ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Закон «Об образовании» Российской Федерации (проект) (ст. 7,9,14,17,32); Концепция стандарта второго поколения; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010; Приказа МО РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 г. № 373»; СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ Онищенко Г.Г. от 29 декабря 2010 г. №189 А. Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009; Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010; Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010. Миссия образовательного учреждения: создание адаптивных условий для полноценного развития, самоопределения и социальной адаптации обучающихся. Психолого-педагогические принципы программы: в основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликофессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности курса: Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности (кроме учебной на уроке), в которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производительная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; духовно - нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. В каждом направлении проявляются разные виды внеурочной деятельности. В данном разделе представлены следующие курсы внеурочной деятельности:
Направления внеурочной деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| 1. Спортивно-оздоровительное | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Общая физическая подготовка | 1 | 1 |
|
| 2 | Секция «Лыжи. Легкая атлетика» | - | - | 2 | 2 | 4 | Секция «Футбол» | Секция «Теннис» | Ритмика | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | 2. Духовно-нравственное, социальное | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | Клуб «Патриоты России» | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 3. Обще интеллектуальное | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | Клуб «Почемучек» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Информатика | - | 1 | 1 | 1 | 3 | 4. Общекультурное | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | Кружок «Играем в сказку» | 1 |
|
|
| 1 | Кружок «Комикс класс» |
| 1 |
|
| 1 | Студия театр «Буратино» |
|
| 1 | 1 | 2 | Студия изобразительного искусства «Школа тюбика» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Кружок «Цветочная радуга» (станция Юных натуралистов) | 1 | 1 |
|
| 2 | Кружок «Фитодизайн» (станция Юных натуралистов) |
|
| 1 | 1 | 2 | Кружок декоративно-прикладного искусства «Народные ремесла» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.) | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Формы организации внеурочной деятельности Познавательная. Организована в форме кружка «Клуб почемучек» Проблемно-ценностное общение. Затрагивает не только эмоциональный мир ребёнка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Осуществляется классным руководителем в процессе реализации плана воспитательной работы в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий. Досугово-развлекательная. Для достижения результатов первого уровня организуются культпоходы в театр, кино, музей, концертный зал, галерею. Осуществляется классным руководителем в процессе реализации плана воспитательной работы. Игровая. Для достижения результатов первого уровня организуются игры с ролевым аспектом. Осуществляется классным руководителем в процессе реализации плана воспитательной работы Социальное творчество. Цель: обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. Для достижения результатов первого уровня организуется в форме социальной пробы (участие ребёнка в социально значимых делах, организуемых взрослыми). Осуществляется через кружок «Экологокраеведческий» Художественное творчество. Формирование в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования. В рамках данной рабочей программы этот вид деятельности представлен, как курсы, отражающие этот вид деятельности. Это кружки «Изостудия», «Играем в сказку», «Ритмика», «Комикс - класс», «Студия театр», «Цветочная радуга», «Фитодизайн». Спортивно-оздоровительная. Организация занятий ОФП, теннис, футбол, лыжи, легкая атлетика Наряду с этим проведение спортивных соревнований в рамках класса, школы. 8) Туристско-краеведческая. Организована в форме кружка «Патриоты России».
Место учебного курса в учебном плане: курсы внеурочной деятельности школьников являются школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений образования МО школы - интерната. Программа рассчитана на 1350 учебных часов. Рекомендуемое распределение часов: 1 класс – 330 ч., 2 класс – 340 ч., 3 класс – 340 ч., 4 класс – 340 ч.. Недельная нагрузка – до 10 часов. Длительность занятия в 1 классе – 35 минут, 2-4 класс – 45 минут. Занятия проводятся как в кабинетах начальной школы, так и в специализированных кабинетах (информатики, музыки, изобразительного искусства, хореографии, спортивном зале, кабинете лего-конструирования). На время занятий класс делится на подгруппы не более 15 человек. Внеурочная деятельность не входит в еженедельную часовую нагрузку учащихся и проводится во второй половине дня согласно расписанию занятий. Цели программы: обеспечение внеурочной деятельности младшего школьника. Задачи программы: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; организация целенаправленного достижения воспитательных результатов и эффектов рабочих подпрограмм.
В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей; формирование нравственного смысла учения. В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Классификация результатов внеурочной деятельности Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности | Первый уровень результатов |
|
| Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа | Второй уровень результатов |
|
| Получение школьником опыта переживания позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематический диспут | Третий уровень результатов |
|
| Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
6. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности |
Приобретение социальных знаний (1 уровень) |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельного общественного действия | 1. Игровая | Игра с ролевым акцентом |
Игра с деловым акцентом |
Социально моделирующая игра |
|
| 2. Познавательная | Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады |
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб |
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности, школьный музей-клуб |
|
| 3. Проблемно-ценностное общение | Этическая беседа |
Дебаты, тематический диспут |
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
|
| 4. Досугово-развлекательная | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею |
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы |
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме |
|
| 5. Художественное творчество | Занятие объединений художественного творчества |
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе |
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме |
|
| 6. Социальное творчество | Инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослыми |
КТД |
Социально-образовательный проект |
|
| 7. Трудовая (производственная) | Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремёсел |
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, детская производственная бригада под руководством взрослого |
Совместное образовательное производство под руководством детей и взрослых |
|
| 8. Спортивно-оздоровительная | Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах |
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции |
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме |
|
| 9. Туристско-краеведческая | Образовательная экскурсия, туристская поездка, краеведческий кружок |
Туристский поход, краеведческий клуб |
Туристско-краеведческая экспедиция. Поисково-краеведческая экспедиция. Школьный краеведческий музей. |
|
| Требования к результатам освоения рабочей программы:
Личностные результаты: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых процессов и объектов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать соё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учёта интересов сторон и сотрудничества; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
8. Методы, используемые при реализации программы: форма обучения – очная. Методы обучения, используемые во время занятия: практические, наглядные, словесные, работа с книгой, видеометод, работа с компьютером; внутригрупповые дискуссии, этические беседы, диспуты,
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1) Кадровое обеспечение: Зиганурова Р.И. – учитель нач. классов, II квал. категория; Пономарева Т.А. – учитель изо, I квал. категория; Эназарова Л.А. – педагог доп. образования, I квал. категория; Сыропятова Т.И. – педагог доп. образования СЮН, I квал. категория; Половникова - педагог доп. образования СЮН, I л. категория; Галкина С.Н. – учитель музыки, II квал. Категория; Вялых С.Ю. – учитель технологии, высшая квал. категория.
2) Учебное оборудование кабинета начальных классов для преподавания внеурочной деятельности Оснащение кабинета начальной школы для преподавания внеурочной деятельности предполагает решение следующих задач: комплектование кабинета учебным оборудованием; организация рабочих мест учителя и учащихся; рациональное размещение и хранение учебного оборудования; оформление интерьера кабинета; обеспечение техники безопасности. Нормативные документы, регламентирующие номенклатуру учебного оборудования: федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования; программы начального общего образования; СанПиН 2.4.2.2821-10 № 189 ОТ 29.12.2010 Виды учебного оборудования: пособия на печатной основе; экранные пособия; электронные пособия; технические и информационные средства обучения: компьютер, телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, проектор. |