Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка icon

Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка



НазваниеПримерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
страница1/8
Дата конвертации12.10.2012
Размер0.76 Mb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. /Примерные предметные программы/1.Литературное чтение.doc
2. /Примерные предметные программы/10.Технология.doc
3. /Примерные предметные программы/11.Технология 2.doc
4. /Примерные предметные программы/12.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.doc
5. /Примерные предметные программы/13.Примерная программа воспитания и социализации.doc
6. /Примерные предметные программы/14.Рекомендации по организации внеурочной деятельности.doc
7. /Примерные предметные программы/2.Окружающий мир.doc
8. /Примерные предметные программы/3.Физическая культура.doc
9. /Примерные предметные программы/4.ИЗО.doc
10. /Примерные предметные программы/5.Математика.doc
11. /Примерные предметные программы/6.Русский язык.doc
12. /Примерные предметные программы/7.Русский язык2.doc
13. /Примерные предметные программы/8.БЖД.doc
14. /Примерные предметные программы/9.Музыка.doc
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Примерная программа по физической культуре пояснительная записка
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерная программа по математике пояснительная записка
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе под термином «культура безопасности жизнедеятельности»
Примерная программа по музыке пояснительная записка




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа по изобразительному искусству соз

дана на основе Требований к результатам освоения основных

образовательных программ начального общего образования

(стандарты второго поколения).

Изобразительное искусство в начальной школе является

базовым предметом, его уникальность и значимость опреде

ляются нацеленностью на развитие способностей и творческо

го потенциала ребенка, формирование ассоциативнообразно

го пространственного мышления, интуиции. У младших школь

ников развивается способность восприятия сложных объектов

и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с

остальными учебными предметами, развивающими рацио

нальнологический тип мышления, изобразительное искусство

направлено в основном на формирование эмоциональнооб

разного, художественного типа мышления, что является усло

вием становления интеллектуальной деятельности растущей

личности.

Доминирующее значение имеет направленность программ

на развитие эмоциональноценностного отношения ребенка к

миру. Овладение основами художественного языка, получение

опыта эмоциональноценностного, эстетического восприятия

мира и художественнотворческой деятельности помогут млад

шим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль

нейшем станут основой отношения растущего человека к себе,

окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в

целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы

в обучении искусству диктует необходимость экспериментиро

вания ребенка с разными художественными материалами, по

нимания их свойств и возможностей для создания выразитель

ного образа. Разнообразие художественных материалов и тех

ник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес уча

щихся к художественному творчеству.


9




Программа содержит некоторые ознакомительные темы,

связанные с компьютерной грамотностью. Их задача — позна

комить учащихся с компьютером как средством создания

изображения, не заменяющим, а дополняющим другие сред

ства. В первом варианте они выделены курсивом как жела

тельные, но не обязательные. Второй вариант интегрирует

изобразительное искусство и технологию, поэтому знакомство

с простыми приемами рисования на компьютере, так же как

и в программе по технологии, обязательно.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази

тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред

ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,

уважения к культуре народов многонациональной России и

других стран;

развитие воображения, желания и умения подходить к

любой своей деятельности творчески; способности к восприя

тию искусства и окружающего мира; умений и навыков со

трудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искус

ствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре

и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; фор

мирование художественного кругозора и приобретение опыта

работы в различных видах художественнотворческой деятель

ности, разными художественными материалами; совершен

ствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах

обучения:

• совершенствование эмоциональнообразного восприятия

произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художествен

ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,

скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художест

венными материалами.

Место предмета в базисном учебном плане и учебном

процессе

В федеральном базисном учебном плане на изучение изоб

разительного искусства в каждом классе начальной школы отво

дится по 1 ч в неделю, всего 134 ч. Если изучается интегриро

ванный вариант учебного предмета — xудожественный труд как

объединение изобразительного искусства и технологии, то на его

изучение отводится 2 ч в неделю, всего 268 ч.

В процессе изучения изобразительного искусства обучаю

щийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностноэстетической сфере — эмоциональноценност

ное отношение к окружающему миру (семье, Родине, приро


10




де, людям); толерантное принятие разнообразия культурных

явлений; художественный вкус и способность к эстетической

оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к ху

дожественному познанию мира, умение применять полученные

знания в собственной художественнотворческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных ху

дожественных материалов для работы в разных техниках (жи

вопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искус

ство, художественное конструирование); стремление использо

вать художественные умения для создания красивых вещей

или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительно

го искусства в начальной школе проявляются в:

умении видеть и воспринимать проявления художест

венной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архи

тектура, дизайн, скульптура и др.);

желании общаться с искусством, участвовать в обсужде

нии содержания и выразительных средств произведений ис

кусства;

активном использовании языка изобразительного искус

ства и различных художественных материалов для освоения

содержания разных учебных предметов (литературы, окружа

ющего мира, родного языка и др.);

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных,

деятельностных и др.) художественноэстетическим содержа

нием;

умении организовывать самостоятельную художествен

нотворческую деятельность, выбирать средства для реализа

ции художественного замысла;

способности оценивать результаты художественнотвор

ческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного ис

кусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства

в жизни человека и общества; восприятие и характеристика

художественных образов, представленных в произведениях ис

кусства; умение различать основные виды и жанры пластичес

ких искусств, характеризовать их специфику; сформирован

ность представлений о ведущих музеях России и художествен

ных музеях своего региона;

в ценностноэстетической сфере – умение различать и пе

редавать в художественнотворческой деятельности характер,

эмоциональное состояние и свое отношение к природе, чело

веку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, вы

раженных в главных темах искусства, и отражение их в

собственной художественной деятельности; умение эмоцио

нально оценивать шедевры русского и мирового искусства


11




(в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к

художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суж

дения о художественных особенностях произведений, изобра

жающих природу и человека в различных эмоциональных со

стояниях; умение обсуждать коллективные результаты художе

ственнотворческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные ма

териалы и средства художественной выразительности для пе

редачи замысла в собственной художественной деятельности;

моделирование новых образов путем трансформации извест

ных (с использованием средств изобразительного искусства и

компьютерной графики).

В перечень нормативных документов, прилагаемых к стан

дарту, входят: рекомендации по оцениванию учебных дости

жений обучающихся; требования к материальнотехническому

оснащению кабинета изобразительного искусства; рекоменда

ции по внеурочной деятельности учащихся.

Примерная программа включает следующие разделы: по

яснительную записку, раскрывающую характеристику и мес

то учебного предмета в базисном учебном плане, цели его

изучения, основные содержательные линии; основное содер

жание обучения; два варианта тематического планирова

ния, учитывающие направленность обучения на базовое и

расширенное освоение изобразительного искусства с пример

ным распределением учебных часов по разделам курса. Оба

варианта ориентированы как на традиционную школу, так и

на углубленное изучение пластических искусств в рамках пред

мета «Изобразительное искусство и художественный труд» —

2 ч учебного времени в неделю за счет интеграции изобрази

тельного искусства и технологии.

Отличие вариантов тематического планирования — в логи

ке построения содержания и расставленных акцентах. Первый

вариант построен по модульному принципу, второй – по блоч

нотематическому. На первый взгляд второй вариант програм

мы может показаться проще и доступнее, так как деление со

держания по тематическому принципу привычнее. В то же

время специфика изобразительного искусства заставляет в

каждом тематическом блоке возвращаться к языку художест

венной выразительности искусства. Первый вариант исключа

ет подобные повторения, но дает возможность авторам про

грамм и учебников складывать из составляющих каждого мо

дуля как из пазлов новые конструкции программы.

Использование большего числа вариативных тем и твор

ческих заданий, связанных с различными видами художест

венной деятельности, в обоих вариантах позволит закрепить

знания основ языка искусств, навыки художественной деятель

ности и восприятия искусства.


12




Основные содержательные линии I варианта

Учебный материал в примерной программе представлен

блоками, отражающими деятельностный характер и коммуни

кативнонравственную сущность художественного образова

ния: «Виды художественной деятельности», «Азбука искус

ства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественнотвор

ческой деятельности». Специфика подобного деления на

блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содер

жание учебного материала, второй дает инструментарий

для его практической реализации, третий намечает эмо

циональноценностную направленность тематики зада

ний, четвертый содержит виды и условия деятельности, в

которых ребенок может получить художественнотвор

ческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают

разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценно

стноориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в

разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Нап

ример, «Восприятие искусства» (именно так звучит одна из

подтем первого блока) подразумевает отнесение воспринима

емых произведений к тому или иному виду и жанру искус

ства, выполнение художественнотворческого задания на тему,

связанную с окружающим миром и его ценностями, понима

ние того, как его выполнять. В комплексе все блоки направ

лены на решение задач начального художественного образо

вания и воспитания. Такое построение программы позволяет

создавать различные модели курса изобразительного искус

ства, поразному структурировать содержание учебников,

распределять разными способами учебный материал и время

его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного вре

мени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв мо

жет быть использован по своему усмотрению разработчиками

программ для авторского наполнения указанных содержатель

ных линий.

Основные содержательные линии II варианта

Данный вариант программы интегрирует предметы «Изоб

разительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 ч в

неделю. Художественный подход к предмету «Технология»

позволит освоить его содержание не только технологически,

но и художественно, переводя акцент с обычного умения на

художественнообразное воплощение идеи.

Учебный материал в примерной программе представлен

тематическими блоками, отражающими деятельностный харак

тер и субъективную сущность художественного образования:

«Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразитель

ном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «При

общаемся к культуре народов мира». В каждый блок включе


13




ны темы, направленные на решение задач начального художе

ственного образования и воспитания, а также на получение

опыта художественнотворческой деятельности, содержание

которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но

в практике общего художественного образования фактически

входит в каждый блок. Такое построение программы позволя

ет создавать различные модели курса изобразительного искус

ства, поразному структурировать содержание учебников,

распределять разными способами учебный материал и время

его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного вре

мени — 32 учебных часа на 4 учебных года. Этот резерв мо

жет быть использован по своему усмотрению разработчиками

программ для авторского наполнения указанных содержатель

ных линий.


Содержание курса. I вариант.

Изобразительное искусство


Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности худо

жественного творчества: художник и зритель. Образная сущ

ность искусства: художественный образ, его условность, пере

дача общего через единичное. Отражение в произведениях

пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение

к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение

изобразительного искусства: сходство и различия. Человек,

мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в

искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художе

ственной культуры. Ведущие художественные музеи России:

ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Вос

приятие и эмоциональная оценка шедевров русского и миро

вого искусства. Представление о роли изобразительных (плас

тических) искусств в повседневной жизни человека, в органи

зации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломас

тер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными

графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная

и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,

зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображе

ние деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообра

зие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред

ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор

средств художественной выразительности для создания живо

писного образа в соответствии с поставленными задачами.

Образы природы и человека в живописи.


14




Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании

выразительного образа. Элементарные приемы работы с плас

тическими скульптурными материалами для создания вырази

тельного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор

объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульп

туры. Основные темы скульптуры. Красота человека и живот

ных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообра

зие материалов для художественного конструирования и моде

лирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные

приемы работы с различными материалами для создания выра

зительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема,

вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).

Представление о возможностях использования навыков художе

ственного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративноприкладное искусство. Истоки декоратив

ноприкладного искусства и его роль в жизни человека.

Понятие о синтетичном характере народной культуры (украше

ние жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;

музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ

человека в традиционной культуре. Представления народа о

мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном

искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной

культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие

форм в природе как основа декоративных форм в приклад

ном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей

деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с

произведениями народных художественных промыслов в Рос

сии (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной

грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на

плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, верти

каль и диагональ в построении композиции. Пропорции и

перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше,

дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в компо

зиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и

толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.

Композиционный центр (зрительный центр композиции).

Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и

асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные

цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмо

циональном звучании и выразительности образа. Эмоциональ

ные возможности цвета. Практическое овладение основами

цветоведения. Передача с помощью цвета характера персона

жа, его эмоционального состояния.


15




Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые,

волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летя

щие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художе

ственный образ. Передача с помощью линии эмоционального

состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и переда

ча их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст

форм. Простые геометрические формы. Природные формы.

Трансформация форм. Влияние формы предмета на представ

ление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Спо

собы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,

беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в

эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.

Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и при

родных явлений, различение их характера и эмоциональных

состояний. Разница в изображении природы в разное время

года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз

ных географических широт. Использование различных художе

ственных материалов и средств для создания выразительных

образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы,

ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и

зарубежного искусства, изображающих природу (например,

А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,

К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами ми

ра, представляющими разные народы и эпохи (например, Древ

няя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль

природных условий в характере культурных традиций разных на

родов мира. Образ человека в искусстве разных народов.

Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в харак

тере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной

природы. Единство декоративного строя в украшении жилища,

предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразитель

ного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказа

ниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре.

Представления народа о красоте человека (внешней и духов

ной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ челове

ка в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портре

та. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и


16




художественная выразительность образов персонажей, пробужда

ющих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, состра

дание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы

персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас

сегодня. Использование различных художественных материа

лов и средств для создания проектов красивых, удобных и вы

разительных предметов быта, видов транспорта. Представле

ние о роли изобразительных (пластических) искусств в по

вседневной жизни человека, в организации его материального

окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирова

ние и оформление помещений и парков, транспорта и посу

ды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественнотворческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно

прикладной и художественноконструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декора

тивноприкладного искусства. Изображение с натуры, по па

мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,

растения).

Овладение основами художественной грамоты: компози

цией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения чело

века. Овладение элементарными навыками лепки и бумаго

пластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализа

ции собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,

скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цве

та, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,

объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятель

ности различных художественных техник и материалов: коллажа,

граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели,

пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, плас

тилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных

средств произведений изобразительного искусства, выражение

своего отношения к произведению.


Содержание курса. II вариант

  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная записка статус документа
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconПрограмма по изобразительному искусству пояснительная записка
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,...
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству 3 класс по учебнику под редакцией Б. М неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса в составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2012-2013 уч год
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное...
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения начальное общее, 1 4 классы Количество часов 135
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconПрограмма по предмету «Изобразительное искусство» Пояснительная записка
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству создана в соответствии с законом «Об образовании», на основе Требований к результатам освоения...
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconПояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по «Изобразительному искусству»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса основного общего образования
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для обучения в 5-8 классах мкоу сош №9 им. Н. К. Калашникова с учётом
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Авт. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы