Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся icon

Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся



НазваниеРекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
страница1/3
Дата конвертации12.10.2012
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3
1. /Примерные предметные программы/1.Литературное чтение.doc
2. /Примерные предметные программы/10.Технология.doc
3. /Примерные предметные программы/11.Технология 2.doc
4. /Примерные предметные программы/12.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.doc
5. /Примерные предметные программы/13.Примерная программа воспитания и социализации.doc
6. /Примерные предметные программы/14.Рекомендации по организации внеурочной деятельности.doc
7. /Примерные предметные программы/2.Окружающий мир.doc
8. /Примерные предметные программы/3.Физическая культура.doc
9. /Примерные предметные программы/4.ИЗО.doc
10. /Примерные предметные программы/5.Математика.doc
11. /Примерные предметные программы/6.Русский язык.doc
12. /Примерные предметные программы/7.Русский язык2.doc
13. /Примерные предметные программы/8.БЖД.doc
14. /Примерные предметные программы/9.Музыка.doc
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Примерная программа по физической культуре пояснительная записка
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерная программа по математике пояснительная записка
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе под термином «культура безопасности жизнедеятельности»
Примерная программа по музыке пояснительная записка




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ


Внеклассная проектная деятельность

Основные термины и принципы организации работы

над проектами

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных

действий, предпринимаемых для достижения определенной це

ли в течение заданного периода в рамках имеющихся возмож

ностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды

деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаи

мосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с опре

деленным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциа

ла учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в со

трудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с

действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к лю

дям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего простран

ства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно пла

нировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно при

нимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор,

систематизация, хранение, использование).


238




Работа над проектом предваряется необходимым этапом —

работой над темой, в процессе которой детям предлагается со

бирать самую разную информацию по общей теме. При этом

учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в

рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами

составленная общая энциклопедия или картотека может слу

жить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор

учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы

учителя по этой теме, богатство разнообразных источников ин

формации по конкретной теме, желание реализовать какойли

бо проект, связанный по сюжету с какойлибо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предло

жить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они

могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и

другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме то

го, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на

компактдисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы

родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалиста

ми в какойто сфере деятельности, в том числе и во время спе

циально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо

на действующие предприятия (может оказаться, что там рабо

тает ктото из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить инфор

мацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части под

тем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим

о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие

проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по

итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и

систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

# результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы,

макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, по

казы мод и т. д.);

# числом детей:


239




— индивидуальная деятельность (получаемый продукт —

результат работы одного человека); в дальнейшем персональ

ные изделия могут быть объединены в коллективный продукт

(например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, под

готовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с об

щей подготовкой и репетициями, одна большая общая подел

ка, видеофильм с участием всех желающих детей в какойли

бо специализации и т. д.);

# продолжительностью (от нескольких часов до нескольких

месяцев);

# числом этапов и наличием промежуточных результатов

(например, при подготовке спектакля в качестве отдельного

этапа можно выделить подготовку костюмов);

# набором и иерархией ролей;

# соотношением времени выполнения действий в школе и

вне школы;

# необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из

проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для

обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендует

ся предлагать разные по своим характеристикам проекты (дли

тельные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и кол

лективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что ктото из детей умеет де

лать чтото конкретное, можно привязать этот проект к теме и

предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он

хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно

пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными

учителю способностями учащихся и их психологическими осо

бенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный

и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные усло

вия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в

коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за

совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и

подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта).

Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять

детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завер

шения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный

результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель

помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Пос

ле завершения работы над проектом надо предоставить уча

щимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что

у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо,

если на представлении результатов проекта присутствуют не

240




только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный,

то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по ре

зультатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устро

ить презентацию сделанных куколперсонажей. Некоторые про

екты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли,

концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завер

шающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо ор

ганизовывать специальным образом.


Примеры проектов в рамках курса «Математика»

Тема: математические развлечения

Примеры подтем:

# Игры с числами. # Невозможные рисунки.

# Логические задачи. # Магические квадраты.

# Старинные задачи. # Фокусы с числами.

# Логические игры. # Развертки.

Примеры проектов:

# Лист Мёбиуса.

# Бумажный домик с мебелью.

# Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).

# Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).

# Конкурс математических развлечений.

# Энциклопедия математических развлечений.

# Математический праздник.

Тема: логические игры

Примеры подтем:

# Шашки.

# Шахматы.

# Калах.

# Нарды.

# Уголки.

# Крестикинолики (в том числе на бесконечной доске).

# Морской бой.

# Логические игры в древней истории.

# Логические игры в книгах.

# Логические игры в фильмах.

# Забытые игры.

Примеры проектов:

# Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

# Комплекты для игр.

# Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.

# Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.

# Книга о логических играх.

241




Тема: математика вокруг нас

Примеры подтем:

# Числа в пословицах и поговорках.

# Нумерация вокруг нас.

# Измерения (что меряют, чем меряют).

# Единицы измерения в Древней Руси.

# Единицы измерения в других странах.

# Числа в спорте.

# Математика в раскрое одежды.

# Математика в торговле.

# Математика в строительстве.

# Математика в кулинарии.

# Математика в Древнем мире.

# Профессии, требующие хорошей математической подго

товки.

