Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» icon

Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор»



НазваниеМетодики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор»
Дата конвертации05.12.2013
Размер76.98 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.docx
2. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Методика на выявление одаренности.docx
3. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся.docx
4. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Тренинг для школьников.docx
5. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы.docx
6. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/выявление одаренности.docx
7. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/диагностика возможностей и способностей обучающихся.docx
8. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/пеед поддержка дет объединений.doc
9. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/программа коррекционной работы.doc
10. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/разв эколог культуры.doc
11. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/что мешает вести зож.docx
Индивидуализация и дифференциация обучения
Инструкция Перед вами 80 вопросов. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой : (++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо,четко выражено, проявляется часто
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей
Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии
Инструкция по заполнению: если не нравится «-» если нравится «+» очень нравится «++» Лист вопросов
Диагностика невербальной креативности
Педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления в системе работы педагога-организатора
Программа «Азбука здоровья»
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор»
Инструкция для диагноста: Учащиеся делают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале

Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей


  1. «Экологический светофор»

С помощью этой методики можно развивать:

    • представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности

    • умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно)

    • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.


Оборудование.

      1. Набор из цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика.

      2. Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.


Ход игры.


Все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый. Учитель поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, желтый – предупреждает, а зеленый – разрешает.


Можно вывесить таблицу, напоминающую о значении цветов – сигналов экологического светофора.


Запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей







Предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе







Разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным






Учитель зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить этот поступок, подняв по сигналу учителя один из имеющихся кружков, - включить тот или иной сигнал светофора.


Методика может проводиться как коллективная игра и как индивидуальная работа по карточкам – на полученных карточках дети рисуют кружок соответствующего цвета. По количеству правильных и неправильных ответов определяется победитель. Нерешенные задачи – предмет специального обсуждения в группе.


Важное значение имеет наблюдение педагога за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. В ряде случаев необходимо выслушать ребят, чтобы уточнить, почему был выбран тот или иной сигнал.


Примеры рисунков-заданий:


1. рисование с натуры 2. бытовые отходы в реке





3. выхлопные газы автомобилей 4. рубка леса





5. ухаживать за растениями 6. лечить домашних животных





7. тушить пожар в лесу 8. Помогать животным





9. сажать деревья 10. сбрасывать отходы в водоем





  1. «Радости и огорчения»


С помощью данной методики выявляется место природы в системе ценностных ориентаций младших школьников.

Методика опирается на проведение прогулки в природу. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребенок получает карточку с двумя вопросами:


  1. Что тебя больше всего порадовало во время прогулки?

  2. Что тебя больше всего огорчило во время прогулки?


Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребенка:

  1. Когда во время прогулки ты сильнее всего чувствовал радость?

  2. Когда во время прогулки ты сильнее всего огорчался?


При анализе ответов можно пользоваться схемой:


Фамилия, имя

Радости и огорчения

Связанные с

самим

собой

Связанные с другими людьми

Эстетического характера, связанные с природой

Этического характера, связанные с природой


Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.



  1. «Письмо зеленому другу»

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям растительного и животного мира.

Ребенок вводится в следующую ситуацию:

«Представь себе, что где-то в глубине леса (парка) растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»

далее учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».

Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами.

Хорошо, если во время прогулки в парк ребята найдут каждый свое деревце, сумеют поговорить с ним и сделают что-то полезное для него.

Проводя методику, нужно соотносить ее с возрастными особенностями младших школьников. Так, в 1-м классе оно может быть составлено устно, коллективно, а во время прогулки больше внимания уделяется общению ребенка с растениями. Использование данной методики в 3-м классе предполагает конкретную практическую природоохранную деятельность ребят – заботу о своем друге.



  1. «Природа благодарит и сердится»


Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с ней.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в природу, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:


Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:

















Рассердиться на тебя:











При анализе детских работ необходимо обратить внимание на следующее:


  • Что преобладает в детских ответах в графе «Природа благодарит» – перечисление норм и правил поведения в природе (например, не будем рвать листья, ломать ветки) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, соберем мусор, будем подкармливать птиц). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию защитника природы.

  • Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.

  • Как часто в графе «Природа сердится» проявляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (не кормим птиц и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребенка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»).

  • Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также практические дела дети выдвигают на первый план.



5. «Хоровод», «Новоселы»


Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены в хороводе колокольчик, заяц, грибок, другие представители растительного и животного мира и человечек. Ребенку предлагается участвовать в хороводе в образе человечка. Ему дается задание: поставить кого-нибудь в центр круга.

По методике «Новоселы» детям предлагается расселить изображенных на рисунке представителей растительного и животного мира по трем домикам. В числе новоселов и сам ребенок, работающий с методикой.

В зависимости от возраста дети по-разному отвечают, так как постепенно у ребенка формируется осознанное отношение к окружающему миру, он начинает выделять себя из окружающей среды.




Похожие:

Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconПоложение о смотре – конкурсе мдоу д/С «Лесная сказка» п. Безбожник «Вырасти цветок дома»
Воспитывать экологическую культуру у детей и взрослых в процессе освоения экологической среды
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconКлассный час Класс: 1,3 класс
Цель: развивать у детей интерес к миру природы; воспитывать экологическую и эстетическую культуру, вовлекать учащихся в практическую...
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconОрганизация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как средство экологического воспитания
В – неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать необходимые знания о ней, пробудить интерес к познанию, учить любить и...
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconМолодому специалисту: Типы и структура уроков разных типов
Родине; гордости за свой край; формировать экологическую культуру; эстетическое воспитание и т д
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconОбразовательная программа «Туристы-экологи»
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Что бы этого не произошло надо воспитывать...
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconСеминар для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Развивающие технологии в системе познавательного развития детей», который состоится
«Развивающие технологии в системе познавательного развития детей», который состоится 16. 02. 2010 г в 30 в мдоу «детский сад №5»...
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconВнеклассное занятие воспитателя Бородулиной Ю. А. «Почему мы часто слышим слово экология?» Цель занятия
Цель занятия: воспитывать экологическую культуру у учащихся, сформировать представление о понятии экология
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconЦель: уточнить и закрепить знания детей о светофоре, значении его сигналов; добиваться положительного результата при обучении правил дорожного движения через загадки, песни, игры, художественное слово;
Атрибуты: светофор, дорожные знаки, «зебра», свисток, 2 машины, разрезные картинки с изображением разных видов транспорта, 2 самоката,...
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconМбдоу «Михайловский детский сад №1» Игра для педагогов Экологический квн «В мире природы»
Вн «В мире природы» между двумя командами: «Цветочки» и «Ёлочки». В ходе выполнения конкурсных заданий Вам, представится возможность...
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconЭкологическое воспитание в группе продлённого дня. Цель: воспитывать бережное отношение к рироде, Формировать экологическую культуру учащихся. Игра «Почемучка»
...
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор» iconДоклад на тему «развивающие методики для раннего возраста» 1-я младшая группа
Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы