Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание icon

Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание



НазваниеПримерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
страница1/4
Дата конвертации12.10.2012
Размер0.86 Mb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3   4
1. /Примерные предметные программы/1.Литературное чтение.doc
2. /Примерные предметные программы/10.Технология.doc
3. /Примерные предметные программы/11.Технология 2.doc
4. /Примерные предметные программы/12.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.doc
5. /Примерные предметные программы/13.Примерная программа воспитания и социализации.doc
6. /Примерные предметные программы/14.Рекомендации по организации внеурочной деятельности.doc
7. /Примерные предметные программы/2.Окружающий мир.doc
8. /Примерные предметные программы/3.Физическая культура.doc
9. /Примерные предметные программы/4.ИЗО.doc
10. /Примерные предметные программы/5.Математика.doc
11. /Примерные предметные программы/6.Русский язык.doc
12. /Примерные предметные программы/7.Русский язык2.doc
13. /Примерные предметные программы/8.БЖД.doc
14. /Примерные предметные программы/9.Музыка.doc
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Примерная программа по физической культуре пояснительная записка
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерная программа по математике пояснительная записка
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе под термином «культура безопасности жизнедеятельности»
Примерная программа по музыке пояснительная записка



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


ПРОЕКТ



ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ


ОБУЧАЮЩИХСЯ


Начальное общее образование


Москва

2009




СОДЕРЖАНИЕ

2


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................3


1. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ...........................................................................................................7


2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ..........................................................................................11


3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И

СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .............................................13


4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ ...................................................................................................................................15

4.1. Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной

школы ................................................................................................................................15

4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы.......................27

4.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной

школы ................................................................................................................................31


5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО

ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ............39

5.1. Повышение педагогической культуры родителей ................................................40

5.2. Взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными

организациями ..................................................................................................................42


6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ................................................................................44


2




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3


Нормативно-правовой и документальной основой Примерной

программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон

Об образовании , федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция

духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее —

Концепция).

В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа

воспитания и социализации обучающихся являются основой для

формирования структуры основной образовательной программы

начального общего образования.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

является также концептуальной и методической основой для разработки и

реализации образовательным учреждением в целях более полного

достижения национального воспитательного идеала собственной

программы воспитания и социализации учащихся начальной школы с

учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических,

демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других

субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач,

ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм

воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с

семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и

традиционными российскими религиозными организациями, развития

ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности

детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих

клубов.

Данная программа должна содержать теоретические положения и

методические рекомендации по организации целостного пространства

духовно-нравственного развития младшего школьника.


3


4


Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни,

интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную

деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное

учреждение должно создавать условия для реализации разработанной

собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие

обучающихся на основе их приобщения к национальным российским

ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной,

социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте

формирования у них идентичности гражданина России и направляя

образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе

любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России,

на развитие его творческих способностей и формирование основ его

социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого

образовательного процесса требуются согласованные усилия многих

социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций,

включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений

дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных

российских религиозных организаций.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-

открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому

коллективу общеобразовательной школы.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

содержит шесть разделов.

Первые два – Цель и общие задачи воспитания и социализации

учащихся начальной школы и Ценностные установки воспитания и

социализации российских школьников в основном воспроизводят

соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на

начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности

определения национального воспитательного идеала, цели, задач и


4

5


базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в

Примерную программу).

В третьем разделе – Основные направления и ценностные основы

воспитания и социализации учащихся начальной школы – общие задачи

воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и

социализации младших школьников:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,

труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание).

В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся

раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Четвертый раздел – Содержание воспитания и социализации

учащихся начальной школы – включает характеристику современных

особенностей воспитания и социализации младших школьников,

раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации

обучающихся

(аксиологический,

системно-деятельностный,

развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации

российских школьников конкретизируются с учетом младшего школьного

возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и

социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды

деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.


5


6


Пятый раздел – Совместная деятельность школы, семьи и

общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной

школы – формулирует и раскрывает:

основные условия повышения эффективности совместной

воспитательной деятельности школы, семьи и общественности,

особенности этой работы в современных условиях;

задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры

родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными

религиозными организациями.

В шестом разделе – Планируемые результаты воспитания и

социализации учащихся начальной школы определены ценностные

отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть

сформированы у младших школьников по каждому из направлений

воспитания и социализации.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при

организации воспитательного процесса являются определенные в

Примерной программе и Концепции национальный воспитательный

идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления

воспитания и социализации.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как

примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания

воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу

осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных

особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их

родителей.


6



1. ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

7


Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников

формулируются, достигаются и решаются в контексте национального

воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель

образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке,

на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия

основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы,

политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель

образования – высоконравственный, творческий, компетентный

гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,

укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

При разработке образовательным учреждением программы

воспитания и социализации учащихся начальной школы рекомендуется

отразить в ней национальный воспитательный идеал. Целесообразность

такого шага диктуется полисубъектностью современного процесса

воспитания и социализации ребенка. В этом процессе активно участвуют

не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные

общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные

субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между

этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на

воспитание какого человека направлены непосредственные или

опосредованные их усилия.

Педагогическое сообщество, общеобразовательная школа способны

взять инициативу в определении национальных педагогических

приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать

принципиальной основой социального партнерства как способа


7


8


взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими

субъектами воспитания и социализации детей и молодежи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется

основная

педагогическая цель

воспитание

нравственного,

ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основное содержание национального воспитательного идеала и

основной педагогической цели определяет Закон Об образовании

(ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1–2). Образовательное учреждение может

корректировать содержание воспитательного идеала и цели, основываясь

на иных законодательных актах Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации, с учетом этнических, культурных, социальных и

иных региональных условий организации воспитания и социализации

обучающихся.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач

духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных

в Концепции, а также с учетом Требований к результатам освоения

основной образовательной программы начального общего образования ,

установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и

социализации младших школьников:


В области формирования личностной культуры:

 формирование способности к духовному развитию, реализации

творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,

социально ориентированной деятельности на основе нравственных

установок и моральных норм, непрерывного образования,

самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции

– становиться лучше ;

 укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных

отечественных традициях, внутренней установки личности школьника

поступать согласно своей совести;


8


9


 формирование основ морали – осознанной обучающимся

необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми

в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

укрепление у младшего школьника позитивной нравственной

самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

 формирование основ нравственного самосознания личности (совести)

– способности младшего школьника формулировать собственные

нравственные

обязательства,

осуществлять

нравственный

самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать

нравственную оценку своим и чужим поступкам;

 принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей,

национальных и этнических духовных традиций;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 формирование способности открыто выражать и отстаивать свою

нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к

собственным намерениям, мыслям и поступкам;

 формирование способности к самостоятельным поступкам и

действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию

ответственности за их результаты, целеустремленности и

настойчивости в достижении результата;

 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

 осознание младшим школьником ценности человеческой жизни,

формирование умения противостоять в пределах своих возможностей

действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни,

физического и нравственного здоровья, духовной безопасности

личности в пределах своих возможностей;

 формирование нравственного смысла учения.


В области формирования социальной культуры:

 формирование основ российской гражданской идентичности;


9


10


 пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за

Отечество;

 формирование патриотизма и гражданской солидарности;

 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с

педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении

общих проблем;

 укрепление доверия к другим людям;

 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,

понимания и сопереживания другим людям;

 становление гуманистических и демократических ценностных

ориентаций;

 формирование осознанного и уважительного отношения к

традиционным российским религиям и религиозным организациям, к

вере и религиозным убеждениям;

 формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к

культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей

народов России.


В области формирования семейной культуры:

 формирование отношения к семье как к основе российского общества;

 формирование у младшего школьника почтительного отношения к

родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и

младшим;

 знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими

традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи

воспитания и социализации младших школьников для более полного

достижения национального воспитательного идеала с

учетом


10


11


национальных и региональных условий и особенностей организации

образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.


2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ


Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и

социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических,

культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от

поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания

российских школьников приведена система базовых национальных

ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным

группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те

области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на

которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и

продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных

отношений. Традиционными источниками нравственности являются:


 патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой

родине; служение Отечеству);

 социальная солидарность (свобода личная и национальная;

доверие к людям, институтам государства и гражданского

общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

 гражданственность (правовое

государство,

гражданское

общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и

семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода

совести и вероисповедания);

 семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание

родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении

рода);

11




 труд


и


творчество


(творчество


и

12


созидание,

целеустремленность

бережливость);

и

настойчивость,

трудолюбие,

 наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое

сознание);

 традиционные российские религии. Учитывая светский характер

обучения в государственных и муниципальных школах,

ценности традиционных российских религий присваиваются

школьниками

в виде

системных культурологических

представлений о религиозных идеалах;

 искусство и литература (красота, гармония, духовный мир

человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое

развитие);

 природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета

Земля);

 человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие

культур и народов, прогресс человечества, международное

сотрудничество).

Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в

Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников,

является обязательным. Образовательное учреждение при разработке

собственной программы воспитания и социализации школьников может

вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в

Концепции и способствующие более полному раскрытию национального

воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с

учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их

потребностей и запросов родителей, региональных условий и других

особенностей протекания образовательного процесса образовательное

учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых

национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали

12




представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть,

13

понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского

общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном

единстве.

  1   2   3   4




Похожие:

Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconПроект примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы 40
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №105
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (Начальное...
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconОсновная образовательная программа На 2012- 2015 гг. Начальное общее образование основное общее образование среднее (полное) общее образование

Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconПримерная программа воспитания и социализации обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы 22
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconСтатья 19. Общее образование
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее,...
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconПояснительная записка начальное общее образование первая ступень общего образования. В российской Федерации начальное общее образование является
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconПояснительная записка начальное общее образование первая ступень общего образования. В российской Федерации начальное общее образование является
В российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconОбразовательная программа для специальных (коррекционных) дошкольных учреждений 1 и 2 вида. I ступень
Школа – интернат функционирует с 1984 года и осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ...
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconОбразовательная программа (начальное общее образование)
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconПубличный доклад мобу сош с. Темясово Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения
Содержание образования данного образовательного учреждения распределено по ступеням обучения следующим образом: 1 ступень – начальное...
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание iconДокументи
1. /Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.pdf
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы