|
Объяснительная записка к учебному плану 1 ступени обучения МОУ Тверской гимназии на 2011-2012 учебный год. Учебный план составлен на основе Федерального базисного учебного плана, Регионального базисного учебного плана (пр. Департамента образования Тверской области от 11.08.2011г. № 1509-нп\ПК) и учебного плана, рекомендованного Примерной основной образовательной программой начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. , на основе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373". На 1 ступени обучения используется государственные программы четырёхлетней начальной школы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова , соответствующие требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования. Максимальная нагрузка на учащихся: В 1-х классах – по пятидневной учебной неделе - 21 час; Во 2-х, 3-х, 4-х классах – по 6-дневной учебной неделе – 26 часов. Федеральный компонент базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для реализации основной образовательной программы начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: ·формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; ·готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; ·формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; ·личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. В соответствии с базисным учебным планом предмет «Иностранный язык» изучается со второго по четвёртый класс за счёт часов базиса. При проведении занятий по иностранному языку (2—4 классы) осуществляется деление классов на две группы. Учебный предмет «Технология» изучается по 1 часу в неделю в 1-х,2-х классах, по 2 часа – в 3-х,4-х классах. Информатика и информационно-коммуникативные технологии, направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-х,4-х классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». При проведении занятий по предмету «Информационные технологии» (3— 4 классы) осуществляется деление классов на две группы. На изучение учебного предмета «Физическая культура выделяются 3 часа в неделю с 1 по 4 класс. -2- Региональный (национально-регионального ) компонент учебного плана обеспечивается учебными курсами: - «Основы православной культуры» – во 2-х , 3-х классах по 1 часу в неделю – в течение учебного года, в 4-х классах – по 1 часу в неделю в 1,2,3 четвертях - с целью ознакомления с духовными источниками русской литературы, живописи, музыки и архитектуры, традиционной культуры русского народа; -«Основы религиозных культур и светской этики», введённом по Поручению Президента РФ от 02.08.09г. и распоряжению Председателя Правительства РФ от 11.08.09г. ( в связи с участием Тверского региона в апробации данного курса ) в количестве 2 часов в неделю в 4 четверти в 4-х классах (всего - 17ч.). Обеспечение второго часа в неделю осуществляется за счёт часов компонента образовательного учреждения. Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части («Русский язык», «Литературное чтение»); на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Часы компонента образовательного учреждения распределены следующим образом: Русский язык - по 2 часа в неделю– во 2-х,3-х, 4-х классах. Литературное чтение - по 3 часа в неделю - во 2-х классах , по 2 часа в неделю – в 3-х классах и 1,2,3 четвертях 4 класса, по 1 часу в неделю – в 4 четверти 4 класса - используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение предмета в соответствии с программой, для уроков внеклассного чтения с целью более качественного усвоения культуры речи, формирования навыка чтения, расширения круга чтения, создания «литературного пространства. По выбору: Риторика – во 2-х и 3-х ,4-х классах ( в течение учебного года - с целью развития коммуникативных ( в том числе риторических) умений, ознакомления с речевыми жанрами, речевым этикетом. Наглядная геометрия – во 2-х и 3-х ,4-х классах с целью интенсивного развития творческого вариативного мышления младших школьников, приобретения собственного опыта творческой деятельности, повышения качества геометрических знаний и умений. В компонент образовательного учреждения входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное, познавательное , спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса гимназии. Обучающимся1-х классов предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности обучающихся 1-х классов, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые , , и т. д. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся 1-х классов. |