|
Тема проекта: «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО» Краткое обоснование актуальности и необходимости инновационного проекта Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несет в себе приоритет воспитания в человеке различных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как ребенку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным. В учебном плане начального общего образования отмечено, что формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации начальной образовательной программы определяет образовательное учреждение. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Общая стратегическая цель Создание модели по организации внеурочной деятельности начальной ступени общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения, возможность ее трансформации в учебно-воспитательный процесс других общеобразовательных школ. Проблема: На первой ступени современные дети характеризуются недостаточным уровнем коммуникативно-личностной готовности к обучению. Учителя отмечают, что это осложняет процесс адаптации, усвоения знаний и в итоге отрицательно влияет на успешность обучения и формирование вышеизложенных компетенций. Необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы и внеурочная деятельность реализовывалась в условиях «Школы полного дня». Актуальность: Проблема развития учащихся и организация внеурочной деятельности по предмету остроактуальна. В школу всё чаще приходят “недоигранные” дети, а если ребёнок мало играл, то он обладает скудным опытом установления контактов со сверстниками, имеет низкий уровень регуляции и контроля собственного поведения. Возникшая ситуация требует организации целенаправленной работы по созданию школы полного дня на первой ступени обучения. Наша точка зрения заключается в том, что в образовательном процессе должны быть созданы условия как для развития личности младших школьников, так и для его успешной адаптации. Поэтому мы поставили цель. Конкретная цель проекта Разработка и апробация в школе программы организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Задачи - изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС НОО нового поколения; - отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями; - проанализировать подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию ее реализации в образовательном учреждении; - разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как «Школы полного дня»; - определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе; - разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности; - эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал. Объект исследования Процесс организации и проведения внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Предмет исследования Механизмы и принципы системного, личностно-ориентированного подходов к организации внеурочной деятельности младших школьников. Ожидаемые продукты (перечень), результаты (перечень). Продукты: 1. Проект внедрения модели организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов 2. Программа внеурочной деятельности первой ступени общего образования 3. Локальные акты по организации внеурочной деятельности первой ступени общего образования Результаты: 1. Изменения в учебно-воспитательной системе школы 2. Выявление и поддержка одаренных детей 3. Повышение качества образования обучающихся 1-4 классов 4. Развитие способностей детей с ограниченными возможностями в обучении 5.Снижение процента травматизма и правонарушений, снижение заболеваемости среди несовершеннолетних 6. Расширение сети социального партнерства Участники проекта:
Правовое обеспечение проекта:
Срок, на который рассчитан проект. Срок реализации проекта 2011-2016 гг. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня наименований промежуточной и конечной продукции (планируемые результаты)
Риски и пути их преодоления Среди основных факторов, способных повлиять на реализацию проекта можно выделить следующие:
Кадровое обеспечение проекта Школа обладает достаточными кадровыми ресурсами для реализации проекта: 84% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории; 100% педагогов прошли КПК по внедрению ФГОС второго поколения. Учреждение тесно сотрудничает с Станцией юннатов, СЮТуром, ДЮСШ и др., со специалистами которых совместно проводятся занятия и внеклассные мероприятия. Ресурсное обеспечение проекта Для реализации проекта и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в школе имеются необходимые условия. Школа располагается в типовом учебном здании, соответствующем пожарным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам, имеет оборудованные кабинеты, электронную библиотеку. В кабинете информатики имеются 10 компьютеров, мультимедийный проектор, экран. 14 кабинетов подключены к сети Интернет, имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, наглядные пособия по предметам, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу. Для организации внеурочной деятельности школа использует актовый зал, гимнастический и спортивный залы, спортивные площадки школы. Участники проекта творческая группа в составе: - Шавкунова Юлия Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; - Сыропятова Антонина Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; - Гордеева Надежда Александровна, учитель начальных классов; - Саитова Лилия Нафисовна, инженер по информатизации, ответственный за информационное обеспечение. Руководитель проекта: Иглина Татьяна Валентиновна, директор школы Этапы реализации: 1. Поисковый этап Цель: определить тему и сформировать цель проекта. Содержание деятельности: поиск темы проекта, формулировка противоречий и проблемы, определение целей проекта. Результат: определена тема и сформулирована цель проекта. 2. Аналитический этап Цель: проанализировать имеющуюся и необходимую информацию и определить шаги по реализации проекта. Содержание деятельности: определение каждым участником проекта своей роли и места в его реализации. Результат: коллективный и индивидуальный план действий. 3. Практический этап Цель: реализовать проект. Содержание деятельности: выполнение всех этапов работы. Результат: создание учителями образовательного продукта. 4. Презентационный этап Цель: представить созданный учителями образовательный продукт. Содержание деятельности: определение содержания и формы презентации своего продукта. Результат: презентация созданного образовательного продукта. 5. Контрольный этап Цель: определить степень своего участия в проекте. Содержание деятельности: выявление достижений и проблем в ходе разработки и реализации проекта. Промежуточный результат:
Организации-партнеры (возможные соисполнители) с указание их функций. - ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» (методическое сопровождение реализации проекта) - Станция юных натуралистов (проведение занятий с обучающимися) - Клуб «Дружба» (проведение занятий с обучающимися) - Управление образования (организация летнего отдыха школьников) Предложения по распространению и внедрению результатов проекта Продукты данного проекта могут быть собраны в методическом сборнике для ОУ города, района, территории (пополнят банк передового педагогического опыта). Также все материалы, разработанныешколой, будут размещены на страничке ресурсного центра ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», на Интернет-сайте МБОУ СОШ 2 для всех заинтересованных лиц. Механизм самооценки (описание системы мониторинга качества с перечнем используемых показателей) Показатели и параметры оценки реализации проекта: - лист самооценки рабочей группы педагогов, реализующей проект (потенциал и достигнутые результаты); - мониторинг условий, обеспечивающих реализацию проекта; - входящее, промежуточное и итоговое тестирование обучающихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей; - анкетирование удовлетворенности обучающихся приобретенными УУД; - ежечетвертной мониторинг достижений обучающихся; - тематические листы-вкладыши в портфолио учеников; - анкета-опросник для родителей по удовлетворенности оказанными услугами. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
программа младшего школьника. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности Механизмы интеграции:
|