Примерная программа по русскому языку пояснительная записка icon

Примерная программа по русскому языку пояснительная записка



НазваниеПримерная программа по русскому языку пояснительная записка
Дата конвертации12.10.2012
Размер203.4 Kb.
ТипПримерная программа
источник
1. /Примерные предметные программы/1.Литературное чтение.doc
2. /Примерные предметные программы/10.Технология.doc
3. /Примерные предметные программы/11.Технология 2.doc
4. /Примерные предметные программы/12.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.doc
5. /Примерные предметные программы/13.Примерная программа воспитания и социализации.doc
6. /Примерные предметные программы/14.Рекомендации по организации внеурочной деятельности.doc
7. /Примерные предметные программы/2.Окружающий мир.doc
8. /Примерные предметные программы/3.Физическая культура.doc
9. /Примерные предметные программы/4.ИЗО.doc
10. /Примерные предметные программы/5.Математика.doc
11. /Примерные предметные программы/6.Русский язык.doc
12. /Примерные предметные программы/7.Русский язык2.doc
13. /Примерные предметные программы/8.БЖД.doc
14. /Примерные предметные программы/9.Музыка.doc
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Примерная программа по физической культуре пояснительная записка
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерная программа по математике пояснительная записка
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе под термином «культура безопасности жизнедеятельности»
Примерная программа по музыке пояснительная записка




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета


Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс рус

ского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с

основными положениями науки о языке и формирование на этой

основе знаковосимволического восприятия, логического мышле

ния и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает

формирование коммуникативных компетенций учащихся

как показателя общей культуры человека, развитие устной и

письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского язы

ка в начальной школе необходимо решение следующих практи

ческих задач:

# развитие речи, мышления, воображения школьников, уме

ния выбирать средства языка в соответствии с особенностями и

условиями общения;

# освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике,

грамматике русского языка;

# овладение умениями правильно писать и читать, участво

вать в диалоге, составлять несложные монологические высказы

вания и письменные текстыописания и текстыповествования не

большого объема;

# воспитание позитивного эмоциональноценностного отно

шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению

его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного инте

реса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ве

дущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во

многом определяют результаты обучения школьника по другим

школьным предметам, а также обеспечивают успешность его

«проживания» в детском обществе.

9




Требования к результатам освоения

выпускниками начальной школы

программы по русскому языку

Личностными результатами изучения русского языка в на

чальной школе являются: осознание языка как основного сред

ства человеческого общения; восприятие русского языка как яв

ления национальной культуры; понимание того, что правильная

устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль

туры человека; способность к самооценке на основе наблюде

ния за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка

в начальной школе являются: умение использовать язык с целью

поиска необходимой информации в различных источниках для

решения учебных задач; способность ориентироваться в целях,

задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адек

ватные языковые средства для успешного решения коммуника

тивных задач (диалог, устные монологические высказывания,

письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи

и ситуаций общения; стремление к более точному выражению

собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в на

чальной школе являются: начальные представления о нормах

русского литературного языка (орфоэпических, лексических,

грамматических) и правилах речевого этикета; умение приме

нять орфографические правила и правила постановки знаков

препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изучен

ного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать

такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть ре

чи, член предложения, простое предложение; способность конт

ролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Структура курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет

собой первый этап системы лингвистического образования уча

щихся. Специфика начального курса русского языка заключает

ся в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами,

особенно с литературным чтением. Эти два предмета представ

ляют собой единую образовательную область, в которой изуче

ние русского языка сочетается с обучением чтению и первона

чальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом клас

се является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность

(приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяет

ся темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особен

ностями и спецификой используемых учебных средств. Обуче

ние письму идет параллельно с обучением чтению с учетом


10




принципа координации устной и письменной речи. Дети овла

девают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять

их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в сло

гах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графическо

го навыка чтения и навыка развиваются речевые умения детей,

обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фоне

матический слух, осуществляется грамматикоорфографическая

пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского

языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть

интегрированный характер периода обучения грамоте, его содер

жание с учетом специфики этих учебных предметов пред

ставлено в программах Русский язык и Литературное чтение.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изуче

ние русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в началь

ной школе совокупностью понятий, правил, сведений, взаимо

действующих между собой, и имеет познавательнокоммуника

тивную направленность. Это предполагает развитие коммуника

тивной мотивации, пристальное внимание к значению и

функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершен

ствования графического навыка при соблюдении гигиенических

требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматрива

ются параллельно c изучением фонетики, морфологии, морфе

мики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с

различными принципами русского правописания (без введения

терминологии).

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной

программе следующими содержательными линиями:

# основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия,

графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и

синтаксис);

# орфография и пунктуация;

# развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное

представление о структуре русского языка с учетом возрастных

особенностей младших школьников, а также способствовать ус

воению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а

также развитие устной и письменной речи учащихся служит ре

шению практических задач общения и формирует навыки,

определяющие языковой уровень культуры учащихся как буду

щих членов общества.

11




В программе специально выделен раздел «Виды речевой дея

тельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах,

средствах и значении различных видов речевой деятельности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправ

ленная работа по развитию у младших школьников общеучеб

ных умений, навыков и способов деятельности:

# интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравни

вать и др.);

# познавательных (учебнопознавательных мотивов, учебной

самостоятельности и потребности в творческом самовыражении,

а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в

учебной деятельности и работать над их достижением);

# организационных (организовывать сотрудничество и пла

нировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется станов

ление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обоб

щение, классификация, переход от внешнего контроля к само

контролю, от контроля по результату к контролю по способу

действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, свя

занные с информационной культурой: читать, писать, эффектив

но работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими

словарями и справочниками.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.

Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух ин

формации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение

основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целя

ми и условиями общения для эффективного решения коммуни

кативной задачи. Практическое овладение диалогической фор

мой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить

разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение

устными монологическими высказываниями в соответствии с

учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и

бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благо

дарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических

норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с

целью нахождения необходимого материала. Нахождение ин


12




формации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование

простых выводов на основе информации, содержащейся в текс

те. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте инфор

мации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и

структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, пред

ложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым

аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к это

му виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в

соответствии с изученными правилами. Письменное изложение

содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,

выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочи

нений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,

литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,

просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).


Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового со

става слова и его значения. Установление числа и последова

тельности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся

одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и

безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление

слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука.

Овладение позиционным способом обозначения звуков буква

ми. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости соглас

ных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Ь как показатель мягкости

предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью

букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориента

ция на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое

чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствую

щей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,

словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с ин

тонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале

небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чте

нию целыми словами). Орфографическое чтение (проговарива

ние) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при

списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме.

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.

Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетра#

ди и на пространстве классной доски. Овладение начертанием

13




письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо

букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением

гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным пись#

мом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание кото

рых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и по

следовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств:

пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изуче

ния, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением:

выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их

применение:

# обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу,

жи — ши);

# прописная (заглавная) буква в начале предложения, в

именах собственных;

# раздельное написание слов;

# перенос слов по слогам без стечения согласных;

# знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при само

стоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление

небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжет

ных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных зву

ков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

Различение мягких и твердых согласных звуков, определение пар

ных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Разли

чение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и

непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение

качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный

ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный —

непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деле

ние слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний

звуков в соответствии с нормами современного русского литера

турного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на пись

ме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на

письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава

слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными глас

ными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел

между словами, знак переноса, абзац.


14




Знание алфавита: правильное название букв, знание их по

следовательности. Использование алфавита при работе со слова

рями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значе

ния. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения

с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и

многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родствен

ные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и раз#

личных форм одного и того же слова. Различение однокоренных

слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными

корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми мор

фемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение из

меняемых и неизменяемых слов. Представление о значении суф#

фиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью

суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на само#

стоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Умение опознавать имена собственные. Различение имен суще

ствительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различе

ние имен существительных мужского, женского и среднего ро

да. Изменение существительных по числам. Изменение сущест

вительных по падежам. Определение падежа, в котором

употреблено имя существительное. Различение падежных и

смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принад

лежности имен существительных к 1, 2, 3му склонению. Мор#

фологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Из

менение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме

прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический раз#

бор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Лич

ные местоимения, значение и употребление в речи. Личные мес

тоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного чис

ла. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная

форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изме

нение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и

числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы

определения I и II спряжения глаголов (практическое овладе

ние). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и чис

лам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.


1Изучается во всех разделах курса.


15




Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предло

гами. Функция предлогов: образование падежных форм имен су#

ществительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, сло

ва (осознание их сходства и различия). Различение предложе

ний по цели высказывания: повествовательные, вопросительные

и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): вос

клицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и

сказуемого. Различение главных и второстепенных членов пред

ложения. Установление связи (при помощи смысловых вопро

сов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с

однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Ис

пользование интонации перечисления в предложениях с одно

родными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографичес

кой зоркости, использование разных способов выбора написа

ния в зависимости от места орфограммы в слове. Использова

ние орфографического словаря.

Применение правил правописания:

# сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу1в положении под

ударением;

# сочетания чк — чн, чт, щн;

# перенос слов;

# прописная буква в начале предложения, в именах

собственных;

# проверяемые безударные гласные в корне слова;

# парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

# непроизносимые согласные;

# непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на

ограниченном перечне слов);

# гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

# разделительные ъ и ь;

# мягкий знак после шипящих на конце имен существитель

ных (ночь, рожь, мышь);

# безударные падежные окончания имен существительных

(кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

# безударные окончания имен прилагательных;

# раздельное написание предлогов с личными местоимени

ями;

# не с глаголами;

1Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть

случаи типа «желток», «железный».

16




# мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме

2го лица единственного числа (пишешь, учишь);

# мягкий знак в глаголах в сочетании ться;

# безударные личные окончания глаголов;

# раздельное написание предлогов с другими словами;

# знаки препинания в конце предложения: точка, вопроси

тельный и восклицательный знаки;

# знаки препинания в предложениях с однородными

членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой

целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Вы

ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение

основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,

закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нор

мами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового обще

ния (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обра

щение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими выска

зываниями на определенную тему с использованием разных ти

пов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в

тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Созда#

ние собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их

особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текс

тов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности

письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений

(без заучивания определений): изложения подробные и выбо#

рочные, изложения с элементами сочинения; сочинения#повест#

вования, сочинения#описания, сочинения#рассуждения.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го

товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут

необходимый уровень их лингвистического образования и рече

вого развития, которое включает:

— достаточный уровень знаний о системе и структуре русско

го языка, умения использовать знания в стандартных и нестандарт

ных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных ис

точниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литерату

ра) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

17




— умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом си

туации общения при соблюдении норм речевого этикета, со

ставлять несложные устные монологические высказывания, со

ставлять несложные письменные тексты;

— умения писать в соответствии с орфографическими и

пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учеб

ный текст, пользоваться словарями и справочными источника

ми, предназначенными для детей этого возраста;

— сформированность общеучебных умений и универсальных

действий, отражающих учебную самостоятельность и познаватель

ные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учеб

ного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи,

адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).


18




Похожие:

Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПрограмма среднего (полного) общего образования по русскому языку пояснительная записка
Программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Составлена на основании программы: «Примерная программа по русскому языку»
Августа 2013г. 20123г. 2013 г
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку базовый уровень пояснительная записка статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПояснительная записка 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса Составлена на основании программы: «Примерная программа по русскому языку»
Августа 2012г. 2012 г. 2012 г
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса Составлена на основании программы: «Примерная программа по русскому языку»
Августа 2012г. 2012 г. 2012 г
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку к учебникам для 5-9 класс. Под ред. Т. А. Ладыженской -м. Просвещение, 2009
Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 5-9 классы, под рел
М.: Просвещение, 2007 Примерная программа по русскому языку. Авт Э. Д. Днепров М.: Дрофа,2007
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПрограмма отдельных предметов 2 класс программа «Русский язык» Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы по русскому языку( Р. Н. Бунеев. Е. В. Бунеева, О. В. Пронина)
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка iconПримерная программа по русскому языку Примерная программа по литературному чтению
Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика, окружающий мир
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы