Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства icon

Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства



НазваниеКоррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Дата конвертации22.09.2012
Размер111.68 Kb.
ТипУрок
источник
1. /В помощь педагогу (папка 3)/Использование ИКТ на уроках ИЗО.doc
2. /В помощь педагогу (папка 3)/Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства.doc
3. /В помощь педагогу (папка 3)/Критерии оценки успешности художественно-эстетического развития учащихся на уроках ИЗО.doc
4. /В помощь педагогу (папка 3)/Упражнения для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.doc
Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» с использованием мультимедийных технологий
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Критерии оценки успешности художественно-эстетического развития учащихся на уроках изо
Упражнения для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться. А нельзя ли совместить полезное с приятным? Оказывается, можно. Самый доступный способ – рисование. Его ребенок воспринимает как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые.

Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником - неумехой. Если его самостийное творчество ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным.

Опытный педагог не только учит ребенка правильно отображать окружающую действительность, но и ненавязчиво, как бы походя расширяет ему кругозор, внушает морально- этические нормы. Уроки рисования облегчают ребенку постижения школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление).

Не всякий ребенок, прошедший « рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но всякий становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.

Нет людей бесталанных - есть те кто не сумел проявить свой природный талант. Помочь ребенку обнаружить свои способности - задача учителей и родителей.

Для стимулирования и коррекции детских познавательных процессов и моторики предлагаем игры и упражнения. Комплекс художественно- дидактических игр и упражнений может быть использован как для проверки, так и для закрепления знаний и умений.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие- это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств.

В процессе восприятия к ощущениям подключается прошлый опыт в виде знаний и представлений. В его основе лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов. Образы, возникающие при процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, суждений и умозаключений. Восприятия делятся на группы: зрительное, слуховое, осязательное и др. Эти группы относятся к простому виду восприятия. Они даются человеку при рождении. Если функционирует группа анализаторов (система), то возникает сложное восприятие, которые развиваются в течение жизни. В психологии различают восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Очень часто преднамеренное восприятие выступает как самостоятельная величина. Особенно это заметно в наблюдении

Наблюдение является активной формой познания действительности и относится к сложным восприятиям. Оно не является прирожденной и не передается по наследству. Наблюдательность развивается. В процессе той или иной деятельности ученик вынужден постоянно сравнивать, сопоставлять разные предметы, подмечать общее, что их объединяет, и индивидуальное, что разобщает.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Кто быстрее?

Как можно быстрее и точнее вычеркнуть из красочной колонки основной цвет: красный, синий или желтый. Сначала колонка содержит только один основной цвет, затем два, наконец, три.

Успешность работы оценивается по времени ее выполнения и количеству ошибок

Варианты:

а).Основные цвета заменяются различными геометрическими фигурами. Задание – вычеркнуть определенную фигуру.

б). Геометрические фигуры по-разному окрашены. Задание – вычеркнуть определенную фигуру определенного цвета.

в). В колонке изображения разных предметов, черно-белых или цветных. Задание – вычеркнуть определенный предмет определенного цвета.

г). В колонке – буквы алфавита, цветные или черно-белые. Задание – вычеркнуть определенную букву определенного цвета.

Найди пропажу

Обвести на картинке карандашами квадрат, треугольник, круг.

ПАМЯТЬ

Память-это отражение опыта, сохранение и воспроизведение того, что произошло с субъектом.

Память имеет важное значение в жизни человека. Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание.

Запоминание – это процесс закрепления и сохранения в памяти полученных объектов и явлений действительности впечатлений. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным.

Обычно непроизвольно запоминаются те объекты, которые выделяются своими свойствами: красочностью, подвижностью величиной, своеобразностью и т.д.

Произвольное запоминание – это запоминание, характеризующееся сознательно поставленной целью: запомнить определенный материал. Для достижения этой цели человек прилагает волевые усилия. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием.

Узнавание – это установление сходства между предметом, воспринимаемым сейчас, и тем его образом, который закрепился в памяти раньше.

Память каждого из нас подчиняется общим законам развития, имеет свои особенности.

ТИПЫ ПАМЯТИ: наглядно-образный, словесно-отвлеченный, эмоциональный.

Различают зрительную, слуховую, двигательную и смешанную память. Память школьника носит непроизвольный характер, Наиболее крепок ее наглядно-образный тип. Школьник быстро запоминает все яркое, красочное, необычное, вызывающее эмоциональный отклик. Уровень словесно-отвлеченной памяти тоже высок. Школьник легко и довольно точно воспроизводит услышанный рассказ. Со временем память ребенка становится и мыслящей.


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Графический диктант

Посмотреть поочередно на 8 карточек с разными линиями, запомнить и изобразить на бумаге. (Оценивается соответствие изображения образцу, четкость выполнения рисунка.)

Подбери слова

Записать как можно больше слов, относящихся к какому-либо понятию, например:

Искусству, осени, лету, зиме, цветку, картине, художнику, акварели, книге, кукольному театру.

Двадцать слов на букву «В»

Найти 20 слов на букву «В»




Запоминайка

Две минуты посмотреть на картину, отвернуться и перечислить изображенные предметы на этой картине.

Исправь рисунок

Посмотрев 2 минуты на правый рисунок, внеси изменения в левый, подглядывать нельзя.

Запоминайка

Записать услышанные слова. (Список можно зачитывать 1-2 раза.)

Цвета

Сесть по кругу. Каждому по очереди назвать 5 предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т.д.). Повторять сказанное нельзя. Неприпомнивший предмета за минуту выбывает из игры.

Формы

Сесть по кругу.

Ведущий предлагает учащимся по очереди назвать 5 предметов одной формы (круглый, квадратный, овальный, треугольный и т.д.). Повторять сказанное нельзя. Неприпомнивший предметы за минуту выбывает из игры.

Поиграй в магнитофон

Быстро записать названные слова. Прочитать их.

Назови близнецов

Взглянув на образец, по памяти отметить буквой указанную фигуру.


МЫШЛЕНИЕ

Согласно отечественной теории развития интеллекта, первичной формой существования мышления было действие. Мышление стало отражением действительности в таких ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны чувственному восприятию. Детское мышление сильно отличается от взрослого. Ему присуща конкретность. С началом овладения речью ребенок вступает в новую стадию развития – в период речевого мышления. Под влиянием школы детское мышление делает скачек вперед. Для усвоения новых понятий школьник вынужден обращаться к синтезу и анализу.

Анализом называется воображаемое разъединение целого на части: предмета или явления – на составные стороны, признаки и свойства.

Синтез – обратный процесс.

Школа организует, целенаправляет умственную деятельность ребенка. Одновременно она стимулирует его способность переключаться с одного аспекта на другой. У ребенка развивается подвижность мышления.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Составь поезд

(Выявление общих понятий)

Найти слова, логически связанные друг с другом, отталкиваясь от обобщающего понятия.

Например: Живопись – живописец, масло, холст, этюдник, пейзаж.

Палитра - ?

Ошибайка

Указать из пяти перечисленных слов не относящиеся к логическому ряду:

Секунда, час, год, вечер, неделя;

Карандаш, кисточка, фломастер, перо, гуашь.

Что нового

Найти новое свойство у хорошо знакомого предмета.

Поиграй в писателя

Посмотреть на какой-либо предмет, отвернуться и описать увиденное.


Найди братца (Поиск аналогов)

Подобрать к какому-либо предмету или явлению, например, к столу или радуге, сходное по существенным признакам.

Друг и враг – можешь так?

Подобрать к какому-либо свойству, например, «горький», как можно больше противоположных качеств.

Определяйка

Как можно более точно определить названный предмет или явление.

Скажи по-другому

Перефразировать предложение, например, вместо «Миша нарисовал дерево» сказать «Миша изобразил дерево».

Узнавайка

Хлопнуть в ладони, услышав слово, относящееся к изобразительному искусству (ошибившийся из игры выбывает).

Расскажи сказку

Выиграть, придумав интересную сказку о каком-нибудь предмете в классе.

Поиграй в писателя

Посмотреть на какой-либо предмет, отвернуться и описать увиденное.

Вроде похожи, но разные все же

Найти на рисунках 8 несоответствий.





ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Оно всегда направлено на практическую деятельность. Человек, прежде чем взяться за дело, представляет, что надо делать и как. Заранее создает образ будущей вещи.

Воображение обусловлено особенностями восприятия, мышления и памяти, внимания, интересов и способностей человека. Тесно связано оно и с волевыми качествами.

Воображение бывает непроизвольным, когда образы, идеи возникают вдруг, и произвольным, когда они появляются в результате определенных знаний.

Формирование воображаемого образа происходит с опорой на образы памяти. Эта зависимость воображения от памяти и может быть большей или меньшей. В первом случае различают воспроизводящее, во втором - творческое воображение.

Воспроизводящее воображение создает образ на основе словесного описания или условного изображения объекта, Творческое воображение рождает образ самостоятельно.

С помощью воображения на основе глубокого изучения жизни и переработки впечатлений создается целостный творческий образ с художественным и идейным содержанием. Художественный образ возникает постепенно, а не моментально, как считают многие. Он подспудно формируется в процессе и творческой работы и требует от художника огромного напряжения духовных сил.

Раскрыть тайну творчества еще никому не удалось.

Воображение у ребенка развивается в ходе общего умственного роста. Развитие воображения всецело зависит от приобретения социального житейского опыта.

Работа воображения у школьника на уроке не ограничивается лишь созданием ярких образов. Учащийся экспериментирует со всем, в том числе и со средствами изображения. Чтобы подтолкнуть его к продуктированию собственных идей, главное – научить создавать образ с помощью которого он через рисунок сможет выразить свои внутренние переживания.


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ


Что было бы, если бы...

Одному из ребят придумать фантастическую ситуацию, остальным найти выход из нее.

Перевоплощение

Сесть по кругу. Велеть товарищу превратиться в какую-нибудь вещь. Тому от имени этой вещи сначала рассказать о том, что его окружает, как он живет, что чувствует, каковы его заботы и пристрастия, что было в прошлом и что ожидает в будущем, Затем заколдовать следующего по кругу.

Сказитель

Используя 3-4 слова, не связанные по смыслу, составить рассказ.

Догадайка

а) Дорисовать картинку.




в) «Достроить» дом.


б) «Починить» машину.

Вьетнамская игра

Разрезать круг по контурам на 7 частей.

Составить фигурки: бабочки, птички, лисички, зайчика.


Моторика: понятие и термины

Современная Психология различает физическое (моторное) и умственное действия. Первое оперирует предметами, второе – их отражениями (образами, понятиями). Умственное действие формируется на основе физического и проявляется в нем.

В зависимости от уровня осознанности действия делятся на импульсивные и волевые. Поступая импульсивно, человек стремится к достижению цели. Совершая волевое действие, кроме того, предвидит и оценивает его результат.

Действия складываются в деятельность. Все разнообразие деятельности людей сводится к труду, учению, игре.

Игра является основным видом деятельности для дошкольника. В ней, посредством ее ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учению и труду. В игре у ребенка развиваются мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества, закладывается характер.

Основной вид деятельности для школьника – учение. Именно в процессе его преимущественно осуществляется детское развитие.

Обучение базируется на упражнениях. Упражнение представляет собой целенаправленное, специально организованное и неоднократно повторяемое действие.

Сформированное благодаря упражнению действие называется умением.

Умение, вошедшее в привычку, становиться навыком.

Различают следующие виды навыка: двигательный, мыслительный, сенсорный и поведенческий.

По степени трудности выполнения действия умения и навыки делятся на элементарные (простые) и сложные. Письмо относится ко второй группе.

Для письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга, ибо развитие речи и мышления у ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики. Обычно ребенок, свободно владеющий рукой, понятлив, внимателен, способен логически рассуждать. Он не испытывает затруднений в учебе.

Важно развивать мелкую моторику у ребенка задолго до его поступления в школу. Родители должны обратить внимание на то, как ребенок рисует. Если он активно поворачивает лист, значит, ему нелегко менять направление линии. Требуется тренировка тонких движений пальцев и руки. Изображение предметов маленькими свидетельствует о жесткой фиксации кисти. Нужно разрабатывать ее подвижность. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может не только помешать ребенку овладеть письмом, но и привести к возникновению у него негативного отношения к учебе вообще.


Упражнения для развития моторики

Дорожки

Провести линии по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.












Похожие:

Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconРезинкину Екатерину Игоревну учителя изобразительного искусства сош №28, тг учителей изобразительного искусства Создание электронного пособия по использованию информационных технологий на урок
Лиану Омариевну учителя изобразительного искусства гимназии №3, тг учителей изобразительного искусства «Разработка методических рекомендаций...
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconДля учителей изобразительного искусства
Развитие поликультурной и технологической компетентности учащихся на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочной...
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconДокументи
1. /тренинги игры и упражнения/Занятия по развитию навыков общения.doc
2. /тренинги...

Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconМетодические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках
Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но...
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconМетодические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках
Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но...
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconIi. Методические аспекты использования метода проекта, применяемого на уроках изобразительного искусства

Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconДокументи
1. /Специфика использования дидактических игр на уроках изобразительного искусства и художественного...
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства icon«Элементы арттерапии как средство учебно-воспитательной работы на уроках изобразительного искусства»

Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconГу «средняя школа №2 с углубленным изучением иностранного языка» паспорт кабинета изобразительного искусства и черчения №201
Заведующая кабинетом – Капустинская Любовь Ивановна, учитель изобразительного искусства и черчения высшей категории, педагогический...
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства iconИзобразительное искусство пояснительная записка программа «Изобразительного искусства»
«Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы