|
6. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОУ «Тверская гимназии №10» Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Образование и здоровье – две гуманитарные сферы деятельности человека и потому, их взаимосвязь абсолютно очевидна. В Тверской области решением губернатора в каждой школе должен быть создан кабинет здоровья, а так же организовано бесплатное питание для младших школьников. Нормативно-правовой и документальной основой, для выполнения указанных требований программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Тверская гимназии №10», являются1:
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний). Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
В результате реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
Организация работы МОУ «Тверская гимназия №10» по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни. В гимназии с 2002 года в рамках школы укрепления здоровья (ШУЗ) реализуется программа «Здоровье», которая начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание мер по охране и укреплению здоровья. Программа по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни включает и дополняет задачи ШУЗа на начальной ступени образования. Планирование работы МОУ «Тверская гимназия №10» по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни.
Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования. Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья. ![]() Здоровьесберегающая инфраструктура МОУ «Тверская гимназия №10» Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает: • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся - в гимназии созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков. В гимназии работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное и внеурочное время. Питание осуществляется за счет средств муниципального бюджета и родителей. При столовой организован буфет. В гимназии работает оснащённый спортивный зал, имеются спортивные площадки, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. В гимназии работают медицинский и стоматологический кабинеты. Медицинскими работниками организована лечебно-профилактическая работа с обучающимися, систематически проводятся прививки. В гимназии на постоянной основе действует психологическая служба, целью которой является содействие психическому здоровью учащихся, их образовательным интересам, развитию индивидуальности личности. По распоряжению губернатора Тверской области во всех школах, в том числе и в гимназии №10 , с 01.05.10г. начал свою работу кабинет здоровья. Оздоровительную работу с обучающимися обеспечивают и такие специалисты, как психолог, учителя физкультуры, зав.кабинетом здоровья, учителя начальных классов и воспитатели ГПД. Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения. Использование возможностей УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Система учебников по системе развивающего обучения Л.В.Занкова формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В МОУ «Тверская гимназия №10» в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и в целях организации инфраструктуры для начала внедрения федеральных государственных образовательных стандартов с 1 мая 2010г. действует кабинет здоровья. Администрацией, заведующим кабинетом, учителями создана материально-техническая база; создана методическая база для учителей, разработаны программа занятий с учениками; разработан лекционный материал для родителей (см. Приложение). Воспитателями ГПД МОУ «Тверская гимназия №10» разработаны сценарии и презентации внеклассных мероприятий в начальной школе:
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: интеграцию в базовые образовательные дисциплины, проведение часов здоровья, факультативные занятия, занятия в кружках, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п., организацию дней здоровья.Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова в течение всего учебно-воспитательного процесса. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в МОУ «Тверская гимназия №10» средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательного процесса строится на основании гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки. (САНПиН от 16.03.11г. ) (см. Приложение) Использование системы развивающего обучения Л.В.Занкова в практике современной школы доказывает универсальность и высокую эффективность дидактической системы общего развития в любых условиях ее реализации. Эта система дает учителю теорию и методику развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. В кабинетах начальных классов гимназии имеются интерактивные доски, компьютеры, проекторы, телевизоры, DVD, музыкальные центры, магнитофоны; строго соблюдаются все требования к использованию данных технических средств обучения. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемом в гимназии УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий создаются проблемные ситуации, организуется поисковая деятельность, представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Организация физкультурно-оздоровительной работы2 Система физкультурно-оздоровительной работы в гимназии направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. (план физкультурно-оздоровительных мероприятий – см. Приложение) Сложившаяся система включает:
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает: • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье». Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: • интеграцию в базовые образовательные дисциплины; • проведение часов здоровья; • факультативные занятия; • занятия в кружках; • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; • организацию дней здоровья. В гимназии созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
Просветительская работа с родителями (законными представителями)3 Запланирована система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, направленная на повышение их уровня знаний и включает:
Оценка эффективности реализации программы Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, проводимых совместно медицинскими и педагогическими работниками гимназии и предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п. Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы: на уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. 1 2 3 |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу «Средняя общеобразовательная школа №1» Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципальной средней общеобразовательной школы моу сош с. Большой... |
![]() | Vii. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом... | ![]() | 6. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом... |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. (Рассмотрение документа.) Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом... | ![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |
![]() | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |
![]() | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |