Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
Дата конвертации21.02.2013
Размер343.01 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Publ otch 10-11/2.Анализ воспитательной работы за 2010-2011учебный год.doc
2. /Publ otch 10-11/3.матер. техн. и финансовое обеспечение 2010-11.doc
3. /Publ otch 10-11/Анализ итоговой аттестации 2010-2011 учебном году.doc
4. /Publ otch 10-11/Анализ учебно-методической работы за 2010-2011 учебный год[1]..doc
5. /Publ otch 10-11/Информация по результатам ГИА9 (письмо комитета ь416 от 8.06.2011).doc
6. /Publ otch 10-11/ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЁТ 2010-2011.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
Анализ материально-технического и финансового обеспечения деятельности школы 2009-2010 учебный год
Анализ государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов в форме егэ и гиа-9 в 2011 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» аналитическая справка
С. В. Буровой Информация по результатам гиа-9 (матеметика) в моу лобанихинская сош
Доклад моу лобанихинская сош

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края


Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год


Целью воспитательной работы в этом учебном году было: создание оптимальных условий для всемерного развития личности. Исходя из цели были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности:

-сохранение школьных традиций, развитие самоуправления, через проведение КТД;

-формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;

-усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса в школе;

-организация психолого-педагогической помощи учащимся;

-повышение эффективности работы по воспитанию патриотизма, гражданственности, стремления к здоровому образу жизни;

-создание условий для самореализации личности каждого ученика, оказание помощи в жизненном самоопределении.

-организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с интересами учащихся, организация работы с одаренными детьми.

Классные руководители в планах воспитательной работы выделяли основные задачи:

- содействие процессу самопознания и развития личности учащихся;

-формирование учебной культуры учащихся;

-поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;

- индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.

Воспитательная система школы способствует комплексному решению всех перечисленных задач. В основе системе – совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей по всем направлениям воспитательной работы школы.

Воспитательная работа проводилась на основании комплексно- целевой программы «Русский дом», которая отражает различные виды деятельности по развитию учащихся. Основными направлениями воспитательной работы являлись:

- гражданско- патриотическое и правовое;

- духовно-нравственное;

-художественно- эстетическое;

-познавательное;

-спортивно- оздоровительное;

- семейное и экологическое

Воспитание осуществлялось с помощью:

- уроков общеобразовательного цикла;

- внеклассной деятельности;

-внешкольной деятельности

Воспитательная деятельность включала следующее:

-общешкольные праздники;

-развития ученического самоуправления;

-дополнительное образование;

-создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;

-социальную работу;

- совершенствование работы классных руководителей;

-физкультурно-оздоровительную работу.

Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:

Социальная работа по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся

Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений строится в соответствии с ФЗ п.2 ст. 14"120 – ФЗ, направленные на защиту несовершеннолетних и профилактику их асоциального поведения.

Во исполнение Федеральной целевой программы составлена КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕСТУПЛЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ, НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА «ВСЕ, ЧТО ТЕБЯ КАСАЕТСЯ» на 2010 – 2013 учебный год. (программа имеется)

Проводятся лекционно-практические занятия с учащимися на тему: «Здоровый образ жизни», «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Профилактика ЗОЖ», беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, «Азбука нравственности», тест-тренинг « Мое здоровье», « Мои вредные привычки», «Мое самочувствие».

По этим же проблемам перед учащимися школы выступали врачи специалисты (нарколог, гинеколог). По вопросам правового воспитания учащихся в школу регулярно приглашались сотрудники правоохранительных органов.

В школе организована постоянно действующая выставка по антинаркотической и алкогольной пропаганде.

Ежедневно ведется в школе контроль за посещаемостью учащихся, состоящих на различных видах учета.

В школе проводится работа с подростками, пропускающими занятия:

индивидуальные беседы с детьми и их родителями;

классные руководители ведут дневники наблюдений за данной категорией детей;

работа с администрацией школы;

поведение учащихся данной категории рассматривается на родительских собраниях класса;

приглашаются на Совет профилактики, совместно с родителями;

проводятся рейды в семьи подростков;

ведется совместная работа с КДН.

Согласно программе «Русский дом» воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств у учащихся в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков в школе осуществлялась следующая деятельность. На начало учебного года классными руководителями составлена карта семей учащихся, собрана информация о составе семей учащихся. На основе этих данных откорректирован банк данных «Семья» на начало 2010-2011 учебного года:

Полных семей- 33

Неполные семьи - 15

Многодетные семьи - 3

Малообеспеченные семьи -5

Семьи с опекаемыми детьми – 1

Семьи в социально- опасном положении - 2

Оформление необходимых нормативных документов на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДН:

Внутришкольный учет – 2 чел.

ПДН – 1 чел.

Составлен и утвержден план совместных мероприятий с РОВД профилактического характера на 2010-2011 год. Налажена связь с инспектором ПДН.

Классными руководителями проводится работа в этом направлении с учащимися и их родителями - классные часы, индивидуальные беседы по профилактике правонарушений, употребления ПАВ.

В школе действует Совет профилактики, который является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению Закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних».

Главными задачами Совета профилактики являются:

- разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся школы;

- разъяснения существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

- проведение индивидуальной воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

- проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

- организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей.

На сегодняшний день на учёте состоит 1 семья, с которой ведётся систематическая работа (семья – Подгорных переехала в с.Новичиха).

Совместно с общественным инспектором, классными руководителями и администрацией школы проводились обследования условий воспитания детей в данных семьях, составлялись акты обследования жилищных условий несовершеннолетних. На каждого ребенка данной категории заведено наблюдательное дело. Индивидуальная работа с этими учениками проводилась классными руководителями, общественным инспектором. Проводились индивидуальные беседы с родителями, нуждающимися в совете и педагогической помощи, а так же работу по пропаганде опыта семейного воспитания и здорового образа жизни. С детьми из неблагополучных семей постоянно проводятся беседы по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетними, антинаркотическая работа и работа по формированию навыков ЗОЖ., оказывается педагогическая, психологическая и материальная помощь.

Вывод: Вся работа с родителями направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращению негативных явлений, тесное сотрудничество семьи и школы.

В новом учебном году проводить психологические тренинги, продолжить методическую учебу классных руководителей по работе с детьми, склонными к правонарушениям, и их родителями.

Укрепление связи семьи и школы

В этом направлении школа работала по схеме «Родители, дети, школа». Проводится большая работа с семьями учащихся (их родителями).

Это ежемесячные классные родительские собрания, ежеквартальные

общешкольные родительские собрания, заседания родительского комитета, на которых рассматриваются разные вопросы воспитания школьников, их пребывания в школе.

Большая работа проводится с членами родительского комитета, которые являются посредниками между пед. коллективом школы и родителями учащихся. Они являются инициаторами многих школьных дел, носителями хороших идей, поэтому школа тесно сотрудничает с ними, и это сотрудничество дает хорошие результаты.

Родители оказывают помощь в обеспечение столовой необходимыми овощами, в благоустройстве школы, помогают в подготовке к праздникам, оказывают спонсорскую помощь. В декабре была организована и проведена школьная зимняя ярмарка. В ней приняли участие учащиеся 0 – 11 классов. На ней заработали 6988руб. Все деньги пошли на проведение Новогоднего праздника.

Школа вовлекает родителей учащихся во внеурочные мероприятия, приглашает на открытые мероприятия:

22 октября прошло КТД литературно – музыкальная композиция «Дорогие мои старики», посвященный году пожилых людей.

Праздничную программу, которую с блеском представили ученики 2,3 класса и классные руководители Козлова Н.П., Романова Н.П. Они приготовили великолепную презентацию с сочинениями учащихся1-6 классов «Моя любимая бабушка или дедушка».

На празднике были организованы игры, конкурсы с бабушками. Хозяева праздника приготовили стол с блинами, пирогами и чаем.

Праздники, посвященные Дню матери, Дню Защитника Отечества. Дети читали им стихи, пели песни, показывали сценки. Эти мероприятия стали традиционными в школе.

Так в апреле месяце состоялся праздник «День отца». Приглашенные родители – папы были участниками конкурсов. Родители всегда с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях с детьми. Семьи – победители награждены грамотами. Родители активные участники наших интересных дел. Подобные совместные мероприятия имеют огромное значение в деле воспитания подростков, способствуют укреплению семьи и хорошим взаимоотношениям.

В целях профилактики преступлений и правонарушений школа привлекает родителей в мероприятия по данному направлению.

Родители помогают классным руководителям в беседах с трудными подростками, оказывают материальную помощь детям из неблагополучных семей, организовывая акции « Помоги детям».

С неблагополучными семьями работа проводится по индивидуальной программе.

Такие семьи ежемесячно посещаются кл. руководителями, общественным инспектором.

В течение года велась работа с родителями, направленные на выяснение вопросов семейного воспитания, психологических взаимоотношений родителей с ребенком, успеваемости и посещаемости учащимися школы. Проведены родительские собрания по ступеням, на которых обсуждались вопросы «ДЕТИ И РОДИТЕЛИ: ИДЕАЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ», «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ».

Индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.

Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать – уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом. Нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди детей и подростков. Необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.

Вывод: В 2010-2011 учебном году особое внимание уделить работе родительского всеобуча Необходимо продолжить работу в этом направлении.

Добиваться в этой работе большего охвата родителей учащихся. Включать в план воспитательной работы побольше совместных мероприятий с родителями.


Профилактика дорожно-транспортного травматизма

В школе активно ведётся работа по предотвращению ДТП. В период с 16 августа по 12 сентября проводилось Всероссийское целевое профилактическое мероприятие «Внимание дети» (имеется положение и план) В сентябре в рамках акции «Внимание дети» были проведены беседы- минутки безопасности по классам.

Организовали и провели мероприятия по формированию и закреплению у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, во время перевозки на школьном автобусе.

В течение учебного года проводились классными руководителями профилактические беседы по ДТ до и после каникул, а также «минутки безопасности» по предупреждению несчастных случаев на дороге, льду.

Большое внимание уделили первичным инструкциям:

Инструкция № 08 – по правилам дорожно-транспортной безопасности;

Инструкция при перевозке учащихся автомобильным транспортом.

Провели инструктажи с детьми, в ходе которых особое внимание уделили вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в сфере дорожного движения - «Правила безопасности для пешехода», «Безопасность велосипедиста», «Безопасность пассажира».

Оборудован уголок «Правила дорожного движения» по безопасности движения (на первом этаже школы)

Провели профилактические мероприятия на классных часах, на уроках и на «Мотокружке» (учителя начальных классов, физкультуры, ОБЖ, классные руководители, руководитель мотокружка)

- Занятие – практикум «Правила дорожного движения на мотоцикле» (Мотокружок)

- День зелёного огонька. Викторина по ПДД «Перекресток» 5-6 классы

- Практическое занятие:

«Мой путь в школу» (безопасный маршрут в школу и обратно) 1 – 4 классы;

«Хорошие манеры в картинках и примерах» (со сказочными героями) 7-8 классы;

«Соблюдении правил безопасного поведения на дорогах на мотоциклах и велосипедах» 9-11 классы.

Используют материалы Всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства».

В библиотеке в течение года функционирует выставка литературы по ПДД. Библиотекарем составлен список рекомендуемой для чтения литературы для обучающихся и учителей по этому вопросу.

Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Изучать ПДД можно не только на специальных уроках, но и на занятиях в системе дополнительного образования. В школе работает «Мотокружок» периоды осень – весна.  Кроме традиционных профилактических бесед, Ольховский Н.Д. включает свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся специальные элементы: практические занятия на которых ребята повторяют правила, учатся ездить на мотоцикле, разбирают ошибки в поведении шофёра и пешеходов.

Итогом работы по этому разделу спланирована работа по профилактике ДДТТ, предусмотрено ежегодное проведение «Безопасное колесо» - закрепление знаний Правил дорожного движения на мотоциклах, и велосипедах (руководитель кружка Ольховский Н.Д.)


Профилактическая работа школы, направленная на обучение детей правилам поведения в ЧС

В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороне. Работа по действиям в ЧС начинается с ознакомления учащихся на уроках ОБЖ и классных часах с планом эвакуации школы при пожаре и угрозе террористического акта

Антитеррористическая защищённость школьников, профилактическая работа в этом направлении была приоритетной в истекшем учебном году. В сентябре был разработан план, организован пропускной режим в школу, регулярно проводились инструктажи с учениками и работниками школы по правилам антитеррористической безопасности, с учащимися изучены правила поведения заложников. Беседы по профилактике правонарушений, предусмотренных статьёй 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Проведены тренировочные эвакуации согласно плану, оформлен «Уголок безопасности», оформлена папка с информационно-аналитическими материалами и нормативными актами. Работа по антитеррористической профилактике проводилась чётко в строго указанное время.

Методическая работа

В прошедшем году использовались следующие формы методической работы:

1. Индивидуальные и групповые консультации классных руководителей.

2. Методические объединения классных руководителей.

3.Изучение и обобщение опыта.

С классными руководителями проводилась методическая и консультативная работа, давался необходимый инструктаж по проведению тематических классных часов.

В 2010-2011 учебном году были проведены МО классных руководителей по следующим темам:

1. Организация работы классных руководителей на 2010-2011 учебный год.

2. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияния на формирование личности каждого ученика.

3. Влияние семьи на духовно-нравственное развитие ребёнка.

4. Внеклассные мероприятия, их технологии, качество и эффективность.

Внутришкольный контроль

Одним из основных документов классного руководителя является программа воспитательной работы, утвержденная в начале учебного года. Данные программы проверялись в начале первого полугодия.

Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизнедеятельности детей. Вот почему от классного руководителя прежде всего требуется высокая педагогическая компетентность, необходимость планировать воспитательную работу с учетом возраста и возможности конкретного класса, с конкретными запросами учеников. Классные руководители 1-11 классов хорошо и обоснованно сделали анализы внеклассной работы за прошедший учебный год, грамотно поставили педагогические задачи на новый учебный год.

Совершенствование работы классных руководителей

На основе анализа воспитательной деятельности классного коллектива, можно сказать, что всеми классными руководителями в этом году были составлены программы воспитательной работы, где отражены следующие разделы:

- нравственное воспитание;

- экологическое воспитание;

- патриотическое и правовое воспитание;

- профориентация;

- работа с родителями и т.д.

Классные руководители ставили перед собой и решали следующие воспитательные задачи:

- сплочение детского коллектива;

- воспитание уважения к себе и окружающим;

- формирование культуры поведения, культуры общения;

- профилактика здорового образа жизни;

- организация ученического самоуправления;

- обеспечение тесных связей с семьей, вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.

Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива (и отдельно каждого ученика класса) во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива по соответствующим составляющим. Умеют анализировать воспитательную работу в классе.

Индивидуальная работа классного руководителя с детьми «особой зоны внимания» предполагает индивидуальное собеседование, «включении» в дела класса и школы, систему поручений.

Эту работу следует продолжить, так как она доставляет большое удовольствие ученикам, интересна для них, весьма полезна их интеллектуального развития. Не случайно эти дела обозначаются учащимися как наиболее интересные.


Гражданско-патриотическое воспитание

В соответствии с направлением «Гражданственность и патриотизм», в целях патриотического воспитания школьников, была проведена следующая работа:

-в рамках операции «Ветеран живет рядом» продолжили свою работу патриотические отряды милосердия. В школе имеется список ветеранов, проживающих в селе. Все ветераны в той или иной форме охвачены шефством (поздравления к праздникам, приглашения на концерты и классные часы).

Информация о работе по оказанию адресной помощи подшефным

Кол – во подшефных

Ветераны В.О.войны

Труженики

тыла

Жители блокады

Узники фашистских лагерей (дети)

Участники партизанского

движения

Другие

(вдовы В.О. войны, дети войны)

20

2

10

нет

нет

нет

Вдовы- 2

Дети войны -18


- стержнем патриотического воспитания учащихся школы является воспитание на примере жизни участников ВОВ, участников боевых действий в горячих точках;

- доброй традицией в школе стало проведение Дня пожилых людей: организована и постоянно проводится шефская помощь ветеранам, одиноким пожилым людям, учителям – ветеранам по уборке дворов от снега и благоустройстве дворов, в уборке квартир и т.д

- в феврале прошел Месячник патриотического воспитания школьников, в рамках которого проведены тематические классные часы: «Подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны», «Афганистан, Чечня – горячая рана…»; уроки мужества, Вахта памяти. С большой гордостью ученики приняли участие в праздниках: «День Защитника Отечества», «День Победы».

Великой победе организован школьный массовый пробег «Салют Победы».

Значительную роль в патриотическом воспитании учащихся играет краеведческий музей школы, которым руководит Миненко Н.П.. В нем хранятся уникальные экспонаты, собранные учениками школы. Кружок «Юный краевед» ведет большую поисковую и пропагандистскую работу в селе. Учащиеся собирали информацию о своих родственниках, участвовавших в войне, осознавая роль своих близких, в приближении дня Великой победы. Участники кружка отмечены грамотой за участие в районном конкурсе «Моя земля – мой дом родной». Данные мероприятия способствуют укреплению связей поколений и воспитанию патриотизма.

Школьное самоуправление во главе с президентом школы приняли активное участие в Акции «Эхо». Подготовили поздравления военнослужащим отправили по почте России, ветеранов ВОВ лично поздравили с праздником.

Циклы классных часов «Подросток и закон», «Имею ли я право», «Влияние общественных группировок на поведение подростков», «Мир моих прав и обязанностей» прошли в каждом классном коллективе.

Анализ проведенных мероприятий показал, что все они прошли на достаточно хорошем уровне, использовались разнообразные формы и методы, к проведению мероприятий были привлечены ветераны, труженики тыла, вдовы, дети войны, что придало им особую торжественность и способствовало воспитанию у учащихся ответственности и чувства долга.

Вывод: Школа уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию, которое осуществляется на должном уровне.


Формирование нравственных основ личности и духовной культуры

Организация работы по нравственному воспитанию: система работы по нравственному воспитанию учащихся является одной из хорошо отработанных систем в школе. Не менее 1 раза в неделю проводятся классные часы: (с 1 по 11 классы)

- «Законы и нормы школьной жизни»

- «Я гражданин»

- «Как использовать свои права»

- «Мы – пешеходы»

- «Виды наркотической зависимости»

- «Мы против наркотиков»

- «Бабушка любимая»

-Беседы на тему ПДД: «Внимание! Впереди каникулы!», на которых основное место уделяется нравственному воспитанию. Индивидуальные беседы с учащимися, в том числе и в присутствии родителей, беседы по профилактике вредных привычек, терроризму, по ПДД, по поведению в общественных местах (перед каждым выездом) и на общественном транспорте, беседы по пожарной безопасности и безопасному использованию нагревательных и электроприборов.

Классными руководителями в течение года проведена серия ситуационных классных часов, занятий-тренингов «Школа жизненных наук», «Познай себя», направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся:

социальная: «Нецензурная брань в речи», «День добрых дел», «Поговорим об этикете», «Кто я? Знаю и я себя?».

Досуговая: «День Святого Валентина», концертное поздравление для мам и пап, тематические дискотеки и т.д.

В школе отработана система традиционных праздников и мероприятий:

День Знаний, День Учителя, Зимняя ярмарка, Осенний и Новогодний балы, День Матери, День Защитника Отечества, «Православная Масленица», конкурсная программа «День Отца», Последний звонок, Выпускной вечер и т.д.

Уровень воспитанности учащихся

Классные руководители исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, пользуясь методиками определения уровня воспитанности классного коллектива и отдельного ученика класса во внешне поведенческом аспекте, изучают уровень развития коллектива по соответствующим составляющим.

Оценка качества воспитательной работы в значительной мере зависела от результатов коллективной творческой деятельности и общения наших учеников, учета их запросов, отношения к обществу, саморегуляции поведения, согласованности между нравственными знаниями, убеждениями и поведением.

Отражены в отчетах классных руководителей уровень воспитанности на начало и конец года: ИТОГИ уровня воспитанности



2010-2011 учебный год




На начало

года

высокий

средний

низкий

На конец

года

высокий

средний

низкий

ИТОГ

49 учащихся

высокий

кол-во

7/

14%

средний

кол-во 39/

80%

низкий

кол-во 3/

6%

45 учащихся

высокий

кол-во

11/

24%

средний

кол-во

34/

76%

низкий

кол-во

0/

0%

Данная таблица указывает, что на начало года учащихся с высоким уровнем воспитанности 7 учащихся в процентом отношении(14%), а на конец года повысился на 10%. Учащихся со средним уровнем воспитанности на начало года 39 учащихся (80%). На конец года понизился на 4%. Учащихся с низким уровнем было на начало года 3 учащихся (6%), а процент учащихся с низким уровнем воспитанности равен нулю на конец года.

Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях высокий, что позволяет судить о достаточно хорошем уровне сформированности нравственных качеств и духовных качеств учащихся. Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу.

Вывод: необходимо продолжить работу по изучению уровня воспитанности учащихся, их нравственному развитию. Показатель уровня воспитанности, формирование нравственности учащихся во многом зависит от проведения классными руководителями работы по культурологическому подходу воспитания.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа: в начале учебного года медперсоналом района и ФАПа была составлена карта по состоянию здоровья учащихся.


На начало года 48 учащихся

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

группа по физической культуре










основная подготовительная

12

26

7

45

3
В соответствии с направлением «Здоровье» был проведен месячник «Спорт и здоровье» и Месячник оборонной, спортивно-массовой и военно-патриотической работы (план имеется). Проведены соревнования «Колесо безопасности», классные часы по пропаганде ПДД среди учащихся. Прошли беседы и практические занятия по правилам поведения на реке и водоемах. Проведены инструктажи на зимний и летний периоды среди учащихся и родителей, классные родительские собрания по профилактике заболеваний среди детей.

Проблема сохранения здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Одно из главных мест в решении этой проблемы занимает спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Она организуется и проводится с целью сохранения и укрепления здоровья школьников. Реализация цели осуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. С помощью различных форм спортивно-массовой работы в первую очередь решаются задачи по удовлетворению потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию, в желании проявить свои физические потенции в соревнованиях. В связи с этим спортивно-массовая работа в школе строилась с проведением спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Спортивные соревнования характеризовались разнонаправленностью содержания, высокой эмоциональной насыщенностью, возможностью учащихся проявить свои личностные качества. Столь значительный диапазон положительного влияния спортивных соревнований, возможностей функционального воздействия на организм школьников позволяет использовать их при решении следующих задач:

• Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни школьников;

• Развитие социального, физического, психического здоровья;

• Отбор перспективных учащихся с целью привлечения их к регулярным занятиям в спортивных секциях и кружках;

• Выявление сильнейших школьников для комплектования сборных команд села;

Школьные соревнования организовывались и проводились с целью определения по итогам спортивной работы школы за учебный год по всем классам всех возрастных групп. Победители были отмечены грамотами. Для массового привлечения детей к участию в спортивных соревнованиях их содержание и направленность планировались в соответствии с возрастом школьников.

Для учащихся школы были проведены следующие соревнования:

• Осенний кросс

• Веселые старты

• Соревнования «А, ну-ка, мальчики!»

• Соревнования «А, ну-ка, девочки!»

• Легкоатлетическая эстафета.

• Спортивный праздник «Зимние забавы»

• «Колесо безопасности»

• Веселые эстафеты

• Спортивный праздник «День отца».

• Первенство по пионерболу, волейболу, баскетболу.

• Открытие месячника оборонной, спортивно-массовой и военно-патриотической работы.

• Товарищеская встреча по шахматам с учащимися МОУ Поломошенская СОШ.

• Закрытие месячника оборонной, спортивно-массовой и военно-патриотической работы. Подведение итогов.

• Массовый пробег, посвященный «Салют Победы».

Основная задача перечисленных мероприятий - поддержание высокой работоспособности школьников в течение учебного года, пропаганда физической культуры, организация досуга школьников, привитие им правил здорового образа жизни. Кроме того, эти мероприятия содействуют сплочению школьного коллектива, укреплению дружбы между учащимися. Непосредственное проведение соревнований, мероприятий возлагалось на учителя физической культуры. Классные руководители помогали учащимся и учителю физкультуры в организации и проведении соревнований.

Участниками соревнований являлись учащиеся 1-11 классов. Сроки проведения соревнований определялись школой. К проведению соревнований привлекались учащиеся старших классов, их функция - судейство.

В будущем хотелось бы иметь больше разнообразного инвентаря для проведения мероприятий (большие резиновые мячи, кегли, лыжи, коньки и т.д.)

Кроме того, школа принимала участие почти во всех видах районных соревнованиях. Принимали участие в осеннем кроссе «Золотая осень» имени Игоря Погорелова, настольном теннисе, волейболе, зимней олимпиаде, президентских состязаниях.

Вывод: Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся поставлена на должном уровне, но следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, активизировать работу классных самоуправлений для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья.

Дополнительное образование

Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование.

В школе организованы кружки, руководителями которых являются педагоги школы:

- «Мотокружок» - руководитель Ольховский Н.Д.

- «Техническое творчество»- Ольховский Н.Д.

- «Юный журналист»- Фролова Г.А.

- «Юный краевед» - Миненко Н.П.

- клуб по психологии «Импульс»- Миненко Н.П.

- Юный эколог» - Козлова Н.П.

- «Спортивный» - Круглова Т.В.

Работа кружков организуется и проводится в спортивном зале школы, на спортивной площадке, на катке, в кабинетах, музее строго в соответствии с установленным и утвержденным директором школы графиком. График составлен на основании тарификационной ведомости и расписания уроков с учетом санитарно – гигиенических норм.

Все перечисленные кружки пользуются у учащихся популярностью. Главной отличительной чертой занятий являются настрой на работу, на конкретный результат, на узнавание нового и получение новых знаний, а не просто на общение. В начале занятий всеми преподавателями ставятся определенные обучающие цели, в конце занятий подводится итог.

Кружки пользуются популярностью у учащихся также и потому что уже имеют конкретные результаты работы:

* Так, участники кружка «Юный журналист» начального и среднего звена с зажигательным и активным руководителем кружка Фроловой Г.А. выпустили 9 номеров ежемесячной газеты.

Рубрики:

по воспитательной работе в школе;

опрос;

правила поведения и меры безопасности при передвижении по льду замерзших водоемов;

анекдоты, загадки, частушки, гороскоп;

мода в стиле прошлого;

знаете ли вы, что… и другое

* Кружок «Юный эколог» (руководитель Козлова Н.П.), действует на базе школы первый год среди учащихся начальной школы. Ребята из кружка имеют уже конкретные результаты своей работы:

частичная реставрация и уход за живым уголком;

провели Акцию «Снегирь» - развесили кормушки для птиц;

на школьной территории встречают нас два веселых человека, расписанные руками детей;

приняли участие в межрегиональном конкурсе «Помоги зимующим птицам» вошли в тройку лучших работ. Отмечены дипломом.

* Кружок «Мотокружок» (руководитель Ольховский Н.Д.) по-прежнему пользуется популярностью осенью и весной. И ходит на кружок 100% состав списочного списка. Результат кружка виден в мае на конкурсе «Безопасное колесо» на мотоциклах.

* Клуб по психологии «Импульс» начал работу с 2007 года. Кружок по-прежнему пользуется популярностью. Результат клуба после каждого занятия:

преодоления страха, недостатков в достоинства;

индивидуальная работа;

привития уверенности в «Себя» и другое.

* Школьники из спортивного кружка (руководитель Круглова Т.В.) – участники школьных и районных соревнований.

В этом учебном году «Спортивный кружок» повысил свою популярность. Имеет свой регулярный и постоянный состав учащихся. Ребята занимаются в спортивном зале, на улице на лыжах и на коньках.

* Кружок «Юный краевед» (руководитель Миненко Н.П.) по-прежнему пользуется популярностью среди учащихся начального и среднего звена. Школьный музей во время летних каникул переехал в другое помещение. Была проделана огромная работа со стороны руководителей Стукаловой Л.П., Миненко Н.П. и учащихся во время летней практики.

Участники кружка отмечены грамотой за участие в районном конкурсе «Моя земля – мой дом родной». Кружковцы занимаются поисковой работой, оформлением, перепиской с другими музеями Шипуновского района и т.д.

Можно сделать вывод, что ученики, занимающиеся в кружках, более активны в общественной жизни, более коммуникабельны и лучше постигают основы многих наук. Кружковцы чаще других принимают участие в районных мероприятиях и олимпиадах.

Развитие самоуправления

В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив школы продолжал работу над вопросом организации самоуправления, как на школьном уровне, так и в классных коллективах. Проведён мониторинг «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» среди 5-11 классов. Каждый учащийся заполнял анкету. При обработке результатов 24 предложения разбивались на 6 групп (блоков). По каждому блоку подсчитывается сумма баллов. Затем она делилась на число участников опроса и на шестнадцать (максимальное количество баллов). Уровень Самоуправления коллектива класса определялся по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков.

В итоге показал средний уровень организации классного ученического самоуправления.

Учащиеся выделили главные принципы самоуправления: стремление к самостоятельности, социальная направленность, добровольность, демократичность. На вопрос: «Для чего нужно самоуправление в классе?» учащиеся дали ответы: чтобы мы привыкли жить в коллективе, чтобы быть более организованными, собранными и самостоятельными; на вопрос «Что лично тебе дает самоуправление?» учащиеся отметили, что появляется уверенность в своих силах, умение управлять собой.

Работа детского коллектива проводится на основании плана, который отражает различные виды деятельности. Основными направлениями детской организации являются:

1. Нравственно-духовная направленность

2. Патриотическая направленность

3. Экология

4. Спорт

В детскую организацию входят все учащиеся школы 5-11 классов. Старшие ребята в детской организации работают министрами культуры, спорта, учебы, СМИ, труда. Каждый министр в течение года работал добросовестно и ответственно выполнял свою работу. Лидеры и младшие вожатые организовывали различные культурно-развлекательные, познавательные мероприятия, которые включили в себя: День учителя, Ярмарка, Новый Год, День Святого Валентина, Вахта Памяти, Последний звонок. Все учащиеся школы принимали активное участие в этих мероприятиях. В начале каждого месяца президент школы проводил общешкольную линейку, в которой объявлялись итоги успеваемости каждого класса; дежурные выступали с отчетом о дежурстве, итоги внеклассных мероприятий, акций и т.д.

Проведенные мероприятия и коллективно-творческие дела способствовали сплочению коллектива, уважительному отношению к старшим, дисциплинированности и самостоятельности.

Вывод: Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной. Необходимо активизировать работу всех отделов, особенно - информационного через более тесное сотрудничество с местными СМИ.

Школьному ученическому самоуправлению совместно с классными самоуправлениями организовывать больше мероприятий по всем направлениям воспитательной работы.

Экологическое направление

Экологическое воспитание является одним из приоритетных в формировании нравственного отношения к природе. В дни декады биологии учитель проводит мероприятия по защите экологии. Стало традицией проводить викторины, игры в начальной школе по экологии. Участвовать в краевых и всероссийских конкурсах.

В течение ряда лет учащиеся школы, учителя занимаются озеленением школы. Согласно плану работы школы проведены следующие мероприятия по экологическому воспитанию:

- КТД Сказка «Про серую Шапочку и красного Волка», классные часы, беседы, дискуссии, тренинги, экспедиции по экологическому направлению (оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Сказка»).

- разъяснительная беседа о поведении на озёрах, водоёмах.

- Акция: Экологическая экспедиция «Мой дом, мой двор, моё село». Традиционно весною проходит «Субботник», в работе задействована вся школа, оказывают посильную помощь родители.

Организация летнего отдыха

На летний период разработан план мероприятий по созданию безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и работающихся на весь период летнего отдыха и действует программа развития летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на летний период.

☼ июнь - август Малая Тимирязевка - выращивание овощей в домашнем огороде для столовой с 1 по 11 кл. (заключен договор между учащимися и школой);

☼ июнь – август Летняя практика в школе (с 5 по 10 кл.)

Уборка территории, уход за цветами, полив и прополка, побелка и покраска закрепленных кабинетов, уход за парком Памяти. Ответственные: Алтенгоф Г.В., Стукалова Л.П.

☼ июнь - Трудовая платная практика в школе. Налажена тесная связь с центром занятости населения. В летний период заключён договор между школой и центром занятости о занятости школьников с 1 по 29 июня. На основании договора школьники выполняли работы по благоустройству школы. Трудоустроено 7 подростков.

☼ военно – полевые сборы с 16 мая по 20 мая 10 класс. Учитель ОБЖ Ольховский Н.Д.

☼ июнь – август выполнение закона «Об ограничении пребывания
несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края».
Ведется просветительная работа среди несовершеннолетних по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных местах на территории села.

☼ июнь – отдохнули 8 учащихся на оз. Горькое.

На протяжении последних лет в школе в летний период организуется оздоровительный лагерь «Сказка» в этом году лагерь вёл свою работу с 1 по 27 июня.

Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением в современном общероссийском учебно-воспитательном процессе. Правительством РФ подготовлена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», отражающая важность этой проблемы. Наряду с этой программой существуют федеральные целевые программы «Молодёжь России», «Дети России», «Культура России».

Вся воспитательная работа программы «Агентство добрых дел» направлено на формирование гражданско-патриотических качеств личности, что происходит в ходе: а) оказания помощи социально незащищённым слоям населения, которые нуждаются во внимании; б) приобщении к общественно-полезному труду на благо общества. Это выражается в:

* проведении совместных мероприятий с ветеранами, вдовами, тружениками тыла ВОВ.

* приобщении к здоровому образу жизни в условиях социальной и природной среды;

* активном общении с природой, способствующем укреплению здоровья и повышению уровня экологической культуры;

* проведении мероприятий, направленных на восстановление физических и душевных сил;

* тесном взаимодействии со сверстниками и раскрытии потенциала личности каждого воспитанника.

Участниками лагеря являлись 7 – 14-летние учащиеся МОУ Лобанихинская СОШ Новичихинского района Алтайского края. За смену, длящуюся 18 дней, лагерь принял детей в количестве 21.

В основу гражданско-патриотического воспитания легли принципы:

* природосообразность воспитания;

* ценностно-смысловое равенство взрослого и ребёнка;

* креативность и творческое начало в воспитании;

* краеведческий;

* взаимопомощь.

Деятельность детей в лагере осуществляется по трём направлениям: 1) помощь себе; 2) помощь природе; 3) помощь другим.

Организовано двух разовое питание. В рацион входили горячие и мясные блюда, фрукты, овощи, натуральные соки, сладости.

Участие школы в районных, краевых и всероссийских конкурсах

за 2010– 2011 учебный год

Для формирования «имиджа» школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах. Ребята, которые принимают участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки и умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.

Результативность данной работы отражена в таблице.




Название конкурса

Уровень

Результат

Ф.И.О

руководителя

1

Кросс «Золотая осень» имени Игоря Погорелова на базе МОУ Октябрьской школы.

районный

участие

Круглова Т.В.

учитель физкультуры

2

Первенство по баскетболу

районный

участие

Круглова Т.В. учитель физкультуры

3

Учительский фестиваль «Учителя талантливы во всем».

районный

диплом

Барсукова В.В.

директор школы

4

Теннисный турнир на приз «Сельчанка».

районный

1 место Бережной Владимир -11 класс

Круглов А.Н.

учитель физики

5

Конкурс детского творчества «Пожарная ярмарка»


краевой

участие

Ефремова Л.П.учитель ИЗО

Романова Н.П.учитель начальных классов

6

Конкурс детского творчества «75 лет ПДД»

краевой

нет результата

Романова Н.П. учитель начальных классов

7

Зимние Олимпийские игры

районный

Вопилова Виктория - ученица 8 класса- 3 место по шахматам и 2 место в командном зачете.

Бережной Владимирученик 11 класса 2 командное место по шорт-треку.

Круглова Т.В.

учитель физкультуры

8

Конкурс детского прикладного творчества «Сибириада»

краевой

г. Рубцовск

диплом

Ольховский Н.Д.- руководитель кружка «Техническое творчество»

Романова Н.П.- учитель начальных классов

Козлова Н.П.- учитель начальных классов

Ефремова Л.П. учитель ИЗО

9

Конкурс по краеведению «Моя земля - мой дом родной»

районный

грамота за участие

Минеко Н.П. -руководитель кружка «Юный краевед

Стукалова Л.П.- учитель истории

10

Конкурс детского творчества «Космическая эра»

всероссийский

г. Санкт-Петербург

нет результата

Ефремова-учитель ИЗО

Козлова Н.П.- учитель начальных классов

11

Конкурс по экологии «Помоги зимующим птицам»

межрегиональный

диплом

Козлова Н.П. –руководитель кружка «Юный эколог»

12

Президентские состязания

Районные

Командное 2 место по стриболу

Дербенёва Кристина 7 класс – 3 место в упражнении «наклон вперед»

Агапова Олеся 8 класс – 2 место в упражнении «сгибание и разгибание рук», 2 место в упражнении «подъём туловища».

Круглова Т.В. учитель физкультуры

Общий вывод (оценка воспитательной деятельности и результатов)

Таким образом, в 2010-2011 учебном году воспитательный процесс был организован в соответствии с нормативно-правовыми документами, что позволило определить приоритетные направления развития воспитания.

Нормативные документы своевременно изучались на педсоветах, совещаниях классных руководителей, учителей, определялись меры по их реализации. Школа и классные руководители работали по направлениям, отраженным в школьной программе воспитательной работы. Программы классных руководителей составляются ответственно. Воспитательная система в школе развивается. Педагогический коллектив разбирается в теории вопросов воспитательной деятельности. Воспитательная работа наполнена содержанием, продолжают складываться традиции школы. Воспитательные мероприятия, предусмотренные планом, в основном, проведены качественно, интересно. Все они были значимыми, важными, отражали все виды воспитывающей деятельности.

Но вместе с тем существует немало проблем:

- недостаточно высокий уровень сформированности нравственной направленности личности;

- не в полной мере учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка в процессе внеклассной воспитательной работы.

Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2010-2011 учебном году можно считать решенными, цель достигнута.

Задачи на 2011-2012учебный год


В 2011-2012 учебном году необходимо:

- продолжить работу по совершенствованию форм и методов воспитательной работы с учащимися и родителями через повышение мастерства классных руководителей;

- продолжать работу по созданию портфолио ученика.

- продолжить работу по внедрению современных воспитательных технологий при организации классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, родительских собраний. Пополнять методическую копилку и медиатеку методического объединения интересными и полезными материалами.

- обновлять и развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления, применять эффективные механизмы социализации учеников.

- развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие.

- создание единого пространства развития ребенка в семье и в образовательном учреждении. Приобщение родителей к участию в жизни образовательного учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм совместной работы.




Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа»
Овании постановления главы администрации Новичихинского района Алтайского края от 12. 02. 2002г. №24 общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
В связи с началом 2011- 2012 учебного года назначить следующую педагогическую нагрузку
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconПрограмма кружка «юный журналист» для 2-х групп
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconДанные по использованию субвенций из краевого бюджета на учебную литературу
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района, Алтайского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconПриказ №23/2-о «О создании рабочей группы». В целях реализации кпмо в школе
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconПроект устав муниципального общеобразовательного учреждения «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
Новичихинского района Алтайского края в редакции №4, утвержденный главой Администрации Новичихинского района Гричановым С. Н. 06....
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconПлан мероприятий по переходу на нормативное финансирование и новую систему оплаты труда работников. (Приложение №1)
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconПрограмма по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности, наркомании и алкоголизма на 2010 2013 учебный год
Моу «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
«Математика», утвержденной Министерством образования рф, программы Н. Я. Виленкина и рассчитана на 170 часов(5 часов в неделю)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconПриказ №23/1-о «О создании в школе экспертного Совета для проведения объективной внешней оценки результативности профессиональной деятельности учителей»
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мельниковская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
Новичихинского района Алтайского края, (далее именуемая Учреждение) создано в целях реализации права граждан на образование, гарантии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы