Примерная программа по музыке пояснительная записка icon

Примерная программа по музыке пояснительная записка



НазваниеПримерная программа по музыке пояснительная записка
страница1/5
Дата конвертации12.10.2012
Размер0.62 Mb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3   4   5
1. /Примерные предметные программы/1.Литературное чтение.doc
2. /Примерные предметные программы/10.Технология.doc
3. /Примерные предметные программы/11.Технология 2.doc
4. /Примерные предметные программы/12.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.doc
5. /Примерные предметные программы/13.Примерная программа воспитания и социализации.doc
6. /Примерные предметные программы/14.Рекомендации по организации внеурочной деятельности.doc
7. /Примерные предметные программы/2.Окружающий мир.doc
8. /Примерные предметные программы/3.Физическая культура.doc
9. /Примерные предметные программы/4.ИЗО.doc
10. /Примерные предметные программы/5.Математика.doc
11. /Примерные предметные программы/6.Русский язык.doc
12. /Примерные предметные программы/7.Русский язык2.doc
13. /Примерные предметные программы/8.БЖД.doc
14. /Примерные предметные программы/9.Музыка.doc
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Примерная программа по физической культуре пояснительная записка
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерная программа по математике пояснительная записка
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе под термином «культура безопасности жизнедеятельности»
Примерная программа по музыке пояснительная записка




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа по музыке разработана с учетом

специфики данного предмета, логики учебного процесса, за

дачи формирования у младших школьников умения учиться.

Музыка в начальной школе является одним из основных

предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовно

го наследия человечества. Опыт эмоциональнообразного

восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее

изучении, начальное овладение различными видами музы

кальнотворческой деятельности станут фундаментом обучения

на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат вве

дение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной

взаимосвязи музыки и жизни.

Изучение музыки в начальной школе направлено на до

стижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры посредством

эмоционального восприятия музыки;

воспитание эмоциональноценностного отношения к ис

кусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических

чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения

музыкального искусства Отечества, уважения к истории, тра

дициям, музыкальной культуре разных народов;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музы

кальной деятельности, образного и ассоциативного мышления

и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого го

лоса, творческих способностей в различных видах музыкаль

ной деятельности;

обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение

практическими умениями и навыками в учебнотворческой де

ятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных

музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движе

ние и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются че

рез систему ключевых задач личностного, познавательного,

коммуникативного и социального развития. Это позволяет

реализовать содержание обучения в процессе освоения спосо


48




бов действий, форм общения с музыкой, которые предостав

ляются младшему школьнику.

Стратегия целенаправленной организации и планомерного

формирования музыкальной учебной деятельности способству

ет личностному развитию учащихся: реализации творческого по

тенциала, готовности выражать свое отношение к искусству;

формированию ценностносмысловых ориентаций и духовно

нравственных оснований; становлению самосознания, позитив

ной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры —

народному и профессиональному музыкальному творчеству —

направлено на формирование целостной художественной кар

тины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных

взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию

творческого мышления, продуктивного воображения, рефлек

сии, что в целом способствует познавательному и социально

му развитию растущего человека.

Художественная эмпатия, эмоциональноэстетический

отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие:

формируют умение слушать, способность встать на позицию

другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении

значимых для человека явлений жизни и искусства, продук

тивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личност

ное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие

учащихся обусловливается характером организации их музы

кальноучебной, художественнотворческой деятельности и

предопределяет решение основных педагогических задач.

Специфика музыкального образования в начальной школе

состоит в формировании целостного представления о музыке, ее

истоках и образной природе, многообразии форм и жанров.

В основе программы — отечественное и зарубежное классичес

кое музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная

музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.

Содержание Примерной программы обеспечивает возмож

ность разностороннего развития учащихся через наблюдение,

восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музы

кальных образов при создании театрализованных и музыкаль

нопластических композиций; разучивание и исполнение

вокальнохоровых произведений; игру на элементарных дет

ских музыкальных инструментах (в том числе электронных);

импровизацию в разнообразных видах музыкальнотворческой

деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами му

зыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркест

ровая) и основными средствами музыкальной выразительнос

ти (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающи

еся получают представление о музыкальной жизни страны, го

сударственной музыкальной символике, музыкальных тради

циях родного края;. о народной и профессиональной музыке,


49




музыкальном фольклоре народов России и мира, народных

музыкальных традициях родного края, сочинениях профессио

нальных композиторов.

В ходе обучения у школьников формируется личностно

окрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки, раз

ной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выра

зительности; осуществляется знакомство с произведениями

выдающихся представителей отечественной и зарубежной

музыкальной классики (М. И. Глинка, П. И. Чайковский,

Н. А. РимскийКорсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев,

Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт,

Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями со

временных композиторов для детей.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые инто

нации, понимать значение песенности, танцевальности, мар

шевости, выразительные и изобразительные особенности

музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкаль

ными инструментами, различными составами оркестров (на

родных инструментов, симфонический, духовой), певческими

голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский,

женский, мужской, смешанный).

Школьники овладевают вокальнохоровыми умениями и

навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских

средств выразительности для воплощения музыкальных образов

в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных

и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в

пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и

с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В

процессе коллективного музицирования на элементарных

детских музыкальных инструментах идет накопление опыта твор

ческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведе

ний, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпа

немент, подбирать мелодию по слуху.

Обучающиеся получают представление о музыкальноплас

тическом движении, учатся выражать характер музыки и осо

бенности ее развития пластическими средствами, осваивают

коллективные формы деятельности при создании музыкально

пластических композиций и импровизаций, в том числе танце

вальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игро

вой музыкальнотворческой учебной деятельности, а также

имеют возможность выражать образное содержание музыкаль

ного произведения средствами изобразительного искусства

(например, рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки

коллективной музыкальнотворческой деятельности (хоровое и

ансамблевое пение, музицирование на элементарных музы

кальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музы

кальнопластические композиции, танцевальные импровиза


50




ции), учатся действовать самостоятельно при выполнении

учебных и творческих задач.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи

при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоя

тельно осуществляет выбор методов обучения, придавая осо

бое значение сбалансированному сочетанию традиционных и

инновационных технологий, в том числе информационных и

коммуникационных.

Личностными результатами изучения музыки являются:

— наличие эмоциональноценностного отношения к искус

ству;

— реализация творческого потенциала в процессе коллек

тивного (индивидуального) музицирования;

— позитивная самооценка своих музыкальнотворческих

возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или

какомулибо виду) музыкальнотворческой деятельности;

— общее понятие о значении музыки в жизни человека,

знание основных закономерностей музыкального искусства,

общее представление о музыкальной картине мира;

— элементарные умения и навыки в различных видах

учебнотворческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки явля

ются:

— развитое художественное восприятие, умение оценивать

произведения разных видов искусств;

— ориентация в культурном многообразии окружающей

действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко

лы, города и др.;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодей

ствие) со сверстниками при решении различных музыкально

творческих задач;

— наблюдение за разнообразными явлениями жизни и ис

кусства в учебной и внеурочной деятельности.

Основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоциональнообразного вос

приятия музыки, различной по содержанию, характеру и сред

ствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкаль

нослуховых представлений об интонационной природе музы

ки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение

музыкальных образов при разучивании и исполнении произве

дений. Освоение вокальнохоровых умений и навыков для пере

дачи музыкальноисполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музи

цирование на элементарных и электронных музыкальных


51




инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведе

ний. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочине

ние, импровизация).

Музыкально$пластическое движение. Общее представ

ление о пластических средствах выразительности. Индивиду

альноличностное выражение образного содержания музыки

через пластику. Коллективные формы деятельности при созда

нии музыкальнопластических композиций. Танцевальные

импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализо

ванные формы музыкальнотворческой деятельности. Музыкаль

ные игры, инсценирование песен, танцев, игрыдраматизации.

Выражение образного содержания музыкальных произведений с

помощью средств выразительности различных искусств.


Содержание курса

Основное содержание образования в Примерной программе

представлено следующими содержательными линиями: «Музыка

в жизни человека», «Основные закономерности музыкального

искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение

программы допускает разнообразные варианты структурирова

ния содержания учебников, различное распределение учебного

материала и времени для его изучения. Предусматривается ре

зерв свободного учебного времени — 18 учебных часов на

4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам

авторских программ наполнять указанные содержательные

линии по своему усмотрению. В I классе сокращение часов

осуществляется за счет резерва учебного времени.

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музы

ки. Рождение музыки как естественное проявление человечес

кого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, на

строений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образноэмоцио

нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан

ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песен

ность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония,

концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народ

ное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор:

песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры

драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечествен

ных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве

композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационнообразная природа музыкального искусства. Вы


52




разительность и изобразительность в музыке. Интонация как

озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства

музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динами

ка, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее

эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель —

слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях ком

позиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как спо

соб фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств

и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест

венных образов. Основные приемы музыкального развития

(повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение

художественнообразного содержания произведений. Формы

одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство

музыкального мира. Общие представления о музыкальной

жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек

тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские

коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры.

Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио

и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешан

ный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический,

духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз

ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически

сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические

традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тематическое планирование

Содержание курса полностью отражено в первой колонке

таблицы «Тематическое планирование». Предлагается два вари

анта организации учебного материала. Первый обеспечивает

достаточную подготовку школьников для продолжения образова

ния на следующих ступенях системы непрерывного образования,

предусматривает формирование основ музыкальной культуры и

приобретение первоначального опыта музыкальнотворческой

деятельности. Второй ориентирован на расширенное изучение

отдельных разделов курса: музыкальнопоэтического народного

творчества, современной детской музыки, в том числе электрон

ной, истории создания музыкальных инструментов, а также на

более активную индивидуальнотворческую деятельность.


53




54

  1   2   3   4   5




Похожие:

Примерная программа по музыке пояснительная записка iconПримерная программа по музыке Пояснительная записка
Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших...
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям профильный уровень пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) пояснительная записка статус документа
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Примерная программа по музыке пояснительная записка icon2 класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Государственного об­разовательного стандарта начального образования...
Примерная программа по музыке пояснительная записка icon5 класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по...
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая...
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconПримерная программа Основного общего образования По обществознанию ( включая экономику и право) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconПримерная программа Основного общего образования По обществознанию (включая экономику и право) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconПримерная программа для среднего (полного) общего образования (Профильный уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа по музыке пояснительная записка iconРабочая программа по искусству (музыка) класс пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы