7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина icon

7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина



Название7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина
Дата конвертации18.05.2013
Размер103.16 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Литература/Литература вопросы/литература 2012.doc
2. /Литература/Литература ключи/Документ Microsoft Word.doc
3. /Литература/Литература ключи/Ключи по литературе.docx
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина
Кому: Рассылка
Рейтинговую таблицу необходимо отправить строго

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по литературе за 2012-2013 учебный год

7 класс

Интерпретация поэтического текста

К.М. Симонов


РОДИНА

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,


Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.


Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.


Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по литературе за 2012-2013 учебный год

8 класс


Комплексный анализ художественного текста.

Напишите отзыв о рассказе М. М. Пришвина «Еж».


ЕЖ

Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

- А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много. Я слышал - ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.

Так положил я этот комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрел на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ежик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе, наконец, место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажег лампу, и - здравствуйте! - ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачно. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были, как стволы деревьев, и, наверное, очень нравились ежику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу - какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажег свечку и только заметил, как ежик мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посреди комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ежику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда, и оказалось, правда: в скором времени еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу - луну.

Я подпустил облака и спрашиваю:

- Что тебе еще надо?

Ежик не испугался.

- Пить хочешь?

Я встал. Ежик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает.

- Ну, иди, иди... - говорю. - Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...

Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется - и я двину, да так и сошлись.

- Пей, - говорю окончательно.

Он и залакал.

А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю:

- Хороший ты малый, хороший!

Напился еж, я говорю:

- Давай спать.

Лег и задул свечу. Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу - и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит - на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас, я как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко - выпьет, то булочки дам – съест.


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по литературе за 2012-2013 учебный год

9 КЛАСС

Интерпретация поэтического текста

Дайте сопоставительный анализ предложенных текстов.

А. С. Пушкин


МУЗА

В младенчестве моем она меня любила

И семиствольную цевницу мне вручила.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка

По звонким скважинам пустого тростника,

Уже наигрывал я слабыми перстами

И гимны важные, внушенные богами,

И песни мирные фригийских пастухов.

С утра до вечера в немой тени дубов

Прилежно я внимал урокам девы тайной;

И, радуя меня наградою случайной,

Откинув локоны от милого чела,

Сама из рук моих свирель она брала.

Тростник был оживлен божественным дыханьем

И сердце наполнял святым очарованьем.

(1821)


Е. Баратынский

МУЗА

Не ослеплен я музою моею:

Красавицей ее не назовут,

И юноши, узрев ее, за нею

Влюбленною толпой не побегут.

Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором

Ни склонности у ней, ни дара нет;

Но поражен бывает мельком свет

Ее лица необщим выраженьем,

Ее речей спокойной простотой;

И он, скорей чем едким осужденьем,

Ее постиг небрежной похвалой.

(1829)

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по литературе за 2012-2013 учебный год

10 класс.

Комплексный анализ художественного текста.

Напишите отзыв о миниатюре И.С. Тургенева «Деревня» (из цикла «Senilia»).


СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

Из цикла «SENILIA»

ДЕРЕВНЯ


Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия -родной край.

Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем -не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь... воздух - молоко парное!

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смир­но повиливая хвостами.

И дымком-то пахнет, и травой - и дегтем маленько - и ма­ленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тя­желый, но приятный дух.

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов го­ловастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вда­ли, на конце-крае земли и неба - синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага - по одной стороне опрятные амбарчики, кле­тушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами раду­ги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой из­бой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки сверну­лись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими поро­гами прохладно темнеют сени.

Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне, кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще не­много посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!

Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохла­тые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок ба­рахтается в спутанных былинках.

Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, - зубоскалят.

Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.

Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца... Ведро дрожит и качается на веревке, роняя длинные огнистые капли.

Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой паневе, в новых котах.

Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой ху­дой шеи; седая голова повязана желтым платком с красными кра­пинками; низко навис он над потускневшими глазами.

Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается все морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка... а и теперь еще видать: красавица была в свое время!

Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она гор­шок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть еще теплого хлеба. «Ку­шай, мол, на здоровье, заезжий гость!»

Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертый теленок.

- Ай да овес! - слышится голос моего кучера.

О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!

И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Со­фии в Царь-Граде и все, чего так добиваемся мы, городские люди?

Февраль, 1878


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по литературе за 2012-2013 учебный год

11 класс

Интерпретация поэтического текста

Дайте интерпретацию лирическому произведению.


Е. А. Евтушенко

***

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее.


А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.


У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.


И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.


Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!


Таков закон безжалостной игры,

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?


Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.


Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать...




Похожие:

7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconКонспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало
Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconТема: Ф. И. I ют чей но и философ, человек. Обучение анализ поэтического текста

7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconДокументи
1. /Лотман Ю.М. - Анализ поэтического текста.doc
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconДокументи
1. /АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.docx
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconАнализ поэтического текста
Михаил Грозовский – современный поэт, автор поэтических сборников “За все плати душою, брат”, “Я встретил хороших людей”, “Стая белых...
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconЛотман Ю. М. Анализ поэтического текста
Зная заранее, чего в этой книге не следует искать, читатель избавит себя от разочарований и сэкономит время для чтения исследований,...
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconУчастники: с 4 – 10 класс Продолжительность праздника
В 2: Родина произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. А вообще – Родина-...
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconСочинение Россия -наша Родина
Что такое Родина? Родина –это наш родной край. В котором мы живем и для всех нас это любимое место
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconУрок литературы в 9 классе по теме: Мир природы и мир человека в поэзии Н. Заболоцкого
Цели: выявить особенности поэтики писателя, познакомить с тематикой и проблематикой стихотворений Заболоцкого, обучать интерпретации...
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconГиа 9 класс В15. Основные принципы создания текста в текстовом редакторе
Даны два фрагмента текста из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства...
7 класс Интерпретация поэтического текста К. М. Симонов родина iconКлассный час «На войне детей не бывает». 4 класс. Учитель: Конохова Н. В
Россия! Родина! Матушка Россия! Она, как мать, защищает и бережёт нас от врагов, зла. Родина у человека, как и мать, одна
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы