Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии icon

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии



НазваниеСтатья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии
Дата конвертации05.12.2013
Размер90.43 Kb.
ТипСтатья
источник
1. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.docx
2. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Методика на выявление одаренности.docx
3. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся.docx
4. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Тренинг для школьников.docx
5. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы.docx
6. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/выявление одаренности.docx
7. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/диагностика возможностей и способностей обучающихся.docx
8. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/пеед поддержка дет объединений.doc
9. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/программа коррекционной работы.doc
10. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/разв эколог культуры.doc
11. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/что мешает вести зож.docx
Индивидуализация и дифференциация обучения
Инструкция Перед вами 80 вопросов. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой : (++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо,четко выражено, проявляется часто
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей
Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии
Инструкция по заполнению: если не нравится «-» если нравится «+» очень нравится «++» Лист вопросов
Диагностика невербальной креативности
Педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления в системе работы педагога-организатора
Программа «Азбука здоровья»
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор»
Инструкция для диагноста: Учащиеся делают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале

"Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы"




Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии


Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.


Современный же этап развития школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновации учебных дисциплин требуют включения в процесс обучения не только технологических новшеств, изменений организационной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.


В последние 10-15 лет доминирующие позиции в методике преподавания русского языка получил коммуникативно-ориентированный подход.


Понятие «коммуникативность» рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному. Так, в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя) рассматривается коммуникативная деятельность, как деятельность общения, и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:

Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;

Уметь грамотно спланировать свою речь;

Выбрать содержание общения;

Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.


Цель курса русского языка в начальной школе по системе Л.В. Занкова: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования). Эта цель совпадает с основной целью модернизации образования.


Формирование коммуникативных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания русского языка.


В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в её продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.


Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.


Основные причины:

недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,

отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.


Что и повлияло на выбор методической темы.

Формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков младших школьников обучающихся по Дидактической системе Л.В. Занкова.


Цель: создать условия для оптимальной личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими учебных программ для систематического формирования и развития общеучебных коммуникативных навыков и умений.


Задачи:

формирование основ теоретического мышления;

развитие умений находить общие и отличительные признаки;

развитие способности к обобщению;

создание эмоционально благоприятной атмосферы для каждого ученика в условиях программного материала на его уровне;

формирование навыков общей культуры, эрудиции способности самостоятельно принимать и добывать знания;

развитие творческой инициативы и познавательного интереса.


мною:

изучена литература по теме;

разработана индивидуальная программа по формированию коммуникативных навыков общения;

определены требования к сформированности ОУК;

собран дидактический материал и составлены методические рекомендации по формированию ОУК;

создан пакет заданий для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков общения;

проведены входная, итоговая контрольные работы по ОУК

составлены аналитические справки по измерению уровня становления коммуникативных навыков младших школьников.


В методике преподавания русского языка определены научные основы развития за счёт обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка (М.Т. Баранов); исследованы вопросы формирования коммуникативных умений младших школьников.


Предполагается, что успех возможен только через анализ учителем:

Возрастных особенностей группы детей;

Индивидуального развития самого ребёнка;

Личностного развития (рост интересов);

Психологических особенностей деятельности и общения;

Профессиональной деятельности учителя в вопросах воспитания и общения.


В зависимости от того, в русле какой функции общения ставится задача, проблемная ситуация может быть разного вида:

проблемно – информативная - (знает- хочет узнать);

проблемно – побудительная - (побуждает к действию – действует);

проблемно – оценочная – (побуждает к выражению своего отношения – выражает своё отношение, позицию).


Но как преодолеть барьер между учителем и учеником? Поэтому было предложено учащимся:

Добывать знания в совместном труде;

Создавать зону свободного самообразования;

Учить ребёнка верить в себя;

Углублять и развивать свои творческие способности.


Организация урока русского языка в русле поискового подхода с заданной коммуникативной компетенцией должна стать приоритетной в школе.


Использование современных технологий таких, как РО, личностно – ориентированная, рефлексивная, позволяет мне широко применять межпредметные связи, что способствует углублению содержания урока. Они значительно активизируют, повышают его познавательную ценность, способствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности учащихся.


Учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это требует от ребёнка мыслительных и волевых процессов, значительного напряжения памяти, что поддерживает высокий интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.


Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться не только с точки зрения общности методов, приёмов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, но и с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности.


На уроках литературного чтения много времени отвожу формированию таких коммуникативных умений как:


Формирование коммуникативных умений – это

Умение раскрывать тему, основную мысль;

Находить материал к высказыванию;

Систематизировать материал собранный к высказыванию;

Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;

Определять авторскую позицию;

Высказывать собственное отношение.


Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта


Начиная с первого класса знакомлю учеников с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками.


Большое внимание уделяю диалогу. Это способствует в умственному поиску, заставляет его быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Поэтому работу по формированию речевой деятельности в 1 классе веду по таким направлениям:

работа над развитием речевого аппарата;

уточнение и обогащение словарного запаса;

формирование грамматического навыка;

работа над связной речью;

формирование умений воспринимать высказывания.


Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

игровые приёмы;

занимательный текстовой материал;

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.


Работу над заголовком текста начинаю на уроках чтения (в т.ч. на уроках обучения грамоте).


Для этого учу:

Соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, выделять основную мысль всего текста и отдельных частей.

Ориентироваться в теме, в её границах и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём выступлении.

Подбирать новое заглавие и обосновывать свой выбор.

Озаглавливать неозаглавленный текст.


Особая трудность в обучении связной речи - научить тому, как простроить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел, так как он относится ко всему рассказу в целом. Поэтому планированию композиции рассказа, уделяю на уроке особое внимание.


Учу детей:

Определять основной тезис рассказа.

Выделять вступительную часть.

Обдумывать вывод.


Деление текста на законченные смысловые части и озаглавливание их тоже вызывают у учащихся большие затруднения. Поэтому я использую самый простой приём «человечек».


В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.


Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их.


План текста может быть:

Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)

Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)

Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)

Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)

Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)


Требования к формулировке пунктов плана:

В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.

Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

Пункты плана должны быть краткими, чёткими.


Работу над планом строю следующим образом:


Работа над планом.

Прочитать текст.

Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.

Разделить текст на части.

Озаглавить каждую часть.

Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.


Далее организую работу над текстом индивидуально, в парах. Это развивает коммуникативные навыки общения. В заключение даю памятку для самопроверки.


Памятка для самопроверки.

Соответствует ли содержание высказывания (текста) заглавию (теме)?

Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

Правильно ли связаны между собой части текста и соседние предложения? (Выделены ли части текста красной строкой)?

Те ли слова подобраны для раскрытия темы? Верно ли построены предложения?

Интересно ли и понятно всё изложенное читателю (слушателю)?


Использую в своей деятельности и другие виды работ с текстом.


* Восстановить порядок действий, которые необходимо выполнить при работе над текстом.


Текст приводится только в реферате.

Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.

Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.

Внимательно прочитать текст.

Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)

Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.

Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.


*Восстановить деформированный текст, части текста.


*Распределить заголовки согласно содержанию текста.


*Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста.


Серьёзное внимание уделяю развитию письменной речи учащихся. С этой целью предлагаю такие задания.


* Найти речевые ошибки и исправить их.

Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождение. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивится!

Ксения сказала, что позвонит со школы, и ушла. Она боялась опоздать, потому что ихняя учительница очень строгая.


* Исправить ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный вариант написать рядом на строчке.

Сколько время? ___

Вы сходите на следующей остановке? ___

Кто крайний? ___


*В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?( тестовая форма)

А. Родились они в снежном облаке над землёй.

Б. Жили – были снежинки.

В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.

Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.

А, Б, В, Г

А, В, Г, Б

Б, А, В, Г

Б, В, Г, А

Выборочно ответить на вопросы.

Записать текст с использованием картинного плана.

Коллективно записать текст по частям.

Изложить по вопросам с более свободной передачей текста.


Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь, как в математике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.


ФОРМУЛА:

П=Т+И


где П – произведение

Т – тема (т.е. о чём)

И – идея (т.е. зачем? для чего?)


Тема – предмет повествования. Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-нибудь произведения (текста).


*Попробуем определить тему и идею в следующем тексте:


Поспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть плащ. И вот ветер задул изо всей мочи. Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял плащ. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся и выкупался в реке.


ТЕМА – спор солнца с ветром, кто из них сильнее.


ИДЕЯ – лаской можно добиться большего, чем наказанием.




Похожие:

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconУрок по географии в 6-м классе на тему: "Облака" Статья отнесена к разделам: | | |
Статья отнесена к разделам: Преподавание химии | Преподавание биологии | Преподавание географии | Преподавание экологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание математики
Развивать математическое мышление, речь, способности переводить теоретические знания в практические навыки
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Образовательная: сформировать у учащихся представление о творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Оборудование: портрет В. С. Высоцкого; выставка книг; записи концертов В. С. Высоцкого; газеты, выпущенные учащимися; дата жизни...
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание физики
Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество...
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconПлан-конспект урока по английскому языку "Thanksgiving Day", учитель английского языка Статья отнесена к разделу: Тип урока
Тип урока: комбинированный с использованием элементов технологии развития критического мышления
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу
Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу: Внеклассная работа
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу
Ведущая: Мы рады приветствовать наших гостей на нашем семейном празднике “Я, ты, он, она – вместе дружная семья”
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделам: Преподавание математики, Администрирование школы
Итоговый тест по алгебре в 8-м классе на тему "Арифметический квадратный корень и его свойства"
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии iconСтатья отнесена к разделу
И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы