Диагностика невербальной креативности icon

Диагностика невербальной креативности



НазваниеДиагностика невербальной креативности
Дата конвертации05.12.2013
Размер97.78 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.docx
2. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Методика на выявление одаренности.docx
3. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся.docx
4. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Тренинг для школьников.docx
5. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы.docx
6. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/выявление одаренности.docx
7. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/диагностика возможностей и способностей обучающихся.docx
8. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/пеед поддержка дет объединений.doc
9. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/программа коррекционной работы.doc
10. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/разв эколог культуры.doc
11. /коррекционная работа по ФГОС основного общего образования/что мешает вести зож.docx
Индивидуализация и дифференциация обучения
Инструкция Перед вами 80 вопросов. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой : (++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо,четко выражено, проявляется часто
Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся. Прогнозирование успешности и реализации способностей
Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии
Инструкция по заполнению: если не нравится «-» если нравится «+» очень нравится «++» Лист вопросов
Диагностика невербальной креативности
Педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления в системе работы педагога-организатора
Программа «Азбука здоровья»
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей «Экологический светофор»
Инструкция для диагноста: Учащиеся делают письменные ответы на 12 вопросов-утверждений по следующей шкале

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

Интерпретация результатов тестирования проводится программой Excel на службе у психолога.

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов «громкая - правда - медленно» ответом может служить слово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования.

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов», так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других - не дать ни одного.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя «количество ответов» (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.

Методики предназначены для школьников в возрасте от 8 до 17 лет.

Разрабатываются и проводятся диагностические исследования с целью выявления динамики развития креативного мышления обучающихся и повышения качественной успеваемости


Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка

(по А. И. Савенкову).

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок.

Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка «безграничны». Однако предел этот существует, и та его часть, которая определяется генотипом, обычно и именуется «одаренностью».

Под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей.

Существовала и другая точка зрения, согласно которой «природа свои дары делит поровну». Но реальная практика свидетельствует о том, что умственные способности и творческие возможности людей не равны от рождения и колеблются от умственной отсталости до высокой одаренности.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является модель, в которой одаренность рассматривается как совокупность трех слагаемых:

Творческие способности.

Творческие умения.

Творческая мотивация.

Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов.

Мотивация.

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием.

Креативность (творческость).

Это значит, способность копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить дом из песка, приветствовать будущее.

Способность выше среднего (творческие способности).

Здесь имеется в виду широкий спектр явлений, таких как самые разнообразные знания, умения, навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна – это с одной стороны, с другой – как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной (по предметной направленности) деятельности.

Все эти оставляющие одаренности позволяют понять структуру данного явления и определить пути ее выявления и развития.

В психолого-педагогической теории и практике существует два основных подхода к изучению интеллектуально – творческого потенциала личности. Первый – изучение с помощью тестов. Это группа методик адресована практическим психологам. Второй – изучение с помощью проблемных ситуаций (задач), то есть непосредственно в деятельности. Эту группу можно поделить в свою очередь, на две группы:

методики для проведения специальных исследований (углубленное изучение особенностей интеллектуальной сферы, креативности…);

методики для учителей и родителей.

Остановимся на методиках второй группы.

Методика диагностики общей одаренности педагогом

Все личностные характеристики можно объединить в 3 группы:

Интегративные личностные характеристики.

Характеристики сферы умственного развития.

Характеристики сферы личностного развития.

Каждая из этих характеристик имеет несколько параметров. Эти параметры оцениваются по пятибалльной шкале и заносятся в таблицу.

Оценки будут объективными, если будут поставлены не одним педагогом, а несколькими, работающими с детьми. Для этого каждый участники заполняет собственную таблицу. Затем подсчитываются средние показатели, которые потом отмечаются на графике.

Интегративные личностные характеристики оцениваются по направлениям:

Любопытство – появляется в поиске новой информации, знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности.

Сверхчувствительность к проблемам – проявляется в способности выявлять и ставить проблемы там, где другие ничего необычного не замечают.

Способность к прогнозированию – способность представить результат до того, как проблема будет решена.

Словарный запас – это не только большое количество слов, но и умение строить сложные синтаксические конструкции, придумывание новых слов.

Способность к оценке – проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Характеристики сферы умственного развития

Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи.

Гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, далеким по содержанию, устанавливать между явлениями связи, находить альтернативные решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

Продуктивность – или «беглость» мышления рассматривается как способность генерировать большое число идей.

Способность к анализу и синтезу – проявляется при решении логических задач и проблем.

Классификация и категоризация – проявляется кроме специальных логических задач в самых разнообразных видах деятельности (стремление к коллекционированию, систематизации материалов).

Высокая концентрация внимания – выражается в двух особенностях:

высокая степень погруженности в задачу;

возможность успешной настройки на восприятие информации даже при наличии помех.

Память – хорошо развиты разные виды памяти. Но преимущество в творчестве имеет тот, кто быстрее способен извлечь из памяти нужную информацию, а не тот, у кого больше объем памяти.

Характеристики сферы личностного развития

Увлеченность содержанием задачи – деятельность эффективна, если она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию.

Перфекционизм – характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам.

Нонконформизм – степень самостоятельности и независимости проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения даже, если она противоречит мнению большинства и в стремлении действовать не традиционно.

Лидерство – умение легко общаться с другими людьми, чувствовать себя уверенно в окружении людей, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Соревновательность – проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкуренцию.

Широта интересов – проявляется в стремлении заниматься самыми разными не похожими видами деятельности.

Юмор – способность обнаруживать несуразное, видеть смешное в самых разных ситуациях.

Оценив уровень развития каждой характеристики, мы получим нечто, вроде «портрета личностного потенциала ребенка».

Как подвести итоги

Условно одаренный ребенок получит по всем характеристикам высшие баллы, и на рисунке получится правильный многоугольник.

Реальный ребенок при объективной оценке даст неправильный многоугольник. Это индивидуальное сочетание уровней развития характеристик и дает тот неповторимый портрет личностного потенциала ребенка.

Теперь известны направления вашей дальнейшей педагогической работы – какие качества развиты хорошо, а какие требуют повышенного внимания.


Диагностика выявления склонностей ребенка

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится - ставьте знак минус (–), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (+ +).

Инструкция для родителей

Для того, чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке запишите свое имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке минус (–), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (++). Если по какой – либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

Слушать или читать самостоятельности сказки, рассказы и др.

Петь, музицировать.

Заниматься физкультурой.

Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых.

Слушать или читать рассказы о природе.

Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовит пищу).

Играть с техническим конструктором.

Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

Самостоятельно рисовать.

Играть в спортивные, подвижные игры.

Руководить играми детей.

Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

Ходить в магазин за продуктами.

Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

Убирать за собой книги, тетради, игрушки.

Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

Знакомиться с историей, посещать исторические музеи.

Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.

Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

Играть со сверстниками в различные коллективные игры.

Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника;

гуманитарная сфера;

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).

Как оценивать

Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как в школе:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и четко проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).




Похожие:

Диагностика невербальной креативности iconТест креативности Торранса
...
Диагностика невербальной креативности iconДокументи
1. /диагностика развития/Диагностика познавательного развития/Диагностика развития внимания...
Диагностика невербальной креативности iconДокументи
1. /Диагностика/15 Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс.doc
Диагностика невербальной креативности iconДокументи
1. /Диагностика/Диагностика.doc
2. /Диагностика/Интеллектуальная...

Диагностика невербальной креативности iconДокументи
1. /диагностика/Анкета МДФ профиль.doc
2. /диагностика/Анкета...

Диагностика невербальной креативности iconДокументи
1. /Диагностика готовности организаторов.doc
2. /Диагностика...

Диагностика невербальной креативности iconДиагностика в работе классного руководителя
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беcпроблемной
Диагностика невербальной креативности iconДиагностика общей и специальной одаренности Диагностика родителей
В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития
Диагностика невербальной креативности iconДиагностика и контроль в обучении Диагностика
Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса
Диагностика невербальной креативности iconДиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
В области исследования нравственно-этического оценивания возможна диагностика по следующим типовым задачам (табл. 6)
Диагностика невербальной креативности iconДиагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению
В области исследования нравственно-этического оценивания возможна диагностика последующим типовым задачам (табл. 6)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы