Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) icon

Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы)



НазваниеРабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы)
Дата конвертации31.12.2013
Размер239.23 Kb.
ТипРабочая программа
источник
1. /Миронова О.Н/10 -11кл._1_часППОНОМАРЁВА_.doc
2. /Миронова О.Н/10 -11хим-био.doc
3. /Миронова О.Н/10кл._1_час_ЗАХАРОВ.doc
4. /Миронова О.Н/6-9 кл..doc
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы)
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10 -11 хим-био классы
Рабочая программа для 10-го общеобразовательного класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю для профильного класса
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 6 9 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 289
с углублённым изучением отдельных предметов»


(полное наименование учреждения по Уставу)


«УТВЕРЖДАЮ»

_______________ И.В Кондратенко

(ФИО руководителя ОУ)

«____» ________________20__г.

Рабочая программа по
биологии

_____________________________

(учебный предмет)

__10-11 профильные (1 час)___

(классы)

2010-2011 учебный год

(сроки реализации)


Разработчик:

Миронова О.Н., учитель биологии


Обсуждена и согласована на Принята на методическом

методическом объединении совете

Протокол № ____ от Протокол № ____ от

«____» ________ 200__г. «____» ________ 200__г.


2010 г.

1

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта (приказ МО РФ от 05.03.2004, № 1089), Примерной программы основного общего образования по биологии. Является непосредственным продолжением программы по биологии для 6 – 9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономарёвой (М.: Просвещение, 1993-1998; М.: Дрофа, 1999, 2000), // Общая биология:: Программы: 10-11 классы/ Под ред. И.Н. Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2004.- 48 с.//

Программа по биологии для 10 – 11 классов построена на принципиально важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и её закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодёжи.
Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей. Способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Все эти идеи отражает программа курса «Общая биология» для 10-11 классов. Программа позволяет школьникам не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей профессии. Содержание программы позволяет достаточно чётко представить образовательный маршрут и его альтернативные варианты изучения биологии в полной средне школе. Такой подход исключает перегрузку старшеклассников и в то же время предоставляет возможность развивать их с учётом интересов и ориентации в выборе будущей профессии. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиций разных структурных уровней организации жизни, а также применение приёмов сравнения в обучении делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» для 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе, рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, и биосферный. Это определило общее содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений – тесную связь с курсом химии.


2

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии учащиеся должны:

  • Характеризовать (описывать)

основные уровни организации живой природы и их значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на её сохранение; биогеоценоз как биосистему и экосистему; агроэкосистемы, их структурные компоненты, пищевые связи, их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; правило 10 % в экосистеме; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы)я, меры сохранения экосистем; вид, его критерии, популяции как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции и её результатах; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации растительного и животного мира; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе; регуляцию процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез организма; законы наследственности; изменчивость, её виды (мутационную, комбинативную и модификационную) и причины; норму реакции; значение генетики для здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; особенности одноклеточных и многоклеточных организмов; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и её части; строение и функции прокариот и эукариот, деление клетки; строение и функции и функции хромосом, их роль в хранении и передачи наследственной информации; ген и генетический код; обмен веществ и превращения энергии в клетке; биосинтез белка и углеводов; роль фотосинтеза в природе; процесс энергетического обмена; роль ферментов в клетке; роль живого мира в жизни людей, народном творчестве и культуре в целом;

  • Сравнивать (распознавать, узнавать, определять)
    свойства биосистем разных уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль хромосом и генов в передачи наследственности; вредное влияние загрязнения природной среды мутагенами на наследственность человека, влияние наркотиков, алкоголя, никотина на здоровье человека; необходимость заботы о своём здоровье и здоровье своих близких;

  • Применять знания
    по биологии для формирования картины мира; для гуманного, этического поведения в природе; в деле охраны природы, редких и исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни и сохранения своего здоровья; в суждениях по культорологическим проблемам;

3

  • Владеть умениями
    сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями в научной и популярной литературе; составлять развёрнутый план и тезисы текста, конспектировать текст, составлять схемы и готовить рефераты.



Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего
ча­сов


В том числе на:

Примерное количе­ство часов на са­мостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

I

Раздел – Введение в курс общей биологии.

5

4

1




1

Содержание и структура курса общей биологии. Основные свойства жизни.

1

1







2

Уровни организации живой материи.

1

1







3

Значение практической биологии.

1

1







4

Методы биологических исследований.

2

1

1




II

Раздел – Биосферный уровень организации жизни

9

9







6

Учение о биосфере.

1

1







7

Происхождение живого вещества.

1

1







8

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

1

1







9

Биосфера как глобальная экосистема.

1

1







10

Круговорот веществ в природе.

1

1







11

Человек как житель биосферы.

1

1







12

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле

1

1







13

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

1

1







14

Экологические факторы и их значение.

1

1







III

Раздел – Биогеоценотический уровень организации жизни.

8

7

1




15

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

1

1







16

Биогеоценоз как био- и экосистема.

1

1







17

Строение и свойства биогеоценоза.

2

1

1




18

Совместная жизнь видов в биогеоценозе.

1

1







19

Причины устойчивости биогеоценозов.

1

1







20

Зарождение и смена биогеоценозов.

1

1







21

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). Экологические законы природопользования.

1

1







IV

Раздел – Популяционно-видовой уровень организации жизни.

12

10

2




22

Вид, его критерии и структура.

2

1

1




23

Популяция как форма существования вида.



1

1







24

Популяция как основная единица эволюции. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.

1

1







25

Этапы происхождения человека.

1

1







26

Человек как уникальный вид живой природы.

1

1







27

История развития эволюционных идей.

1

1







28

Современное учение об эволюции. Результаты эволюции и её основные закономерности.

1

1







29

Основные направления эволюции.

2

1

1




30

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

1

1







31

Всемирная стратегия охраны природных видов.

1

1







V

Раздел – Организменный уровень организации жизни.

17

16

1




32

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

1

1







33

Организм как биосистема.

1

1







34

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

1

1







35

Размножение организмов.

1

1







36

Оплодотворение и его значение.

1

1







37

Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез).

1

1







38

Из истории развития генетики.

1

1







39

Изменчивость признаков организма и её типы.

1

1







40

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

1

1







41

Дигибридное скрещивание.

2

1

1




42

Генетические основы селекции.

1

1







43

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

1

1







44

Наследственные болезни человека.

1

1







45

Этические аспекты медицинской генетики.

1

1







46

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

1

1







47

Вирусные заболевания.

1

1







VI

Раздел - Клеточный уровень организации жизни.

11

10

1




48

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

1

1







49

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

1

1







50

Строение клетки.

1

1







51

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

1

1







52

Клеточный цикл.

1

1







53

Деление клетки – митоз и мейоз.

2

1

1




54

Структура и функции хромосом.

1

1







55

Бактерии, их разнообразие и значение в природе.

1

1







56

История развития науки о клетке.

1

1







57

Гармония и целесообразность в живой природе.

1

1







VII

Раздел – Молекулярный уровень проявления жизни.

6

6







58

Молекулярный уровень жизни. Основные химические соединения живой материи.

1

1







59

Структура и функции нуклеиновых кислот.

1

1







60

Процессы синтеза в живых клетках.

1

1







61

Процессы биосинтеза белка.

1

1







62

Молекулярные процессы расщепления.

1

1







63

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Структурные уровни организации живой природы.

1

1







Часы суммируются

 Итого:

68

62

6






6

7

Содержание тем учебного курса



Введение в курс общей биологии (5 часов)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы.
Лабораторные работы:
«Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи»
«Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения»


Биосферный уровень жизни (9 часов)



Учение В.И. Вернадского о биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.


Биогеоценотический уровень жизни(8 часов)


Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Строение и свойства экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:
«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»


Популяционно-видовой уровень жизни(12 часов)


Вид, его характеристика и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Человек как уникальный вид живой природы. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптации, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.


8

Лабораторные работы:
«Морфологические критерии, используемые при определении вида»;
«Наблюдение признаков ароморфоза и идиоадаптации у растений и животных».


Организменный уровень организации жизни (17 часов)


Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Типы питания организмов: гетеротрофы и автотрофы. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Размножение организмов – половое и бесполое – и его значение. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Изменчивость признаков и её типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом.
Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закон Т. Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Наследственные болезни, их профилактика. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.
Бактерии, их разнообразие и значение в природе. Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.


Клеточный уровень организации жизни (11 часов)


Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Основные положения учения о клетке.
Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества в клетке. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро. Хромосомы, их структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Многообразие клеток и тканей. Особенности клеток прокариот и эукариот.
Клеточный метаболизм и роль ферментов в нём. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходства и различия митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.
Лабораторная работа:
«Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»


Молекулярный уровень проявления жизни (6 часов)


Молекулярный уровень жизни и его особенности. Основные биополимерные молекулы живой материи. Их роль в клетке. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Ген. Генетический код. Редупликация ДНК.
Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах.

9

Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.


Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной)


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Методических пособий для учителя:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.

  2. Общая биология: Программы: 10-11 классы / Под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – граф, 2004. – 48 с.

  3. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.

Дополнительной литературы для учителя:


  1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

  2. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  3. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

  4. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.

  5. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

  6. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.

  7. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.

  8. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.



10

Для учащихся:

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

  4. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В. Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.


Литература, задания в которой рекомендуется в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактический материал. – М.: Вентана-Граф, 1997. – 240с.;

  2. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

  3. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998;


Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.

http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.




Похожие:

Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconРабочая программа по «Технологии» (учебный предмет) 9 классы Разработчик
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 9 классы», составленной на основании закона...
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconРабочая программа по Информатике и икт (учебный предмет) 6 А, Б, в (классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconРабочая программа по биологии курс: «основы общей биологии» пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconГоу сош №425 итоги 2009 2010 учебного года
Примечание: о – общеобразовательные классы, п – лицейские, гимназические классы, к – кро, пр. – профильные (если предмет изучается...
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconПротокол № от положение о приеме в профильные классы в оу порядок приема обучающихся в профильные классы
Причинами отчисления могут быть систематическая неус­певаемость, безосновательные пропуски занятий, как академического
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconЕфремовой Татьяны Анатольевны учителя без категории по физике 7 9 классы 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской...
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconУчебного года по химии результаты учебного года
Примечание: о – общеобразовательные классы, п – лицейские, гимназические классы, к – кро, пр. – профильные (если предмет изучается...
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconИтоги 2010 2011 учебного года по химии результаты учебного года
Примечание: о – общеобразовательные классы, п – лицейские, гимназические классы, к – кро, пр. – профильные (если предмет изучается...
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconАннотация к рабочей программе по биологии 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Составитель Дешпет Е. И. 2012-2013 учебный год пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом...
Рабочая программа по биологии (учебный предмет) 10-11 профильные (1 час) (классы) iconРабочая программа по биологии 9 класс 2013-2014 уч год Составлена на основе: Программы «Биология 6-9 классы»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы