Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление icon

Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление



НазваниеСекция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление
Дата конвертации06.02.2013
Размер312.5 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /районная конференция( хорошая) Галкина Екатерина.docСекция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление





Районная конференция – фестиваль

творчества обучающихся

«Excelsior – 2009»


Секция ХИМИЯ


«Д.И. Менделеев-исследователь в области агрохимии»


Галкина Екатерина

МОУ «Порецкая средняя

общеобразовательная школа


Научный

Руководитель: Бердникова Ольга

Федоровна

Учитель химии МОУ «Порецкая

СОШ»





ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Введение стр. 3



2. Реферативная часть стр. 4

2.1. Исследования Д.И. Менделеева в области агрохимии стр. 4

2.2. Кристаллохимическая структура почвы. стр. 5

2.3. Загрязнение почв. стр. 8

2.4 Почвы Чувашии стр. 9

3. Экспериментальная часть стр.13

3.1.1.Определение структуры почвы стр.13

3.1.2.Определение водопрочности структурных агрегатов стр.13

3.1.3.Определение окраски (цвета) почвы стр. 13

3.1.4. Определение плотности почвы стр.13

3.2.Качественное определение химических элементов почвы стр.14

3.2.1. Качественное определение состава водной вытяжки почвы стр.14

3.2.2. Качественное определение содержания карбонат иона стр.14

3.2.3. Качественное определение хлорид-Иона стр.15

3.2.4.Качественное определение сульфат-Иона стр.15

3.2.5.Качественное определение нитрат иона стр.15

3.2.6.Качественное определение оксидов железа (II и III) стр.15

3.3. Определение pН почвы стр.16

4. Заключение стр.17

5. Литература стр.18


ВВЕДЕНИЕ

Многие классики химической науки широко использовали свои профессиональные знания для помощи сельскому хозяйству. Особенно успешно и очень последовательно этой проблемой занимался Д.И. Менделеев, который в 1880 г. впервые подготовил и прочитал курс лекции «Земледельческая химия». В дальнейшем некоторые химики полностью посвятили свою деятельность сельскохозяйственному вопросу. Их наиболее ярким представителем был М.Н. Прянишников. В 1924 г. Д.Н. Прянишников ввел в обиход термин «Химизация», объединив им разные способы интенсификации сельскохозяйственного производства путем применения средств и методов из арсенала химии. Он создал школу советских агрохимиков. Агрохимия со временем расширила объем своих задач. В целях создания условий для выращивания высоких урожаев в рамках агрохимического учения стали решаться вопросы химического картирования почв, облагораживание сельскохозяйственных угодий, борьба с эрозией почвы и т.д.

Для правильного использования удобрений необходимо знать особенности почвы и химический состав растений, произрастающих на ней.

Агрохимическая наука широко использует методы химического анализа для изучения растений, почвы и удобрений, а так же биологические методы изучения питания и роста сельскохозяйственных культур.

Для успешной работы в сельском хозяйстве необходимо знать физиологический и химический состав почвы. К физическим свойствам относится механический состав почвы, влажность, удельный вес, водонепроницаемость и др.

Почва состоит из частиц различной величины и формы, начиная от грубых обломков, крупных камней, различных не видимых невооруженным глазом песчинок и кончая мельчайшими глинистыми частицами, которые можно видеть только в микроскоп.

Плодородие почвы зависит в значительной мере от состава и величины частиц, слагающих почву. Частицы размером меньше 0,01мм называют физической глиной, по количеству которой определяют механический состав почвы. Например, если в почве частиц более 60 %, почва является тяжело- глинистой; от 30 до 60 % - 1линистой и т.д.

Для определения химического состава почвы необходимо знать кислотность и щелочность ее, определить содержание различных элементов (макро- и микро -), органических веществ. Нами был произведен анализ почв, взятых на пришкольном участке.

Цель работы:

  1. Исследовать роль Д.И. Менделеева в области агрохимии, его научную деятельность в
    1867-1869 годах по изучению действия удобрений на почву.

  2. Провести химический анализ почвы пришкольного участка.

Объект исследования:

Почва пришкольного участка

Методы:

Теоретический анализ литературы, изучение инструктивных методических документов по проблеме, сравнение, обобщение практической работы.


РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ


2.1. Исследования Д.И. Менделеева в области агрохимии


Обычно считают, что Д.И. Менделеев заинтересовался агрохимией вскоре после диспута с профессором агрохимии А.В. Советовым и после приобретения имения Боблово в 1865 году. Однако эти обстоятельства явились лишь решающим толчком к практическому участию Д.И. Менделеева в рациональном, научном ведении сельского хозяйства. По-видимому, интерес к сельскому хозяйству пробудился у Менделеева ещё в Тобольске. Это интерес поддерживался в период обучения в Главном педагогическом институте, так как учитель Менделеева профессор А.А. Воскресенский (ученик Ю. Либиха) касался этой темы в своих лекциях.

Д.И. Менделеев по окончании института опубликовал в «Журнале Министерства народного просвещения» несколько заметок, являвшихся рефератами работ Ж.Б. Буссенго, Дж. Гильберта и др. («Влияние азотнокислых солей на растения», «О количестве теплоты, необходимой для растений»). По ним можно судить о его знакомстве со взглядами Либиха и Буссенго, а также о знании работ, ведущихся в Горы-Горецком земледельческом институте под Москвой, куда намеревался перейти и сам Менделеев после возвращения из заграничной командировки в 1861 году.

Многочисленные последующие работы Д.И. Менделеева, посвящённые сельскому хозяйству, касались трёх основных направлений, по которым, по мнению ученого, должны проводиться научные изыскания. Первое направление - определение роли химии в повышении урожайности. Второе направление- разработка научных основ земледелия, поиски рациональных путей ведения сельского хозяйства в целом. Наконец, третье направление - изучение экономики сельского хозяйства, учитывая, что сельскохозяйственное производство-часть всего народного хозяйства.

Первое направление характерно для раннего периода научной деятельности Д.И. Менделеева, когда он выступал с пропагандой системы земледелия, основанной на применении химических удобрений. Именно в эти годы он подчеркивал, что едва ли есть такой вопрос техники, который бы столь необходимо было решить в ближайшем будущем. Д.И. Менделеев указывал на постепенное истощение почв и на необходимость внесения в них фосфорных удобрений, которые, по его мнению, для страны дороже, чем запасы золота и серебра. 3 апреля 1866 года Д.И. Менделеев на заседании Вольного экономического общества предложил программу организации опытных полей.

Целью опытов было выяснение влияния на урожай глубины пахотного слоя и применение искусственных удобрений. Предусматривалось проведение анализа почвы, метеорологические наблюдения. Наблюдения на четырёх опытных полях вели ученики и знакомые Д.И. Менделеева: Г.Г. Густавсон - в Смоленской губернии, К.А. Тимирязев- в Симбирской, Г.А. Шмидт- в Московской, А.В. Советов- в Петербургской.

Это была первая система опытных полей в России. К.А. Тимирязев впоследствии высоко оценил значение полученных результатов, указав, в частности, на то, что его опыты подтвердили большое значение фосфорных удобрений (в форме суперфосфата) и вредное действие сульфата аммония ( что получило объяснение после опытов Д.Н. Прянишникова).

При оценке результатов первых исследований надо учесть то обстоятельство, что многие вопросы агрохимии, далеко не решенные в мировой науке, были совершенно не разработаны применительно к условиям России.

Весной 1867 года Д.И. Менделеев участвовал как эксперт от России в работе Всемирной выставки в Париже. Записи в дневнике ученого свидетельствуют о том, что едва ли не основное внимание он уделял знакомству со всеми сторонами земледелия. Кроме того, Д.И. Менделеев посетил заводы, производящие искусственные удобрения во Франции и в Германии, в частности завод под Брауншвейгом, а также Страсфуртские разработки калийных солей. В отчете о своей работе на выставке, Д.И. Менделеев выделил специальную главу «Производство искусственных удобрений».

Понимая сложность вопроса, он наметил широкую программу исследований ведения сельского хозяйства и решение некоторых экономических задач. Ещё в первых трудах, посвящённых влиянию минеральных удобрений на повышение урожайности, Д.И. Менделеев выступал против тех, кто считал, что всё дело в удобрении, что, хорошо удобряя, можно кое-как пахать. Д.И. Менделеев настаивал на необходимости химического анализа почвы, исследований её структуры, составлении почвенных карт, учета метеорологических условий, отбора засеваемых культур. Примером рационального ведения сельского хозяйства явилось его имение в Боблово, где он, применяя минеральные удобрения, использовал залежные земли, сеял люцерну и осуществил ряд других мер, обеспечивающих повышение урожайности.

Д.И. Менделеев понимал, что без развитой промышленности не может быть экономически выгодного сельского хозяйства. В своем выступлении по вопросу о суперфосфатах на Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 года он отмечал, что эпоха искусственных удобрений пока не наступила, так как ни у хозяев нет необходимых для этого капиталов, ни произведённых на удобрения затраты не могут окупаться быстро. Однако Д.И. Менделеев был уверен, что эпоха суперфосфата придет и одним из условий дешевизны суперфосфата является развитие химической промышленности, в частности производство дешевой серной кислоты.

Д.И. Менделеев принял активное участие в налаживании производства искусственных удобрений в Прибалтике.

Архивные документы свидетельствуют, что только благодаря помощи Д.И. Менделеева этот завод получил необходимую поддержку для дальнейшего развития.

Выступая за всестороннее изучение всех проблем сельского хозяйства, Д.И. Менделеев поддержал предложение об организации кафедры почвоведения в Петербургском университете, во главе которой встал организатор научного почвоведения в России профессор В.В. Докучаев. Исключительно высоко ценил он также исследования К.А. Тимирязева по физиологии растений.

Сам Менделеев неоднократно выступал с лекциями и статьями по вопросам сельского хозяйства. В записке, направленной в 1902 году С.Ю. Витте, он отмечал, что, когда дело идёт о нуждах нашего сельскохозяйственного населения, надо видеть не только интересы помещиков, но главным образом крестьянства.


2.2.Кристаллохимическая структура почвы.


В почве берут начало два крупнейших миграционных потока. Здесь начинается протяженная водная миграция химических элементов и их биологический круговорот. Исходный запас химических элементов, откуда они поступают в ту или другую систему миграции, содержится в горных породах, вернее, продуктах выветривания, на которых образованы почвы. Таким образом, почва наследует химический состав горных пород, однако содержание некоторых элементов изменяется под влиянием водной миграции и жизнедеятельности организмов.

Оценить влияние биологического круговорота на формирование химического состава почвы можно путем определения коэффициента биологического поглощения, рассчитанного исходя из Кларков земной коры и среднего содержания элементов в неземной растительности. Чем больше коэффициент биологического поглощения, тем сильнее накапливается этот элемент в почве.

Влияние водной миграции проявляется в выносе химических элементов из почвы. Интенсивность этого процесса характеризуется коэффициентом водной миграции, который рассчитывается по назначению Кларков земной коры и среднего содержания элементов в сухом остатке речных вод. Чем больше этот коэффициент, тем меньше остается данного элемента в почве.

В результате совместного воздействия биологического круговорота и водной миграции элементов постепенно формируется химический состав почвы.

Конечно, состав почвы складывается не только в результате взаимодействия горных пород с растительностью и природными водами. Как мы знаем, биологический круговорот связывает земную кору с атмосферой посредством обмена кислородом, углеродом и водой. Следовательно, почва является геохимической системой, в которой протекают процессы, обеспечивающие обмен вещества между земной корой, водной и газовой оболочками Земли.

Рассматривая геохимию земной коры, мы узнали о рассеянном состоянии химических элементов. Распространение рассеянных элементов не ограничивается земной корой. Они входят во все известные формы вещества – и твердые, и жидкие, и газообразные. Так, например, золото обнаружено в глубинных и осадочных горных породах, в воде и растениях, в различных живых организмах. Кларк золота очень мал – 0,00000043 %. В 1 т. горных пород содержится около 5 мг, в 1 м³ морской воды – 0,004 мг этого благородного металла. Конечно, миллиграммы и их доли – ничтожные цифры. Но представим себе, сколько тонн горных пород в земной коре, сколько кубометров воды в Мировом океане, и мы поразимся, какое огромное количество золота на поверхности планеты. По этому поводу В.И.Вернадский писал: «Впечатление о ничтожности рассеяния в реальности исчезает; оно заменяется обратным: впечатлением грандиозности».

Переходу в состояние рассеяния, по-видимому, способствует циклическая миграция элементов, охватывающая все верхние оболочки планеты. Геохимические циклы с этим значительная часть атомов выходит из генерального русла миграции и рассеивается в окружающей среде.

Процессы рассеяния приобретают особое значение в почве, которую пронизывают самые мощные на поверхности Земли миграционные потоки.

В почве рассеянные элементы вовлекаются в биологический круговорот, а попадая в состав живого вещества, переходят в новое качество - они становятся микроэлементами. Чтобы разобраться в этом, вернемся к составу живого вещества. Присутствие в нем углерода, кислорода, водорода, кальция, калия, фосфора, серы хорошо объяснимы. Каково же значение рассеянных элементов? Являются ли они случайными примесями или выполняют какую-то определенную роль в сложных системах живого вещества?

Можно провести условную аналогию между нахождением рассеянных элементов в живом и кристаллическом веществе. В кристаллах одна часть этих элементов находится в неупорядоченном состоянии, а другая входит в кристаллохимические структуры, подчиняясь законам изоморфизма. В живых организмах некоторые рассеянные элементы также являются примесями, но другие входят в состав соединений, играющих очень важную роль.

В организме человека есть железо, которое входит в состав гемоглобина. Оно поступает из внешней среды с водой и пищей. Если организм будет получать недостаточное количество железа, то его нормальное состояние нарушается. Это часто наблюдается во многих странах с влажным тропическим климатом. Благодаря сильной выщелоченности почв в сельскохозяйственных культурах недостаточно железа. Это вызывает нехватку железа в организме человека и как следствие особую болезнь-анемию, поражающую преимущественно детей младшего возраста.


Подобно железу, рассеянные элементы входят в состав соединений, которые содержатся в небольшом количестве, но обеспечивают и регулируют жизненно важные биохимические процессы. К этим соединениям относятся витамины, ферменты, гормоны, играющие в живых организмах роль природных катализаторов. Особые активизирующие свойства гормоны и близкие им вещества приобретают благодаря рассеянным химическим элементам. При увеличении концентрации микроэлементы утрачивают свою особую функцию. Так мы встречаемся еще с одним проявлением основного закона материалистической диалектики – переходом количества в качество.


Здесь поучительно вспомнить историю одного открытия. Как известно, в организме человека очень важную роль играет щитовидная железа. Нарушение деятельности железы вызывает различные тяжелые заболевания и сопровождается увеличением ее размеров, иногда очень сильным, вплоть до образования уродливого зоба. В начале прошлого века наполеоновская Франция вела бесконечные войны, для продолжения которых требовались все новые солдаты. С целью очередного пополнения армии представители власти проводили обследование селений в области Альп. Там было обнаружено большое число людей с огромными зобами, пораженных глухонемотой и кретинизмом. Эти заболевания в горной местности были так широко распространены, что появился специальный приказ Наполеона, обязывающий выяснить причину этого явления.

Так как были известны старинные способы лечения зуба морскими растениями, в которых много йода, а этот химический элемент был только что открыт, то врачи предприняли попытки лечить им зоб. Но применение чистого йода вызывало тяжелые отравления людей. Поэтому это лечение было так скомпрометировано, что стали отрицать благотворное влияние малых концентраций йода. В то же время обнаруживались все новые факты, свидетельствующие о связи зобной болезни с недостатком йода.

В середине ХIХ в. Французский химик А.Шатэн сообщил французской Академии наук данные об определении йода в почвах, воздухе, воде и продуктах питания в четырех районах Франции. Сопоставляя эти результаты с числом заболеваний, он пришел к выводу о том, что недостаток йода влияет на распространение болезни.

А.Шатэн был блестящим мастером химического анализа и мог обнаружить очень небольшие количества йода, но его современники не владели таким искусством. Поэтому специальный суд ученых при Французской Академии наук признал труды А.Шатэна несостоятельными. Лишь в самом конце ХIХ в. Немецкие химики Е.Бауман и несколько позже А.Освальд установили, что в щитовидной железе имеется много йода и в ней образуются йодсодержащие гормоны. Так было подтверждено важное физиологическое значение этого элемента.

Изложенная история хорошо иллюстрирует принципиально различный эффект действия макро - и микроколичеств химического элемента на живой организм. Для нормальной жизнедеятельности человеческого организма необходим рассеянный йод. Заболевания, вызванные его недостатком, нельзя лечить большими дозами этого элемента.

В качестве микроэлементов известны многие рассеянные элементы, а также некоторые элементы, содержащие в земной коре в большом количестве (например, железо). Среди микроэлементов важное место занимают тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, никель, кобальт, молибден и др.) По данным В.А. Ковды, микроэлементы принимают участие в таких важнейших биохимических процессах, как дыхание (железо, медь, цинк, марганец, кобальт), фотосинтез (марганец, железо, медь), синтез белков (марганец, железо, кобальт, медь, никель, хром), образование крови (молибден, железо, ванадий, кобальт, вольфрам, бор, марганец, и цинк) и пр.

Энергичное поглощение живым веществом рассеянных элементов сказывается на повышенном содержании этих элементов в верхней части почвы, обогащенной отмершими остатками растительных и животных организмов. По образному выражению одного из основателей геохимии – норвежского ученого В. Гольдшмидта, растения как

насос перекачивают рассеянные элементы из коры выветривания в верхние горизонты почвы. Этот процесс настолько ярко выражен, что даже в почвах, энергично промываемых атмосферными и поверхностными водами, в гумусовом горизонте и в лесной подстилке содержатся рассеянные элементы.


Изменчивость содержания рассеянных элементов в почвах в значительной мере обусловлена составом почвообразующих пород. Почва формируется на молодых (в геологическом смысле) переотложенных продуктах выветривания. Большая часть переотложенных продуктов выветривания состоит из мелких обломков от 0,01 до 1 мм. Эти обломки выносились из разных районов. В северной половине европейской части СССР преобладают обломки минералов, принесенные из области Балтийского кристаллического щита (Карелия, Финляндия, Кольский полуостров). В Заволжье и Приуралье обломочный материал поступал с Уральских гор. В почвах Украины много обломков минералов, слагающих породы Украинского кристаллического массива. Особенности минералогического и химического состава горных пород областей сноса сильно влияют на состав почв. Так, например, среди обломков, принесенных с территории Карелии, много кварца, а в массе обломков, поступивших с хребтов Средней Азии, больше глубинных силикатов (полевых шпатов, слюд и др.) На Урале очень распространены так называемые зеленокаменные горные породы, содержащие много минералов зеленого цвета-эпидота, актинолита, хлорита. Среди них наиболее устойчив эпидот, поэтому им обогащены насосы, на которых образованы почвы Приуралья. А для центрально-нечерноземных районов характерны роговая обманка и гранат, принесенные из кристаллических пород Карелии и Кольского полуострова.


Перечисленные минералы содержатся в почве в небольшом количестве. Однако все они обладают большой массой, благодаря которой их можно выделить вместе. Если обломочную часть почвы высыпать в бромоформ (жидкость с плотностью 2900 кг/м³), то тяжелые минералы опустятся на дно, а более легкие всплывут. В тяжелой фракции можно точно определить процентное содержание каждого минерала. При изучении состава тяжелой фракции почв на территории между Карелией и Уралом было обнаружено, как закономерно с запада на восток уменьшается количество типичных карельских минералов и возрастает содержание уральских.


Кристаллохимическая структура почти всех глубинных минералов на поверхности Земли нарушается или перестраивается. При этом освобождаются и рассеянные элементы. Многие из них накапливаются в тонкодисперсных (глинистых) минералах, образующих фракцию частиц размером меньше 0,001 мм.


Таким образом, в зависимости от соотношения главнейших минеральных фракций содержание химических элементов в почве будет меняться даже в пределах одного района. На Русской равнине, например, содержание некоторых рассеянных элементов в песчаных почвах значительно меньше, чем в суглинистых. Изменчивость содержания рассеянных элементов в почвах главным образом обусловлена их неравномерным распределением в горных породах разных районов. Поэтому в насосах, поступивших с Урала, больше меди, ванадия, никеля, кобальта, хрома, но меньше свинца, цинка, циркония, чем в насосах, источником которых была Кольско-Корельская область.

Почвы наследуют и сохраняют эти геохимические особенности.


2.3. Загрязнение почв.

В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния повинен человек. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожения. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходиться менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.

Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы - разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Эрозия в настоящее время стала всемирным злом. Подсчитано, что только за последнее столетие в результате водной и ветровой эрозии на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.

Одними из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть и её соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и различные её соединения.

Ещё более массовый и опасный характер носит загрязнение почв свинцом. Известно, что при выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается его до 25 кг. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьёзным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад.

Вблизи крупных центров цветной и черной металлургии почвы загрязнены железом. Медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них.

Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широко использующее удобрения и различные химические вещества для борьбы с вредителями. Сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе хозяйственной деятельности, примерно такое же, что и в процессе промышленного производства. При этом с каждым годом производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве возрастает. Неумелое и бесконтрольное использование их приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.

Особую опасность представляют стойкие органические соединения, применяемые в качестве ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Но самое главное - они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, а в конечном итоге попадают с пищей в организм человека.


2.4 Почвы Чувашии


Почва - особое природное тело. Образование почвы идет очень медленно и зависит от множества факторов. А так как на территории республики наблюдаются различия материнских горных пород, климатических условий, растительного и животного мира, - почвенный покров республики тоже разнообразен. С севера на юг происходит смена четырех типов почв: подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных и черноземов. По долинам рек сформировались дерново-пойменные аллювиальные почвы.

Подзолистые почвы занимают Заволжье и Присурье республики. Здесь атмосферные осадки несколько преобладают над испаряемостью, что ведет к глубокому промачиванию почв. Под покровом таежных хвойных лесов в почве формируется кислый перегной, который вымывается, образуя так называемый подзолистый горизонт. Из этого слоя вымываются не только органические, но и минеральные частицы. Под лесной подстилкой с маломощным гумусовым горизонтом темного цвета залегает четко просматриваемый белесый "подзолистый" слой, состоящий, в основном, из зерен кварца и имеющий цвет золы. Ниже залегает слой вмывания - плотный горизонт темно-бурой окраски, состоящий из солей железа и алюминия. Подзолистые почвы отличаются малым плодородием, высокой кислотностью. Для земледелия они малопригодны и используются для лесоразведения.

Дерново-подзолистые почвы распространены в Приволжье и в северо-западном Засурье. Материнскими породами дерново-подзолистых почв являются лёссовидные суглинки. Степень оподзоливания таких почв с севера на юг ослабляется.

От подзолистых почв они отличаются наличием перегнойного (дернового) горизонта. Почвы бедны гумусом, мало содержат азота, фосфора и других элементов, обладают повышенной кислотностью. Поэтому для повышения плодородия дерново-подзолистых почв необходимо постоянно вносить органические и минеральные удобрения, а также известковать их.

Серые лесные почвы залегают южнее дерново-подзолистых. Они распространены сплошной полосой в Аликовском, Красноармейском, Канашском, Урмарском и, частично, Янтиковском районах. Серые лесные почвы занимают промежуточное положение между дерново-подзолистыми и черноземными почвами. Их формирование происходит в результате действия двух процессов: оподзоливания и перегнойно-аккумулятивного процесса, сопровождающегося накоплением гумуса.

Такие почвы относительно богаты перегноем, обладают комковатой структурой, но имеют горизонты вымывания и вмывания. На территории Чувашии встречаются светло-серые лесные, типично серые лесные, коричнево-серые лесные, темно-серые лесные разновидности. В их распределении наблюдается широтная зональность. Характерно, что содержание гумуса в серых лесных почвах с севера на юг возрастает. В светло-серых разновидностях гумуса всего 2 - 3%, а в темно-серых достигает 10%.

Почвообразующими породами серых лесных почв Чувашии являются элювиально-делювиальные или делювиальные глины и суглинки, которые сочетаются с покровными лёссовидными суглинками.

Серые лесные почвы формируются под широколиственными и мелколиственными лесами, под пологом которых обильный травостой. При этом подстилка растительных остатков накапливается в количестве, необходимом для формирования перегноя. Этому способствует обилие в травянистой растительности бобовых культур, обогащающих почву азотом и солями кальция. Накоплению гумуса способствуют и климатические условия лесостепной зоны, где испаряемость примерно равна сумме осадков. Для повышения плодородия этих почв необходимо внесение минеральных и органических удобрений, известкование и ведение севооборота с бобовыми культурами.

Черноземные почвы распространены на юго-западе и юго-востоке нашей республики. Почти везде они выщелоченные. В степной зоне участками залегают тучные и типичные черноземы. Этот тип почвы образовался на глинах под разнотравно-злаковой растительностью. Относительно сухая погода и слабое промывание почв, обилие травостоя привели к накоплению гумуса. Содержание гумуса в них достигает 12 - 14%. Присутствие солей кальция способствовало формированию зернистой или комковатой структуры почвы. Черноземы с давних пор использовались под пашни. Для сохранения и повышения их плодородия необходимо внесение удобрений и ведение севооборота.

Вдоль Волги, Суры, Цивиля, Булы, Бездны и некоторых других рек на их поймах и низких террасах сформировались дерново-пойменные аллювиальные почвы. В зависимости от условий затопления и микрорельефа аллювиальные почвы содержат перегной в разном количестве.

В Присурье и в Заволжье встречаются мохово-торфяные или лугово-торфяные болотные почвы. Некоторые разновидности болотных почв торфяного горизонта не имеют.




В размещении почв на территории Чувашии проглядываются определённые географические закономерности. Первая заключается в приуроченности серых почв к легким по механическому составу грунтам. Вторая закономерность состоит в тесной связи почв с рельефом. Наиболее оподзоленные почвы развиты на самых высоких местах, наименее оподзоленные - в понижениях. Третьей особенностью почв Чувашии является их повышенная гумусность. Но содержание гумуса с глубиной падает. Это обусловлено континентальностью климата и глинистым, карбонатным составом материнских пород.

Почвы Чувашии обычно кислые и нуждаются в известковании. Количество гумуса в перегнойном слое зависит от типов почв и колеблется от 1,5 до 7,0%. Содержание микроэлементов в почвах (подвижного бора, молибдена, цинка, кобальта, марганца и меди) зависит от условий рельефа. Основное количество микроэлементов сосредоточено в аллювиальных почвах по долинам Суры, Цивиля, куда они смываются со склонов.

Почвенные ресурсы Чувашской Республики ценятся своим плодородием и используются в сельском и лесном хозяйствах. В республике распаханы следующие типы почв: черноземы, серые лесные, дерново-подзолистые, частично аллювиальные. Наиболее благоприятными для земледелия являются черноземы, но, как видно из рис.16, их доля невысока.

Повсеместно на земной поверхности происходит выветривание и снос веществ. Такая эрозия незаметна и вреда растительному покрову не приносит. В нашей республике, где пашни составляют более 50% сельскохозяйственных угодий, наблюдается так называемая ускоренная эрозия. При этом дождевыми и талыми водами смывается от 40 до 70% площади. Эрозией выносятся в водотоки сотни тысяч тонн питательных веществ. Процессу смыва способствует дружный сход снежного покрова, приводящий к резкому усилению стока в весеннее время. Особенно сильно смываются почвы в Ядринском, Аликовском, Красноармейском, Чебоксарском и Козловском районах. Коэффициент эродированности пахотных земель достигает 90%. В южной половине республики, где большие массивы лесов, эрозионный процесс ослаблен. Там коэффициент эродированности не более 15%. Восстановить плодородие эродированных земель бывает очень трудно.

Борьба с почвенным смывом и эрозией заключается в проведении противоэрозионной защиты: посадке приовражных лесных полос, обваловании вершин оврагов, террасировании и залужении крутых склонов, улучшении агротехники, прекращении вырубки лесов и т. д. На склонах с малыми уклонами (до 2°) достаточно осуществлять правильную (направленную по горизонталям) вспашку. Если на полях уклон до 4°, выполняются специальные агротехнические и лесомелиоративные работы. На склонах, где крутизна достигает 7° и более, необходимы почвозащитные севообороты с посевом многолетних трав.

Охрана почв включает в себя не только улучшение их плодородия и борьбу с эрозией, но и рекультивацию земель - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью. Комплекс этих мероприятий позволит увеличить производство продукции без расширения сельскохозяйственных угодий, что крайне важно для нашей республики.

За 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 м.

Процесс формирования серых лесных почв до сих пор не ясен. Одни почвоведы утверждают, что такие почвы возникли в результате деградации черноземов под лесами, наступающими на степи. Другие считают, что, наоборот, — в результате наступления степной зоны на леса, когда процесс формирования чернозема накладывается на процессы оподзоливания.

Эродированность — отношение площади земель, подверженных эрозионным процессам, к общей площади.

Экспериментальная часть


3.1.1.Определение структуры почвы

Под структурой почвы понимают способность ее распадаться на отдельные частицы, которые называются структурными отдельностями. Они могут иметь различную форму (комки, призмы, пластинки и т. д.).

Для пахотного горизонта большинства почв типична комковатая или зернистая структура. При такой структуре почва распадается на округлые комочки диаметром от 0,5 до 10 мм. Иногда структурные отдельности бывают выражены плохо или могут совершенно отсутствовать (бесструктурная почва).

Ножом или маленькой лопаткой я вырезала образец почвы, и подбросила на лопате 1—2 раза, в результате чего образец распадался на структурные отдельности. Я рассмотрела их, определил степень однородности, форму, размер, результаты наблюдений записала. Для определения размеров можно пользоваться миллиметровой бумагой или линейкой.

Вывод: почва пришкольного участка комковатая. Почва распалась на округлые комочки диаметрами 1-2 мм. Почва частично однородная.

3.1.2.Определение водопрочности структурных агрегатов

Очень важно определить не только форму и размер структурных частиц, но и их прочность, т. е. способность противостоять размывающему действию воды. Для этого я поместила несколько структурных отдельностей в стакан с водой. Если при легком взбалтывании они быстро разрушаются, то это свидетельствует об их непрочности, а если сохраняют свою форму, значит, почва обладает водопрочной структурой.

Вывод: почва водопрочная.

3.1.3.Определение окраски (цвета) почвы

При определении в поле окраски почвы всегда следует обращать внимание на степень влажности и силу солнечного освещения. Одна и та же почва в сухом состоянии имеет темно-серую окраску, а во влажном — черную. Лучше всего окраску почв определять при высоком стоянии солнца. Правильность полевых определений цвета проверяют на образцах, доведенных до воздушно-сухого состояния.

Вывод: цвет почвы на свету коричневый, кофейный, местами ржаво-бурый.


3.1.4. Определение плотности почвы

Различают четыре степени плотности почвы в сухом состоянии: очень плотная лопата или нож при сильном ударе входит в почву на глубину не более 1 см; плотная — лопата или нож при большом усилии входит на глубину 2—3 см, и почва с трудом разламывается руками; рыхлая — лопата или нож входит на глубину 3—5 см, и почва легко разламывается руками; рассыпчатая — лопата или нож легко погружается в почву, она без усилия рассыпается.

Вывод: почва рыхлая.


3.2.Качественное определение химических элементов почвы

Реактивы: 10-процентный раствор азотной кислоты; 0,1 М раствор нитрата серебра; 10-процентный раствор соляной кислоты; 20-процентный раствор хлорида бария; гексацианоферрат (III) калия — красная кровяная соль (кристаллическая), K3[Fe(CN)6]; 10-процентный раствор тиоцианата (роданида) калия, раствор дифениламина в серной кислоте.

Для питания растения имеют важное значение хорошо растворимые соединения почвы. Состав и количество именно этих наиболее подвижных и активных в химическом отношении веществ определяют условия питания растений.

Однако избыточные количества хорошо растворимых солей создают повышенную концентрацию ионов в почвенном растворе, а это снижает плодородие почвы. Наиболее вредны для растений растворимые соли: карбонат натрия (Na2СОз), хлориды (NaCl, особенно MgCl2 и СаС12) и сульфат натрия (Na2S04), а карбонаты кальция (СаСО3), магния (MgCO3) и сульфат кальция (CaSO4) не приносят вреда.

3.2.1. Качественное определение состава водной вытяжки почвы

В районах распространения засоленных почв и в почвогрунтах парников и теплиц очень важно знать состав солей, обусловливающих засоление почвы. С этой целью анализируют водную вытяжку почвы.

Приготовление водной вытяжки почвы. Я тщательно растерла пробу почвы в фарфоровой ступке. Взял 25 г почвы, перенес в колбу емкостью 200 мл и прилила 50 мл дистиллированной воды. Содержимое колбы я тщательно взболтала и дал отстояться в течение 5—10 мин, а затем после кратковременного взбалтывания отфильтровала в колбу на 100 мл через плотный фильтр. При фильтровании я старалась всю почву перенести на фильтр. Первые мутные капли фильтрата я отбросила. Получив прозрачный фильтрат, я провела качественное определение в нем основных катионов и анионов.

3.2.2. Качественное определение содержания карбонат- иона

Небольшое количество почвы я поместила в фарфоровую чашку, и прилила пипеткой несколько капель 10-процентного раствора соляной кислоты. Образующийся при реакции оксид углерода (IV) выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсивности выделения их судят о более или менее значительном карбонатных почв. В дальнейшем анализ этой почвы проводят по методам, разработанным для карбонатных почв. Поэтому в районах распространения таких почв определение карбонат иона является обязательным анализом, и проводят его в поле.



3.2.3. Качественное определение хлорид-иона

Я отлила в пробирку 5 мл фильтрата, добавил в него несколько капель 10-процентного раствора азотной кислоты и по каплям прибавила 0,1 М раствор нитрата серебра. При наличии хлоридов нитрат серебра вступает в реакцию. Это можно изобразить уравнением:

NaCl + AgNO3=AgCl + NaNO3

Хлорид серебра выпадает в виде белого хлопьевидного осадка, это указывает на присутствие хлоридов в количестве десятых долей процента и более. При содержании сотых и тысячных долей процента хлоридов осадка не выпадает, но раствор мутнеет.


3.2.4.Качественное определение сульфат-иона

Я налила в пробирку 6 мл фильтрата, добавила несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20-процентного раствора хлорида бария. При наличии сульфатов происходит реакция, и сульфат бария выпадает в виде белого мелкокристаллического осадка:

Na2SO4+BaCl2 = 2NaCl+BaSO4

Это свидетельствует о присутствии сульфатов в количестве нескольких десятых процента и более. Помутнение раствора также указывает на содержание сульфатов (сотые доли процента). Слабое помутнение, заметное лишь на черном фоне, бывает при незначительном содержании сульфатов (тысячные доли процента).

3.2.5.Качественное определение нитрат- иона

Я налила в пробирку 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавила раствор дифениламина в серной кислоте. При наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет.

3.2.6.Качественное определение оксидов железа (II и III)

В две пробирки я внесла по 3 мл отфильтрованной вытяжки. В первую пробирку прилила красной кровяной соли. Появляющееся синеватое окрашивание (образование турнбулевой сини) должно указывать на присутствие ионов железа (II). Во вторую пробирку я добавила несколько капель 10-процентного раствора роданида калия. При наличии оксида железа (III) раствор приобретает красный цвет. По интенсивности окрашивания можно судить о количестве этого оксида. Опыт показал наличие ионов железа (II) , (III) в данном образце.

Вывод: проведя ряд анализов, я обнаружила наличие выше перечисленных ионов: кальция, нитрат аниона, сульфат аниона, хлорид-аниона, карбонат аниона и ионов железа.

3.3. Определение pН почвы

Химические свойства почвы зависят от содержания в ней минеральных веществ, которые находятся в виде растворенных в воде гидратированных ионов.

Одной из важных характеристик химического состава почв является реакция ее среды, т. е. кислотность почвы. В среднем рН почв близко к нейтральному значению. Такие почвы наиболее богаты обитателями. Известковые почвы имеют рН - 8-9, т. е. они слабо щелочные; торфяные имеют рН 4-6, т. е. они слабо кислые. Соответственно, основные и кислые почвы имеют специфический, приспособленный к тем или другим состав почвенных организмов.

При значении рН < 3 (сильно кислые почвы) и больше 9 (сильно щелочные почвы) из-за высоких концентраций ионов водорода или гидроксид-ионов повреждаются клетки живых организмов. Кроме этого, рН почвы сказывается и на степени доступности биогенных элементов. При рН < 4 почва содержит так много ионов алюминия А1 +, что она становится высокотоксичной для большинства растений. При еще более низких значениях рН в токсичных концентрациях могут содержаться ионы железа Fe3+, марганца Мп2+. При высоких значениях рН ионы железа Fe +, марганца Мп2+, а также фосфат ионы РО43" оказываются связанными в малорастворимые соединения (фосфаты и гидроксидфосфаты) — тогда растения страдают от их недостатка.

Оборудование и реактивы:

  • образец почвы;

  • 5% -ный раствор хлорида калия;

  • большая стеклянная пробирка или колба с пробкой;

  • воронка;

  • фильтр;

  • универсальная индикаторная бумага;

  • шкала значений рН.

Ход работы

  1. Я поместила в пробирку примерна 10 г почвы и добавила туда 25 мл 1Н
    раствора хлорида калия, в результате чего коллоидная глина выпадет в виде
    хлопьев.

  2. Закрыла пробирку пробкой, энергично встряхнула и дал содержимому
    отстояться в течение 5 мин. Несколько раз встряхивала содержимое пробирки в
    течение дня.

На следующий день я отфильтровала содержимое пробирки и определила рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги

Вывод: рН составляет 4,7, что соответствует слабо-кислой среде.


Заключение


Химия, как учебный предмет, открывает для решения поставленной задачи уникальные возможности. Изучая различные вещества, мы убеждаемся, что свойства веществ зависят от их состава и строения, понимаем практическую значимость веществ в повседневной жизни, а включение элементов исследовательской работы в разделы курса химии позволяет актуализировать химические знания, развивать интерес к предмету, реализовать дидактический принцип связи теории с практикой на конкретных предметах.

Целью нашей исследовательской работы было: 1. Определить роль Д.И. Менделеева в области развития агрохимии.

Мы выяснили, что Д.И.Менделеев очень успешно и последовательно занимался проблемой помощи сельскому хозяйству и подготовил курс лекций «Земледельческая химия».

Co временем агрохимия расширила объем своих задач. В целях создания условий для выращивания высоких урожаев в рамках агрохимического учения стали решаться вопросы химического картирования почв, облагораживание сельскохозяйственных угодий, борьба с эрозией почвы и т.д.

Определение химического состава почвы пришкольного участка.

Анализ почвы пришкольного участка показал: почва водопрочная, цвет почвы на свету коричневый, кофейный, местами ржаво- бурый, почва рыхлая, наличие в почве выше перечисленных ионов: натрия, сульфат-аниона, хлорид-аниона, карбонат-аниона и ионов железа.

Для почвы пришкольного участка характерны, слабая кислотность (рН=4.7), наличие различных ионов.

Рекомендуется для повышения плодородия вспашка, что повышает гумусовый горизонт, при этом происходит частичное перемешивание и рыхление обрабатываемого слоя. Глубина вспашки для деревьев должна составлять 40-50 см, для кустарников- 35-45 см, для травянистых растений- 20-25см. В местах, где отсутствуют деревья, требуется подготовительный период для их посадки: в первый год засевать яровыми зерновыми, во второй - бобово-злаковыми травами, в третий после внесения навоза — пропашными культурами. Затем осенью или весной высаживаются древесно-кустарниковые породы. Также для повышения плодородия почвы необходимо смешивание её с торфом.

Для понижения кислотности необходимо обработать почву известью.


Литература

1 Добровольский В.В. Химия земли - М.,Просвещение, 1980

2. Маршанова Г.А. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций - М.: Аркти, 2002 г

3..Кировичев В.Г. Менделеев и минералогия. Зап. Всесоюз. минерал, о-ва, 1993 г. Вып.5.


4.. Бабков В.Ф., Гербурт-Гейбович А.В. Основы грунтоведение и механики грунтов. - М.: Высшая школа, 1964 - 366с.


5.Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. — М.:
ВЛАДОС, 1999-384с.


6.Ковда В.А., Розанова Б.Г. Почвоведение ч. 2 - Типы почвы, их география
и использование. - М.: Высшая школа, 1988 - 368с.



7. Комиссаров В.В., Черепанова Г.П. Методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу "География почв с основами почвоведения" -В.:ВГПУ, Русь, 1997.


8.. Цитович И.К. Курс аналитической химии. - М.: Высшая школа, 1994 -495с.


9.Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин – Экология 9 класс


10. А.А. Макареня, Ю.В. Рысев- Д.И. Менделеев.






Похожие:

Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconИсследовательская работа по химии Автор: Галкина Екатерина, 11 класс моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа» Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии
Исследовать роль Д. И. Менделеева в области агрохимии, его научную деятельность в 1867-1869 годах по изучению действия удобрений...
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Порецкая средняя общеобразовательная школа» Порецкого района Чувашской республики
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconРабочая программа по химии 9 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по химии, Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений...
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconМинистерство образования Саратовской области моу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва Саратовской области» Школьная научно-практическая конференция «Поиск» Секция: «Математика» Проект на тему «Статистика. Пенсионные реформы»
Министерство образования Саратовской области моу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пугачёва Саратовской области»
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconДистанционный образовательный курс «Английский для начинающих»
...
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconРабочая программа по химии 11 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
Программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О. С. Габриелян, 2006г., и государственного...
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconСемейный праздник 1 класс моу «сош №4 п. Переволоцкий»
Дрыженко Елена Васильевна, учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Переволоцкий» Переволоцкого района...
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление icon23 июня 2010 года были подведены итоги районного этапа окружного смотра-конкурса информационно-правовых стендов (уголков профилактики)
Моу «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №2», моу «Пурпейская средняя общеобразовательная школа №3», моу «Ханымейская...
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconИнформация по итогам муниципального этапа олимпиады школьников по изо в 2009-2010 учебном году
Не приняли участие 115 образовательных учреждений: (моу сош №10, моу сош №22, моу сош №25, моу сош №26, моу сош №27, моу сош №29,...
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconПриказ №65 от 30. 08. 2011 Об утверждении базисного плана моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» На основании решения педагогического совета моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» №10 от 30. 08. 2011г
Моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» мо «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области
Секция химия «Д. И. Менделеев-исследователь в области агрохимии» Галкина Екатерина моу «Порецкая средняя общеобразовательная школа Научный Бердникова Ольга Федоровна Учитель химии моу «Порецкая сош» оглавление iconРабочая программа по химии 8 класс Составитель: Томилова Надежда Валентиновна, учитель биологии-химии моу «Лепшинская средняя общеобразовательная школа»
О. С. Габриеляна. Москва. «Дрофа», которая одобрена Федеральным экспертным советом и включена в перечень рекомендованных Министерством...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы