Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка icon

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка



НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Дата конвертации02.10.2012
Размер239.03 Kb.
ТипПрограмма
источник
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/ПАСПОРТ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.docx
2. /Основная образовательная программа начального общего образования/Планируемые результаты.doc
3. /Основная образовательная программа начального общего образования/Пояснительная записка.docx
4. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа духовно-нравственного развития и воспитания.docx
5. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа коррекционной работы.doc
6. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа учебных предметов 4.docx
7. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа учебных предметов 5.doc
8. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа учебных предметов 6.doc
9. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа формирования УУД.doc
10. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программа формирования культыры здорового и безопасного образа жизни.docx
11. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программы учебных предметов 2.docx
12. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программы учебных предметов 3.docx
13. /Основная образовательная программа начального общего образования/Программы учебных предметов1.doc
14. /Основная образовательная программа начального общего образования/Система оценки достижений планируемых результатов.doc
15. /Основная образовательная программа начального общего образования/Учебный план НОО.docx
Начального общегго образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка
Пояснительная записка пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы Пояснительная записка
Региональная программа «основы здорового образа жизни (озож)» 11 региональная программа
Методические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
4 13 информатика пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
4. 2 Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования
4 окружающий мир пояснительная записка Специфика предмета «Окружающий мир»
Программы отдельных учебных предметов
9 Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования









Программа

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




5.1.Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании»,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).

В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Программа содержит шесть разделов:

Первый раздел – «Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования »;

Второй раздел - «Ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся »;

В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» – представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся:

– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое

воспитание);

В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Четвертый раздел – «Содержание духовно – нравственного развития и воспитания
обучающихся» – включает характеристику современных особенностей развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, раскрывает
основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания

обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).

Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по
духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального
общего образования» – формулирует и раскрывает основные условия повышения
эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и

общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.

Шестой раздел – «Планируемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений духовно – нравственного развития и воспитания.


5.2. Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания

обучающихся

Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный

гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и

культурных традициях российского народа.

Основная педагогическая цель - воспитание, социально - педагогическая поддержка

становления и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного

гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно -нравственного развития и воспитания, приведѐнных в Концепции, а также с учѐтом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»,установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию;

  • укрепление нравственности;

  • формирование основ морали;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;

  • формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;



• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

5.3.Ценностные установки духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

■ человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество).

5.4.Основные направления духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся

Организация духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие,
бережливость.

4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, красота, гармония.


5.5. Содержание духовно - нравственного развития и воспитания учащихся

5.5.1.Современные особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  • Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ.

  • Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

  • Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

  • Подмена реальных форм социализации виртуальными.

  • Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребѐнка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учѐтом определѐнной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три принципа: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический принцип.

Аксиологический принцип является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для обучающихся, педагогов и родителей.

Аксиологический принцип в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Системно-деятельностный принцип.

Этот принцип является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный принцип выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не

рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития обучающихся.

Развивающий принцип. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер развития и воспитания. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства и кино;

  • традиционных российских религий;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

  • истории своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.



5.5.2.Задачи и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования



Направление

Задачи

Формы работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Ценностное отношение к

России,

к своей малой родине,

отечественному культурно-

историческому наследию,

государственной

символике,

русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации;

к старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны.

Беседы, классные часы, просмотры учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных

соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический

опыт взаимодействия со

сверстниками, старшими и

младшими детьми,

взрослыми в соответствии с

общепринятыми

нравственными нормами;

первоначальные умения

видеть красоту в

поведении, поступках

людей;

Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;




Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки -трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

Экскурсии по городу, знакомство с различными профессиями в ходе экскурсии на производственные предприятия, знакомство с профессиями своих родителей, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-

нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире.

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.).


Перечень воспитательных форм и мероприятий по классам.






Формы

Мероприятия

1 уровень (1 класс)

Беседы

«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе»,

«Что такое доброта?», «Государственные символы России»,

«Трудиться - всегда пригодиться», «Твое здоровье»,

«Что значит - быть учеником?»




Беседы

«Что такое хорошо и что такое плохо?»,

«Краски природы»,

«Любимое время года»,

«Моя семья»;

«Моя малая Родина»,

«Народные приметы»,

«Мой домашний любимец».





Школьные праздники и социально-значимые мероприятия


«Новогодняя сказка»,

Весенняя Неделя Добра.

«Прощание с букварем»,

конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»);





Спортивные соревнования

Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»




Сюжетно-ролевые игры

«Масленица», «А ну- ка, мальчики», «А ну- ка, девочки»




Проектная деятельность


«Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня»


2 уровень

(2-3 класс)

Беседы,

классные часы

«Здравствуй, школа», Все мы - дружная семья», «Что такое -Конституция ?» «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо - трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Народный костюм», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего города», «Моя любимая книга».





Школьные праздники и социально-значимые мероприятия

«Новогодняя сказка»,

Весенняя Неделя Добра.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!»

«Зимняя сказка»,

«Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»);

конкурс чтецов.





Сюжетно-ролевые игры


«Масленица»,

«А, ну- ка, мальчики»,

«А, ну- ка, девочки»,

«Вместе весело шагать»





Проектная деятельность


Спортивные соревнования

«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений»,

«Я - гражданин России»,

«Я и мир вокруг меня».

«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств », «Для чего нужна религия», «Путешествие в храм»,

Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»


3 уровень (4 класс)

Беседы

«Россия – Родина моя!», «Государственное устройство России»,

«Мир профессий», «А гражданином быть обязан»

«Память сердца...», «Из истории семейной летописи»,

«Край любимый, край родной»,

цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой»,

«Труд и воспитание характера»,

«Что значит - быть полезным людям?».





Школьные праздники и социально- значимые

мероприятия

«Новогодняя сказка»,

Весенняя Неделя Добра. Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»);

конкурс чтецов «Салют, Победа!»





Спортивные соревнования

«Мама, папа, я - спортивная семья»





Сюжетно-ролевые игры


«Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,

«А, ну- ка, девочки»





Проектная деятельность


«Друг познается в беде», «Этикет», «История моей семьи в истории моей страны», «Я - гражданин России», «Я и мир вокруг меня».




5.6.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путѐм проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путѐм организации совместных мероприятий, праздников, акций.

  • Расширение партнѐрских взаимоотношений с родителями путѐм привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся.

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим

самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В системе повышения педагогической культуры родителей в школе

используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.(школа современного родителя)


Взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями

При разработке и осуществлении программ духовно – нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования школа взаимодействует с религиозными организациями, общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.

Это необходимо для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся.

5.7. Планируемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.


5.8.Действия педагога, направленные на достижения воспитательных

результатов.



Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень (1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность

Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. (самоизменению).

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)

2 уровень (2-3 класс)

Получение

школьником

опыта

переживания и

позитивного

отношения к

базовым

ценностям

общества

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом

Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный принцип и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень

( 4 класс)

Получение

школьником

опыта

самостоятельного

общественного

действия.

Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, то есть достижения третьего уровня воспитательных результатов.

Такой выход для обучающегося начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и

самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у обучающихся
коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и


социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, других аспектах.

5.9. Диагностика обучающихся начальной школы.



Класс

Задачи

Форма диагностики

1класс

Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми.

Тест

направленности

личности Б. Басса

2 -3 класс

Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе.

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»

4 класс

Изучение самооценки детей младшего школьного возраста.

Методика «Оцени себя»

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • Ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально -личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды и др.)

  • Характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.)

  • Индивидуальные личностные характеристики ( доброта, дружелюбие, честность и т.п.)

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьѐй ученика.




Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу «Казанцевская средняя школа» Курьинского района Алтайского края Пояснительная записка
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 9
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников моу «Барабановская сош»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПояснительная записка. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа духовно нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Новой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования мо школы – интерната...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
И духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа России» с учетом методических разработок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы