Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий icon

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий



НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Дата конвертации21.09.2012
Размер163.62 Kb.
ТипИнструкция
источник
1. /Пробное тестирование по биологии 11 кл в 2010г/Вариант ь1 пробного ЕГЭ по биологии.doc
2. /Пробное тестирование по биологии 11 кл в 2010г/Вариант ь2 пробного ЕГЭ по биологии.doc
3. /Пробное тестирование по биологии 11 кл в 2010г/Вариант ь3 пробного ЕГЭ по биологии.doc
4. /Пробное тестирование по биологии 11 кл в 2010г/Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии.doc
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

Единый государственный экзамен, 2009 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс

Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Вариант №1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 включает 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3-е выбором трёх верных ответов из шести, 3 - на соответствие, 2 - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1-С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!


Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № I под номером выполняемого вами задании (А1-А36) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.




А1. Изучение закономерностей изменчивости при выведении новых пород животных — задача науки

1) селекции 2) физиологии 3) ботаники 4) цитологии


А2. Какое свойство воды делает её хорошим растворителем в биологических системах?

  1. высокая теплопроводность

  2. медленный нагрев и остывание

  3. высокая теплоемкость

  4. полярность молекул


A3. В бескислородной стадии энергетического обмена рас­щепляются молекулы

  1. глюкозы до пировиноградной кислоты

  2. белка до аминокислот

  3. крахмала до глюкозы

  4. пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды


А4. Значение митоза состоит в увеличении числа

  1. хромосом в половых клетках

  2. клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

  3. молекул ДНК в дочерних клетках

  4. хромосом в соматических клетках


А5. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют

  1. митохондрии и ядро

  2. вакуоли и комплекс Гольджи

  3. ядерную мембрану и хлоропласта

  4. плазматическую мембрану и рибосомы


А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,

  1. повышается адаптация к новым условиям

  2. набор генов идентичен родительскому

  3. проявляется комбинативная изменчивость

  4. появляется много новых признаков


А7. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВЬ, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассечен­ные листья — над цельными.

  1. пурпурный стебель с цельными листьями

  2. зеленый стебель с рассеченными листьями

  3. пурпурный стебель с рассеченными листьями

  4. зеленый стебель с цельными листьями


А8. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух мор­ских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

  1. 100% белые

  2. 25% белых особей и 75% чёрных

  3. 50% белых особей и 50% чёрных

  4. 75% белых особей и 25% чёрных

А9. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

  1. носит обратимый характер

  2. передаётся по наследству

  3. носит массовый характер

  4. имеет широкую норму реакции

А10. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из

  1. клетчатки 3) сократительных белков

  2. хитиноподобпого вещества 4)липидов

All. Укажите признак, характерный только для царства рас­тений:

  1. имеют клеточное строение

  2. дышат, питаются, растут, размножаются

  3. имеют фотосинтезирующую ткань

  4. питаются готовыми органическими веществами

А12. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семей­ство розоцветных, так как у них

  1. одинаковые потребности в воде и освещении

  2. сходное строение побегов

  3. цветки имеют сходное строение

  4. стержневая корневая система

А13. Какое животное размножается почкованием?

  1. белая планария 3) дождевой червь

  2. пресноводная гидра 4) большой прудовик

А14. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, одного круга кровообращения свидетельствует о родстве

1) хрящевых и костных рыб 3) земноводных и рыб

2) ланцетника и рыб 4) пресмыкающихся и рыб


А15. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

  1. крахмал 3) нуклеиновые кислоты

  2. липиды 4) белки


А16. К системе органов выделения человека относят

1) кожу 2) почки 3) легкие 4) слюнные железы


А17. Черный хлеб является для человека источником витамина
1) А 2) В 3) С 4) D


А18. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в

  1. коре больших полушарий 3) мозжечке

  2. продолговатом мозге 4) среднем мозге


А19. При чтении книги в движущемся транспорте происхо­дит утомление мышцы

  1. изменяющих объем глазного яблока

  2. верхних и нижних век

  3. регулирующих размер зрачка

  4. изменяющих кривизну хрусталика


А20. В процессе микроэволюции образуются

1) виды 2) классы 3) семейства 4) типы (отделы)


А21. В процессе эволюции под действием движущих сил происходит

  1. саморегуляция в экосистеме

  2. колебание численности популяций

  3. круговорот веществ и превращение энергии

  4. формирование приспособленности организмов


А22. Какие приспособления к перенесению неблагоприят­ных условий сформировались в процессе эволюции у земновод­ных, живущих в умеренном климате?

  1. запасание корма

  2. оцепенение

  3. перемещение в теплые районы

  4. изменение окраски


А23. Какой из перечисленных показателей не характеризует

биологический прогресс?

  1. экологическое разнообразие 3) широкий ареал

  2. забота о потомстве 4) высокая численность


А24. Антропогенными называют факторы

  1. связанные с деятельностью человека

  2. абиотического характера

  3. обусловленные историческими изменениями земной коры

  4. определяющие функционирование биогеоценозов


А25. Конкурентные отношения между организмами в эко­системах характеризуются

  1. угнетением друг друга

  2. ослаблением внутривидовой борьбы

  3. созданием среды одними видами для других

  4. формированием сходных признаков у разных видов


А26. Накопление какого газа в первичной атмосфере Земли вызвало бурное развитие жизни на суше?

  1. сероводорода 3) азота

  2. кислорода 4) углекислого газа


А27 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

1) 10% 2)20% 3) 40% 4) 90%


А28. При фотосинтезе кислород образуется в результате

  1. фотолиза воды

  2. разложения углекислого газа

  3. восстановления углекислого газа до глюкозы

  4. синтеза АТФ


А29. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в

1) анафазе 2) телофазе 3 ) профазе 4) метафазе


А30. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомст­во с генотипами AaBb, aaBb, Aabb, aabb в соотношении

1) 3 : 1 2)9 : 3 : 3 : I 3) 1 : 1 : 1 : 1 4) 1 : 2 : 1


А31. Для получения полиплоидов на делящуюся клетку воз­действуют колхицином, который

  1. разрушает ядерную мембрану

  2. разрушает веретено деления

  3. увеличивает скорость деления клетки

  4. обеспечивает синтез ДНК в ходе митоза


А32. К запасным питательным веществам у грибов относят

1) гликоген 2) белки 3) жиры 4) крахмал

АЗЗ. Изменение просвета артерий происходит у человека за счёт ткани

  1. эпителиальной 3) гладкой мышечной

  2. соединительной 4) поперечнополосатой мышечной


А34. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем является

  1. безусловным торможением

  2. внутренним торможением

  3. рассудочным действием

  4. осознанным поступком


А35. Какую роль в природе играет состязание самцов за сам­ку при размножении?

  1. улучшает генофонд популяции

  2. способствует развитию видовых признаков

  3. сохраняет плодовитость самок

  4. способствует повышению плодовитости особей


А36. Парниковый эффект на Земле является следствием по­вышения в атмосфере концентрации

  1. кислорода 3)сернистого газа

  2. углекислого газа 4) паров воды



Часть 2


Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № I справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами




В заданиях В1—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.



В1. В каких структурах клетки эукариот локализованы моле­кулы ДНК?

  1. цитоплазме

  2. ядре

  3. митохондриях

  4. рибосомах

  5. хлоропластах

  6. лизосомах

Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трех цифр).

В2. Особенности, характерные для лишайников,

  1. представляют самостоятельную группу организмов

  2. занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

  3. чувствительны к загрязнению окружающей среды

  4. нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

  5. состоят из сросшихся с корнями растений гифов

  6. состоят из одинаковых клеток

Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трех цифр).

В3. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

  1. сокращении численности деревьев в результате вырубки

  2. минерализации почвы дождевыми червями

  3. усыхании деревьев при устойчивой засухе

  4. зависимости численности белок от урожая желудей

  5. полном уничтожении волками популяции кабанов

  6. ограничении роста численности мышей хищниками

Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трех цифр).


В4. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен.


ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) листостебельное растения, не имеющие 1)Моховидные

корней

Б) имеют хорошо развитую проводящую 2)Папоротниковидные

систему

В) некоторые растения содержат водоносные

клетки, в которых запасается вода

Г) недоразвита проводящая система, поэтому

рост растения неограничен

Д) половое поколение (гаметофит) преобладает

над бесполым (спорофит)

Е) спорофит преобладает над гаметофитом



А

Б

В

Г

Д

Е





















В5. Установите соответствие между характеристикой желёз и


ТИП ЖЕЛЕЗ

  1. внешней секреции

  2. внутренней секреции
их типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

A) имеются выводные протоки

Б) отсутствуют выводные протоки

B) выделяют секрет в кровь

Г) выделяют секрет в полости те­ла или органов

Д) выделяют секрет на поверх­ность тела


А

Б

В

Г

Д


















В6. Установите соответствие между причиной видообразова­ния и его способом.


ПРИЧИНА СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) расширение ареала исходного вида 1) географическое

Б) стабильность ареала исходного вида

В) разделение ареала вида естественными 2) экологическое

преградами (реки, горы и т.п.)

Г) разделение ареала вида искусственными

преградами (автотрассы и т.п.)

Д) многообразие местообитаний в пределах

стабильного ареала



А

Б

В

Г

Д


















При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.



В7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

A) Редька Г) Редька дикая

Б) Крестоцветные Д) Покрытосеменные

B) Двудольные


















В8. Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их сердца в процессе эволюции.

А) окунь Б) собака В) ящерица Г) лягушка
















Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1

Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ



С1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фото­синтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.


С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви име­ют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого чер­вя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольча­тых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной це­почкой.


СЗ. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.


С4. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последователь­ности развития животного мира.


С5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГТГТАТГТААГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и после­довательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.


Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота


Генетический код (иРНК)


Первое основание

Второе основание

Третье основание




У

Ц

А

Г




У

Фен Фен Лей Лей

Сер Сер Сер Сер

Тир Тир

-

-

Цис Цис

-

Три

У

ц

А Г

Ц

Лей Лей Лей Лей

Про Про Про Про

Гис Гис Глн Глн

Apr Apr Apr

Apr

У

ц

А Г

А

Иле Иле

Иле Мет

Тре Тре

Тре Тре

Асн

Асн Лиз Лиз

Сер Сер Apr Apr

У Ц А Г

Г

Вал Вал Вал Вал

Ала Ала Ала Ала

Асп

Асп Глу Глу

Гли Гли Гли Гли

У

Ц

А Г


С6. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с се­рым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецес­сивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определи­те генотипы родителей, а также возможные генотипы и фено­типы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при об­разовании половых клеток не происходит. Объясните получен­ные результаты.




Похожие:

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 36 заданий (А1 – А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы