№ п/п | тема |
цель | Словарная работа |
Домашняя работа |
1. | Литература-искусство слова. | Познакомить с своеобразием нового учебного предмета-литературой и особенностями художественной литературы как искусства слова. | Искусство слова, художественный тропы, эпитет, сравнение, метафора. | Задание 1-4 стр.6 Выучить определение тропов. |
2. | Мифы и мифология. Славянские мифы. Мифы о сотворении мира. | Раскрыть содержание понятий «миф», «мифология»; показать активное влияние мифов на последующую культуру человечества; познакомить с особенностями славянской мифологии. | Миф, мифология, славянские божества, пантеон богов. Мировое древо. | Составить словарик мифологических персонажей. Миф «Сотворение земли» пересказать. |
3. | Календарные мифы. Масленица. | Познакомить с календарными мифами и их отражением в приметах и суевериях современного человека, праздником масленица и народными обычаями. | Календарь, месяцеслов, название дней масленой недели. | К внеклассному чтению «Мифы Древней Греции» Кун. Вопросы для любознательных стр.22.
|
4. | К внеклассному чтению Кун «Мифы Древней Греции» | Знакомство с греческими мифами. | Геракл, Геркулес, боги, герои, титаны. | Найти и объяснить «крылатые слова», связанные с именем Геракла. К внекл. чтен. Пушкин стихи о няне.
|
5. | Что такое фольклор? Фольклорные жанры. | Познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика»; дать общее представление о жанре былины и былинных героях; обучение исполнению былины. | Фольклор, фольклористика, былина, постоянный эпитет, Гипербога, зачин концовка, кульминация, речитатив. | Пересказ былины. Вопрос 5,6 стр.37. |
6. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Сказка «Василиса прекрасная». | Познакомить со сказителями, знакомство со сказкой, обучение пересказу. | Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок, иллюстрация, волшебная сказка. | Выполнить иллюстрацию к эпизоду. Вопр.1-13 стр.51 |
7. | Сказка-загадка, солдатская сказка, сказка-анекдот, докучные сказки. Р-р Типы речи: повествование, описание, рассуждение. | Знакомство с разными видами сказок. | Анекдот, загадка, докучный, повествование, описание, рассуждение. | Найти разные типы речи в сказках, подготовить иллюстрацию. |
8. | Сказки народов мира. Арабские сказки. Сказка о Синдбаде-мореходе. | Знакомство с арабскими сказками, с их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами. | Сборник сказок восточный колорит. | Пересказ сказки, составить кроссворд. |
9. | Русский народный театр. Народная драма «Озорник Петрушка». | Познакомить учащихся с особенностями драматических произведений, знакомство с текстом народной драмы. | Драма, пьеса, диалог, монолог, афиша, реплика, ремарка, декорация. | Нарисовать афишу к спектаклю, подготовиться к чтению в лицах. |
10. | Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы и поговорки. | Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора, знакомство с происхождением и природой загадок, умение их отгадывать и сочинять. | Лаконизм, афористичность, совершенство формы, загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение. | Составить сборник загадок и пословиц на любую тему, сочинить свою загадку. |
11. | Жанр баллады. В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. | Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В.А.Жуковского, переводными балладами поэта. | Баллада, напряженный, драматический, фантастический; устаревшая лексика. | Вопрос срт.105, № 1-6. |
12. | Сказка «Спящая царевна». Жуковский –сказочник. | Знакомство с историей создания сказки; черты народной сказки; развитие навыков выразительного чтения. | Литературная сказка. | Инд. Сравнить со сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ фрагмента «Спасение царевны». |
13. | Сказка Г.Х.Андерсена «Соловей». | Знакомство со сказкой, развитие навыков выразительного чтения. | Капельмейстер. | Рассказать о жизни соловья при дворе китайского императора. |
14. | И.А.Крылов. Жанр басни. | Знакомство с биографией Крылова, жанровыми признаками на примере басен. | Басня, аллегория, мораль, басенный стих. | Научить выполнить иллюстрацию. |
15. | А.С.Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). | Познакомить с биографией, показать влияние народного творчества на будущего поэта; ввести в мир пушкинской сказки; развивать речь и воображение учащихся. | Лукоморье, ученый, неведомый, видение, витязь, чредой, пленяет, чахнуть. | Наизусть. |
16. | Поэма «Руслан и Людмила». I песнь. | Анализ поэмы с целью показать нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм; комментированное чтение I песни, знакомство с сюжетами и героями. | Поэма, лирические отступления, устаревшие и малопонятные слова по I песне. | Прочитать II песнь, продолжить составление словаря, выразительное чтение. |
17. | Поэма «Руслан и Людмила». II песнь. | Знакомство с сюжетом и героями II песни, роль автора-рассказчика. |
| Прочитать III песнь. Составление словаря и викторины, дать краткую характеристику героям. |
18. | Поэма «Руслан и Людмила». I песнь. | Знакомство с сюжетом и героями III песни, художественный пересказ эпизода. |
| Описание сказочного героя (по выбору учащихся). |
19. | Внеклассное чтение. Лирика А.С. Пушкина об Арине Родионовне. | Показать своеобразие лирики. | Эпитеты. | К внеклассному чтению «Вечера на хуторе близ Диканьки» иллюстрация. |
20. | Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | Познакомить с различием стиха и прозаичной речи. | Ритм, рифма, стопа, ритмический рисунок, виды рифмовок. | Определить вид, размер рифмы в стихотворении Пушкина «Бесы». Читать I, II, III части «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
21. | Н.В.Гоголь. Знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница». | Знакомство с детством, юностью писателя, своеобразием его первого сборника, чтение повести. | Комический, ирония, гротеск. | Составить словарик по повести; читать IV, V, VI части. |
22. | Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Анализ повести. | Знакомство с героями повести, особенностями организации описания повествования, сочетанием реального и фантастического. | Описание природы. | Пересказ понравившегося эпизода, иллюстрация к описаниям природы, индивидуальный выпуск газеты.
|
23. | Внеклассное чтение. «Истинная веселость и «истинная поэзия» «Вечеров….». | Познакомить с содержанием сборника, совершенствование навыков пересказа; показать мастерство Гоголя-художника. |
| К внеклассному чтению. Д.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». |
24. | Детство И.С.Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя. | Аннибалова, клятва, крепостничество, дворовые, челядь. | Перечитать рассказ. |
25. | Герасим и его окружение. | Показать через сопоставления Герасима с людьми; окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. | Нравственное превосходство, независимость, бескомпромиссность, человеческое достоинство. | Прочитать дословно «Впрочем его беспокойство было напрасным…» Составить план эпизода. Индивидуальный пересказ эпизода «Муму в доме барыни». |
26. | Герасим и Муму. Счастливый год. | Продолжить сопоставит. характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги». Развивать умение краткого пересказа текста и художественный пересказ отдельного эпизода. | Приживалки, лакей, холоп, дворецкий, дворня, дворовый. | Закончить чтение. Выразительное чтение эпизода «Встреча Герасима и Муму после разлуки». |
27. | Поэтический образ родины. | Показать мастерство русских поэтов XIX века в создании образа Родины; продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения. | Песня, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора. | Зад.1,3 стр.254 наизусть (по выбору учащихся). |
28. | М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования. Осмысление содержания. | По тексту стихотворение. | Выучить отрывок. |
29. | Выразительное чтение наизусть. | Совершенствовать умение и навыки выразительного чтения. |
| Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом. |
30. | Героическое прошлое России Л.Толстой «Петя Ростов». Знакомство с героем. | Знакомство с детством писателя, его человеческими идеалами, нашедшими отражение в романе-эпопее «Война и мир.» | Роман-эпопея, эпизод, фрагмент; бурка, папаха, кафтан, есаул, ординарец. | Прочитать эпизоды «Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке». Индивидуальный рассказ о Венсане Рбоссе. |
31. | Петя Ростов в партизанском отряде. | Анализ эпизодов «Приезд Долохова. Разговор о пленных». Долохов и Петя в разведке. |
| Пересказ эпизода «Первый бой и смерть Пети». |
32. | Первый бой и гибель Пети. | На контрасте двух эпизодов «Ночь перед боем» и «Первый бой и гибель Пети» показать отношение Толстого к войне. | Характер эпизода. | Подготовиться к контрольной работе.
|
33. | Итоговый урок по литературе XIX века. | Проверить знания текстов произведений, умение определять автора по отрывку, ориентироваться в спорных теорет. понятиях. |
| Прочитать «Теплый хлеб» К.Паустовского. |
34. | Литературные сказки XX века. К.Паустовский «Теплый хлеб». Черты народной сказки в произведении. | Развитие навыков комментированного чтения. Работа с понятием «эпитет». | Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка. | Нарисовать портрет Фильки, выразительное чтение эпизода понравившегося учащимся. |
35. | К.Паустовский «Теплый хлеб». Судьба Фильки. | Развитие навыков аналитического чтения; обучение составлению характеристики главного героя и работе с планом. |
| Чтение сказки «Волшебное кольцо» А. Платонова. |
36. | А. Платонов . «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки | Развитие навыков аналитического чтения; обучение приемам сопоставления. | Сюжет, идея, постоянный эпитет, композиция. | Ответить письменно «Что приносит герою сказки победу?» |
37. | Джеральд Даррелл «Говорящий сверток» | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Даррелла; обзор содержания повести; развитие навыков комментированного чтения. | Повесть-сказка. | Пересказ эпизодов, которые показались самыми важными. |
38. | Дети в борьбе за справедливость и гармонию. | Развитие навыков аналитического чтения; развитие творческих способностей; воспитание любви к природе. | Мизансцена, реплика, авторская оценка, юмор. | Д.Родари читать устно: «Какая из сказок более всего подходит к общему названию?». |
39. | Джанни Родари «Сказки по телефону». | Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Родари; обучение выразительному чтению ; развитие навыков аналитического чтения; |
| Сочинить свою сказку по «телефону» |
40. | Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» в переводе В. Набокова («Аня в стране чудес») | Ознакомиться с историей создания перевода; аналитическое чтение текста. | Гипербола, цитата, парадокс. | Подготовиться к внеклассному чтению. Подготовить сценки в группах. |
41. | Внеклассное чтение. Джон Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». | Познакомиться с содержанием сказочной повести Толкина; обучение характеристике главного героя. | Трилогия. | Ответить на вопрос «Чему учит эта повесть?» К внеклассному чтению М.Зощенко «Золотые слова». |
42. | Лирика и проза XX столетия. Стихотворения И.А.Бунина, В.Я.Брюсова, К. Бальмонте, И.Северянина. | Знакомство с жизнью и творчеством, обучение анализу лирического произведения. | «Серебряный век» лирический герой, нобелевская премия, иносказания, олицетворение. | Наизусть по выбору учащихся. |
43. | И.С.Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями». | Краткое знакомство с биографией, анализ образа Чехова в рассказе, развитие навыков анализа стиля писателя. |
| Подготовить выборочный пересказ; каким видел Чехова-рыболова рассказчик и как менялся этот портрет.
|
44. | И.Северянин. Чувство доброты и красоты. «В парке плакала девочка» и «Что шепчет парк». | Знакомство с художественным миром Игоря Северянина; обучение анализу лирического произведения. | Олицетворение, экология. | Вопрос 7 стр.118. |
45. | Петькин полет (По рассказу А.Ремизова «Змей») | Краткое знакомство с творчеством, развитие навыков комментированного чтения, пересказ сложного по стилистике текста. |
| Сочинение-миниатюра «С каким чувством рассказывает автор о юном «летчике?». |
46. | Е.И.Замятин «Огненное «А». | Краткое знакомство с творчеством, развитие навыков комментированного чтения, обучение работе в творческих группах. | Несобственно-прямая речь. | Вопросы на стр.125. |
47. | Очерк А.И.Куприна «Мой полет» | Начальное знакомство с жанром очерка, обучение аналитическому пересказу. | Очерк, жанр. | Найти тему очерка и подготовить рассказ о том событии, который лежит в основе творческой работы. |
48. | Подготовка к сочинению жанра очерка. | Более глубокое знакомство с жанром очерка, анализ построения очерка Куприна, составление и обсуждение плана и темы. |
| Составить очерк. |
49. | А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника» | Знакомство с творчеством, комментированное чтение. | Карикатура, дружеский | Вопрос стр.137-138. |
50. | М.Зощенко. «Великие путешествен-ники». Приемы создания комического эффекта. | Развитие навыков комментированного чтения; обзор цикла рассказов для детей, знакомство с основными средствами создания комического эффекта. | Прием несоответсвия, способы создания комического эффекта. | Вопрос 1-8 стр.145. |
51. | М.Зощенко «Золотые слова». | Аналитическое чтение рассказа; работа над пословицами. |
| Подготовиться к конкурсу словариков золотых слов к внеклассному чтению «Записки Шерлока Хомса». |
52. | В.И.Белов «Скворцы» Сможет ли семья помочь мальчику поправиться?» | Обзор творчества писателя, развитие навыков погружения в текст, работа над выразительным чтением. | Лирическая проза. | Читать «Васюткино озеро» вопрос стр.156. подготовить биографическую справку об Астафьеве. |
53. | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». | Знакомство с писателем, с историей создания произведения, осмысленное чтение Установка на восприятие. | Автобиография, автор-повествователь. | Иллюстрация. |
54. | Как Васютка выжил в тайге. | Формирование умений и навыков анализа образа главного героя; воспитать любовь к творчеству автора, отдельные качества характера-находчивости, мужества, наблюдательности. |
| Мини- сочинение «Чем я похож на Васютку?» |
55. | Кир Булычев «Заповедник сказок» | Развитие навыков пересказа и выразительно чтения. | Гипотеза | Вопросы на стр.198-199 |
56. | Туве Янссон «Последний в мире дракон», «Цена настоящей дружбы». | Развитие навыков аналитического и углубленного чтения; работа с понятием «подтекст». | Подтекст
| Вопрос на стр.208 |
57. | Даниэль Дефо. Путешествие и приключение в литературе. «Робинзон Крузо». | Развитие навыков самостоятельной работы с учебником; знакомство с темой путешествие в литературе; развитие речи. | Робинзон, робинзонада. | Составить план главы для подготовки сжатого пересказа. |
58. | Обучение сжатому аналитическому пересказу текста (Глава VI) | Развитие речи и аналитических способностей учащихся. |
| Подготовить кроссворд по полному тексту произведения. Чтение повести М.Твена. |
59. | Марк Твен «Приключение Тома Сойера» Урок игра. | Знакомство с творчеством писателя, развитие творческих способностей учащихся. |
| Кроссворд, инсценировка. |
60. | Викторина по повести «Приключение Тома Сойера». М.И.Цветаева «Книги в красном переплете» | Развитие интереса и любви к литературе, обучение навыков групповой работы, закрепление знаний.
|
| Читать Хичкова «Тайна семи попугаев». |
61. | Альфред Хичкок «Тайна семи попугаев». | Знакомство с творчеством; с понятием «детектив», развитие речи учащихся. | Детектив. | Пересказ понравившегося эпизода. |
62. | Астрид Анна Эмилия Линдгрен. «Приключение Калле Блюмквиста». | Знакомство с жизнью и творчеством; обмен читательскими впечатлениями; развитие аналитических навыков, навыков выразительного чтения. | Экспозиция, композиция, сюжет. | Вопрос на стр.262 |
63. | Внеклассное чтение. Великий сыщик Шерлок Холмс. | Расширение круга чтения, развитие навыков пересказа. |
| Рассказ о М.Цветаевой. |
64. | С.А.Есенин. Стихи о Родине. | Знакомство с творчеством; обучение анализу лирического произведения. |
| Наизусть. |
65. | М.М.Пришвин. «Времена года». | Знакомство с творчеством писателя; анализ лирических картин природы. | «Мои собственные ежедневные мифы». | Пересказ Шторми Иван-да Мрья, или любого другого авторов. |
66. | Стихи о русской природе (А.А.Прокофьев, Н.И.Рыленков, Н.А.Заболоцкий, Д.Б.Кедрин, М.В.Ивановский.) | Анализ лирического произведения. | Эпитет, олицетворение, метафора. | Наизусть по выбору учащихся. |
67. | Героическое прошлое России. Стихи и песни о В.О.войне. (А.Фатьянов, А.Т.Твордовский, А.Ахматова, Р.Г.Гамзатов) | Развития патриотического чувства, знакомство с разнообразными песнями, стихами известных поэтов. |
| Наизусть по выбору учащихся. |
68. | Литература на лето. Итоговый урок. | Подведение итогов, план на лето. |
|
|