|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г.Вольска Саратовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МЕДВЕДЕВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ учителя немецкого языка второй квалификационной категории по учебному курсу «Немецкий язык» 11 класс базовый уровень Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2011 г. г. Вольск 2011 - 2012 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по учебному курсу «Немецкий язык» для 11 класса Программа по немецкому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2004), а также программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык. 10-11 классы», авторы Л.И.Бим, М.А.Лытаева, Москва, «Просвещение, 2009 год. Краткая характеристика сущности данного предмета, его функции, специфика на данном этапе. В программе конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, дается распределение учебных часов по темам курса и содержатся рекомендации о последовательности изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. На основе данной программы авторским коллективом под руководством И.Л.Бим созданы учебно-методические комплекты (УМК) «Немецкий язык» для 10-11 классов. Название УМК продолжают серию УМК «Первые шаги. Немецкий язык» для 2-4 классов (авторы И.Л.Бим, Л.И.Рыжова и др.) и серию УМК «Шаги. Немецкий язык» для 5-9 классов (авторы И.Л.Бим, Л.В.Садомова и др.) и предназначены для учащихся полной средней школы. На его основе могут быть организованы два курса обучения: базовый и профильный. В первом случае старшеклассники имеют возможность продолжить общеобразовательную подготовку по немецкому языку, завершить ее и достигнуть базового уровня обученности. В соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта и базисным учебным планом на базовый курс выделяется 3 часа в неделю. Программа реализует личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и потребностей. Она позволяет создать для старшеклассников адекватную их желаниям и потребностям образовательную среду и успешно завершить в 11 классе базовую подготовку по немецкому языку. Цели и задачи преподавания немецкого языка на старшей ступени В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования и воспитания цели обучения могут быть дифференцированы и предполагают: - дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций; - развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью; - формирование способности к самооценке через наблюдение за собственным продвижением к планируемым результатам, к личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии. I.Цели обучения немецкому языку в рамках базового курса 1.Языковая компетенция Несколько расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки, а именно: - орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу; - слухопроизносительные навыки; - лексическую и грамматическую сторону речи. Работа над лексической стороной речи предусматривает: - систематизацию лексических единиц, изученных во 2-9 или 5-9 классах; - повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета (около 80 лексических единиц в 11 классе); - некоторое расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Работа над грамматической стороной речи предполагает: - продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированную систематизацию грамматического материала, изученного в основной школе, в частности систематизация всех форм Passiv (Präsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv), Passiv с модальными глаголами; - активизацию и систематизацию всех форм придаточных предложений; - активизацию и систематизацию знаний о сложносочиненном предложении; - усвоение PartizipI, II в роли определения; - распознавание в тексте форм Konjunktiv и перевод их на русский язык. 2.Речевая компетенция Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает: - расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения; - развитие всех видов иноязычной речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и их совершенствование в целях достижения в конце базового курса обучения порогового уровня коммуникативной компетенции (В1 – в терминах Совета Европы). Каждый вид речевой деятельности имеет свои цели обучения. А) Говорение. Диалогическая речь. Десятиклассникам предоставляется возможность развивать владение всеми видами диалога (диалогом-расспросом, диалогом – обменом сообщениями, мнениями, диалогом-побуждением, ритуализированными диалогами), а также диалогами смешанного типа на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения. Монологическая речь. Школьники получают возможность развивать умение пользоваться разными видами монолога: рассказом, описанием, деловым сообщением, рассуждением (в том числе характеристикой). Для этого важно развитие следующих умений: - рассказывать о себе, своем окружении, своих планах на будущее; - описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка; - делать связанные сообщения, содержание наиболее важную информацию по изученной теме/проблеме; - рассуждать о фактах/событиях, приводя аргументы. Б) Аудирование. Дальнейшее развитие умений понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе непосредственного устно-речевого общения, а также содержание относительно несложных аутентичных аудиотекстов. Это предусматривает развитие умений: - понимать основное содержание высказываний монологического и диалогического характера на наиболее актуальные для подростков темы; - выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах (рекламе, объявлениях); - относительно полно понимать собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общении я. В) Чтение. Школьникам предоставляется возможность развивать основные виды чтения на материале аутентичных текстов различных стилей: публицистических (статьи из журналов и газет), научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических (рецепты, меню и др.), а также текстов из разных областей знания, например из области науки, искусства и др. Имеются в виду следующие виды чтения: - ознакомительное чтение – целью понимания основного содержания сообщений (обзоров, репортажей), отрывков из произведений художественной литературы, публикаций научно-познавательного характера; - изучающее чтение – с целью полного и точного понимания информации, главным образом прагматических текстов (рецептов, инструкций, статистических данных и др.); - просмотровое/поисковое чтение – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из газетного текста, проспекта, программы радио- и телепередач и др. Г) Письменная речь. Учащимся создаются условия для развития умений: - писать личные письма; - заполнять формуляры, анкеты, излагая сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме); - составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста. 3.Социокультурная компетенция Ученикам предоставляется возможность: - несколько расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны/стран изучаемого языка; особенностей культуры народа/народов – носителей данного языка; - лучше осознать явления своей действительности, своей культуры путем сравнения их с иной действительностью и иной культурой; - развивать умения предоставлять свою страну в процессе межличностного, межкультурного общения; - совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе официального и неофициального общения, соблюдая этику межкультурного общения; - проявлять толерантность к необычным проявлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка. 4.Компенсаторная компетенция Создаются условия для развития умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: - умения использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устно-речевого общения; - умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; - использовать текстовые опоры (подзаголовки, сноски, комментарии и др.); - игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения. 5.Учебно-познавательная компетенция Из общих учебных умений наиболее важно развивать информационные умения, связанные с использованием приемов самостоятельного приобретения знаний: - умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, в том числе словари (толковые, энциклопедии); - умение обобщать информацию, фиксировать ее, например, в форме тезисов, ключевых слов; - умение выделять основную, нужную информацию из различных источников, списывать/выписывать ее; - умение использовать новые информационные технологии. Из специальных учебных умений необходимо развивать: - умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; - умение пользоваться двуязычным словарем; - умение использовать выборочный перевод в целях уточнения понимания иноязычного текста. Характеристика и структура курса. Учебник. При работе в рамках базового курса планированию подлежит материал четырех глав учебника и рабочей тетради, соотносящейся с ним материал на аудионосителе. Могут быть использованы выборочно или целиком грамматические таблицы из приложения к учебнику, а также тексты из книги для чтения, относящиеся к базовому курсу. Кроме того , использование книги для чтения к УМК для 11 класса, которая содержит тексты как для базового, так и для профильного курса, также вносит определенный вклад в развитие широкого спектра знаний. Учебник для 11 класса имеет блочную структуру, которая позволяет комбинировать материал блоков как по вертикали, так и по горизонтали. Кроме традиционно выделяемых блоков, в учебнике для 11 класса имеются еще два блока, ориентированных на профильное обучение: блок “Fur junge Philologen”, “Fur junge Gesellschaftwissenschaftler”. Они даны в конце каждой главы, невелики по объему и содержат некоторые исходные задания по использованию материалов содулей в приложениях к учебнику. Еще один блок – “Arbeit mit dem Portfolio (Selbstkontrolle)” – нацелен на организацию самоконтроля. Для этого в УМК предусматривается использование фрагментов Европейского языкового портфеля, а именно: листов для самоконтроля и накопительной папки достижений (досье). Систематическое обращение учащихся к листам для самоконтроля позволяет развивать рефлексию, повысить самостоятельность школьников, сознательность в овладении иностранным языком, сделать процесс обучения более целенаправленным. Все это способствует также развитию самооценки, способности к дальнейшему самообразованию, к выявлению и восполнению пробелов в подготовке по иностранному языку. Листы для самоконтроля помещены в рабочую тетрадь и снабжены инструкцией. Данный блок содержит задания, нацеливающие учеников на обращение к этим фрагментам языкового портфеля. Книга для учителя содержит тематические планы к главам учебника и методические рекомендации к каждому блоку главы. Тематический план представлен в виде таблицы, где указаны практические, а также конкретные воспитательные и развивающие задачи работы по данной теме, перечислен языковой материал, указаны объекты контроля. В рекомендациях в начале каждого параграфа также формулируются конкретные учебно-познавательные и коммуникативные задачи, даются комментарии к упражнениям, направленным на их решение, высказываются рекомендации по дифференцированному подходу к учащимся, указываются возможные варианты выполнения многих заданий, с тем, чтобы индивидуализировать обучение, учитывая возможности и способности школьников. Кроме того, книга для учителя содержит приложения с текстами для аудирования, спецификацией и рекомендациями по выполнению итоговой контрольной работы и итоговым тестом для контроля уровня обученности учащихся (материал строится в основном на аутентичном материале и ставит учащихся в относительно реальные коммуникативные обстоятельства). Основные принципы, на которых строится обучение немецкому языку в 11 классе Данный УМК отражает новую личностно ориентированную парадигму образования и воспитания. Как и предыдущие УМК этой серии, он нацелен на реализацию основных общедидактических принципов, в частности, таких, как принципы учета возрастных особенностей учащихся, сознательности, систематичности и т.д. Он реализует также многие частно - методические принципы, присущие данной серии, а именно, такие, как принцип взаимносвязного обучения всем видам речевой деятельности. Кроме того, в обучении иностранному языку на старшей ступени особую роль играют следующие принципы, характерные для основной школы, но приобретающие на данной ступени определенную специфику: - принцип соцокультурной /культуроведческой/межкультурной коммуникативно-когнетивной направленности обучений, обеспечивающей речевое и культурное развитие личности средствами иностранного языка, формирование человека с развитыми ценностными ориентациями, осознающего особенности своей национальной культуры и способного приобщаться к иной национальной культуре, умеющего взаимодействовать с представителями других народов и культур, добиваться взаимопониманий, проявлять толерантность к необычным проявлениям иной ментальности и иной культуры. Это должно способствовать социальной адаптации старшеклассников в условиях рыночных отношений, все расширяющихся всесторонних международных, экономических, межкультурных связей нашего государства; - принципы дифференциации и индивидуальности обучения, без реализации которых не может осуществляться личностно ориентированное образование и профильное обучение как один из способов его реализации; - принцип учета и развития профессиональной ориентации старшеклассников за счет предоставления им возможности продолжить углубленное изучение немецкого языка, исходя из профессиональных устремлений и места немецкого языка в их планах на будущее; - принцип возрастания удельного веса самостоятельности старшеклассников, развития их автономии, сознательного отношения к организации своей учебной деятельности вплоть до построения своей индивидуальной траектории обучения. Это определяет м6есто учителя в учебном процессе как консультанта, помощника, партнера по общению и направляет его усилия на всестороннюю активизацию интеллектуальной сферы учащихся, их коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, делает акцент на их самоопределения и самореализации; - принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами немецкого языка, обеспечивающий корпоративность обучения и ориентирующий на широкое использование таких педагогических технологий, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, профессионально ориентированная ролевая игра и т.п.; - принцип опоры на имеющийся опыт учения, на развитие рефлексии; - принцип реализации реальной преемственности языкового образования между всеми основными звеньями системы образования: между основной и старшей школой, между школой и вузом. Это обеспечивается тем, что на заключительном этапе школьного обучения особую роль приобретает, с одной стороны, повторение и систематизация изученного ранее в школе, с другой – учет профессиональных устремлений старшеклассников и их ориентация на продолжение языкового образования в вузе; - принцип продуктивности, нацеливающей на совершенствование как материальных продуктов учебной деятельности старшеклассников – их речевых высказываний в форме устных и письменных текстов, а также интегрированных продуктов проектной деятельности (таблиц, схем, альбомов, коллажей), - так и нематериальных продуктов. Все эти принципы продиктованы личностно ориентированным подходом как генеральной стратегией модернизации школы, как новой парадигмой образования и воспитания учащихся, нашедшей отражение в данном учебно-методическом комплекте. Рабочая программа ориентирована на 105 часов из расчёта 3 учебных часов в неделю. Контрольные и самостоятельные работы – 4 часа. С 79-урока начинаются уроки повторения. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Немецкий язык. 11 класс», авторы И. Л. Бим и др.. Учебно– тематическое планирование по немецкому языку Класс 11 Учитель Медведева И.В. Количество часов: Всего 105 час; в неделю 3 часа. Плановых контрольных(самостоятельных) уроков 4 Тестовые задания применяются на 8 уроках (от 10 до 20 минут урока) Административных контрольных уроков не планируется Планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2004), а также программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык» 10-11 классы, авторы И.Л.Бим, М.А.Лытаева, Москва, «Просвещение», 2009 г. Данная программа подкреплена учебником «Немецкий язык» для 11 класса, авторы И.Л.Бим и др., Москва, «Просвещение», 2009 г. Дополнительная литература и методические пособия, используемые в работе:
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по немецкому языку за курс 11-го класса В соответствии с Государственным стандартом основного общего образования 11-классники к концу учебного года должны практически полностью овладеть умениями уровня В1 (пороговый). В результате изучения немецкого языка на базовом уровне 11-клаасники должны: Знать/понимать: - значения новых лексических единиц, связанных с тематикой учебника и соответствующими ситуациями общения; - значения изученных грамматических явлений ( в том числе различные виды придаточных предложений, сложносочиненное предложение); - страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о странах изучаемого языка, их традициях и обычаях, о повседневной жизни и увлечениях зарубежных сверстников, школьной системе Германии, об известных представителях культуры и науки, общественных деятелях. Уметь: Говорение - вести диалоги разных видов (диалог-расспрос, диалог – обмен мнениями, диалог – побуждение к действию и их комбинации) в различных коммуникативных ситуациях в рамках тематики учебника; - высказывать свое мнение и вносить предложения, если речь идет о разрешении каких-либо проблем или принятии решений; - рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, опираясь на ключевые слова или ассоциограмму; - оперировать информацией, содержащей цифры (например, статистическими данными). Аудирование - понимать на слух основное содержание большего количества аутентичных текстов, касающихся ситуаций повседневного общения; - понимать на слух и письменно фиксировать основную или запрашиваемую информацию повествовательных текстов и интервью. Чтение - читать аутентичные тексты разных стилей с различной глубиной проникновения в содержание и смысл; - при чтении текстов обобщать основные факты с целью передачи другим информации текста; - читать тексты, содержащие статистические данные и комментарии к ним, используя все известные приемы смысловой переработки информации; - читать художественные тексты, следить за разворачивающимся сюжетом, понимать не только их основное содержание, но и детали, обращаясь при необходимости к словарю. Письмо - писать личное письмо сверстнику, описывая свои впечатления (например, о летнем отдыхе); - писать официальное письмо (например, заявление о приеме на учебу/работу); - заполнять полностью несложные, наиболее употребительные бланки; - писать относительно правильно краткие сообщения по тематике учебника; - письменно фиксировать прочитанную или прослушанную информацию. Овладеть следующими общими учебными, специальными учебными умениями и универсальными учебными действиями: - не только извлекать информацию из текста, но и проникать в его смысл; - порождать письменный текст в соответствии с определенной речевой формой (рассказ, рассуждение); - вести полилог (высказывать свое мнение, просить слова, привлекать к обещнию других собеседников); - убеждать и приводить для этого аргументы; - прибегать к перефразу, чтобы обеспечить понимание; - делать обобщения и выводы; - составлять анкету; - проводить опрос и обобщать полученные данные; - кратко фиксировать письменно услышанную информацию; - правильно оформлять личное письмо. Содержание тем учебного курса 11-го класса Воспоминания о лете – 3 ч. Повседневная жизнь подростков в Германии и в России – 24 ч. Театральное и киноискусство. Как они обогащают нашу жизнь? – 24 ч. НТП. Что он нам принес? Природные катастрофы его следствия? – 25 ч. Мир будущего. Какие требования он предъявляет нам? Готовы ли мы к этому? – 29 ч. Основные коммуникативные задачи, решаемые в рамках данных тем учебного курса: - читать тексты с пониманием основного содержания и находить в тексте основные факты; - читать тексты с полным пониманием, используя словарь, сноски и комментарии; - работать над текстами в группах с последующим обменом информацией; - расширять словарь с помощью словообразования; - употреблять новую лексику в речи; - развивать навыки и умения монологической речи с опорой на информацию из текста, ключевые слова или ассоциограммы; - групповое обсуждение проблем, высказывание собственного мнения и его аргументация; - воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты с письменной фиксацией основной информации и осуществлять контроль с помощью тестовых заданий; - работать со статистическим материалом с полным пониманием, используя словарь, сноски, коммнтарий; - самостоятельная работа над семантизацией лексического материала (с опорой на контекст, а также на основе словообразовательного анализа). Основные практические задачи: - расширить словарный запас учащихся; - отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения по теме, аргументируя ее; - читать тексты с полным пониманием содержания и вести беседу на их основе; - развивать и совершенствовать навыки и умений аудирования. Реализация воспитательных, образовательных и развивающих целей: - постановка и решение проблемных речемыслительных задач; - ознакомление со страноведческой информацией; - расширение общего кругозора школьников; - развитие мышления, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения; - расширение возможностей учащихся в сфере иноязычного общения благодаря усвоению нового языкового и речевого материала и овладению новой страноведческой информацией; - развитие общеучебных умений работы с текстом, парно-групповой работы со словарем; - привлечение внимания учащихся к проблемам окружающей среды, осознания важности борьбы за ее охрану; - постановка проблемных задач, побуждение к выражению своего собственного мнения, оценки; - развитие метапредметных связей; - развитие ассоциативного мышления, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения на проблемы современной цивилизации и возможности их решения; - поддержание и развитие интереса к вопросам развития современной цивилизации и цивилизации будущего. Страноведческие сведения для усвоения в рамках данного курса: - информация об образовании в старших классах немецких гимназий; - данные о количестве карманных денег и их расходовании школьниками старших классов; - аутентичные объявления в немецких магазинах; - приметы, в которые верят жители Германии; - информация о жизни и деятельности известных немецких ученых; - информация об отношении немецкой молодежи к проблеме «Технический прогресс и его последствия»; - сведения о возможностях получения образования в Германии; - данные о наиболее популярных и востребованных профессиях в Германии; - сведения о системе профессионального образования в ФРГ; - образцы документов, необходимых при поступлении на работу. Грамматический материал: - употребление союзов „als/wenn“, „was/dass“, „damit“; - посторенние инфинитивного оборота «um … zu + Infinitiv“; - сложносочиненные предложения – Satzreihe; - употребление придаточных предложений следствия (Konsekutivsätze) и придаточных уступительных (Konzessivsätze); - придаточные предложения с союзом «indem“; - сравнительные придаточные предложения с союзами «wie“, „als“; - сравнительные придаточные с «je … desto“, „je… umso“. Список литературы для учащихся
Список литературы для учителя
Приложения к рабочей программе за курс 11 класса Темы проектов:
Темы творческих работ:
|