Примеры проектов:

# Макеты зданий из простых геометрических тел.

# Конкурс на самый экономный раскрой.

# Книга о математике в Древнем мире.

# Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

# Постановка по книге о числах.

# Коллекция самодельных измерительных приборов.

Тема: шифры

Примеры подтем:

# Способы шифрования текстов.

# Приспособления для шифрования.

# Шифрование местонахождения.

# Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.

# Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.

# Передача тайного смысла в картинах.

# Передача тайного смысла в книгах.

# Акростихи.

# Передача тайных посланий с помощью СМИ.

# Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

# Игра «Поиск сокровищ».

# Конкурс дешифраторов.

# Создание приспособления для шифрования.

# Постановка по произведению о шифрах.

# Обзор способов шифрования.

Тема: узоры

Примеры подтем:

# Узоры в Древней Греции.

# Узоры в Древнем Риме.

# Узоры в Древнем Египте.

242




# Узоры в Древней Руси.

# Закономерности в узорах.

# Узоры на зданиях.

# Узоры на одежде.

# Узоры на посуде.

# Узоры на оружии.

# Узоры в оформлении книг.

# Магические узоры.

Примеры проектов:

# Вышивка с узорами.

# Энциклопедия узоров.

# Украшение класса узорами.

# Демонстрация моделей одежды с узорами.

# Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.

# Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды

с узорами.

# Исследование: «Узоры в истории нашего края».

# Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

# Программа создания узоров на компьютере.

Тема: стратегии

Примеры подтем:

# Игры с выигрышными стратегиями.

# Стратегии в играх.

# Стратегии в спорте.

# Стратегии в компьютерных играх.

# Стратегии в жизни (стратегии поведения).

# Боевые стратегии.

# Стратегии в древности.

# Стратегия в рекламе.

Примеры проектов:

# Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».

# Коллекция игр с выигрышными стратегиями.

# Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря

правильно выбранным стратегиям.

# Спортивные командные игры.

# Рекламные ролики и плакаты.

Проектная деятельность в рамках курса

«Окружающий мир»

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможнос

тями для организации внеурочной работы младших школьни

ков. Она служит продолжением урока и предполагает участие

всех учащихся.

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете,

в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа

и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскур

243




сий, значительное внимание должно уделяться проектной ис

следовательской деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию обще

учебных компетентностей: информационной, коммуникативной,

социальной, а также включению учащихся в активный познава

тельный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учеб

ную проблему, осуществляет сбор необходимой информации,

планирует варианты решения проблемы, делает выводы, ана

лизирует свою деятельность (рефлексия).

Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса

«Окружающий мир», предусматривает организацию проектной

деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе

планирования и выполнения постепенно усложняющихся прак

тических заданий, проектирование решения тех или иных проб

лем. Исследовательская проектная деятельность позволяет уче

нику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнооб

разными источниками информации, приборами, лабораторным

оборудованием. Причем проектная деятельность может носить

как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер.

Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в

ходе которых может быть организована исследовательская про

ектная деятельность.

Исследовательская проектная деятельность младших школь

ников с учетом их возрастных особенностей может быть в боль

шей мере ориентирована на организацию самостоятельных

исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископа

емых и горных пород своего региона, проведение фенологи

ческих наблюдений, наблюдений за своим организмом, выяв

ление влияния деятельности человека на природу, знакомство

с региональной топонимикой, определение конкретных связей

истории и культуры своего края с общероссийской историей и

культурой, моделирование социокультурных ситуаций в ценно

стном контексте традиционной культуры народов своего края.

Заметим, что проектная деятельность при изучении курса

«Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные

особенности:

# вопервых, она имеет краеведческую направленность, что

определяется спецификой содержания курса;

# вовторых, в большинстве случаев проекты имеют крат

косрочный характер, что обусловлено психологическими и воз

растными особенностями младших школьников: учащиеся

обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, тре

бующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

# втретьих, проектная деятельность должна осуществляться

в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся само

стоятельного посещения без сопровождения взрослых отдален

ных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связа

но с обеспечением безопасности обучаемых.


244




Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила груп

повой характер, что будет способствовать формированию у уча

щихся коммуникативных умений, таких, как умение распреде

лять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения,

участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с

различными источниками информации, что обеспечит форми

рование информационной компетентности, связанной с поис

ком, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть зало

жено основание для сотрудничества детей с членами своей

семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное

взаимодействие семьи и школы.

Ниже в таблице представлены примерные направления

проектной деятельности в зависимости от исследуемых объек

тов, а также формы и особенности ее организации. По усмот

рению учителя список объектов, формы и особенности органи

зации проектной деятельности могут быть изменены в соответ

ствии со спецификой природы и культуры региона.


Примерные направления проект&

ной деятельности


Формы и особенности организа&

ции проектной деятельности


Объект исследования: объекты и явления природы


Сезонные явления природы


Солнце, Луна и звездное небо в

различные сезоны года

Погода своего региона


Минералы и горные породы

своей местности

Почвы своей местности


Дикорастущие растения своего

региона

Культурные растения своего ре

гиона


Грибы своей местности


Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Групповая (экскурсия в природу

или краеведческий музей)

Групповая (экскурсия в природу

или краеведческий музей)

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Индивидуальная (наблюдения,

работа с информацией), группо

вая (экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)


245





Примерные направления проект&

ной деятельности


Местные виды насекомых


Разнообразие и поведение рыб

(на примере обитателей аквари

ума)

Местные виды птиц


Образ жизни и поведение птиц

(на примере определенного вида)


Продолжение


Формы и особенности организа&

ции проектной деятельности


Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание)


Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание)

Домашние животные вокруг нас Индивидуальная (наблюдения,

работа с информацией), группо

вая (экскурсия)

Поведение домашних животных

(на конкретном примере)

Индивидуальная (наблюдение)

Экологические связи в природе Индивидуальная (наблюдения,

работа с информацией), группо

вая (экскурсия)

Местная экосистема (лес, водо

ем, луг или др.)

Влияние факторов среды на рост

и развитие растений

Групповая (экскурсия)


Индивидуальная (домашнее за

дание — проведение опытов и

наблюдений)


Объект исследования: деятельность человека в природе


Хозяйственная деятельность лю

дей в своем регионе


Влияние деятельности человека

на экосистемы своей местности


Индивидуальная (беседы с ро

дителями, изучение литературы),

групповая (посещение предпри

ятий)

Групповая (экскурсия)

Загрязнение местных экосистем Групповая (экскурсия)


Правила поведения в экосистеме Групповая (экскурсия)


Редкие и исчезающие виды расте

ний и животных своего региона


246


Индивидуальная (работа с лите

ратурой), групповая (экскурсия)





Примерные направления проект&

ной деятельности


Природоохранная деятельность

человека в своем регионе


Связь между состоянием приро

ды и здоровьем человека


Продолжение


Формы и особенности организа&

ции проектной деятельности


Индивидуальная (беседы с ро

дителями, изучение литературы),

групповая (экскурсия)

Индивидуальная (беседы с роди

телями, изучение литературы)

Объект исследования: организм человека


Изменение частоты пульса в те

чение суток

Изменение температуры тела в

течение дня


Индивидуальная (домашнее за

дание)

Индивидуальная (домашнее за

дание)

Режим дня младшего школьника Групповая, индивидуальная


Рациональное питание младшего

школьника

Источники шума вокруг нас


Групповая


Групповая, индивидуальная


Объект исследования: игры народов России и мира


Игры наших дедушек и бабушек

(для использования на школь

ной перемене)

Сезонные игры народов нашего

края

Сезонные игры народов разных

регионов России и мира

Игры с семейной тематикой: в

дом, в дочкиматери, в свадьбу

и др.


Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая


Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая


Объект исследования: семейная культура


Моя родословная


Наш семейный альбом


Рецепты домашней кухни


Индивидуальная


Индивидуальная


Индивидуальная


247





Примерные направления проект&

ной деятельности


Мир наших увлечений


Семейные путешествия


Продолжение


Формы и особенности организа&

ции проектной деятельности


Индивидуальная


Индивидуальная


Объект исследования: Россия и мир на карте

Имена родного края


История в названиях рек, морей,

океанов

Прошлое в названиях городов

России

История в названиях городов

мира

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая

Объект исследования: великие люди России и мира


Чье имя носит моя улица?


Музей моего земляка


Памятники города


Памятники столицы России


Памятники столицы (название

конкретной страны)


Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (очная или

заочная экскурсия)

Индивидуальная (домашнее за

дание), групповая (очная или

заочная экскурсия)


Системно, последовательно, углубленно внеурочная про

ектная деятельность детей, связанная с содержанием курса

«Окружающий мир», может быть организована в рамках

работы факультативов, школьных кружков и студий. Напри

мер, возможность такой системной организации предоставля

ют факультативы, кружки, студии, программы которых ори

ентированы на изучение традиционной культуры народов

России.


248





Примеры направлений работы над проектами

  1   2   3




Похожие:

Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconКнига содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся: формы организации внеурочной деятельности, диагностика её эффективности, рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / [Рос акад образования]; под ред. А....
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconРекомендации по составлению программы внеурочной деятельности фгос
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconПоложение об организации внеурочной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования основные задачи внеурочной деятельности
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconСправка «Об организации внеурочной деятельности в 1 классе»
В соответствии с планом внутришкольного контроля проведён предварительный контроль внеурочной занятости учащихся 1-х классов
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconПротокол №4 Л. Н. Андреева от «6» апреля 2011 г. «11» апреля 2011 г приказ №44 положение об организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов
Федерации от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconПриказ №98/7-пд об утверждении программы внеурочной деятельности в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования с целью организации эффективной работы по реализации внеурочной деятельности в школе
Организовать внеурочную деятельность учащихся 1 класса по следующим направлениям
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся 1 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации фгос липецк 2012 ббк 74. 200. 58 М54
Охватывают все направления организации образовательного процесса
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconПримерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Оглавление
Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 144
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся iconРекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области
Едагогам-орга­низаторам, педагогам дополнительного образования, класс­ным руководителям, воспитателям образовательных учреждений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы