский напиток алкоголю. А значит, ничего особенного в алкогольных напитках нет.

Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый — совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.

Завершая этот непростой разговор с родителя­ми, классный руководитель подчеркнет, что семья способна сформировать у ребенка устойчивость к пагубным привычкам, но вместе с тем, необдуман­ная, безответственная позиция родителей вполне может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.

Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечи­вающих успешную социальную адаптацию, дающих детям возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи нарко­тизации. В первую очередь, это формирование у де­тей культуры здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важней­шая задача родителей.

«Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду

— Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей.

— Организовывайте семейные поездки, которые дети ждали бы с нетерпением.

— Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не застав­ляйте их скрывать.

— Больше доверяйте своим детям.

— Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки не исправимы.

— Никогда не угрожайте детям: «Если ты ког­да-нибудь попробуешь алкоголь и наркоти­ки, то я не буду тебя "любить и откажусь от тебя!».

— Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения.

— Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.

— Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.

Памятка родителям «о

Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Не обязательно предоставлять мне все, что я за­прашиваю: Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпо­читаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нуж­но только с силой.

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя млад­ше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу про­должать использовать вас в качестве прислу­ги.

Не поправляйте меня в присутствии посто­ронних людей. Я обращу гораздо больше вни­мания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в са­мый разгар конфликта. Мой слух притупля­ется в это время, и у меня остается мало же­лания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и но­тации. Вы будете удивлены, узнав, как вели­колепно я знаю, что такое хорошо и что та­кое плохо.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои по­ступки — смертный грех. Я должен научить­ся делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынуж­ден защищаться, притворясь глухим.

Не подвергайте слишком большому испыта­нию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментиро­вать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собствен­ных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться по­лучать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я за­даю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, и буду ис­кать информацию на стороне.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внима­ния и одобрения.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, по­жалуйста, ответьте мне тем же...




Похожие:

Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconРодительское собрание "Первые школьные трудности. Как их преодолеть?"
Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,...
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconРодительское собрание «В мире вредных привычек»
Задачи собрания: помочь родителям получить достоверную информацию о влиянии на личность подростка наличия вредных привычек, формировать...
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconИнформация об организации взаимодействия семьи и школы в мбоу сош №5 г. Тайшета
Роль семьи в формировании личности школьника может быть столь значительной, что она может выступать в качестве силы, разрушающей...
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconТема: «Девушки и юноши, а также их родители, правильно профессию выбрать не хотите ли?»
Цель: согласовать усилия семьи и школы по оказанию эффективной помощи учащемуся в период профессионального самоопределения
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconШкола без вредных привычек
«Суд над сигаретой». Шкид. Театрализованное представление для учащихся начальной школы
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconПлан проведения родительского всеобуча мобу сош д. Азово на 2010-2011 учебный год
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей. Алкоголизм и наркомания среди молодежи....
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconОрганизация центра профилактики вредных привычек на базе сельской малочисленной школы
Кобелева Галина Аркадьевна, директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п....
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников icon❆❇❈❉❊❋✱✲✳✴✹✺✻✼✽✾❃❄❅ Наши новости
Организаторы акции психолог и педагог-организатор, а также старшеклассники разработали и провели мероприятия по предупреждению вредных...
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconНазвание объединения
Объединить усилия для добрых и общественных дел. Узнать и научить тому, что может пригодиться тебе, приносить пользу людям
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconСправка о деятельности классных руководителей
Цель проверки: изучить систему работы классных руководителей 1 – 9классов по профилактике вредных привычек у учащихся, наркомании,...
Цель: ♦ Объединить усилия семьи и школы в профи­лактике вредных привычек у младших школь­ников iconДокументи
1. /профилактика вредных привычек.docx
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы