|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 289 с углублённым изучением отдельных предметов» (полное наименование учреждения по Уставу) «УТВЕРЖДАЮ» _______________ И.В Кондратенко (ФИО руководителя ОУ) «____» ________________20__г. Рабочая программа по биологии _____________________________ (учебный предмет) __10-11 профильные (1 час)___ (классы) 2010-2011 учебный год (сроки реализации) Разработчик: Миронова О.Н., учитель биологии Обсуждена и согласована на Принята на методическом методическом объединении совете Протокол № ____ от Протокол № ____ от «____» ________ 200__г. «____» ________ 200__г. 2010 г. 1Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004, № 1089), Примерной программы основного общего образования по биологии. Является непосредственным продолжением программы по биологии для 6 – 9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономарёвой (М.: Просвещение, 1993-1998; М.: Дрофа, 1999, 2000), // Общая биология:: Программы: 10-11 классы/ Под ред. И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2004.- 48 с.// Программа по биологии для 10 – 11 классов построена на принципиально важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и её закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодёжи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей. Способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Все эти идеи отражает программа курса «Общая биология» для 10-11 классов. Программа позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. Содержание программы позволяет достаточно чётко представить образовательный маршрут и его альтернативные варианты изучения биологии в полной средне школе. Такой подход исключает перегрузку старшеклассников и в то же время предоставляет возможность развивать их с учётом интересов и ориентации в выборе будущей профессии. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиций разных структурных уровней организации жизни, а также применение приёмов сравнения в обучении делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся. Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» для 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе, рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, и биосферный. Это определило общее содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений – тесную связь с курсом химии. 2 Требования к уровню подготовки выпускниковВ результате изучения биологии учащиеся должны:
основные уровни организации живой природы и их значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на её сохранение; биогеоценоз как биосистему и экосистему; агроэкосистемы, их структурные компоненты, пищевые связи, их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; правило 10 % в экосистеме; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы)я, меры сохранения экосистем; вид, его критерии, популяции как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции и её результатах; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации растительного и животного мира; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе; регуляцию процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез организма; законы наследственности; изменчивость, её виды (мутационную, комбинативную и модификационную) и причины; норму реакции; значение генетики для здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; особенности одноклеточных и многоклеточных организмов; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и её части; строение и функции прокариот и эукариот, деление клетки; строение и функции и функции хромосом, их роль в хранении и передачи наследственной информации; ген и генетический код; обмен веществ и превращения энергии в клетке; биосинтез белка и углеводов; роль фотосинтеза в природе; процесс энергетического обмена; роль ферментов в клетке; роль живого мира в жизни людей, народном творчестве и культуре в целом;
3
Учебно-тематическое планирование
6 7 Содержание тем учебного курсаВведение в курс общей биологии (5 часов) Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Лабораторные работы: «Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи» «Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения» Биосферный уровень жизни (9 часов) Учение В.И. Вернадского о биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Биогеоценотический уровень жизни(8 часов) Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Строение и свойства экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования. Лабораторная работа: «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» Популяционно-видовой уровень жизни(12 часов) Вид, его характеристика и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Человек как уникальный вид живой природы. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптации, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни. 8 Лабораторные работы: «Морфологические критерии, используемые при определении вида»; «Наблюдение признаков ароморфоза и идиоадаптации у растений и животных». Организменный уровень организации жизни (17 часов) Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Типы питания организмов: гетеротрофы и автотрофы. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Размножение организмов – половое и бесполое – и его значение. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Изменчивость признаков и её типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закон Т. Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Наследственные болезни, их профилактика. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Бактерии, их разнообразие и значение в природе. Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Клеточный уровень организации жизни (11 часов) Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Основные положения учения о клетке. Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества в клетке. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро. Хромосомы, их структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Многообразие клеток и тканей. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный метаболизм и роль ферментов в нём. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходства и различия митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Лабораторная работа: «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» Молекулярный уровень проявления жизни (6 часов) Молекулярный уровень жизни и его особенности. Основные биополимерные молекулы живой материи. Их роль в клетке. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Ген. Генетический код. Редупликация ДНК. Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. 9 Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной)Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Методических пособий для учителя:
Дополнительной литературы для учителя:
10 Для учащихся:
Литература, задания в которой рекомендуется в качестве измерителей:
Интернет-материалы http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании. http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области. http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО). http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
![]() | Рабочая программа по «Технологии» (учебный предмет) 9 классы Разработчик Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 9 классы», составленной на основании закона... | ![]() | Рабочая программа по Информатике и икт (учебный предмет) 6 А, Б, в (классы) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 |
![]() | Рабочая программа по биологии курс: «основы общей биологии» пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов | ![]() | Гоу сош №425 итоги 2009 2010 учебного года Примечание: о – общеобразовательные классы, п – лицейские, гимназические классы, к – кро, пр. – профильные (если предмет изучается... |
![]() | Протокол № от положение о приеме в профильные классы в оу порядок приема обучающихся в профильные классы Причинами отчисления могут быть систематическая неуспеваемость, безосновательные пропуски занятий, как академического | ![]() | Ефремовой Татьяны Анатольевны учителя без категории по физике 7 9 классы 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа Рабочая программа разработана на основе Примерной программы общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской... |
![]() | Учебного года по химии результаты учебного года Примечание: о – общеобразовательные классы, п – лицейские, гимназические классы, к – кро, пр. – профильные (если предмет изучается... | ![]() | Итоги 2010 2011 учебного года по химии результаты учебного года Примечание: о – общеобразовательные классы, п – лицейские, гимназические классы, к – кро, пр. – профильные (если предмет изучается... |
![]() | Аннотация к рабочей программе по биологии 11 класс Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,... | ![]() | Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Составитель Дешпет Е. И. 2012-2013 учебный год пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом... |
![]() | Рабочая программа по биологии 9 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе: Программы «Биология 6-9 классы» Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» |