|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Информатика» для 3-4 классов на 2011/2012 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению Программу разработала: С.А. Снегирев МОУ «СОШ №10» Мурманская область, г. Кировск Пояснительная записка Рабочая программа по информационно- коммуникационным технологиям для 3-4 класса составлена на основе примерной программы по информатики и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Информатика» 3,4 класс Семенова А.Л. «Информатика» рассчитан на обучение в течение трёх лет в объёме 34 ч в год и не обязательно связан с компьютером. В то же время при использовании специально разработанной практической части «Информационные технологии» работа с курсом потребует 68 ч в год Учебно-методический комплект для 3,4 класса состоит из учебника-тетради (две части), тетради проектов и книги для учителя. Курс "Информатика" для начальной школы интегрирует теоретическую информатику, социальную информатику и информационные технологии, дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки, которые могут (и должны) немедленно использоваться учащимися при изучении различных предметов. Цели обучения информатике в 3-4 классах могут быть определены следующим образом: ■ формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; ■ пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; ■ развитие творческих и познавательных способностей учащихся. В основу курса информатики для 3-4 классов положены такие принципы, как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 5-6 классах. 2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержащие фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Имеют место упрощение, адаптация набора понятий для школьников. 3. Ориентированность на практику, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиск нужной информации, инструментирование всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. 4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. 5. Принцип развивающего обучения .Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме - залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Задача современной школы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы. Программа курса рассчитана на преподавание информатики 3-4 классах - 68 учебных часов (1 час в 3-ом классе и 1 час в неделю в 4-ом классе). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание программы Раскрась как хочешь (1 ч). Рассматриваем, как разные дети выполнили задание «Раскрась картинку как хочешь». Правило раскрашивания. Цвет (1 ч). Договариваемся о том, как мы будем раскрашивать картинки в наших тетрадях. Договариваемся о том, какими цветами мы будем работать: это красный, синий, зелёный, жёлтый и чёрный. Области (1 ч). Договариваемся о том, что такое область картинки. Одинаковые (такая же). Разные (1 ч). Договариваемся о том, какие фигурки у нас будут одинаковыми, а какие — разными. Обведи. Соедини (1 ч). Договариваемся о том, как надо обводить — как обвести одну фигурку и как обвести две фигурки. Договариваемся о том как нано соединять две фигурки. Бусины (1 ч). Узнаём, с какими бусинами мы будем работать, договариваемся о том, что бусины у нас будут только круглые, квадратные и треугольные. Одинаковые бусины. Разные бусины (1 ч). Договариваемся о том, какие бусины у нас буду одинаковыми а какие — разными Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно (1 ч). Договариваемся о том, что такое окно, что значит нарисовать в окне, а также что такое лист вырезания и что значит вырезать и наклеить в окно. Все, каждый (1 ч). Узнаем, что значат слова «все» и «каждый». Буквы и цифры (1 ч). Повторяем все буквы русского и латинского алфавитов, а также все цифры. Цепочка (1 ч). Узнаём, что такое цепочка. Узнаем, что цепочки можно строить из бусин, букв, цифр и фигурок. Договариваемся о том, как мы обозначаем начало и конец цепочки. Узнаём, что кую бусину в цепочке мы будем называть первой и какие — второй, третьей, четвёртой пятой, последней и предпоследней. Сколько всего областей (1 ч). Договариваемся о том, как мы будем подсчитывать, сколько всего областей в картинке. Истинные и ложные утверждения (1 ч). Узнаём, что бывают утверждения, истинные для нашей цепочки, бывают утверждения, ложные для нашей цепочки, а также бывают утверждения, о которых неизвестно, истинные он или ложные для нашей цепочки. Договариваемся, что вместо слов «истинно», «ложно», «не известно» мы будем вписывать буквы И, Л, Н в специальные окна рядом с утверждениями Есть — нет (1 ч). Узнаём, что о цепочке можно сказать, что какая-то фигурка в ней есть и какой-1 фигурки в ней нет, а также что в цепочке есть две одинаковые фигурки. Одинаковые цепочки. Разные цепочки (1 ч). Рассматриваем примеры одинаковых цепочек и примеры разных цепочек. Бусины в цепочке (1 ч). Договариваемся о том какую бусину мы будем называть следующей и какую — предыдущей. Договариваемся о том, что отсчитывать бусины мы можем и с конца цепочки: первая с конца, вторая с конца и так далее. Алфавитная цепочка. Слово (1 ч). Договариваемся о том, какую цепочку мы будем называть алфавитной цепочкой и что такое алфавитная линейка. Договариваемся, что любую цепочку букв мы будем называть словом и что теперь цепочки букв можно записывать проще, оставляя только буквы. Раньше — позже (1 ч). Договариваемся о том, что значит, что одна бусина идёт раньше или позже другой бусины в цепочке. Имена (1 ч). Договариваемся о том, что будем давать имена цепочкам, фигуркам и другим объектам. Если бусина не одна (1 ч). Узнаём, что утверждение может быть бессмысленным для цепочки, если в ней есть несколько экземпляров бусин, о которых идёт речь в утверждении. Если бусины нет (1 ч). Узнаём, что утверждение может быть бессмысленным для цепочки, если в ней нет бусины, о которой идёт речь в утверждении. Словарь (1 ч). Договариваемся о том, что для решения следующих задач учебника мы будем пользоваться Словарём. Бусины в цепочке (1 ч). Договариваемся о том, что бусины в цепочке можно отсчитывать не только от начала или конца цепочки, но и от любой бусины самой цепочки. Мешок (1 ч). Узнаём, что такое мешок — мешок фигурок, мешок букв и цифр и мешок бусин. Узнаём также, что мешки бывают пустыми. Одинаковые и разные мешки. (1 ч). Договариваемся, какие два мешка мы будем считать одинаковыми, а какие — разными. Мешок бусин цепочки (1 ч). Узнаём, что если ссыпать все бусины какой-нибудь цепочки в один мешок, то получится мешок бусин этой цепочки. Точно так же, если ссыпать все буквы какого-либо слова в мешок, то получится мешок букв этого слова. Таблица для мешка (1 ч). Узнаём, как заполнять таблицу для мешка: для этого нужно отмечать каждую бусину в мешке и помечать крестиком следующую клетку под этой бусиной в рабочей таблице. Затем нужно сосчитать, сколько отмеченных клеток получилось под каждой бусиной в рабочей таблице, и заполнить таблицу для мешка. Повторение. (1 ч). Повторение предыдущего материала. Путь дерева (1 ч). Узнаём, что путь - это такая цепочка бусин дерева, в которой первая бусина - корневая бусина дерева, вторая бусина - одна из следующих после этой корневой, третья - одна из следующих в дереве после второй и так далее. Последняя бусина такой цепочки - это лист дерева. Все пути дерева (1 ч). Узнаём, что для того, чтобы построить все пути дерева, нужно построить для каждого листа этого дерева ведущий к нему путь Робот. Конструкция повторения (1 ч). Узнаём, что если программа для Робота содержит повторяющиеся части, то такую программу можно записать кратко, используя конструкцию повторения. Конструкция повторения всегда обведена синим и является одной бусиной в цепочке-программе. Цепочка мешков. Раскрытие цепочки мешков (1 ч). Узнаём, что из мешков можно составить цепочку мешков. Знакомимся с операцией раскрытия цепочки мешков - действием, при котором из цепочки мешков получается мешок цепочек. Обозначаем это действие специальным знаком 0. Обращаем внимание, что если в цепочке мешков один из мешков пустой, то при раскрытии такой цепочки получается пустой мешок. Дерево раскрытия цепочки мешков (1 ч). Узнаём, что построение дерева может помочь нам при раскрытии цепочки мешков - это позволит не запутаться или не упустить часть решения. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Книга для учителя информатики 4 класс / Семенов А.Л.- М: просвещение, 2007 2. Книга для учителя информатики 3 класс / Семенов А.Л.- М: просвещение, 2007 3. Учебник для общеобразовательных учреждений «Информатика» 4 класс/ Семенов А.Л.- М: просвещение, 2010 4. Информатика : тетр. проектов для 4 кл. нач. шк. / А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко. — 2-е изд. — М. : Просвещение : Ин-т новых технологий, 2005. — 32 с. : ил. — ISBN 5-09-013932-6. |
![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 5-6 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов | ![]() | Рабочая программа по курсу "Теория компиляции." ( наименование дисциплины по учебному плану ) Рабочая программа составлена на основании Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки... |
![]() | Рабочая программа по курсу "Формальные языки и алгоритмы." ( наименование дисциплины по учебному плану ) Рабочая программа составлена на основании Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки... | ![]() | Рабочая программа по курсу "Дискретная математика" ( наименование дисциплины по учебному плану ) Рабочая программа составлена на основании Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки... |
![]() | Рабочая программа по информатике 2 класс на 2012-2013 учебный год Учителя начальных классов Рабочая программа учебного предмета "Информатика и икт" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4... | ![]() | Рабочая программа по курсу «Физическая культура» 2 класс, 4 класс учителя начальных классов 2 квалификационной категории Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Рабочая программа курса разработана на основе авторской «Комплексной... |
![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Химия» Базовый уровень Программа Минченков Е. Е. Зазнобина Л. С Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений... | ![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» (письму), 1 класс, учитель Петухова И. А. Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык», 1 класс, учитель Петухова И. А Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» (письму), 1 класс, учитель Петухова И. А |
![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Физика» 7-9 класс Базовый уровень Программа Громова С. В. Родиной Н. А Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» «Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Часть» (Москва, «Просвещение», 2008 г.) в соответствии с требованиями... |
![]() | Программа по учебному курсу «Литература» 5,6,8, 9 классы на 2012-2013 учебный год. Базовый уровень Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... |