Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению icon

Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению



НазваниеЗаконодательная база, посвященная школьному самоуправлению
Дата конвертации24.09.2012
Размер144.85 Kb.
ТипЗакон
источник
1. /Документы по организации УС/ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.doc
2. /Документы по организации УС/Информац. сборник по УС.doc
3. /Документы по организации УС/ПР УО0т22.12.2011 ь 690-Д О Конкурсе моделей ученического самоуправления.doc
4. /Документы по организации УС/Прутченков А.С. Нормативные основы самоуправления.doc
5. /Документы по организации УС/Условия реализации УС.rtf
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению
Организация ученического самоуправления
Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края
Прутченков А. С. Нормативно-правовые основы взаимодействия детских (молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления
Условия развития ученического самоуправления

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ







Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению

1. Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

2. Конвенция о правах ребенка

Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

Статья 15

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

В международных документах заложены основные принципы демократического общества. Анализ приведенных выше статей позволяет сделать следующие выводы:

-международное сообщество признает за детьми, как частью общества, основные права и свободы; 

-в области образования одной из приоритетных задач провозглашается подготовка детей к жизни в свободном демократическом обществе;

-защищая свои права и свободы нельзя нарушать права и свободы других;

На решение этих задач и направлена программ «Демократическая республика»

3. Конституция Российской федерации

Статья 17

   1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

   2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

   3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 21

   1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

   2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

   Статья 29

   1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

     2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
   3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

   4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

   Статья 30

   1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

   2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

   Статья 31

 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Конституция Российской Федерации, являясь Основным законом нашей страны, провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для программы «Демократическая республика» важнейшим является положение о том, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, то есть распространяются  на всех участников программы.

4. Закон об образовании

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

5) свобода и плюрализм в образовании;

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно - информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Программа «Демократическая республика» направлена на реализацию положений «Закона об образовании» о том, что необходимо воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека. Закон содержит важнейшие положения, опираясь на которые можно организовать запуск программы в учебном заведении:

-обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением;

-допускается существование в учебном заведении локальных актов. Это дает законную возможность принять ряд положений, позволяющих запустить программу «Демократическая республика»;

-закон содержит основные требования к уставу учебного заведения. Их игнорирование – нарушение закона.

5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ

"Об общественных объединениях"

(с изменениями от 17 мая 1997 г.)

Статья 3. Содержание права граждан на объединение

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Статья 8. Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Статья 17. Государство и общественные объединения

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 18. Создание общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений.

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Федеральным законом от 17 мая 1997 г. N 78-ФЗ в части четвертой статьи 19 настоящего Закона цифры "10" заменены цифрой "8"

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Статья 27. Права общественного объединения

Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

Для наиболее полной реализации программы «Демократическая республика» на одном из этапов желательно создание общественных объединений, которые должны будут играть ведущую роль в законотворческом процессе и оказывать существенное влияние на политическую составляющую программы. Закон предоставляет такую возможность и указывает конкретный возраст участников общественных объединений- детских с 8 лет, а молодежных с 14.

6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года N 1008, в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1058 и от 15 января 1997 года N 38.

49. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.

50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Данное «Типовое положение…» говорит о том, что права и обязанности обучающихся могут определяться локальными актами, предусмотренными уставом. Это позволяет Совету учебного заведения принять и внести в устав локальные акты необходимые для запуска программы.

68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Вывод. Действующее законодательство содержит необходимые нормы для проведения подготовительного этапа запуска программы «Демократическая республика». Для реализации программы в полном объеме необходимо принятие Советом учебного заведения ряда «Положений…» (см. ниже). Все они должны быть включены в перечень локальных актов устава. Не соблюдение данных рекомендаций может привести к правовому пробелу в ходе реализации программы.














\Руководителям\Вожатому\Самоуправление\




Похожие:

Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconДокументи
1. /Методические рекомендации по самоуправлению/1 Республиканская программа развития системы...
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconЗаконодательная карта официального сайта му управление образования администрации мо "Кузоватовский район" Законодательная карта оформлена в соответствии со статьей 13 фз №8 от 09.
Законодательная карта оформлена в соответствии со статьей 13 фз №8 от 09. 02. 2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности...
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconОбразовательная программа на период с 2011 года по 2013 года. Законодательная база для разработки программы: Закон РФ «Об образовании»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconЗаконодательная власть РФ
Законодательная власть это делегированная народом своим представителям гос власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных...
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconНациональная стратегия противодействия коррупции I. Общие положения
Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты...
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconЗаконодательная база в сфере организации каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков 18 декабря 2009 года n 3271/751-iv-оз российская федерация
Российской Федерации" (за исключением вопросов по организации отдыха детей в каникулярное время, которые Федеральным законом "Об...
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconДокументи
1. /нормативно-правовая база/ДОГОВОР с родителями.docx
2. /нормативно-правовая...

Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconРитерии готовности к школьному обучению Личностная готовность
Личностная готовность ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради),...
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconЗаконов в апреле 1906 г государственный строй России существенно изменился. Кому после этого принадлежала законодательная власть?
После бурных событий 1905 г и издания Манифеста 17 октября 1905 г и Основных государственных законов в апреле 1906 г государственный...
Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconДокументи
1. /Нормативная база школьной библиотеки/~$НВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.doc
2. /Нормативная...

Законодательная база, посвященная школьному самоуправлению iconПриказ №7 о проведении районной олимпиады по школьному краеведению в целях дальнейшего развития и совершенствования туристско-краеведческой, исследовательской ра­боты с обучающимися Грайворонского района
Утвердить Положение о проведении районной олимпиады по школьному краеведению (Приложение №1)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы