Примерная программа по математике пояснительная записка icon

Примерная программа по математике пояснительная записка



НазваниеПримерная программа по математике пояснительная записка
страница1/7
Дата конвертации12.10.2012
Размер0.61 Mb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7
1. /Примерные предметные программы/1.Литературное чтение.doc
2. /Примерные предметные программы/10.Технология.doc
3. /Примерные предметные программы/11.Технология 2.doc
4. /Примерные предметные программы/12.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.doc
5. /Примерные предметные программы/13.Примерная программа воспитания и социализации.doc
6. /Примерные предметные программы/14.Рекомендации по организации внеурочной деятельности.doc
7. /Примерные предметные программы/2.Окружающий мир.doc
8. /Примерные предметные программы/3.Физическая культура.doc
9. /Примерные предметные программы/4.ИЗО.doc
10. /Примерные предметные программы/5.Математика.doc
11. /Примерные предметные программы/6.Русский язык.doc
12. /Примерные предметные программы/7.Русский язык2.doc
13. /Примерные предметные программы/8.БЖД.doc
14. /Примерные предметные программы/9.Музыка.doc
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Примерная программа по физической культуре пояснительная записка
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерная программа по математике пояснительная записка
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе под термином «культура безопасности жизнедеятельности»
Примерная программа по музыке пояснительная записка




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ


Пояснительная записка

Примерная программа по математике разработана на осно

ве Концепции стандарта второго поколения с учетом межпред

метных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,

задачи формирования у младшего школьника умения учиться.


Общая характеристика учебного предмета

В начальной школе изучение математики имеет особое зна

чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна

ния, первоначальное овладение математическим языком станут

фундаментом обучения в основном звене школы, а также не

обходимыми для применения в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на

достижение следующих целей:

# математическое развитие младшего школьника — фор

мирование способности к интеллектуальной деятельности (ло

гического и знаковосимволического мышления), пространст

венного воображения, математической речи; умение строить

рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные

и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов,

оснований для упорядочения, вариантов и др.);

# освоение начальных математических знаний — пони

мание значения величин и способов их измерения; использо

вание арифметических способов для разрешения сюжетных си

туаций; формирование умения решать учебные и практические

задачи средствами математики; работа с алгоритмами выпол

нения арифметических действий;

# воспитание интереса к математике, стремления исполь

зовать математические знания в повседневной жизни.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения

математического содержания обеспечиваются условия для до

стижения обучающимися следующих личностных, метапредмет

ных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готов

ность ученика целенаправленно использовать знания в учении

и в повседневной жизни для исследования математической


102




сущности предмета (явления, события, факта); способность ха

рактеризовать собственные знания по предмету, формулировать

вопросы, устанавливать, какие из предложенных математичес

ких задач могут быть им успешно решены; познавательный ин

терес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения

математических характеристик, устанавливать количественные и

пространственные отношения объектов окружающего мира,

строить алгоритм поиска необходимой информации, опреде

лять логику решения практической и учебной задачи; умение

моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков

(символов), планировать, контролировать и корректировать ход

решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: осво

енные знания о числах и величинах, арифметических действи

ях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выби

рать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы,

свойства арифметических действий, способы нахождения вели

чин, приемы решения задач, умения использовать знаковосим

волические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,

диаграммы для решения математических задач.

В федеральном базисном образовательном плане на

изучение математики в каждом классе начальной школы отво

дится 4 часа в неделю, всего — 540 часов.

Основное содержание обучения в примерной программе

представлено крупными разделами: «Числа и величины»,

«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Простран

ственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометричес

кие величины», «Работа с данными». Новый раздел «Работа с

данными» изучается на основе содержания всех других разде

лов курса математики.

Примерная программа по математике позволяет создавать

различные модели курса математики, поразному структуриро

вать содержание учебников, распределять разными способами

учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв

свободного учебного времени — 40 учебных часов на 4 учеб

ных года. Этот резерв может быть использован по своему

усмотрению разработчиками программ для авторского напол

нения указанных содержательных линий.

В процессе изучения курса математики у обучающихся фор

мируются представления о числах как результате счета и изме

рения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и

письменно арифметические действия с числами, находить не

известный компонент арифметического действия по известным,

составлять числовое выражение и находить его значение в со

ответствии с правилами порядка выполнения действий; накап

ливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в


103




процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими гео

метрическими формами, приобретают начальные навыки

изображения геометрических фигур, овладевают способами из

мерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диа

граммами у них формируются важные для практикоориенти

рованной математической деятельности умения, связанные с

представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса ма

тематики у учащихся формируются общие учебные умения и

способы познавательной деятельности. Простое заучивание пра

вил и определений уступает место установлению отличительных

математических признаков объекта (например, прямоугольника,

квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках

(форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр,

площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения,

происходящие с математическими объектами, устанавливают

зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют

поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации,

определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные

признаки математических объектов (чисел, числовых выраже

ний, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обуча

ющиеся используют простейшие предметные, знаковые, графи

ческие модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовыва

ют их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В ходе изучения математики осуществляется знакомство с

математическим языком: развивается умение читать математи

ческий текст, формируются речевые умения (дети учатся вы

сказывать суждения с использованием математических терми

нов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу вы

полнения задания, выбирать доказательства верности или

неверности выполненного действия, обосновывать этапы реше

ния учебной задачи, характеризовать результаты своего учебно

го труда.

Математическое содержание позволяет развивать и орга

низационные умения: планировать этапы предстоящей рабо

ты, определять последовательность учебных действий; осу

ществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей

преодоления ошибок.

В процессе обучения математике школьники учатся участво

вать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать,

приходить к общему мнению, распределять обязанности по по

иску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения мате

матике решаются комплексно. Учителю предоставляется право

самостоятельного выбора методических путей и приемов их ре

шения. В организации учебновоспитательного процесса важ

ную роль играет сбалансированное соединение традиционных

и новых методов обучения, использование технических средств.


104




Содержание примерной программы по математике позво

ляет шире использовать дифференцированный подход к уча

щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся,

обеспечивает более целесообразное их включение в учебную

деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус

пешное продвижение в математическом развитии.

Основное содержание примерной программы представлено

в двух частях: собственно содержание курса математики в на

чальной школе и основные виды учебной деятельности школь

ника. Преломление видов учебной деятельности в предметном

содержании отражено в тематическом планировании в графе

«Характеристика деятельности учащихся».

Раздел «Тематическое планирование» представлен тремя

вариантами: базовым вариантом и двумя вариантами с расши

ренным изучением отдельных разделов курса. Первый вариант

планирования не только обеспечивает достаточную для продол

жения образования предметную подготовку, но и расширяет

представления обучающегося о математических отношениях и

закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, вос

питывает математическую культуру. Усиление геометрической

направленности курса математики во втором варианте планиро

вания способствует более углубленному рассмотрению вопросов,

связанных с геометрией. В процессе изучения курса развивают

ся пространственное воображение и конструкторские умения

школьника. Вместе с тем он учится строить математические рас

суждения, связанные с анализом чертежей, геометрических фи

гур, моделей, объяснять факты с помощью математических

методов (приемов): геометрическое моделирование, поиск ва

риантов (объединения, разбиения) и т. д. Третий вариант пла

нирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на

развитие у обучающихся умения работать с информацией. В нем

расширен раздел, посвященный работе с данными. Школьники

не только учатся обнаруживать и интерпретировать информацию

по заданному плану (алгоритму), но и участвуют в самостоятель

ном составлении различных схем, инструкций, алгоритмов по

сбору, анализу и представлению информации.

Тематическое планирование представлено в табличной

форме. Оно включает основное содержание курса, собственно

тематическое планирование и характеристику основных видов

учебной деятельности учащихся.


Содержание курса

Числа и величины

Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллио

на. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в ви

де суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чи

сел, знаки сравнения.

105




Величины и единицы их измерения. Единицы массы

(грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), вре

мени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Со

отношения между единицами измерения однородных величин.

Сравнение и упорядочение однородных величин.


Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия

компонентов арифметических действий, знаки действий. Табли

ца сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с

числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахож

дение неизвестного компонента арифметического действия. Де

ление с остатком.

Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахожде

ние значения числового выражения. Использование свойств

арифметических действий в вычислениях (перестановка и груп

пировка слагаемых в сумме, множителей в произведении;

умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения

и деления многозначных чисел. Способы проверки правильнос

ти вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности, произве

дения, частного.


Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Зада

чи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на

(в)…». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую

процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), ра

боты (производительность труда, время, объем всей работы),

изготовления товара (расход на предмет, количество предме

тов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, коли

чество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, ко

нец, продолжительность события).

Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая,

тысячная). Задачи на нахождение доли целого и целого по зна

чению его доли.


Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на

плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—

дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка,

линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,

треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Исполь

зование чертежных документов для выполнения построений.


106




Геометрические формы в окружающем мире. Распознава

ние и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, ци

линдр, конус.


Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение

длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, деци

метр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра тре

угольника, прямоугольника, квадрата.

Площадь квадрата и прямоугольника. Единицы площади

(квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный

метр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисле

ние площади прямоугольника.

Работа с данными1

Сбор и представление информации, связанной со счетом,

измерением величин; фиксирование результатов сбора.

Таблица: чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таб

лицы.

Диаграмма: чтение диаграмм: столбчатой, круговой.


Основные виды учебной деятельности

# Моделирование ситуаций, требующих упорядочения

предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени;

описание явлений и событий с использованием величин.

# Обнаружение моделей геометрических фигур, математи

ческих процессов зависимостей в окружающем мире.

# Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих

умения находить геометрические величины (планировка, раз

метка), выполнять построения и вычисления, анализировать за

висимости.

# Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

# Планирование хода решения задачи, выполнения задания

на измерение, вычисление, построение.

# Сравнение разных способов вычислений, решения задачи;

выбор удобного способа.

# Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения

алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой

задачи, построения геометрической фигуры.

# Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в

ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

# Сбор, обобщение и представление данных, полученных в

1 Изучается на основе содержания всех разделов курса математики.


107


ходе самостоятельно проведенных опросов (без использования

компьютера).

# Поиск необходимой информации в учебной и справочной

литературе.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го

товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут

необходимый уровень их математического развития:

— осознание возможностей и роли математики в познании

окружающего мира, понимание математики как части общече

ловеческой культуры;

— способность проводить исследование предмета, явления,

факта с точки зрения его математической сущности (числовые

характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность,

соотношение частей и пр.);

— применение общеучебных умений (анализа, сравнения,

обобщения, классификации) для упорядочения, установления

закономерностей на основе математических фактов, создания и

применения моделей для решения задач, формулирования пра

вил, составления алгоритма выполнения действия;

— моделирование различных ситуаций, воспроизводящих

смысл арифметических действий, математических отношений и

зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение,

работа и т. д.);

— выполнение измерений в учебных и житейских ситуаци

ях, установление изменений, происходящих с математическими

объектами;

— проверка хода и результата выполнения математического

задания, обнаружение и исправление ошибок;

— поиск необходимой информации в учебной и справочной

литературе.




109

  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по математике пояснительная записка Статус документа
...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по математике пояснительная записка Статус документа
...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по Математике пояснительная записка статус документа
...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) пояснительная записка статус документа
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по математике базовый уровень пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconРабочая программа по математике 5 -6 класс Составитель: Букреева С. Н. учитель математики 2012-2013 уч. Г пояснительная записка
Примерная программа основного общего образования по математике. (Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров,...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа по музыке Пояснительная записка
Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов
Примерная программа основного общего образования по математике. Математика Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям профильный уровень пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа по математике пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа
Примерная программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы