Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» icon

Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура»



НазваниеВведение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура»
Дата конвертации18.11.2013
Размер127.27 Kb.
ТипРеферат
источник
1. /Uchebnik OPK/Введение.doc
2. /Uchebnik OPK/Литература.doc
3. /Uchebnik OPK/Молитва оптинских старцев.doc
4. /Uchebnik OPK/Молитва перед учением.doc
5. /Uchebnik OPK/Молитва после учения.doc
6. /Uchebnik OPK/Оглавление.doc
7. /Uchebnik OPK/ПРАВОСЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ.doc
8. /Uchebnik OPK/Сокращения.doc
9. /Uchebnik OPK/Тема 1. Бог/~$г-лекция.doc
10. /Uchebnik OPK/Тема 1. Бог/~$г-урок.doc
11. /Uchebnik OPK/Тема 1. Бог/Бог-лекция.doc
12. /Uchebnik OPK/Тема 1. Бог/Бог-урок.doc
13. /Uchebnik OPK/Тема 2. Мир/~$р-лекция.doc
14. /Uchebnik OPK/Тема 2. Мир/Мир-лекция.doc
15. /Uchebnik OPK/Тема 2. Мир/Урок 1.doc
16. /Uchebnik OPK/Тема 2. Мир/Урок-2.doc
17. /Uchebnik OPK/Тема 3. Человек/Человек - урок.doc
18. /Uchebnik OPK/Тема 3. Человек/Человек- лекция.doc
19. /Uchebnik OPK/Тема 4. Молитва/~$Урок-2.doc
20. /Uchebnik OPK/Тема 4. Молитва/Молитва -лекция.doc
21. /Uchebnik OPK/Тема 4. Молитва/Урок-1.doc
22. /Uchebnik OPK/Тема 4. Молитва/Урок-2.doc
23. /Uchebnik OPK/Тема 5. Церковь/Церковь-лекция.doc
24. /Uchebnik OPK/Тема 6. Таинства/~$инства-урок.doc
25. /Uchebnik OPK/Тема 6. Таинства/Таинства-лекция.doc
26. /Uchebnik OPK/Тема 6. Таинства/Таинства-урок.doc
27. /Uchebnik OPK/Тема 7. Храм/~$ам-лекция.doc
28. /Uchebnik OPK/Тема 7. Храм/Рис-1.doc
29. /Uchebnik OPK/Тема 7. Храм/Храм-лекция.doc
30. /Uchebnik OPK/Тема 7. Храм/Храм-урок.doc
31. /Uchebnik OPK/Тема 8. Богослужение/~$гослужение-лекция.doc
32. /Uchebnik OPK/Тема 8. Богослужение/~$гослужение-урок.doc
33. /Uchebnik OPK/Тема 8. Богослужение/Богослужение-лекция.doc
34. /Uchebnik OPK/Тема 8. Богослужение/Богослужение-урок.doc
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура»
Книга для учителя. М., 2002. 240. Основы православной культуры в первом классе: Книга для учителя. М., 2002. 192 с
Молитва оптинских старцев
Молитва перед учением
Молитва после учения
Тема Бог Тема
Православные страницы в интернете московский Патриархат
Книга Бытия Книга Исход Книга Левит
План. Богопознание. Свойства Божии Что мы знаем о Сущности Бога I. Богопознание
Урок: бог, свойства божии. Цели урока
Мир План Мир невидимый. Небесная иерархия. Сотворение мира видимого
Урок 1 «Сотворение мира»
Урок 2 «Мир невидимый»
Христианское представление о человеке
I. Назначение человека
Молитва План Обращение к Богу. Виды молитв. Молитвенные действия. I. Обращение к Богу
Омолитв е
Урок №2 Виды молитв Цели
Церкви как о собрании верующих
Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Крещение. Без крещения нельзя быть христианином. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
Урок 1-2 Таинства Цели: Ознакомить учащихся с понятием «таинства»
I. Происхождение храмов. Cлово «храм»
Православный храм
Богослужение План
Рассказать о назначении церковного богослужения

Введение

«Религиозное мировоззрение и религиозная культура»


Духовно-нравственное состояние нашего общества в целом, подрастающего поколения в частности, вызывает обоснованную тревогу за будущее страны и народа. Усилия системы образования по исправлению существующего положения привычными для нее средствами интеллектуального, эстетического, нравственного воспитания представляются недостаточно эффективными. В этой ситуации заслуживает внимания мировой и отечественный опыт религиозно-нравственного воспитания.

Использование его в учебно-воспитательном процессе затруднено тем, что светский характер образования по-прежнему нередко отождествляется с атеистичностью. Однако в демократическом государстве следует учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений, в том числе основывающихся на традиционных религиозно-нравственных ценностях. Учитывая процессы глобализации, мы должны сохранить наше духовное наследие, нашу самобытную культуру, которая для большинства граждан страны в течение тысячи лет была кровно связана с Православием.

I. Категория «культура» и ее содержание

Прежде чем приступить к рассмотрению базовых категорий Православной культуры, следует определиться в содержании терминов «культура» и «религиозная культура».

Слово «культура» (сultura) происходит из латинского языка и буквально переводится как «возделывание». В литературе его впервые применил римский общественный деятель Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.), знакомый нам из истории по фразе: «Карфаген должен быть разрушен». Среди созданных Катоном литературных трудов один получил название «De agri cultura» — “Возделывание почвы», т.е изменение ее трудом человека. «Возделанной» почве противопоставляется “De agri natura” — почва «невозделанная». В последующем известный римский общественный деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) распространил этот термин на человека, на его «возделывание» - обучение и воспитание.

Сейчас в специальной литературе существует более тысячи определений понятия «культура». Какое из них следует положить его в основу предлагаемого курса? Прежде чем сделать это, дадим ответы на ряд вопросов:

- Возможна ли «культура», «культурная деятельность» без участия человека?

Нет, отвечают единодушно все специалисты. Понятие «культура» связано с человеком, с его деятельностью. Вне человека, человеческого общества, а значит и человеческой истории такого явления как культура не существует.

- Все ли, создаваемое человеком можно отнести к «культуре»?

На этот вопрос одни отвечают утвердительно, но большинство относит к культуре лишь то, что является ценностью.

Ценность — это то, что имеет значение для человека.

Исходя из аксиологического («ценностного») подхода к содержанию понятия «культура», можно дать такое определение:

Культура - совокупность ценностей, созданных человеком в процессе исторического развития.

В чем нуждается человек, что имеет для него значение, представляет ценность?

Ответы могут быть самыми разнообразными: Еда, питье, одежда, жилище и т.п.; семья, коллектив, личная и общественная безопасность и др.; знания, советы в трудные минуты жизни, гармоничная музыка, умная книга, красота и многое, многое другое.

Таким образом, человек нуждается:

Во-первых, в заботе о своем теле;

во-вторых, в правильных отношениях с другими людьми;

в-третьих, в красоте, гармонии, ответах на волнующие его вопросы, знании в целом.

Выделим три вида культуры, в зависимости от того, какие ценности они объединяют:

1) Материальная культура - служит удовлетворению физических нужд человека, потребностей его тела.

Человек нуждается в еде, питье, одежде, жилище. Он может либо есть сырое мясо, либо изготовить из него отбивные; пить сырую воду из ручья, а может изготовить сложный прохладительный напиток; быть довольным жизнью в пещере, либо построить себе трехэтажный дом с сауной и бассейном. Может ходить в набедренной повязке из пальмовых листьев, но может надеть костюм, сшитый знаменитым модельером.

Несомненно, перед нами разные материальные культуры.

2) Социальная культура - определяет условия жизни человека среди других людей.

Один предпочитает жить холостяком, другой не мыслит жизни без семьи. Кстати, семьи бывают моногамные и полигамные. Человек может жить с соседями по принципу – «человек человеку волк», либо по другому – «человек человеку друг, товарищ, брат». Один может работать в одиночку, другой предпочитает быть частью трудового коллектива. Одни с легкостью подчиняются режиму кровавой тирании, другие способны жить только в условиях демократии. Перед нами разные типы социальной культуры.

3) Духовная культура позволяет человеку проявляться в качестве мыслящей и чувствующей личности.

Человек ощущает, что у него есть не только тело. Ведь он может страдать или радоваться не только от голода либо вкусной пищи, от холода либо тепла. Страдание доставляет и чужая боль, разрушенная красота, неразделенная любовь. Радость приносит умная книга или красивая вещь, добрый поступок, как собственный, так и другого человека. Чувство удовлетворения приходит при получении ответа на волнующие человека вопросы.

Но где источник страдания или радости в таких случаях? Ведь ощущает их не тело, а что-то другое – «душа», как принято говорить. А что важнее для человека? Душа или тело? Как душа связана с телом? Может она существовать без него? А тело без души? За этими вопросами встают и другие, более широкие:

Как появился мир, в котором ты живешь? А как ты связан с ним? Кто ты? Откуда и куда ты идешь? Для чего ты живешь, в чем смысл твоей жизни? А что такое жизнь? Почему и куда она уходит из тела? Как жизнь связана с душой? Какова судьба души, когда жизнь уйдет из тела? Она распадется, либо продолжит свое существование? Если да, то от чего зависит посмертное существование души?

На эти и множество других вопросов существуют самые разные ответы. Их совокупность составляет мировоззрение человека.

Мировоззрение (воззрение или взгляд на мир) - система общих представлений о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни.

Мировоззренческих систем множество, так как каждый человек вырабатывает собственные взгляды, в чем-то совпадающие с представлениями других людей, а в чем-то - нет. Так, например, у учеников, как правило, свое общее представление о том, чему и как их должны учить в школе, какими должны быть учителя. У учителей имеется свое. У солдат свой взгляд на то, какой должна быть военная дисциплина, у офицеров – свой. Предприниматели видят справедливую налоговую политику иначе, чем чиновники. Украинцы имеют одно представление о месте русского языка в Украине, русские– несколько отличное. Тем не менее, между сторонниками почти всех мировоззрений можно найти общие точки соприкосновения и понимания. Труднее всего это сделать представителям двух мировоззрений - атеистического (дословно с греческого «безбожное») и религиозного (от латинского religio-«объект поклонения, святыня»).

Наиболее четкое и вместе с тем емкое определение религии принадлежит русскому философу князю Сергею Николаевичу Трубецкому (1862 – 1905):

«Религия – «организованное поклонение сверхестественым силам».

Для религиозных систем, основанных на монотеизме (вере в Единого Бога) это определение можно перефразировать:

Религия – «Вера в Бога и поклонение ему».

В основе глубокого расхождения между атеистическим и религиозным мировоззрением лежат противоположные ответы на основные вопросы о мире, человеке и смысле его жизни?

Попробуем сформулировать некоторые из этих вопросов так, чтобы ответы на них были однозначны – «Да» или «Нет», а также дать наиболее типичное обоснование этих ответов атеистом и религиозным (верующим) человеком.

Вопрос первый: Существует ли мир «невидимый», сверхъестественный, то есть находящийся за пределами человеческих органов чувств, недоступный им, следовательно, и человеческому разуму?

Атеист: Нет.

Есть один мир, реальный или «видимый» – тот который мы ощущаем и способны познать. За пределами наших органов чувств ничего нет. Мы не все знаем о реальном мире, но рано или поздно, с помощью человеческого разума и новых, все более совершенных приборов и инструментов узнаем все. Наука, плод человеческого разума, так и не дала доказательств того, что «сверхъестественное» существует. Поэтому его и нет.

Верующий: Да.

Есть бесконечный, недоступный нашему разуму сверхъестественный невидимый мир. Разум ограничен органами чувств, который воспринимают окружающее трехмерным в пространстве и линейным во времени. Но истинный мир многомерен, а истинное время – вечность, не является линейным. В нем прошлое, настоящее и будущее непостижимым для нас образом существуют одновременно, Кстати, рациональная наука обнаружила мир сверхъестественный, но разум неспособен постичь его.. Этот возможно лишь через веру.


Вера – убежденность, не требующая доказательств.


Источник веры находится в мире сверхъестественном. Оттуда, через тех, кто способен ощущать непостижимое, мы получаем истину в виде откровения. Для верующего человека эта истина не подлежит сомнению и служит к руководству, даже если разум неспособен ее осознать.


Вопрос второй: Существует ли разумный непостижимый Творец мира и всего что в нем – Бог?

Атеист. Нет. Мир возник и развивается сам по себе, согласно объективным законам, доступным для познания. В процессе развития – эволюции происходит естественный отбор: более совершенное выживает, менее совершенное - исчезает. Так возникли Вселенная, звезды, планеты, растительный и животный мир, и. наконец, вершина эволюции – человек.

Верующий. Да.

Мир устроен настолько разумно, что он не может быть результатом случайного совпадения множества маловероятных событий. Кстати, о естественном отборе: человек до сих пор использует лишь несколько процентов возможностей своего мозга. Остальное как бы дано ему «впрок», поэтому очевидно, что мозг появился не в результате эволюционного развития.

Современная наука подтвердили правоту английского естествоиспытателя и философа Френсиса Бэкона (1561-1626), утверждавшего: “Малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к нему”.

Альберт Энштейн, символ науки XX века, в конце жизни пришел к выводу: «В противоположность тому, что, не задумываясь, утверждали в прошлом, чем дальше продвигается подлинная наука, тем более она открывает Бога, точно Он с нетерпением ожидает нас за каждой открываемой наукой дверью».

Бог существует объективно, независимо от того, верит ли конкретный человек в Него или нет. Ведь электроны существуют объективно, хотя люди их не видят и в силу этого могут не верить в их существование. Но в таком случае все проявления этих частиц будут неожиданными. Так же и в вопросах веры. Для атеиста все проявления существования Бога представляются непостижимыми и необъяснимыми.

Православный мыслитель, архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховский) писал: «Атеистом человек может быть только до своей смерти. После – все будут верующими. Но выбрать то, что будет после, надо сейчас, и как можно скорее»

Вопрос третий: Возможна ли для человека жизнь вечная?

Атеист. Нет. Человек рождается, и, увы, умирает. Его тело, состоящее из белков, микроэлементов, воды и т.п., не вечно. Кто-то живет больше, кто-то меньше, но смерть неизбежна. Разумеется, продолжительность человеческой жизни можно увеличить, но не до бесконечности.

Человек может оставить после себя добрую память, произведения литературы, искусства и т.д. Они могут жить еще тысячи лет после того, как ушел из жизни их создатель. Кстати, память может быть не только доброй. Достаточно привести пример Герострата. Так что, посмертное существование возможно только в памяти других людей.

Верующий. Да.

Разумеется, человеческое тело (плоть), смертно (тленна). Но человек не только, и не столько тело. У него есть бессмертная часть - «искра Божия», вечный Дух, снизошедший в плоть на время земной жизни. Между телом и духом есть «мостик» - душа, привязанная к телу и одновременно тянущаяся к Духу, восходящая к нему. Вся жизнь человека - постоянный выбор: чему служить - бренной плоти, делая свою душу тяжелой, плотской, а значит тленной, либо служить Духу, просветляя, облегчая душу, превращая ее в духовную, подлинно вечную. Те, кто сделал выбор в пользу тела, живут по формуле: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем», лежащей в основе гедонистического (от греческого «гедоне» - наслаждение) образа жизни. Но есть другой выбор, лежащий в основе иного – сотериологического (от греческого «сотере» - спасение) образа жизни. Смысл ее – в спасении себя для жизни вечной через просветление души, духовно-нравственное совершенствование.

Вопрос четвертый: Возможно ли для человека скрыть дурные поступки, мысли и чувства?

Атеист. Да.

Хотя лучше их не допускать и быть честным, добрым, порядочным, нравственным и т.д. человеком. Но, в принципе, «не пойман, не вор». В конце концов – перед кем мы отвечаем за свои дела и слова? Перед другими людьми, а их, к сожалению, можно обмануть, от них при желании можно скрыть, утаить и т.д. Есть же поговорка: «Человек думает одно, говорит другое, делает третье».

К сожалению, в наше время многие мыслят так: «Что толку жить честно, если ты беден, не можешь вкусно поесть, купить себе хорошую машину, построить дом, дачу? Да мало ли что еще нужно для счастья. Живем ведь один раз. Только один умрет, испытав все удовольствия в жизни, а другой, прожив в бедности и лишениях, утешая себя, что был честен и добр».

Конечно, такие взгляды нехороши. С этим надо бороться. Нужно убеждать, что жить следует честно, соблюдать моральные нормы, делать добро. Трудно, правда, ответить искренне и убедительно на вопрос – а для чего?

Верующий. Нет.

Прав Алеша Карамазов, герой романа Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». Но Бог есть, и есть над каждым человеком Высший суд - Божий. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». За каждый поступок, за каждое слово, каждое движение души неизбежно придет воздаяние. И оно будет вечным, в то время как земная жизнь - всего лишь краткий миг. Кстати современная физика очень убедительно раскрыла механизм фиксации всего, что мы делаем в земной жизни. Этот механизм сбоя не дает, и утаить ничего невозможно.

Но человек, совершивший дурной поступок, не обречен на окончательную гибель. С точки зрения Православия, ему может помочь искреннее раскаяние в содеянном, искупление своей вины добрыми делами.

Можно поставить и другие вопросы. Ответы на них также будут противоположны – «Да» или «Нет». Поэтому резонно спросить: Отличаются ли культуры, созданные атеистическими и религиозными сообществами?

Ответ однозначен – Да.

Вот почему в культуре человечества в целом правомерно выделить культуру религиозную, занимающую свое, особое место.

II. Религиозная культура.


Религиозная культура – совокупность ценностей, созданных людьми, верующими в Бога и поклоняющимися Ему.

В мире множество религий, а значит и религиозных культур. Есть культура ислама, буддизма, иудаизма и т.д. Мы принадлежим миру христианской культуры. Но и в ней существуют значительные различия между католической, православной, протестантской или сектантской. В нашем курсе при изучении различных аспектов религиозной культуры, мы будем говорить о культуре Православной.


Православная культура – совокупность ценностей, созданных православными людьми.

Она создавалась тысячелетиями представителями разных народов, в том числе и нашими предками. Более того, тысячу лет отечественная культура развивалась именно как Православная. Вне Православия нельзя понять ни нашей истории, ни отечественной государственной и общественной жизни, ни нашей литературы, ни искусства. Попытки представить культуру нашего народа вне Православия – это лишение ее души, превращение живого организма в мумию.

Каковы особенности отечественной Православной культуры?

Назовем лишь некоторые, выделяя в ней духовную, социальную, материальную.

Духовная культура основывается на Православном мировоззрении, главные положения которого заключаются в Символе Веры. Православные христиане верят в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли, Мира видимого и невидимого. Они верят в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, в Духа Святого, исходящего от Бога Отца, в то, что Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой непостижимым для нас образом составляют Единство – Святую Троицу, что Бог един в трех Лицах.

В основе Православной духовной культуры лежит Божественное откровение, данное нам в Священном Писании (Библии) и Священном Предании. Из них черпали и черпают высокие истины православные писатели и поэты, художники и музыканты, зодчие и скульпторы – выразившие их в своих произведениях.

Только православный человек мог создать такое стихотворение:

«Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлететь во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста.

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

Так Александр Сергеевич Пушкин переложил на стихи молитву св. Ефрема Сирина (ок. 306-373 г.): «Господи и Владыко живота моего, дух уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

На Священном Писании и Священном Предании основывается православная вера – фундамент морали и нравственность.

Социальная культура православия основывается на фундаменте Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Православная Церковь – это единство всех православных людей, священников и мирян. Все они – братья и сестры, клеточки единого организма – «Тела Христова», связь с которым укрепляется в таинстве Святого Причастия.

Название церкви «Православная» (от греческого «orthodoxos» – правоверный) подчеркивает, что она «правильно славит» Бога. Именно Православная церковь уже две тысячи лет строго придерживается Священного Писания и Священного Предания, постановлений Вселенских церковных соборов, на которых коллективно вырабатывались решения по спорным вопросам, формулировался Православный Символ Веры. Свою приверженность вере истинной Церковь сохранила во всех тяжких испытаниях, которые ей пришлось вынести.

Те христианские общины, которые не исполняли коллективные решения, принимали собственные, не признаваемые другими общинами, по православному учению отпадали от древа Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Жизнь Православной церкви строится по определенным правилам, которые строго соблюдаются всеми верующими. Эти правила предусматривают обязательное участие в богослужении, таинствах, соблюдение молитвенного правила, постов и т.д.

Строя свои отношения с государственными и другими учреждениями и организациями, православный человек законопослушен, выдержан, терпелив. Он добросовестен и самоотвержен в исполнении гражданского, общественного, воинского долга.

Материальная культура православия подчинена духовной и определяется ей.

Самые красивые здания для православного человека – храмы с их уникальной, узнаваемой архитектурой. Красивым является их убранство, торжественным и красивым богослужение. Православный человек скромен в одежде. Богатство и бедность свою воспринимает естественно, как волю Божию. В бедности не унывает, не стыдится ее. Богатством не превозносится, но старается помогать другим людям. Деньги зарабатывает честным трудом, добросовестен в исполнении своих обязанностей. Не зарывает в землю таланты. Твердо знает, что «кому много дано, с того много и спросится».

Для православного человека его тело – «Храм Духа Святого». Строгим соблюдением постов он очищает тело, подчиняет его духу. При необходимости обращается к врачу. Однако путь к подлинному исцелению видит в излечении недугов души.

Об этих и других характерных чертах Православной культуры будет идти речь в следующих главах учебного пособия.









Похожие:

Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» icon1. Мировоззрение, его виды. Научное мировоззрение. Адекватность понятия Мировоззрение
Мировоззрение система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconСодержание Введение Характерные черты ренессанской культуры Заключение Список литературы Введение
В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое»...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconО духовно-нравственном развитии
В 2009 году школа стала членом сети инновационных школ академической площадки регионального значения Уральского отделения Российской...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconДокументи
1. /Культура/~$стория.doc
2. /Культура/Алпамыс.doc
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconСодержание введение стр. 2 Федерализм: история и культура стр. 3 Федерализм и «рынок» законов стр. 14 Федерализм и современность стр. 19 Заключение стр. 24 Библиографический список стр. 26 Введение
Но с течением времени ситуация может измениться; и действительно, центральное правительство еэс уже стало обладать гораздо большими...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconВведение в историю культуры Прежде чем говорить об истории культуры, необходимо рас­крыть содержание основного понятия темы. На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура»
Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъем­лющей является следующая дефиниция (определение): «Культу­ра» — это все, созданное...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconУчебник: Введение в обществознание 8-9 класс
Мышление, потребности и их виды, способности, талант, гениальность, воля, характер, мораль, культура, истина, познание
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconПрограмма по физической культуре для учащихся 1 класса Введение
...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconКультура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом Часто ли нам приходится задумываться о том, что означает слово «культура»
«Направление развития культуры Западной Европы в XIV-XV вв.», «…культивируются новые сорта сельскохозяйственных культур…», «культура...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconРодители имеют право
...
Введение «Религиозное мировоззрение и религиозная культура» iconМусульманская религиозная организация Казанского высшего мусульманского медресе
Имам-хатыб, преподаватель основ Ислама и ар яз., по специальности "Исламские науки и воспитание"
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы