Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе
Дата конвертации24.10.2012
Размер102.72 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Развитие учебного процесса (мониторинг).docМуниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе



Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая (сменная) общеобразовательная школа


Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе


Заместитель директора по УВР

Бурдинская Татьяна Вячеславовна


гор. Амурск


Мониторинг – длительное отслеживание каких – либо объектов или явлений.

педагогический мониторинг -это форма организации, сбора, обработки

хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием с целью ее развития.


В качестве ключевых выделены слова «Цель развития системы».


Объект педагогического - ученик, учитель, образовательный процесс

мониторинга:

Проведение мониторинговых исследований возможно в три этапа.

1 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

- постановка цели;

- определение объекта;

- установка сроков проведения;

- изучение соответствующей литературы;

- изучение имеющегося педагогического опыта;

- разработка инструментария для проведения мониторинга.

2 этап - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МОНИТОРИНГА:

- сбор информации.

3 этап - АНАЛИТИЧЕСКИЙ:

- систематизация полученной информации;

- анализ имеющихся данных;

- разработка рекомендаций и предложений на последующий период.

При проведении анализа возможно сочетание текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и других.

На заключительном аналитическом этапе необходимо сделать вывод, разработать рекомендации.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны педагогические средства, используемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и другие) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности.

Педагогический мониторинг тесно связан с медицинским, психологическим и социологическим отслеживаниями.

Педагогический мониторинг - многоуравненная иерархическая система. На внутришкольном уровне с учетом данных мониторинга организуется ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС.

Для формирования целостного представления о ходе образовательного процесса и своевременной коррекции организовано обследование – наблюдение по двум уровням.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - осуществление учителем и классным руководителем

ежедневных наблюдений и фиксирование динамики

развития индивидуально каждого ученика и класса

в целом.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - администрация проводит наблюдение за динамикой

развития класса через отслеживание качества знаний

а также параллели и школы в целом в сравнении по

учебным четвертям, полугодиям и годам обучения.

При проведении педагогического мониторинга в школе соблюдаются следующие условия: системность и продолжительность по времени; сравнимость; объективность; комфортность.

В основу отслеживания результативности итоговых контрольных работ, срезов на уровне администрации положен метод математического анализа.

Одновременно с отслеживанием результативности к/ работ, срезов идет наблюдение, позволяющее определить уровень учебного материала, фиксировать динамику успеваемости для своевременного принятия управленческого решения.

Проводится наблюдение за динамикой аттестации учащихся по учебным четвертям.

педагоги фиксируют ошибки индивидуально каждого ученика, отмечают слабоусвоенные темы, организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым.

Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные формы работы: дополнительные занятия, консультации, разрабатываются памятки.

Администрация проводит проверку знаний в конце полугодия, ежемесячно анализирует сводные данные, составляются диаграммы, позволяющие судить о результативности проделанной работы.

Преимущество такого двухуровневого отслеживания в том, что учитель имеет информацию об учебных возможностях каждого школьника, целенаправленно проводит коррекционную работу, имеет объективный наглядный материал, позволяющий оказывать стимулирующее влияние на ребенка, вести работу с родителями, привлечь психолога для оказания помощи ребенку.

Ведя отслеживание результативности итоговых работ целого класса за несколько учебных четвертей, полугодий, лет, анализируя данные об аттестации учащихся, администратор может судить о целенаправленной работе учителя по развитию детей, о состоянии преподавания, считая знания, умения, навыки развивающим средством. Кроме того, проведя отслеживание, он имеет возможность своевременно оказать педагогу методическую помощь, предотвратить критические ситуации, направлять деятельность психолога и других специалистов по конкретному адресу.

Целостное представление о качестве знаний учащихся позволяет вести методическую работу с педагогами, повышая их профессиональное мастерство, своевременно оказывать необходимую помощь, реагировать на намечающиеся спады знаний по конкретным темам, т.е. регулировать процесс обучения.

Ведется работа по установлению причин слабой успеваемости учеников.

Эта информация позволяет выяснить индивидуальные причины неуспеваемости каждого конкретного ученика класса, составить микрогруппы учащихся, имеющих однотипные недостатки в усвоении, и предложить им адекватную их возможностям и потребностям педагогическую и психологическую поддержку.

Кроме этого, ведется работа по изучению степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом. Проводимые анкеты позволяют судить об отношении ребенка к самому процессу обучения, к отдельным предметам, педагогам. Анкетируются также и родители учащихся. Анализ анкетирования помогает регулировать работу с родителями, своевременно оказывать помощь, не ждать пока проблема возникнет, а оказывать «опережающее» консультирование родителей, организовывать учебную и внеурочную деятельность с учащимся по интересующим их направлениям.

Для творческой работы всего коллектива необходимо определять стиль взаимоотношений между учащимися (классно – обобщающий контроль, социограммы и т.д.) отношение детей к учителю, взаимоотношений педагогов, отношение их к администрации, т.е. изучить характер внутришкольных коммуникаций.

Информацию об использовании дидактических средств учителем можно получить путем посещения уроков, занятий с последующим их анализом.

Совместная работа педагога и психолога по изучению реальных учебных возможностей учащихся должна быть направлена на выявление степени сформированности базовых общеучебных умений и навыков учащихся (обучаемость), степени развития познавательных процессов, изучение состояния здоровья детей.

Работа педагогического коллектива по вышеперечисленным направлениям помогает узнать, насколько учебно-воспитательный процесс направлен на удовлетворение образовательных потребностей учащихся.

Следует отменить необходимость периодичности проведения педагогического мониторинга. Это объясняется значительной подверженностью изменениям таких показателей, как качество знаний, удовлетворенность учащихся образовательным процессом, состояние внутреннего комфорта. Проверка качества знаний учащихся должна проводиться не реже одного раза в учебную четверть. Выявление степени удовлетворенности учащихся учебным процессом должно проходить не реже одного раза в полугодие в форме анкетирования и постоянно – в форме бесед с детьми. Это позволяет установить, насколько успешно школа справляется со своими задачами по развитию учащихся.

Для того, чтобы сделать мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого участника учебно-воспитательного процесса, нужно иметь в виду, что при его исполнении важна этическая сторона дела. Проблемы с учащимися можно полностью снять через соответствующую организацию работы психолого – социологической службы.

Располагая информацией мы имеем возможность разделить ее на несколько блоков.

1.Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям на педагогическом консилиуме в виде перечня необходимой коррекционной работы ее методики.

2.Информация, сообщаемая ученику вместе с родителями для формирования адекватной самооценки, определения направлений самообразовательной работы, работу по изменению личностных качеств.

3.Информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки личности ребенка, профориентационной работы.

4.Информация для администрации школы в укрупненном, структурированном

виде с целью принятия управленческих решений.

Оценка профессиональной компетенции воспринимается педагогами как нечто, на что администрация имеет юридическое право. Информация, касающаяся уровня педагогического общения, личностных качеств педагога, вызывает острую реакцию. Проблема может быть снята следующим образом: на общих совещаниях сообщаются лишь общие выводы по всему педагогическому коллективу, а основной аналитический материал – в индивидуальных собеседованиях в условиях комплектования, тарификации, в процессе аттестации.

в итоге хотелось бы подчеркнуть некоторые психолого-педагогические функции образовательного мониторинга, которые являются важными:

1. Обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива,

планирование его работы по конечному продукту.

2. Формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспи-

тательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную

позицию, уровень ее активности, конструктивности.

3. Формирование педагогической среды единомышленников, готовых из

субъектов стать объектами учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, мониторинг, проводимый в виде двухуровненного отслеживания, - это способ обеспечения всего педагогического коллектива необходимой объективной информацией о ходе образовательного процесса, позволяющий наметить пути дальнейшего развития школы.


ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА:

Обеспечить педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе. насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и другие) адекватны заявленным целям.

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА.

1.Обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы по конечному продукту.

2.Формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности.

3.Формирование педагогической среды единомышленников, готовых из субъектов стать объектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.


ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Подготовительный Практический Аналитический

-постановка цели - сбор информации - систематизация информации

-определение объекта - наблюдение - анализ

-установка сроков - собеседование - разработка рекомендаций

-изучение литературы - тестирование - выводы

-изучение ЛПО - анкетирование

-разработка инструмен- - выход на уроки

тария. – контрольные работы


МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

- наблюдение;

- анализ школьной документации;

- посещение уроков;

- социологические исследования (анкетирование, тестирование, интервью,

беседа);

- самооценка;

- психологическое диагностирование;

- контроль знаний, умений, навыков.


НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

- Изучение качества знаний по предметам

- Качество педагогических кадров

- Социально-психологические особенности учащихся

- Изучение характера внутришкольных коммуникаций

- Изучение реальных учебных возможностей учащихся

- Выявление степени удовлетворенности учащихся образовательным процес-

сом

- Установление причин слабой успеваемости учащихся (посещаемость,

мотивация, обучаемость)


УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ


Для управления учебным процессом, мы используем ряд новых технологий обработки данных об итоговой успеваемости (четвертной, полугодовой, годовой). Полученная при этом информация дает возможность двумя количественными параметрами (числами) оценить результаты учебной работы:

- одного учащегося;

- класса в целом;

- учителя предметника;

- школы в целом,

а также качество государственных программ обучения по различным предметам.

В основе технологий лежит ряд новых идей, подходов к анализу итоговой успеваемости, высказанных О.М.Никоновым. Суть их отражает следующие концептуальные положения:

1.Все предметы, включенные в содержание общего образования одинаково

важны и общественно значимы.

2.Необходимо введение величины минимальной средней общей успеваемости.

3.Итоговая успеваемость должна анализироваться с двух позиций, двумя

параметрами, первый из которых показывает величину отклонения среднего

балла учащихся от минимальной средней общей успеваемости, второй

параметр характеризует динамику этого отклонения.


Сегодня в качестве ориентира выступает оценка 5. Эту норму могут достичь единицы, для большинства же она остается несбыточной мечтой.

Осознавая это, многие учащиеся теряют интерес к знаниям, становятся безразличными, равнодушными к учебе.

Никонов предлагает ввести величину минимальной средней общей успеваемости. и она равна 3,5.

Очевидно для многих учащихся средних школ этот минимум достижим, а следовательно, большинство школьников ставятся в ситуацию успеха.

Это повышает интерес учащихся к результатам своего труда.

Рассматривая контингент учащихся ОСОШ мы видим, что даже минимум в 3,5 для наших учащихся 8 – 9 классов недостижим, так как дети педагогически запущенные, имеющие большой перерыв в обучении, у большинства из них не сформированы базовые общеучебные умения и навыки.

Поэтому, учитывая особенности учащихся ОСОШ, мы вводим величину минимальной средней общей успеваемости 3 балла.




Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconДоклад Муниципального общеобразовательного учреждения открытой (сменной) общеобразовательной школы Каневского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа Каневского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюрбинская открытая (сменная) общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconДоклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа Каневского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconПоложение о порядке приема обучающихся в мбоу «Нюрбинская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Положение о порядке приёма обучающихся в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Нюрбинская открытая (сменная) общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе icon"Открытая (сменная) общеобразовательная школа" (в новой редакции) Архангельск
Наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Открытая (сменная)...
Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconПравила поведения учащихся маоу «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение беломорского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе icon1. общие положения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюрбинская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Главы муниципального района «Нюрбинский район» Республики Саха (Якутия) от 12. 09. 2011 №1255 «Об изменении типа учреждения в целях...
Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нюрбинская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Наличие в Уставе оу пункта о ведении образования с применением дистанционных технологий
Муниципальное общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа Состояние и тенденция развития учебного процесса в открытой (сменной) общеобразовательное школе iconСведения о результатах самообследования вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорская открытая (сменная) общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы