Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий icon

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий



НазваниеИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Дата конвертации21.09.2012
Размер165.77 Kb.
ТипИнструкция
источник
1. /Пробное тестирование по биологии 11 кл в 2011г/Вариант ь271 пробного ЕГЭ по биологии.doc
2. /Пробное тестирование по биологии 11 кл в 2011г/Вариант ь273 пробного ЕГЭ по биологии.doc
3. /Пробное тестирование по биологии 11 кл в 2011г/Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии 2011.doc
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

Единый государственный экзамен, 2010 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.


Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ


Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 включает 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3 – с выбором трёх верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 2 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1-С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!


Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № I под номером выполняемого вами задании (А1-А36) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.




А1. Какой уровень организации живой природы является предметом изучения науки экологии?

1) молекулярный

2) клеточный

3) органный

4) популяционно-видовой


А2. Прокариотические клетки, в отличие от эукариотических, имеют

  1. рибосомы и цитоплазму

  2. клеточную оболочку

  3. кольцевую хромосому

  4. плазматическую мембрану



А3. В бескислородной стадии энергетического обмена рас­щепляются молекулы

  1. глюкозы до пировиноградной кислоты

  2. белка до аминокислот

  3. крахмала до глюкозы

  4. пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды



А4. Какой процесс лежит в основе образования двух хроматид при делении клетки?

  1. сбор белка

  2. синтез РНК

  3. транскрипция

  4. репликация ДНК



А5. В клетках каких организмов энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ?

  1. фототрофов

  2. гетеротрофов

  3. хемотрофов

  4. сапротрофов


А6. Развитие организма при половом размножении начинается с

  1. образования зиготы

  2. созревания гамет

  3. формирования бластулы

  4. появления зародыша

А7 Генотип - это совокупность

1) генов, которые организм получает от родителей

  1. внешних и внутренних признаков организма

  2. генов всех особей вида

  3. всех ДНК организма


А8. Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

1) 1:1

2) 3:1

3) 1:1:1:1

4) 9:3:3:1

А9. Появление у некоторых пустынных растений в процессе эволюции колючек вместо листьев- пример изменчивости

  1. комбинативной

  2. групповой

  3. модификационной

  4. мутационной


А10 Бактерии выделяют в самостоятельное царство, так как

  1. их клетки не имеют оформленного ядра

  2. их клетки не имеют цитоплазмы

  3. они представляют собой неклеточные организмы

  4. они питаются готовыми органическими веществами


А11. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют

  1. механические ткани

  2. семена

  3. проводящие ткани

  4. клеточное строение


А12 Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семей­ство розоцветных, так как у них

  1. одинаковые потребности в воде и освещении

  2. сходное строение побегов

  3. цветки имеют сходное строение

  4. стержневая корневая система

А13. Какую функцию выполняет клетка,

обозначенная вопросительным знаком на

схеме строения тела гидры?



  1. принимает возбуждение и передает его другим клеткам

  2. при делении образует клетки других видов

  3. вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных

  4. воспринимает действия химических раздражителей



А14. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, одного круга кровообращения свидетельствует о родстве

1) хрящевых и костных рыб 3) земноводных и рыб

2) ланцетника и рыб 4) пресмыкающихся и рыб


А15. Под воздействием каких веществ в желудке расщепляются органические соединения пищи?

  1. минеральных солей

  2. ферментов

  3. гормонов

  4. воды



А16. Скорость тока крови минимальна в

  1. нижней полой вене

  2. аорте

  3. артериях

  4. капиллярах



А17. Венозной называют кровь, которая

  1. бедна кислородом

  2. насыщена угарным газом

  3. течёт от сердца

  4. находится в легочных венах



А18. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в

  1. коре больших полушарий 3) мозжечке

  2. продолговатом мозге 4) среднем мозге


А19. Почему угарный газ представляет опасность для людей?

  1. разрушает эритроциты

  2. уменьшает число лейкоцитов

  3. нарушает кроветворную функцию красного костного мозга

  4. вступает в стойкое соединение с гемоглобином

А20 Жёлтая окраска брюшка большой синицы, отличающая её от других видов этого же семейства, - это критерий вида

  1. морфологический

  2. биохимический

  3. генетический

  4. физиологический



А21. В процессе эволюции под действием движущих сил происходит

  1. саморегуляция в экосистеме

  2. колебание численности популяций

  3. круговорот веществ и превращение энергии

  4. формирование приспособленности организмов


А22. Приспособленность организмов к среде обитания возникает в результате

  1. взаимодействия генов

  2. географической изоляции

  3. хромосомных мутаций

  4. естественного отбора

А23. Появление пятипалой конечности и лёгочного дыхания у древних земноводных позволило им

  1. освоить водную среду обитания

  2. увеличить численность

  3. освоить наземно-воздушную среду обитания

4) улучшить кормодобывание


А24. Основной фактор, ограничивающий распространение растений в глубинных слоях гидросферы, -

  1. большое давление

  2. отсутствие света

  3. недостаток кислорода

  4. низкая температура



А25. Экосистему считают устойчивой, если в ней

  1. круговорот веществ незамкнутый

  2. круговорот веществ сбалансированный

  3. обитает небольшое число видов

  4. численность отдельных видов колеблется

А26. Большую просветительскую роль в распространении знаний о растениях среди населения играют

  1. селекционные станции

  2. заказники

  3. ботанические сады

  4. экосистемы

А27. Какие структуры образуют цитоскелет клетки?

  1. микротрубочки

  2. реснички

  3. жгутики

  4. центриоли


А28. При фотосинтезе кислород образуется в результате

  1. фотолиза воды

  2. разложения углекислого газа

  3. восстановления углекислого газа до глюкозы

  4. синтеза АТФ


А29 Обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами происходит в процессе

  1. дробления

  2. оплодотворения

  3. второго деления мейоза

  4. первого деления мейоза



А30. Соотношение распределения особей по фенотипу и генотипу в F2 1 : 2 : 1 получается в случае

  1. промежуточного наследования

  2. полного доминирования

  3. сцепленного наследования

  4. независимого наследования



А31. Начальный этап в селекции животных —

  1. гибридизация

  2. одомашнивание

  3. естественный отбор

  4. близкородственное скрещивании



А32. К наиболее важным прогрессивным особенностям строения членистоногих относят появление у них

  1. отделов тела

  2. незамкнутой кровеносной системы

  3. диффузной нервной системы

  4. органов в пищеварительном канале



АЗЗ Превращение глюкозы в гликоген происходит в

1) желудке

2) почках

3) печени

4) кишечнике


А34. Высшая нервная деятельность человека связана с функцией мозга

  1. продолговатого

  2. среднего

  3. переднего

  4. промежуточного


А35 Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего,

  1. способствует сохранению особей с модификационными изменениями

  2. способствует сохранению особей со средним значением признаков

  3. ведёт к возникновению гетерозиса у растений и животных

  4. ведёт к появлению новых видов растений и животных


А36 Миграцию атомов в экосистеме, вызванную жизнедеятельностью организмов, называют

  1. цепями питания

  2. саморазвитием

  3. сетями питания

  4. круговоротом химических элементов



Часть 2


Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № I справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами




В заданиях В1—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.



В1. Какие функции выполняют в клетке липиды?

  1. структурную - входят в состав мембран

  2. каталитическую - ускоряют химические реакции

  3. энергетическую - при их окислении освобождается много энергии

  4. двигательную — способствуют сокращению мышечных клеток

  5. являются источником метаболической воды

  6. информационную - участвуют в передаче наследственных признаков














В2. У человека в пищеварительной системе

1) синтезируются белки

2) образуются растворимые питательные вещества

3) происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

4) окисляются органические вещества с освобождением энергии

5) происходит механическая обработка пищи

6) удаляются конечные продукты обмена веществ














В3. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят

  1. окаменевшие отпечатки следов животных

  2. остаток третьего века у человека

  3. остатки зверозубых пресмыкающихся

  4. рождение людей с густым волосяным покровом на теле

  5. наличие копчика, состоящего из недоразвитых позвонков

  6. филогенетический ряд слонов















При выполнении заданий В4—В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.



В4. Установите соответствие между признаком жизнедеятельности растений и процессом, для которого он характерен.


ПРИЗНАК ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЦЕСС

А) происходит только в клетках с хлоропластами

1) фотосинтез

Б) происходит во всех живых клетках

2) дыхание

В) происходит с использованием световой энергии




Г) в результате органические вещества расходуются




Д) в результате органические вещества образуются




Е) поглощается кислород и выделяется углекислый газ







А

Б

В

Г

Д

Е





















В5. Установите соответствие между признаком кишечника человека и отделом, для которого он характерен.


ПРИЗНАК

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) самый длинный отдел желудочно-кишечного тракта

1) тонкая кишка

Б) имеет обильную микрофлору, способствующую перевариванию клетчатки

2) толстая кишка

В) осуществляется основное переваривание пищи и всасывание питательных веществ




Г) интенсивно всасывается вода и формируются каловые массы







А

Б

В

Г















В6 Установите соответствие между причиной видообразова­ния и его способом.


ПРИЧИНА


СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) расширение ареала исходного вида

1) географическое

Б) стабильность ареала исходного вида

2) экологическое

В) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и т.п.)




Г) разделение ареала вида искусственными

преградами (автотрассы и т.п.)




Д) многообразие местообитаний в пределах

стабильного ареала







А

Б

В

Г

Д


















При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.






В7. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.

А) образование однослойного зародыша

Б) образование мезодермы

В) образование энтодермы

Г) дифференцировка органов

Д) образование бластомеров


















В8 Установите последовательность процессов круговорота азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота.

A) поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями

Б) разрушение микроорганизмами органических веществ до неорганических

B) использование животными азотосодержащих органических веществ

Г) использование растениями соединений азота

Д) освобождение свободного азота денитрифицирующими бактериям


















Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1

Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ



С1. Почему колорадский жук, оказавшийся в прошлом столетии в Западной Европе и проникший на нашу территорию, стал здесь самым опасным вредителем картофеля?


С2 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Мутация - это изменение генетического кода. 2. Они приводят к изменению генотипа. 3. У животных мутации, возникающие в соматических клетках, передаются следующим поколениям. 4. Если мутации затрагивают гаметы, то они передаются по наследству. 5. Частота мутаций одинаковая у разных видов организмов.


СЗ Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.


С4 Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах.


С5. В последовательности одной из исходных цепей ДНК -АГЦГГТТАА-произошла мутация - изменение второго нуклеотида во втором триплете «Г» на «Т». Используя таблицу генетического кода, определите исходную аминокислотную последовательность. Изменится ли первичная структура исходного полипептида? Ответ поясните. К какому виду мутаций относится данное изменение?

Генетический код (иРНК)


Первое основание

Второе основание

Третье основание




У

Ц

А

Г




У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

-

-

Цис

Цис

-

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Apr

Apr

Apr

Apr

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Apr

Apr

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г


Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.


С6. При скрещивании низкорослых (карликовых) растений томата с ребристыми плодами с растениями нормальной высоты стебля и гладкими плодами в потомстве были получены две фенотипические группы томатов: карликовые растения с гладкими плодами и растения с нормальным стеблем и гладкими плодами. В другом случае - при скрещивании растений томата с такими же фенотипами (низкорослые с ребристыми плодами и растение с нормальной высотой стебля и гладкими плодами) - потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды и нормальную высоту стебля и гладкие плоды. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений томата и их потомства.




Похожие:

Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 36 заданий (А1 – А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий
Включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 36 заданий
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы