Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей icon

Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей



НазваниеМониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей
Дата конвертации05.12.2013
Размер63.77 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.docx
2. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Методика на выявление одаренности.docx
3. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся.docx
4. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Тренинг для школьников.docx
5. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы.docx
6. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/выявление одаренности.docx
7. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/диагностика возможностей и способностей обучающихся.docx
8. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/пеед поддержка дет объединений.doc
9. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/программа коррекционной работы.doc
10. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/разв эколог культуры.doc
11. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/что мешает вести зож.docx
Индивидуализация и дифференциация обучения
Инструкция Перед вами 80 вопросов. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой : (++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо,четко выражено, проявляется часто
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей
Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии
Инструкция по заполнению: если не нравится «-» если нравится «+» очень нравится «++» Лист вопросов
Диагностика невербальной креативности
Педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления в системе работы педагога-организатора
Программа «Азбука здоровья»
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор»
Инструкция для диагноста: Учащиеся делают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале

Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся.

Прогнозирование успешности и реализации способностей


В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях, которые работают со знаниями и информацией. Информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процесс передачи знаний, повысить эффективность преподавания, сделать его более успешным.

Главный принцип успешности – посильность и постепенность. Коллектив гимназии стремится сделать процесс образования успешным. К выбору цели можно подходить по-разному: по степени престижности, абстрактно, а можно идти по пути практичности и объективности, исходя из конкретных, актуальных задач, с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Это позволяет рассчитывать на то, что цель - сделать обучение успешным, будет достигнута.

Вопрос, насколько тот или иной ученик в полной мере проявляет себя на занятиях, о его перспективном росте и наибольшей реализации, всегда является актуальным для учителя, родителей и самих детей. Конечно, чтобы вести разговор о качестве обучения, необходимо иметь полную картину о самом ребенке. С этой целью в гимназии наряду с другими качественными показателями для изучения уровня интеллекта в сотрудничестве с информационно-коммуникационным центром мы используем метод Амтхауэра, апробированный Санкт – Петербургским институтом «Иматон», адаптированный для российских школ. Подобного рода исследованием мы занимаемся с 1998 года. Первоначально это выглядело в виде изучения школьно-значимых функций, влияющих на обучение. Именно информатизация процесса психологических исследований, проведение полного анализа полученного материала является центральной идеей разработанной в гимназии модели оценки качества обучения.

Изучить и в полной мере всесторонне проанализировать сформированность интеллектуальных составляющих даже одного ученика без использования ИКТ весьма затруднительно. Без включения объект – субъектных характеристик такие исследования будут носить точечный характер. Метод Амтхауэра представляет собой достаточно серьезную работу, позволяющую определить, в какой мере у ребенка развиты те или иные способности. Разумеется, если речь идет о массовой диагностике (класса или параллели, гимназии в целом), сопоставлении с другими позициями (учеба, здоровье, социальный статус семей, образование родителей), об отслеживании динамики по годам, то становится очевидным, что без специальной программы и компьютерной обработки сделать это не представляется возможным.

Интеллект человека имеет тысячи составляющих, изучать которые можно на протяжении всей жизни, но есть определенные мыслительные операции (способность запоминать, анализировать, логически мыслить и т.д.), непосредственно влияющие на общий уровень развития ученика в целом и на способности к обучению в частности. Именно они занесены в базу данных.

На слайде вы можете просмотреть, какие из мыслительных операций изучаются. В нижней части слайда –результаты различных лет обучения (5,7 и 9 классы). Такого рода значения в базе данных информационно-аналитического отдела есть на каждого ученика, это помогает видеть четкую картину по гимназии в целом. Кроме того, компьютерная программа позволяет анализировать отдельные позиции. Например, способности к запоминанию определенного ученика, класса или всей параллели.

Наверное, может возникнуть естественный вопрос: насколько точны и достоверны подобного рода показатели? Говорить о бесспорности полученных данных смысла нет (ведь речь идет о человеческом факторе), но результаты таких исследований зарекомендовали себя с достаточной долей объективности. Особенно хочется подчеркнуть, что они конфиденциальны и являются вспомогательным источником информации, дополняющим общую характеристику ученика.


Получив так называемый рейтинг (это специфическая цифра- средний балл по 9 изучаемым мыслительным операциям), мы имеем возможность прогнозировать реализацию потенциальных возможностей учащихся.

Известно, что более 90 % информации учащийся получает на уроке. И именно урок является системообразующим элементом процесса обучения. Допустим, что ученик имеет достаточно хорошие задатки и способности, но в силу определенных причин не может себя реализовать в полной мере. «Какова специфика таких проблем и что является причиной такой неуспешности?» - эти вопросы ставит перед собой и администрация, и учитель-предметник, и классный руководитель. Иногда случается ситуация прямо противоположная: имея средние способности, ребенок (благодаря усердию, усидчивости и помощи родителей) учится весьма успешно – это, бесспорно, заслуживает внимания, требует стимуляции. Необходимо отметить, что есть ученики со средними и даже низкими интеллектуальными способностями, и в таких случаях необходимо определить и рекомендовать оптимальную нагрузку (подходящие методы и формы работы, те, что позволяют ребенку постепенно, посильно обучаться и чувствовать себя успешным). Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере психологических исследований, поскольку могут относительно точно продемонстрировать качество реализации учеником своих способностей, при этом ведущая роль по-прежнему остается за учителем. Для учителей-предметников разработан целый блок рекомендаций. Прежде всего, это информация о том, к какой методической группе принадлежит класс, где работает учитель.


Четкая дифференциация классов, принадлежность к определенной категории, позволяет педагогу использовать те формы и методы работы, которые являются оптимальными для учащихся. Допустим, ученики с высоким уровнем интеллекта относятся к I –аналитико-исследовательской группе, и работа в таком классе на репродуктивном (воспроизводящем) уровне не будет иметь смысла, снизит мотивацию ребят, их познавательную активность. Напротив, в классах, где интеллектуальный потенциал на низком уровне, учитель, исходя из способностей учащихся, использует репродуктивные формы, в большей степени опираясь на слуховые и зрительные возможности и т.д.

Кроме этого, мы знакомим учителя-предметника со структурой класса. Исходя из того, что в одном коллективе могут оказаться дети с разным уровнем интеллекта, учитель использует в большей степени групповые формы работы, индивидуальные задания, разноуровневые материалы.

Интеллектуальные возможности (структура) класса


Для учителей подобного рода материал – ориентир на имеющиеся способности, рекомендации по развитию определенных интеллектуальных составляющих, подбору оптимальных способов и форм работы. Для администрации эта информация – вспомогательная инструкция при посещении уроков, возможность просмотреть адекватность подачи материала, соответствие уровню требований.

Интеллектуальные возможности учащихся 8-х классов


В контексте оценки качества обучения участниками образовательного процесса используется информация по интеллектуальному потенциалу учащихся.

Администрацией:

-информация (база данных) об интеллектуальном потенциале учащихся гимназии;

- информация об одаренных и предметно успешных учащихся;

-информация о принадлежности классов к методическим группам;

-информация к комплектованию предпрофильных и профильных классов.

Как уже отмечалось, учителям, работающим с классом, с параллелью, такая картина помогает сориентироваться и в подборе программного материала, и в дифференцировании заданий и уровня требований, а для администрации это позиция, позволяющая ориентироваться при планировании состава предпрофильных и профильных классов, классов с углубленным изучением материала.

Практически все школы пришли к необходимости профильного обучения. Наверное, многие сталкивались с проблемой комплектования таких классов. Сложность заключается в том, чтобы без конфликтов убедить ученика и родителей, обосновать свое видение. Данный материал является хорошим подспорьем, позволяет грамотно аргументировать необходимость или возможность обучения ребенка в том или ином классе, просмотреть предполагаемую реализацию ученика в том или ином направлении.


Родителями:

-интеллектуальные возможности ребенка;

-предрасположенность к определенному направлению;

-информация о профессиональной реализации;

-индивидуальные рекомендации о коррекционных мероприятиях.

Обратимся к таблице: (цветовой фон: красный – очень успешно, желтый – возможности есть, но не особенно ярко выражены, черный – не рекомендуется данное направление профиля). При комплектовании профильных классов и прогнозировании успешности в данном профиле этот анализ обязательно учитывается.


Возможна ситуация, когда новый педагог приходит в коллектив в середине учебного года, или класс, в силу обстоятельств, попадает к другому учителю. В таких случаях мы рекомендуем учителю ознакомиться с психологическим портретом класса или, скажем так, анализом интеллектуальных способностей классного коллектива. Такая информация востребована, и многие учителя периодически к ней обращаются, планируя те или иные мероприятия.

Учителями:

- информация по интеллектуальным возможностям (учащиеся, класс, параллель);

-характеристика (структура) класса;

-рекомендации форм и методов работы;

-успешные учащиеся и группа педагогической поддержки.

Уже отмечалось, что изучением интеллектуальных способностей мы занимаемся не один год. И каждый раз в ходе работы сталкиваемся с определенного рода вопросами от учителей-предметников, кто из учеников является предметно успешным, стабильным, перспективным в данном направлении; от родителей, в каком профессиональном направлении ребенку будет наиболее комфортно, каковы его перспективы и сможет ли он себя реализовать. Для самих учащихся данный вопрос – это и повышение самооценки, и способ самопознания, и мотивирующий фактор.

Учениками:

- информация об интеллектуальных возможностях;

- рекомендации индивидуального развития;

- рекомендации профессиональной направленности;

- индивидуальные консультации о способах самостоятельной коррекции.

Изучение интеллектуальной сферы ребенка, диагностика его способностей, прогнозирование результатов – это не самоцель, а лишь первый этап, за которым логично следуют консультации, коррекция и другие формы работы.




Похожие:

Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconОтчет моу «Гилевская средняя общеобразовательная школа»
Наша школа ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных...
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconКомитет по образованию администрации Чарышского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Озёрская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Озёрская сош» ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных...
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconДеятельность педагогического коллектива, направленная на создание системы воспитательной работы
Цель: создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной...
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconО. Н. Демьянкова Положение о школьном конкурс
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconПоложение о научном обществе учащихся I. Общие положения
...
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconПоложение о конкурсе историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс»
Целью проведения является: создание благоприятных условий для развития у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской...
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconПроблема: Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, как средство интеллектуальных способностей учащихся
Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, как средство интеллектуальных способностей учащихся
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconПоложение о проведении открытого окружного конкурса исследовательских проектов учащихся 5 – 8 классов образовательных учреждений «Интеллект Плюс» в 2011-2012 учебном году
Целью проведения Конкурса является: по отношению к юным участникам: создание благоприятных условий для проявления детской инициативы...
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconАлейник Ольга Петровна Развитие творческих способностей учащихся на урок
Создание благоприятных условий для раскрытия, развития и реализации творческих способностей учащихся
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconМониторинг результативности участия в международных интеллектуальных конкурсах в 2010
Мониторинг результативности участия в международных интеллектуальных конкурсах в 2010 2011 учебном году
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей iconПлан воспитательной работы школы на 2012 2013 учебный год
Организовать проведение воспитательных мероприятий исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы