8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка icon

8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка



Название8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка
страница1/2
Дата конвертации09.07.2013
Размер454.53 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2
1. /Основная образовательная программа начального общего образования/0. содержание.docx
2. /Основная образовательная программа начального общего образования/1. Пояснительная записка.docx
3. /Основная образовательная программа начального общего образования/10. Используемые понятия, обозначения, сокращениятермины.docx
4. /Основная образовательная программа начального общего образования/2. Планируемые результаты программы.docx
5. /Основная образовательная программа начального общего образования/3. Учебный план.docx
6. /Основная образовательная программа начального общего образования/4. Ууд.docx
7. /Основная образовательная программа начального общего образования/5. Программы предметов.docx
8. /Основная образовательная программа начального общего образования/6. Программа духовно-нравственного развития.docx
9. /Основная образовательная программа начального общего образования/7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.docx
10. /Основная образовательная программа начального общего образования/8. Система оценки, портфель, измерительные материалы.docx
11. /Основная образовательная программа начального общего образования/9. Программа коррекционной работы.docx
Пояснительная записка. 3стр
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Лицей №8» (далее программа)
9. используемые понятия, обозначения и сокращения базовые национальные ценности
2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
3. учебный план моу «Лицей №8» начальное образование
Программа формирования универсальных учебных действий
5. программы отдельных учебных предметов, курсов общие положения
6. духовно-нравственное развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
7. программа формирования
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка
Программа коррекционной работы пояснительная записка

8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

- оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования;

- оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

  • «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).


Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

  • моральноэтическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоциональноположительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

·характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

·определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

·систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

·способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

·умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

·умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

·способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

·умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект

оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя в том, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребёнка.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — систему предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий), которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступени начального общего образования к опорной системе знаний отнесён понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально не

обходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе — причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами—с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Поэтому, в частности, различен и вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и формирование регулятивных учебных действий.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

К предметным действиям следует отнести также действия, присущие главным образом только конкретному предмету, овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.


ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории учащихся.

Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

·поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

·поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

·формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов.

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

·Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

·по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

·по математике — математические диктанты, оформленные результаты миниисследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

·по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.;

·по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

·по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

·по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной)

и досуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

·речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

·коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Четвертная оценка

- выражается в словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данной четверти;

- главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем;

- оценку-характеристику на каждого ученика в конце четверти учитель записывать не должен. Иначе это приведёт к перегрузкам и снижению эффективности учительского труда. Четвертная оценка-характеристика может быть сделана при необходимости в любой момент на основании отметок ученика за различные умения в Таблице результатов (или выдаваться автоматически, если Таблицы результатов ведутся в электронном виде).

Пример четвертной оценки-характеристики: «За четверть (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми – какими именно). Из них на необходимом уровне - частично - __, полностью - ___, на программном уровне - частично -____, полностью - ____, на максимальном уровне - _____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением _________».

Четвертная отметка

- высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;

- для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

- среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным либо в официальный журнал (при минимальном варианте использования системы оценивания), либо в Таблицу результатов, если учитель выставляет туда все отметки – и за контрольные работы, и за текущие ответы.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

·даются психологопедагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:

·о результатах выполнения итоговых работ по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;

·о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения начального образования осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:

·результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

·условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

·особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.


 

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ

            Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

           При этом итоговые проверочные работы проводятся в рамках регламентированных процедур по двум основным предметным областям (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и  «Программа формирования универсальных учебных действий»).

          Целью итоговых проверочных работ по математике и русскому языку является оценка способности выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами математики и русского языка.

           Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных (общеучебных, логических, постановки и решения проблем), коммуникативных (например, умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и регулятивных (например, действие контроля и оценки во

внутреннем плане) на межпредметной основе.

         Содержание итоговой оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме. Поэтому до начала разработки инструментария (отдельных заданий и проверочных работ) необходимо конкретизировать планируемые результаты, представить их в форме, обеспечивающей возможность создания стандартизированных

средств измерения. Такая процедура называется операционализацией.  В процессе данной процедуры каждый планируемый результат уточняется с ориентацией на «достижимость» и «измеряемость», т. е. указываются все умения и элементы знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить в рамках используемых оценочных процедур на разных уровнях их освоения. Таким образом, в

процессе операционализации уточняется содержание и критериальная база оценки.

         Целесообразно ввести следующие два уровня достижения планируемых результатов: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).

         Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач (как правило, знакомых и освоенных в процессе обучения). Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.

         Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

              В качестве примера операционализации приведем один из

планируемых результатов по математике: «Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи».

        Данный планируемый результат разделен на два (были уточнены умения, характеризующие достижение данного планируемого результата) и для каждого элемента разработаны задания на базовом и повышенном уровнях. В этом примере приводятся задания только к первому элементу планируемого результата.

                         Пример

     Планируемый результат: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

     Умения,  характеризующие достижение этого результата:

• проверять правильность хода решения задачи;

• анализировать ответ к задаче с точки зрения его реальности.

     Примеры заданий

     Умение: проверять правильность хода решения задачи.

     Задание базового уровня

Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трех братьев

взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось? Выбери верное выражение для решения задачи. Обведи номер ответа.

1) 30 – 4;                 2) 30 – 4 x 3;

3) 30 – (3 + 4);        4) (30 – 4) x3.

Ответ: 2) 30 – 4 x 3

        Задание  повышенного  уровня

В магазин привезли 12 мешков с рисом и 4 мешка с пшеном. Сколько килограммов крупы привезли в магазин, если мешок с рисом весит 10 кг, а мешок с пшеном — 15 кг?

С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи? Обведи номер ответа.

1) (12 + 4) x 10 x15;             2) 15 x 4+12 x 10;

3) 10 x 12+15x 4;                  4) 15 x 12+10 x 4.

Ответ: 3) 10 x 12 + 15 x 4

      

         Для оценки достижения планируемых результатов используются  задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:

       - по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

        - по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

        -  по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

       – по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.

         В данном случае предлагается  оценивать сформированность умения

«проверять правильность хода решения задачи» заданиями с выбором ответа. Такие задания обладают свойством не только оценить способность ученика дать правильный ответ, т. е. продемонстрировать свои знания и умения, но и осуществить диагностику в случае ошибочного ответа, т. е. понять, какую ошибку сделал ученик. Использование профессионально разработанных заданий с выбором ответа с учетом типичных ошибок учащихся позволяет эффективно осуществлять обратную связь, т. е. на основе полученных результатов в процессе оценки принимать решения об индивидуальной помощи отдельным учащимся.

        Задания с кратким ответом, в которых ответ может быть представлен в виде чисел или отдельных слов, линий или простых рисунков, в основном предназначены для оценки способности учащихся дать правильный ответ. В данном случае не оценивается, как ученик получил этот ответ, каков ход его мыслей или какой способ решения — важен правильный результат.

         Для оценки процесса выполнения задания, умения объяснить или обосновать полученный результат, выразить свое мнение в связи с представленной проблемой или для оценки других продуктивных или творческих умений, используются  задания с развернутым ответом. Эти задания делятся на две группы:

        – задания с ограниченным развернутым ответом, при выполнении которых ученик дает ответ на поставленный вопрос в рамках ожидаемого образца, например, объясняет природное явление, используя при этом изученный материал,       а также

       – сочинение (эссе), в ходе выполнения которого учащийся творчески высказывается в связи с поднятой проблемой.

         Эти две группы заданий в основном отличаются критериями оценивания. Для первой группы можно описать ожидаемый ответ ученика, указав, какие знания и умения он должен продемонстрировать в ответе, для второй группы можно только задать общие рамки ответа, например, оценить, раскрыта ли проблема, высказано ли собственное мнение и аргументировано ли оно. Очень трудно заранее описать ход мысли ученика

или содержание аргументов, взятых учеником из своей жизни

или прочитанных им книг.

 

             Форма представления критериев оценки достижения планируемых результатов может быть различной. Она зависит от того, какой результат оценивается; как проводится итоговая оценка; какой тип заданий используется в итоговой работе; а также от того, с какой целью эти критерии используются. Например, чтобы объяснить учителям или родителям, как оценивается данный результат, можно привести образец ответа и комментарии к нему. А в итоговой проверочной работе для удобства проверяющих целесообразно кратко представить верные ответы в виде таблицы, а критерии оценки привести в отдельном документе, дополнив их специальными рекомендациями.

         При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике). Однако это справедливо не для всех заданий. В ряде случаев вывод о достижении планируемого результата может быть сделан только, если ребенок   неоднократно применяет оцениваемый алгоритм, правило и т.д.     к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных). В этом случаев критерии необходимо указать, сколько раз ребенок должен правильно применить оцениваемый алгоритм или правило. Поэтому в заданиях по русскому языку, как правило, дается не одно слово, а набор специально подобранных слов или словосочетаний. Планируемый результат считается достигнутым, если проверяемая орфограмма или правило правильно используется более чем в 65% представленных случаев.

          К  заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев:  аналитический,  при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный,  при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности. В зависимости

от особенностей планируемых результатов в отдельных случаях в критериях даются ограничения, например, приводится комментарий о том, что запись пояснений необязательна.

           

          В соответствии с требованиями теории и практики педагогических измерений оценочные процедуры, на основе результатов которых принимаются важные решения (в нашем случае — о переводе выпускника начальной школы в основную школу) должны обладать высокой степенью объективности, которая проявляется через две основные характеристики: валидность и надежность инструментария и процедур оценки.

     Под  валидностью итоговой оценки понимается соответствие содержания оценки планируемым результатам. Валидность измерителей и оценочных процедур подразумевает полноту охвата всех планируемых результатов и адекватность оценки их достижения. Это требует комплексного подхода, т.е. включения различных форм и способов оценки.

        Надежность итоговой оценки должна обеспечиваться за счет профессиональной разработки инструментария, включая экспериментальную проверку отдельных заданий и работы в целом, критериев и шкал оценивания, а также соблюдения всех требований стандартизации оценочных процедур.

       Разработка инструментария для итоговой оценки включает  следующие этапы:

      – планирование итоговой работы;

      – разработка заданий;

      – конструирование проверочной работы;

      – разработка рекомендаций по оценке заданий и работы  в целом;

     – подготовка инструкций по проведению работы.

Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий освоения учебного материала задается в зависимости от типа используемых заданий, возможной ошибки измерения, а также срока действия стандарта.

Принятый в практике педагогических измерений минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65 % от максимального балла, который можно получить за выполнение всей работы. Если проверочная работа содержит задания только с выбором ответа, то критерий освоения составляет 65 %. Если в проверочной работе используются задания только со свободным ответом (кратким или развернутым), то критерий освоения составляет 50 % при условии, что стандарт (планируемые результаты) введен и обеспечено его освоение в учебном процессе.

        Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета на базовом уровне.

       Выполнение заданий повышенного уровня может оцениваться разным числом баллов в зависимости от полноты и правильности представленного ответа. Критерий освоения учебного материала на повышенном уровне задается также в зависимости от типа используемых заданий, возможной ошибки  измерения, а также срока введения стандарта. Главным основанием при определении критерия достижения повышенного уровня является установление такого балла, при котором ученик  явно может продемонстрировать способность выполнять задания повышенного уровня.

         Для повышенного уровня можно использовать тот же критерий, как и для базового уровня: 50—65 % от максимального балла, но за выполнение заданий повышенного уровня. Однако это возможно только при условии, что стандарт (планируемые результаты) введен и обеспечено его освоение в учебном процессе.

        Можно считать, что учащийся продемонстрировал способность применять знания для решения учебных и практических задач повышенного уровня сложности, если он набрал не менее установленного минимального критерия за выполнение заданий базового уровня и при этом набрал не менее установленного числа баллов за выполнение заданий повышенного

уровня сложности.

       В этом случае делается вывод об овладении опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, т. е. на повышенном уровне.

    

Математика

ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

        Оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по математике имеет ряд особенностей, отличающих ее как от традиционных форм текущего, тематического и итогового контроля, так и от оценки математической подготовки в соответствии со стандартом 2004 г.

       Главное отличие состоит в том, что оценке подлежат только те знания и умения, которые в полной мере отвечают планируемым результатам, т. е. являются итоговыми по завершении начальной школы. В связи с этим в итоговую проверку не включаются как самостоятельные элементы такие знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений и, соответственно, контролируются либо в текущей и тематической проверке, либо, опосредованно, при проверке комплексных умений в итоговой работе.

       Содержание итоговой оценки достижения планируемых результатов по математике в равной мере распределено между основными блоками содержания, т. е. ни одному из блоков не уделяется особого внимания. При таком подходе обеспечивается полнота охвата различных разделов курса, возможность выявить темы, вызывающие наибольшую и наименьшую трудность в усвоении младшими школьниками, а также установить

типичные ошибки учащихся и тем самым выявить существующие методические проблемы организации изучения материала различных разделов курса.

      Особое внимание уделяется оценке умения осознанно работать с условием задачи. Задания итоговой работы формулируются в виде текстовых задач, в которых описывается учебная или практическая ситуация. Выбранная форма заданий отражает направленность стандарта на формирование обобщенных способов действий, позволяющих учащимся успешно решать не только учебные задачи, но и задачи, приближенные

к реальным жизненным ситуациям.

       Согласно принятому подходу к итоговой оценке подготовки выпускников невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Содержание выполненных заданий базового и повышенного уровня позволяет установить возможности ученика и перспективы его математического развития.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1   2




Похожие:

8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка
Анируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconИзменения и дополнения в основную образовательную программу начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №2 с. Толбазы мр аургазинский район Республики Башкортостан
П ноо : Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка icon7. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
8. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы