Н. Н. Гладышев 2011 г icon

Н. Н. Гладышев 2011 г



НазваниеН. Н. Гладышев 2011 г
Дата конвертации15.12.2013
Размер316.49 Kb.
ТипСамостоятельная работа
источник
1. /140100.62/140100.1 Химия (общая).doc
2. /140100.62/140100.2 Химия (общая).doc
3. /140100.62/140100.3 Химия (общая).doc
4. /140100.62/РП 140100.1, Защита от коррозии.doc
5. /140100.62/РП 140100.2 Защита от коррозии.doc
6. /140100.62/РП 140100.3 Защита от коррозии.doc
7. /140100.62 очно-заочное обучение/140100.62 химия.doc
8. /140100.62 сокращенный срок обучения/140000.62 Химия (общая).doc
9. /140100.62 сокращенный срок обучения/S140100.62 Защита от коррозии.doc
10. /140400.62/140400.62.doc
Н. Н. Гладышев 2011 г
Н. Н. Гладышев 2011 г
Н. Н. Гладышев 2011 г
Н. Н. Гладышев 2011 г
Н. Н. Гладышев 2011 г
Н. Н. Гладышев 2011 г
Е. В. Хардиков 2011 г
Н. Н. Гладышев 2011 г
Н. Н. Гладышев 2011 г
В. В. Пожитков 2011 г


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров»


Кафедра общей и неорганической химии





УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета промышленной энергетики

Н. Н. Гладышев

«____»__________ 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Химия (общая)

Направление подготовки

140100.1 Теплоэнергетика и теплотехника


Профиль подготовки

Промышленная теплоэнергетика


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)



Семестр

З.е.

Всего

Лекции

Практические работы

Лабораторные работы

Самостоятельная

работа

Форма

контроля

1

3

108

18

-

18

72

Экзамен

2

1

36

17

-

17

2

Зачет

Итого

4

144

35

-

35

74






Санкт-Петербург 2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями примерной основной образовательной программой

по направлению

140100.1 теплоэнергетика и теплотехника


по профилю (для бакалавриата) «Промышленная теплоэнергетика »


Рабочую программу составили: Радин М.А.


Программа обсуждена на заседании кафедры общей и неорганической химии


« 21 »__марта____2011 г., протокол № _5_

Заведующая кафедрой: Луканина Т. Л.


__________________________________


Программа одобрена на заседании методической комиссии

факультета промышленной энергетики

« »__________2011 г., протокол № ____


Председатель методической комиссии

факультета


Рабочая программа дисциплины принята в Учебно-методическом управлении

« »____________2011 г.

____________________________

  1. Цели и задачи дисциплины


Целями освоения дисциплины «Химия» являются: изучение теоретических основ химии, свойств основных классов неорганических веществ, а также закономерностей важнейших процессов в химических системах. При этом кроме получения конкретных знаний, необходимых для профессиональной подготовки, имеется в виду и цель формирования у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения. Дисциплина является естественнонаучной.


Задачи дисциплины:

  • Изучение теоретических основ неорганической химии (состав, строение и химические свойства простых основных веществ и химических соединений, связь строения вещества с условиями протека­ния химических процессов. Закономерности протекания химических процессов, теория растворов, окислительно-восстановительные превращения);

  • Овладение фундаментальными принципами и методами реше­ния научно-технических задач

  • Формирование навыков по применению теоретических знаний для объяснения результатов химических экспериментов;

  • Формирование у студентов основ естественнонаучной картины мира

  • Ознакомление студентов с историей и логикой развития химии и основных ее открытий.



2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла Б2, Б3

Математический и естественнонаучный цикл; базовая часть.

Дисциплина преподается на основе школьной программы по предмету «Химия».

На знаниях «Химии» базируются следующие дисциплины: «Процессы и аппараты химической технологии», «Материаловедение и технология», «Основы термодинамики и теплотехники» а также специальные предметы: «Защита от коррозии» и другие.


3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения, владеет культурой мышления (ОК-1);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- способен использовать прикладные программные средства при решении практических задач профессиональной деятельности, методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей материалов и готовых изделий, стандартные методы их проектирования, прогрессивные методы эксплуатации изделий (ПК-4);

- способен проводить диагностику состояния и динамики производственных объектов производств с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-16).

В результате изучения дисциплины студент должен:


знать: основные законы химии; и законы сохранения, законы термодинамики, строение ядра, строение многоэлектронных атомов, периодический закон Д. И. Менделеева; электронное строение атомов и молекул, основы теории химической связи в соединениях разных типов, строение вещества, основные закономерности протекания химических процессов, основные свойства дисперсных систем; термодинамику растворов электролитов и электрохимических систем; уравнения формальной кинетики; химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений, строение и свойства комплексных соединений; принципы классификации, номенклатуру, строение органических соединений; основные этапы качественного химического анализа; начала термодинамики и основные уравнения химической термодинамики;




уметь: строить модели химических процессов; проводить химические эксперименты, анализировать результаты эксперимента с привлечением методов математической статистики;

владеть: основными методами теоретического и экспериментального исследования химических явлений.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц

(144 часов)

4.1. Структура преподавания дисциплины:


раздела



Название

раздела

дисциплины

Семестр

Неделя


Виды учебной работы

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

СРС

1.

Основные законы химии. Строение вещества. Химическая связь.

1

1-4

4




2

12

Защита индивидуальных заданий (1 неделя)

2.

Основные закономерности химических процессов


1

5-6

2




4

12

Защита индивидуальных заданий (5 неделя)



















2

12

Контрольная работа № 1 (8 неделя)

3.

Теория растворов

1

7-10

4




4

12

Защита индивидуальных заданий (9 неделя)

4.

Окислительно-восстановительные превращения.

1

11-13

4




2

8

Защита индивидуальных заданий (13 неделя)

5.

Электрохимические процессы.

1

14-16

4




4

8

Защита индивидуальных заданий (1 неделя)






















8

Контрольная работа № 2 (16 неделя)




Всего







18




18

72

Экзамен




6.

Химические свойства элементов I – III A

2

1-3

4




4




Защита ЛР №8

7.

Химические свойства элементов IV – VIII A

2

4-7

4




4




Защита ЛР № 9

8.

Химические свойства d-элементов III-VIII B

2

11-13

4




4




Защиты ЛР № 10

9.

Химические свойства d-элементов I-II B и f - элементов

2

14-15

5




5




Защиты ЛР № 11






















2

Конференция по защите рефератов




Всего







17




17

2

Зачет




Итого







35




35

74






4.2. Содержание разделов дисциплины:



1 семестр

Час

1.1

Строение вещества. Понятия о химической реакции и строении атома.

2

1.2

Периодическая система элементов. Правило Клечковского, Принцип Паули.

2

2.1

Основные закономерности химических процессов.

Внутренняя энергия.

2

2.2

Энтропия, энтальпия энергия Гиббса и Гельмгольца.

2

2.3

Химическая кинетика.

2

2.4

Химическое равновесие.

2

3.1

Теория растворов. Общие свойства растворов.

2

3.2

Электролитическая диссоциация.

Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды.

2

3.3

Гидролиз солей. Понятия об окислительно-восста­новительных реакциях.

2

2 семестр




5

Классификация химических элементов. Элементы I и II –A подгрупп. Элементы III главной подгруппы. Al и его соединения.

4

6

Углерод. Природные соединения углерода. Кремний. Природные соединения кремния. Элементы IV главной под­группы. Ge, Sn, Pb Азот и его соединения: кислоты, соли, оксиды. NH3 его про­изводные, соли аммония. P и его соеди­нения. Азотные и фосфорные удоб­рения. Природные соединения N2 и P. Ки­слород. Вода и пероксид во­дорода. S и ее со­единения (H2S, сульфиды, ки­слородные кислоты и их соли). Соединения серы в целлюлозно-бумажном производстве. Галогены и их соедине­ния: кислоты, соли. Хлор, его значение в промышленности. Элементы VIII глав­ной подгруппы.

4

7

d – элементы, общая характеристика конструкционных металлов. Эле­менты III и IV по­бочных подгрупп. Элементы V, VI иVII побочных подгрупп.

4

8

Элементы I и II побочных под­групп. Элементы VIII по­бочных подгрупп. Железо, кобальт, ни­кель. Платиновые ме­таллы. f-элементы.

5



4.3 Лабораторные работы



Нед.



ЛР



раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1 семестр

1-2

1

I

Классы неорганических соединений. Оксиды и гидроксиды, соли . Химические свойства. Закон эквивалентов. Способы выражения концентраций (%, М, N, n, m, Т).

2

3-4

2

I

Строение атома (электронные формулы и диаграммы). Химическая связь (ММО).

2

5-6

3

II

Тепловой эффект химических реакций. Расчет энтропии и энергии Гиббса. Скорость химических реакций и равновесие.

2

7-8







Контрольная работа № 1.

(классы, способы выражения концентраций, закон эквивалентов).

2

9-10

4

III

Диссоциация электролитов. Ионообменные процессы. Обратимые и необратимые реакции.

2

11-12

5

III

Электролиты. Ионные уравнения. Слабые электролиты (степень диссоциации, константа). Определение рН.

2

13-14

6

IV

Окислительно-восстановительные превращения.

2

15-16

7

IV

Взаимодействие металлов с кислотами.

2

17-18







Контрольная работа № 2.

(сильные и слабые электролиты, определение рН, ОВР).

2

2 семестр


1-2

8

V

Гидролиз солей. Оценка уровня pH.

2

3-4

9

VI

Сера и её соединения, контрольная задача на обнаружение серусодержащих ионов.

3

5-7

10

VII

Галогены и их соединения. Осаждение и обнаружение хлоридов, бромидов, иодидов.

4

8-10

11

VII

Качественный анализ и разделение галогенсодержащих анионов.

4

11-13

12

VIII

Химические свойства соединений хрома и марганца.

4



4.4 Практические занятия (семинары) – не предусмотрены


4.5 Курсовой проект (курсовая работа) – не предусмотрен


5. Образовательные технологии

Формы обучения: лекции, лабораторные работы, консультации, рефераты, расчетные индивидуальные задания.

Методы обучения: конференции, дискуссии.

Средства обучения: раздаточные материалы, технические средства, презентации.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.1. Организация самостоятельной работы студентов


- проработка лекционного материала по конспектам лекций и учебной литературе

- выполнение индивидуальных заданий по пройденным темам лекций

- написание отчетов по лабораторным работам и подготовка к защите

- подготовка рефератов во 2-м семестре

- подготовка к зачетам, контрольным работам и экзаменам


6.2. Текущий контроль


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости по итогам освоения дисциплины включают:

- проверку индивидуальных заданий,

- проведение контрольных работ,

- проведение дискуссий в ходе заслушивания рефератов,

- проверку домашних заданий,

- проведение защиты лабораторных работ.

Индивидуальные задания, как форма текущего контроля, включают задания по каждой пройденной теме. Выбор задания соответствует варианту, данному преподавателем из учебных пособий и выполняются студентами, как форма домашних заданий в общей тетради или на отдельных двойных листах.

В процессе изучения химии студенты должны выполнить несколько индивидуальных заданий по темам курса. Каждая тема может содержать один или несколько разделов и сопровождается краткими теоретическими пояснениями к выполнению заданий со ссылками на литературные источники.

Номер варианта определяет преподаватель. Таблицы вариантов заданий для индивидуальной самостоятельной работы приводятся в конце пособия.

ПРИМЕР: Выбор задания для 1-го варианта.


Таблица вариантов заданий разделов1-5



варианта

Классы

неоргани-ческих соединений

Закон

эквивалентов

Способы выражения

концентраций

Строение атома

Энергетика реакций

1

2

3

4

5

1

1

32

63

121

1

37

42

62

73

20

52

1

31


При решении задач рекомендуется соблюдать следующие правила выполнения:

1. В соответствии с текстом задачи записать краткое условие.

2. Условие задачи дополнить физико-химическими константами, необходимыми для расчета.

3. Указать искомую величину.

4. Составить необходимые пропорции и вывести формулы для расчета.

5. Подставить численные значения в расчетную формулу и выполнить расчет искомой величины.

6. Записать ответ задачи.

Задания необходимо выполнять в специальной тетради для индивидуальной самостоятельной работы или на отдельных двойных листах, в зависимости от требований преподавателя. Если задание не зачтено, необходимо отдельно выполнить работу над ошибками, в виде отдельного раздела, озаглавив его: «Работа над ошибками к разделу №….» и там внести исправления. Исправленное задание вновь сдается на проверку.

К сдаче зачетов и экзаменов допускаются студенты, выполнившие все индивидуальные задания.


ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ:

Задания к разделу 1

1

32

Составить реакции всех возможных солей. Полученные соли назвать. Написать их графические формулы:

1. Сернистая кислота + гидроксид хрома (III).

Написать эмпирические и графические формулы указанных солей. Представить эти соли как продукты взаимодействия:

а) основного и кислотного оксидов; б) кислоты и основания.

32. Метафосфат алюминия, нитрит натрия.


Задания к разделу 2

63

121

42. При нейтрализации 9,797 г H3PO4 израсходовано 7,998 г NaOH. Вычислить эквивалент Н3РO4, ее основность в этой реакции. На основании расчета написать уравнение реакции.

6. На восстановление 3,6 г оксида металла израсходовано 1,7 л Н2 (н.у.). Рассчитать эквивалент металла.

Задания к разделу 3

1

37

42

62

73

1. К 3 л 10 %-го раствора HNO3 (= 1,54 г/см3) прибавили 5 л 2 %-го раствора той же кислоты ( = 1,009 г/см3). Определить С % и молярную концентрацию, если считать, что объем полученного раствора равен 8 л.

37. 2 г двухвалентного металла вытесняют 1,12 л Н2 (н.у.). Вычислить эквивалент металла и написать формулу оксида.

42. Сколько мл 30 %-го раствора HNO3 ( = 1,21 г/см3) нужно взять для приготовления 0,5 л 1 Н раствора?

62. Из мерной колбы на 150 мл, в которой находится 0,05 Н раствор Na2B4O7, взяли 25 мл раствора, затем добавили в колбу 2,5 г Na2B4O7 ·10Н2О. После чего долили до метки водой. Определить нормальность полученного раствора.

73. Определить СМ, С %, Cm, ni ,T растворенных веществ в 0,092 Н NaCl ( = 1,01 г/см3).

Задания к разделу 4

20

52

20. Составить электронную (Э) и электронно-графическую формулы элемента 39, на основании Э формулы определить период, группу и подгруппу Периодической системы, в которой находится элемент.

52. Составить электронные и электронно-графические формулы Ag, Ag+, Au3+.

Задания к разделу 5

1

31

1. Рассчитать стандартную энтальпию реакций и установить являются ли реакции экзо- или эндо-термическими: HF + U = UF4 + H2 ?

31.По термохимическим уравнениям рассчитать стандартную энтальпию образования продуктов реакции: 2PbO + 4NO2 + O2 = 2Pb(NO3)2, если тепловой эффект составляет -588 кДж?


Реферат, по выбору из методического указания к выполнению индивидуальных заданий по неорганической химии.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Адсорбционные методы защиты атмосферы от загрязнения.

  2. Антиоксиданты, химический состав, применение, польза и вред для организма человека.

  3. Бытовые моющие средства, их особенности и состав.

  4. Бытовые отбеливающие средства и химизм их воздействия.

  5. Бытовые отходы и современные способы переработки.

  6. Виды древесины для комплексной химической переработки.

  7. Виды коррозии, химизм процессов коррозии, методы защиты от коррозии.

  8. Виды современного топлива и перспективы его развития.

  9. Влияние ядовитых газов (сероводород, угарный газ, хлор) на организм человека. Способы обеззараживания.

  10. Глинозем. Применение глинозем содержащего сырья в керамической и огнеупорной промышленности.

  11. Драгоценные металлы, их природные источники, способы очистки и применение.

  12. Железо, его химические превращения и роль в организме человека.

  13. Жидкие кристаллы, их виды, состав, химические особенности и применение.

  14. Замкнутые системы водоснабжения промышленных предприятий и их роль в защите окружающей среды.

  15. Использование озона для обеззараживания воды. Состояние и перспективы производства озона.

  16. Использование радиоактивных материалов в городском хозяйстве.

  17. Использование химических и Физико-химических методов анализа при контроле качества строительных материалов.

  18. Канцерогенные вещества, их особенности и характер воздействия на человека.

  19. Кислотно-основные свойства неводных растворителей, их особенности и применение.

  20. Клеящие, гидроизоляционные и герметизирующие материалы, их использование в быту, коммунальном и городском хозяйстве.

  21. Комплексная химическая переработка древесины.

  22. Композиционные материалы (композиты), их состав, свойства и применение.

  23. Конструкционные металлы, их особенности, химическая активность и применение.

  24. Координационные соединения, их особенности области использования.

  25. Коррозионная стойкость сталей.

  26. Лакокрасочные материалы и покрытия. Их состав, свойства и применение.

  27. Лигносульфонаты и пути их использования.

  28. Марки автомобильного топлива, химический состав и экология.

  29. Металлические сплавы, используемые при производстве металлических изделий.

  30. Металлы и сплавы как основа современных конструкционных материалов.

  31. Методы подготовки воды для коммунальных нужд.

  32. Минеральные удобрения, их химический состав и характер воздействия на развитие растений.

  33. Неорганические вещества, используемые в пищевой промышленности.

  34. Неорганические вещества, применяемые в косметологии.

  35. Общие требования к химическим веществам, материалам и изделиям, применяемым в быту и коммунальном хозяйстве.

  36. Пектины, использование в качестве пищевых добавок.

  37. Переработка отходов металлов.

  38. Переработка отходов пластмасс, резины.

  39. Переработка отходов стекла и стройматериалов.

  40. Перспектива применения химических отходов в строительстве (источники сырья и технология переработки).

  41. Перспективы внедрения мембранных технологий в пищевой промышленности.

  42. Пластмассы, их применение в технике, промышленности и производстве изделий бытового назначения.

  43. Поверхностно – активные вещества. Их химический состав, строение и применение.

  44. Полимеры, применяемые при производстве строительных отделочных материалов.

  45. Применение ртути и ее производных. Способы демеркуризации.

  46. Применение серы в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

  47. Продукты переработки древесины.

  48. Промышленные красители для бумаги и тканей.

  49. Промышленные отходы растительного сырья и методы его использования.

  50. Процессы цветной и черно – белой фотографии.

  51. Радиоактивные отходы, проблемы их переработки и захоронения.

  52. Роль металлов и их химические реакции в организме человека.

  53. Современное производство серной кислоты.

  54. Современное состояние целлюлозно-бумажного производства.

  55. Современные гальванические элементы и аккумуляторы, их особенности и области использования.

  56. Современные методы исследования химического состава веществ.

  57. Современные способы защиты металлов от коррозии и их роль в защите конструкций и городских коммуникаций.

  58. Современные способы очистки бытовых и промышленных сточных вод.

  59. Современные способы производства азотной кислоты.

  60. Сравнительный баланс запасов и потребления твердых топлив, газа и нефти для производства энергии и химического сырья.

  61. Токсичные вещества: неорганические соединения, токсины, яды небелковой природы. Их состав, действие и применение.

  62. Утилизация осадков сточных вод.

  63. Физико-химические основы моющего действия моющих средств и их использование в коммунальном хозяйстве.

  64. Щелочные металлы, их роль в организме человека и химические превращения.


6.3. Промежуточная аттестация


Вопросы для подготовки к экзамену в 1 семестре.


  1. Предмет химической термодинамики и цели ее изучения. Первое начало термодинамики. Функции состояния и функции процесса. Внутренняя энергия и ее изменение в химической реакции.

  2. Закон Гесса. Следствия из закона Гесса. Термохимические уравнения. Расчет тепловых эффектов химических реакций с использованием ,298 и ,298. Примеры расчетов.

  3. Расчет тепловых эффектов фазовых превращений (плавление, кристаллизация, испарение, возгонка и т.д.) с использованием таблиц стандартных термодинамических функций. Примеры расчетов.

  4. Зависимость тепловых эффектов химических реакций от температуры (уравнение Кирхгофа). Анализ уравнения Кирхгофа в дифференциальной форме.

Рассчитать для реакции

С2Н4 + Н2О ® С2Н5ОН

  1. Второе начало термодинамики. Энтропия. Микро- и макросостояния системы. Термодинамическая вероятность системы. Расчет изменения энтропии для химической реакции. Привести примеры расчетов.

  2. Направление химического процесса. Характер изменения энергии Гиббса как критерий термодинамической возможности самопроизвольного процесса (или невозможности). Привести примеры расчетов.

  3. Константа равновесия химической реакции. Её физический смысл. Зависимость константы равновесия от температуры. Уравнение изобары (изохоры) химической реакции. Его анализ.

  4. Гомогенные и гетерогенные химические реакции. Выражения для константы равновесия.

  5. Принцип Ле-Шателье. Влияние изменения концентрации, давления и температуры на сдвиг химического равновесия. Примеры.

  6. Ионное произведение воды. Его физический смысл. Водородный показатель рН. Расчет рН для электролитов различной симметрии. Примеры.

  7. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации (a) и константа диссоциации Кдисс. – характеристики слабого электролита. Расчет a и Кдисс из измерений электропроводности. Их физический смысл.

  8. Понятие об активности раствора электролита. Физический смысл коэффициента активности. Примеры расчета активности

  9. Гидролиз. Степень и константа гидролиза. Влияние различных факторов на равновесие процесса гидролиза. Примеры.

  10. Стандартный водородный электрод. Водородная шкала потенциалов.

  11. Электроды I рода (условное обозначение, равновесная электродная реакция, выражение для потенциала). Примеры.

  12. Электроды II рода. Примеры.

  13. Электролиз. Электродные процессы при электролизе расплавов и растворов электролитов. Законы Фарадея.

  14. Методы защиты от коррозии. Примеры.

  15. Влияние температуры на скорость химической реакции. Уравнения Максвелла-Больцмана. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Энергия активации. Её физический смысл. Способы активации молекул. Энергетическая диаграмма химической реакции. Экспериментальное определение энергии активации.

  16. Понятие о катализе. Механизм действия катализатора. Гомогенный и гетерогенный катализ. Энергетическая диаграмма химической реакции без катализатора и с катализатором.

  17. Строение атома. Электронные оболочки атомов. Заряд, масса и спин электрона. Главное орбитальное, магнитное и спиновое квантовое число. Их физический смысл.

  18. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Современная формулировка периодического закона, его физический смысл. Период и группа. s-, p-, d-, f- элементы. Закономерности в изменении свойств химических элементов (величина атомного радиуса, энергия ионизации, энергия сродства к электрону). Примеры.

  19. Типы химической связи. Использование электроотрицательностей элементов для определения степени ионности связи. Примеры.

  20. Определение окислительно-восстановительной реакции. Типы окислительно-восстановительных реакций. Сравнение понятий "степень окисления" и "валентность".

  21. Метод полуреакций. Правила уравнивания окислительно-восстановительной реакции в растворе. Примеры.

  22. Определение принципиальной возможности протекания окислительно-восстановительной реакции с использованием стандартных потенциалов. Пример.


Вопросы для подготовки к зачету


  1. Металлы. Положение металлов в периодической системе. Изменение металлических свойств по периодам и группам. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Взаимодействие с неметаллами, кислотами, щелочами, водой, солями. Нахождение металлов в природе. Различные способы получения металлов, применяемые в металлургии.

  2. Галогены и их соединения. Общая характеристика подгруппы галогенов. Строение. Получение и применение галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Взаимодействие с простыми и сложными веществами. Отличительная реакционная способность фтора (взаимодействие с благородными газами).

  3. Галогеноводороды и галогеноводородные кислоты. Строение. Получение, применение. Физические и химические свойства. Соли галогеноводородных кислот.

  4. Кислородсодержащие соединения галогенов. Кислородсодержащие кислоты хлора (HClO, HClO2, HClO3, HClO4). Строение, получение. Физические и химические свойства. Соли кислородсодержащих кислот хлора. Хлорная известь. Применение.

  5. Хораты, броматы и йодаты и их свойства.

  6. Качественные реакции в лабораторном практикуме на фторид, хлорид, бромид, иодид ионы. Различие в химизме указанных ионов. Обнаружение, осаждение и химическое разделение.

  7. Подгруппа кислорода (халькогены). Общая характеристика элементов. Кислород. Нахождение в природе, получение, применение. Физические и химические свойства кислорода. Окислительные свойства кислорода.

  8. Окислительно-восстановительная двойственность пероксида водорода.

  9. Сера. Модификации серы. Получение, применение, физические и химические свойства серы (окислительные и восстановительные свойства серы).

  10. Сероводород. Получение сероводорода. Физические и химические свойства сероводорода. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сероводород и растворимые сульфиды.

  11. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Строение, получение, физические и химические свойства. Соли сернистой кислоты – сульфиты и гидросульфиты.

  12. Оксид серы (VI). Серная кислота. Строение, получение, физические и химические свойства. Взаимодействие серной кислоты с металлами. Качественная реакция на серную кислоту. Соли серной кислоты – сульфаты и гидросульфаты.

  13. Качественные реакции в лабораторном практикуме на сульфид, сульфит, сульфат и тиосульфат ионы. Обнаружение, осаждение и взаимное влияние друг на друга. Механизмы реакций.

  14. Химия хрома и марганца. Получение, особенности химических свойств. Соединения хрома (III). Оксид хрома (III). Гидролиз солей хрома.

  15. Химические и окислительно-восстановительные свойства соединений хрома (VI) на примере кислот и солей (хроматы, бихроматы).

  16. Соединения марганца на примере его разновалетных солей и оксидов. Окислительно-восстановительные свойства. Гидролиз солей марганца.

  17. Соединения марганца(VI): манганаты, их образование, термическая устойчивость, диспропорционирование в растворе.

  18. Соединения марганца(VII) – оксид, марганцовая кислота, перманганаты, кислотно-основные и окисл.-восст. свойства, продукты восстановления перманганатов при различных значениях рН.

  19. Изучение химических свойств солей хрома и марганца в лаборатории. Основные реакции.

  20. Основные реакции гидролиза солей различной природы. Оценка уровня pH. Взаимное усиление гидролиза.

  21. Типы ОВР и их особенности. (Реакции диспропорционирования, внутримолекулярного окисления-восстановления и др.)

  22. Основные окислители и восстановители. Теория гальванических элементов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Порядок расположения металлов в ряду напряжения. Составление гальванических элементов. Направление окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительные потенциалы.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература

  1. Коровин Н.В. Общая химия: Учебник для технологических направлений и специальностей вузов – М. Высшая Школа, 2006 - 557с

  2. Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия. – СПб.: Химия, 2002.

  3. Угай А.Я. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов – М.: Высшая Школа. , 2002-431с.

  4. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учебник для химико-технологических вузов- М.: Высш. Шк., 2002.-743с.


7.2 Дополнительная литература

  1. Павлов Н.Н. Общая и неорганическая химия: Учебник для технических вузов – М.: Дрофа,   2002 - 447с.

  2. Коржуков Н.Г. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие.- М.: МИСИС.: ИНФРА- М. , 2004 - 511с.

  3. Луканина Т. Л., Овчинникова Т. Т. Химический минимум. Классы неорганических соединений. Строение вещества. Растворы. (для самостоятельной работы студентов) Учебное пособие, 2010.

  4. Луканина Т. Л.,  Овчинникова Т. Т., Сигаев В.Я.,  "Общая химия" I часть. Учебное пособие. 2 – е издание, исправленное и дополненное, 2004 г.

  5. Радин М.А., Сигаев В.Я. Химия: Учеб. пособие/СПбГТУРП. – СПб., 2010. Ч. 1. – 88 с.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.adobe.com/products/acrobat/readstep2.html; http://www.radioscanner.ru/files/djvu.php. http://www.ximicat.com/video_movies.php

http://www.xumuk.ru/nekrasov/

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/

http://www.xumuk.ru/spravochnik/a.html 

http://www.chem.msu.su/rus/teaching/lehninger/welcome.html

http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/welcome.html#bases

http://www.chem.msu.su/rus/teaching/general.html

http://www.chem.msu.su/rus/teaching/zagorskii2/lesson0/v001.html


    1. Методические указания к лабораторным занятиям

  1. Овчинникова Т.Т. и др. Равновесие в растворах электролитов. Лабораторный практикум для студентов I курса. СПбГТУРП. 2010 г.

  2. Гольбрайх З.Е. Практикум по неорганической химии.– М.: 2008 г.

  3. Хомченко Г.П. Практикум по общей и неорганической химии. – М.: 2001 г.

  4. Ахметов Н.С., Азизова М.К., Бадыгина Л.И. Лабораторные и семинарские занятия по общей химии: - М.: Высш. шк., 2002. -.366с.

7.5. Задачники и практикумы

  1. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии (под ред. В.А. Рабиновича и Х.М. Рубинной).: Учебное пособие. – М.: Интеграл – пресс., 2003-240с.

  2. Лидин Р. А., Молочко В. А., Андреева Л. Л. Реакции неорганических веществ: справочник / Под ред. Р. А. Лидина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2007. — С. 281. — 637 с.

  3. Лидин Р.А., Андреева Л. Л., Молочко В. А. Константы неорганических веществ: справочник / Под ред. Р. А. Лидина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2006. — С. 126. — 685 с.

  4. Блинов Л.Н. и др. Неорганическая химия: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие. – С.Петербург, Изд-во СПбГТУ, 2001.-267с.

  5. Бомешко Е.В., Попова Н.К. Практикум по общей химии: Учебное пособие для инженерных специальностей. – Тирасполь.: Изд-во ПГУ,2006.78 с.

  6. Гузей Л.С. и др. Практикум по общей и неорганической химии: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2000.-112с.



7.6. Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы



  1. Михайлова И.С., Луканина Т.Л., Хотемлянская Д.Л., Павлова Н.В. Химия. Индивидуальные задания для студентов 1 курса нехимических специальностей. Учебно-методическое пособие, СПбГТУРП.- СПб, 2007.

  2. Луканина Т.Л., Михайлова И.С. Неорганическая химия: методические указания к выполнению индивидуального задания. ГОУВПО СПбГТУРП. - СПб., 2010. – 15с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Для выполнения лабораторных работ кафедра оснащена специальным оборудованием, реактивами, методическими указаниями по выполнению лабораторных работ.





Похожие:

Н. Н. Гладышев 2011 г iconРабочая программа по дисциплине «История»
Спо, 260502 «Технология продукции общественного питания» технического профиля, примерной программы по дисциплине авторы: Гладышев...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconДиректор школы Шумова Е. В
ФЗ, от 22. 12. 2008 n 269-фз, от 28. 04. 2009 n 72-фз, от 24. 07. 2009 n 213-фз, от 09. 12. 2010 n 351-фз, от 01. 07. 2011 n 169-фз,...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconПостановление От 15. 08. 2011 №562 р п. Ольховатка о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества
Сош от 04. 08. 2011 №б/н, моу ольховатская сош от 03. 08. 2011 №б/н, моу назаровская оош от 04. 08. 2011 №б/н, моу шапошниковская...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconАнализ воспитательной работы методиста рмк бурабаевой О. В. За 2011-2012 учебный год
Правительства РФ от 07. 02. 2011 №61, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconПубличный доклад
Республики Адыгея от 02. 02. 2011 г. №473, письмом Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп»...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconЗарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2011 г. Регистрационный n 22303
Дата первой официальной публикации: 21 ноября 2011 г. Опубликовано: в "РГ" Федеральный выпуск №5637 21 ноября 2011 г. Вступает в...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconДокументи
1. /2011/Опись 2011.doc
2. /2011/Пост 649...

Н. Н. Гладышев 2011 г iconЗарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный n 19676
Дата первой официальной публикации: 16 февраля 2011 г. Опубликовано: в "РГ" Федеральный выпуск №5408 16 февраля 2011 г. Вступает...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconПриказ 09. 09. 2011 №436-д о награждении по итогам летней оздоровительной кампании 2011 года
За исполнение на высоком организационном уровне приказа управления образования от 26. 04. 2011 года №211-д «Об обеспечении отдыха,...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconПротокол №5 от 15 июня 2011 г. В. А. Додонов 15 июня 2011 г
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Председателем Правительством Российской...
Н. Н. Гладышев 2011 г iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Протокол № Гололобова И. М. Елецкий П. от 2011 г от 2011 г. Приказ № от 2011 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы