Индивидуализация и дифференциация обучения icon

Индивидуализация и дифференциация обучения



НазваниеИндивидуализация и дифференциация обучения
Дата конвертации05.12.2013
Размер91.74 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.docx
2. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Методика на выявление одаренности.docx
3. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся.docx
4. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Тренинг для школьников.docx
5. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы.docx
6. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/выявление одаренности.docx
7. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/диагностика возможностей и способностей обучающихся.docx
8. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/пеед поддержка дет объединений.doc
9. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/программа коррекционной работы.doc
10. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/разв эколог культуры.doc
11. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/что мешает вести зож.docx
Индивидуализация и дифференциация обучения
Инструкция Перед вами 80 вопросов. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой : (++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо,четко выражено, проявляется часто
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей
Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии
Инструкция по заполнению: если не нравится «-» если нравится «+» очень нравится «++» Лист вопросов
Диагностика невербальной креативности
Педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления в системе работы педагога-организатора
Программа «Азбука здоровья»
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор»
Инструкция для диагноста: Учащиеся делают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Сегодня, во многом, обучение, в том числе и иностранным языкам, нацелено на среднего ученика. На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного учащегося, на особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития школьника, его мотивов и интересов. Все это является коренной причиной того, что слабые ученики не успевают за средним темпом работы класса и зачастую пополняют ряды второгодников, а сильные ученики теряют интерес к предмету и даже оказываются отстающими. Поэтому тема индивидуализированного и дифференцированного обучения школьников является актуальной.

«Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

«Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности».

По определению И. М. Осмоловской, дифференциация - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы.

В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса не просто различающегося, а соответствующего определенным особенностям учеников. В процессе организации учебной деятельности учитываются индивидуальные особенности учащихся, чтобы сделать процесс обучения для них более эффективным, более комфортным.

Как показывает практика, в настоящее время применяются две основные организационные формы дифференциации:

1. Дифференциация внешняя, основными показателями которой является разделение учащихся по возрасту, интересам, успеваемости и т.д. Формами внешней дифференциации могут быть специальные школы и классы с определенным уклоном, факультативы по интересам для старшеклассников, классы выравнивания.

2. Дифференциация внутренняя, или внутрикласссная: внутри каждого класса происходит деление учащихся на более мелкие группы по различным признакам, например, по степени продвижения в обучении или по признакам сочетания сходных индивидуально-психологических качеств.

В учебном процессе индивидуализация обучения и дифференцированная форма работы с учащимися являются основой реализации принципа индивидуального подхода.

Таким образом, сходство изучаемых явлений заключается в том, что процесс обучения направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные, психологические особенности, а основным отличием является то, что при индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам.

Но следует отметить, что индивидуализация обучения - это не самоцель. Она должна иметь место на каждом уроке. Необходимость и характер ее зависят от уровня подготовленности учащихся данного класса, степени трудности учебного материала и этапа изучения каждой темы. Не нужно также забывать, что большое влияние на ученика оказывает и его психическое состояние на уроке: чувство заинтересованности, влечение, сосредоточенность, умственное напряжение, удивление, недоумение, рассеянность, скука и т.д. Умение вызвать и активизировать желаемые нам психические состояния также требует индивидуального подхода к учащимся. Индивидуальный подход должен представлять собой целую систему воспитания личности.

Индивидуальный подход нужен ко всем учащимся класса (или группы): и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей. Однако сущность данного подхода заключается не в приспособлении содержания обучения к особенностям подготовки и развития отдельных учеников. Главная цель индивидуализации обучения заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее мобилизировать их способности, склонности и интересы.

При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании идет речь не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1. обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2. учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности);

3. иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4. индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Необходимо отметить, что цель перед всем классом стоит одна, но виды и приемы работы с каждой группой учащихся разные.

В. Ф. Корнилова предлагает условно разделить учащихся на три группы: первая группа, в которую входят самые сильные ученики класса, вторая - средние, третья группа- слабые ученики. Ученики первой группы, которые не нуждаются в постоянной опеке, получают особые задания для творческой самостоятельной работы. Такие задания могут выходить за пределы материала учебника и даже за пределы, предусмотренные программой. Это может быть работа над дополнительной литературой (в нашем случае это биографии выдающихся людей стран изучаемого языка, материалы по страноведению и так далее). Такая работа является положительной для всего класса: с одной стороны, для первой группы учащихся, которые углубляют свои знания по предмету, с другой стороны - для всего класса, т.к. привлечение дополнительного материала является хорошим способом повышения интереса. Другим видом самостоятельной работы для учащихся условной первой группы является выполнение упражнений учебника или упражнений, подготовленных учителем, но с элементами творчества.

Задания для учеников третьей группы должны быть более конкретными, практически направленными.

Учебная деятельность учеников первой группы характеризуется постоянным стремлением вперед, за счет привлечения дополнительного материала, усложнения упражнений, в то время, как для учеников третьей группы характерно движение вперед на основе постоянного возврата к ранее изученному и более тщательному закреплению нового за счет выполнения большого количества упражнений. И. Ф. Корнилова, на основе проведенных ею исследований, сделала вывод, что доступность материала, объема и темпа работы создает у учеников третьей группы положительное отношение к учебе, повышает работоспособность, является стимулом перехода в следующую группу.

Ученики же второй группы занимают как бы промежуточное положение. Их задания должны включать элементы упражнений из первой и второй групп, т.е они должны быть конкретными, но более сложными, чем у третьей группы, в то же время, творческими, но более простыми, чем у первой.

Есть несколько способов работы:

сначала дается общее задание, затем каждой группе дается задания разной степени трудности;

дается задание по уровням сложности, затем общее.

Индивидуализация обучения предполагает такую организацию обучения, при которой обязательно необходимо тематическое, перспективное планирование, так как учитель по окончании темы должен обеспечить усвоение знаний, умений и навыков всеми учащимися. Поурочное планирование здесь себя не оправдывает.

Составляя план работы над темой или отдельным уроком, учитель должен определить систему знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, потом подобрать тексты, упражнения для учащихся трех групп, определить приемы работы с ними. После ознакомления с очередным материалом, подлежащим изучению в классе, учитель выделяет обязательный минимум знаний, умений и навыков, который должен быть усвоен всеми учащимися. Этот материал включается в рабочий вариант заданий для учеников второй группы. Для учащихся первой группы подбирается дополнительный материал.

Таким образом, индивидуализация обучения является неотъемлемой частью учебного процесса, она должна быть направлена на каждого ученика в классе, независимо от уровня его успеваемости. Главной целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания учащихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях.

Внутриклассная дифференциация. Особенности обучения в гетерогенных и гомогенных группах. Достоинства и недостатки.

Дифференцированное обучение на уроках - это такой процесс обучения, который предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, их классификацию по типологическим группам и организацию работы этих групп над выполнением специфических учебных заданий, которые способствуют их умственному и нравственному развитию. Другими словами, это различное образование детей в обычных классах, подобранных по случайным признакам.

Осмоловская пишет, что необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные особенности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может довольно быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для его закрепления, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам, и наоборот. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса, естественно, снизится.

Е. А. Юнина предлагает следующие основания для внутренней дифференциации учащихся:

неодинаковость усвоения информации - это естественное явление, поскольку все дети разные;

усвоение информации бывает эффективным и неэффективным;

необходимо своевременно выявлять причины неэффективного усвоения информации;

неэффективное усвоение порождает отставание и неуспешность учащихся;

дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные-слабые дети), а по причинам отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия и т.д.)

причины отставания следует рассматривать как основания дифференциации;

деление на группы - это следствие дифференциации по причинам отставания.

В условиях дифференциации педагог так видоизменяет процесс обучения, чтобы и менее способные дети смогли максимально развить свои способности и склонности и успешно освоить инвариантное содержание образования.

Многие ученые придерживаются той точки зрения, что дифференцированный подход к учащимся должен представлять следующую последовательность действий:

педагог изучает психологические и психофизические особенности учащихся при помощи наблюдения и тестирования. Такие индивидуальные особенности школьников, как тип мышления, канал восприятия, темперамент, уровень понимания, мотивы, ценностные ориентации, мировосприятие, могут быть основаниями для дифференциации;

педагог мысленно объединяет учащихся в микрогруппы по определенным основаниям;

педагог излагает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом выявленных оснований дифференциации.

Одним из важных условий эффективной организации работы является правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов.

Гомогенные группы могут состоять либо только из сильных, либо только из средних и даже слабых учеников (хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Гомогенные группы в случае дифференцированного обучения, как правило, на практике себя не оправдывают, так как осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечет за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся остаются без развивающего влияния сильных учеников. Кроме того, И. Э. Унт также пишет о том, что зачастую гомогенные классы создаются только лишь общих умственных способностей в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности

Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных, более слабых, будет помогать в повышении общего уровня класса и превратят работу в классе в более интересную. Но, возможно и так, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. [11, с. 43] Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. [22] Важной особенностью таких групп является их подвижность, мобильность.

Для того, чтобы дифференциация процесса обучения носила положительный характер, необходимо помнить также и то, что учитель должен хорошо знать индивидуальные различия, учебные возможности каждого ученика, уметь «спрограммировать» его учение на всех этапах учебной деятельности, предвидеть его движение. Нужно уметь обеспечивать на каждом этапе урока разумное сочетание учебной работы всего коллектива класса с дифференцированным подходом к каждому из учащихся или их групп и тем самым дополнять, обогащать и активизировать общеклассные занятия.

Таким образом, целью дифференциации процесса обучения является обеспечение каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания образования. Для успешного применения дифференциации на уроках необходимо тщательное изучение индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей учащихся для правильного (адекватного) объединения учащихся в гомогенные (однородные) или гетерогенные (разнородные) группы.




Похожие:

Индивидуализация и дифференциация обучения iconДифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника

Индивидуализация и дифференциация обучения iconОсновная цель использования технологии уровневой дифференциации
Выступление Татариновой С. Н. на обучающем семинаре «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»...
Индивидуализация и дифференциация обучения iconМуниципальное образовательное учреждение селятинская средняя школа №2 «Планирование работы элективного курса по праву «Знаешь ли ты закон?»
Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция...
Индивидуализация и дифференциация обучения iconДоклад директора. В 2010/2011 учебном году педагогический коллектив школы, продолжая работу над методической темой образовательного учреждения «Индивидуализация
«Индивидуализация и разноуровневая дифференциация – основополагающие факторы личностно-ориентированного подхода в обучении в условиях...
Индивидуализация и дифференциация обучения iconДоклад директора. В 2010/2011 учебном году педагогический коллектив школы, продолжая работу над методической темой образовательного учреждения «Индивидуализация
«Индивидуализация и разноуровневая дифференциация – основополагающие факторы личностно-ориентированного подхода в обучении в условиях...
Индивидуализация и дифференциация обучения icon«Дифференциация обучения на уроках литературы в контексте проблем личностно ориентированного образования»
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом...
Индивидуализация и дифференциация обучения iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 города Ейска
«Индивидуализация и дифференциация содержание образовательного процесса как основа создания адаптивной школы»
Индивидуализация и дифференциация обучения iconМетодическая тема школы: «Индивидуализация и индивидуализация обучения как важный фактор повышения качества знаний школьника»
Применение современных педагогических технологий как средство повышения качества знаний обучающихся
Индивидуализация и дифференциация обучения iconПсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
...
Индивидуализация и дифференциация обучения iconДиректор мбоу «Бухоловская сош»
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся -высший уровень)
Индивидуализация и дифференциация обучения iconДоклад на тему дифференциация обучения как важнейшее средство обновления школы на современном этапе
Дифференциация обучения как важнейшее средство обновления школы на современном этапе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы