|
ГБОУ СОШ с. Савруха
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАпо внеучебной деятельности по научно-познавательному направлению «Воспитание сказкой» 1 класс Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Автор программы: Учитель начальных классов Баландина И.Н. Программа воспитания младших школьников «За чистоту родного языка «Воспитание сказкой» Возраст обучающихся – 6-11 лет Срок реализации – 4 года Пояснительная запискаСказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию младшего школьника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Данная программа позволяет выработать у учащихся позитивные межличностные отношения, социальные умения и навыки поведения, а также нравственные качества личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Программа носит духовно-нравственную направленность. Программа обучения способствует формированию социальных умений и навыков поведения: отзывчивости, общительности, дружелюбия, стремления делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребности радовать близких результатами своего труда. Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками умением делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, адекватно передавать характеристики поведения и отношений героев сказки, давать полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям. Цель программы – формирование нравственно здоровой личности младшего школьника. Задачи программы
Данная программа рассчитана на 4 года, по одному часу (40 минут) в неделю. Она включает в себя три основных направления:
Структура занятий Каждое занятие включает в себя ряд этапов: 1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов. 2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность. 3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки. Основным принципом, заложенным в программу, является Деятельностный принцип обучения. В процессе организации занятий мы предлагаем использовать Деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применяются разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных характеристик, что позволит детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик призвано стимулировать способность самостоятельно творить художественный образ. Основной целью начального курса является знакомство воспитанников с содержанием сказки, формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием моделей сериационного ряда); Основной целью первого года обучения является освоение простого – сериационного вида моделирования сказок. Результатом обучения по программе 1-го года является развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе сказок . Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. Младшие школьники на 2-м году обучения изучают более сложный вид моделирования – двигательный. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Основной целью второго года обучения является обучение детей двигательной передаче сказочных образов через небольшие инсценировки. На 3-м году обучения планируется обучение детей драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности. Основной целью четвёртого года обучения является освоение способов создания с помощью подручных средств задуманного образа и умения выражать его вербальными и невербальными средствами. Результатом обучения по программе 4-го года является развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями. В результате изучения материалов данного курса у учащихся будут сформированы УУД.
Учебно-тематический план Обычно занятие посвящено какой-то определенной сказке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми литературного и музыкального материала. В конце первого полугодия учащиеся и их родители приглашаются на показ новогодней сказки, поставленной силами учащихся среднего звена. Первый год обучения
Второй год обучения
Третий год обучения
Четвёртый год обучения
Содержание программыСодержание занятий первого года обученияТема 1. "Путешествие в сказку". Вводное занятие. Возможны различные формы – викторины, конкурсы. Тема 2. Сказка “Репка” Развивать умение: а) откликнуться на просьбу; б) принимать помощь даже самую малую. Тема 3. Сказка “Колобок” Посредством сказки дать детям понять, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, нужно учиться послушанию. Тема 4. Сказка “Теремок”. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия. Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие. Тема 5. Сказка “Кот и петух”. На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание - причина бед. Тема 6. Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. Тема 7. Просмотр новогодней сказки Тема 8. Сказка “Маша и медведь”. Учить детей словесно описывать нравственный образ главных героев сказки. Тема 9. Сказка “Заюшкина избушка”. На примере сказки учить детей мудрости и осмотрительности в своих поступках. Тема 10. Сказка “Зимовье зверей”. Дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми. Тема 11. Сказка “Лисичка со скалочкой”. На примере событий сказки помочь детям понять, что жадность наказуема. Тема 12. Сказка “Каша из топора”. Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства; о том, что поступить по-доброму проще и лучше (не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке). Тема 13. Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. Содержание занятий второго года обученияТема 1. "Сказка в гости к нам приходит". Вводное занятие. Возможны различные формы – викторины, конкурсы. Тема 2. Сказка “Гуси-лебеди” Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Тема 3. Сказка “Два Мороза” Закреплять представление детей о временах года. Воспитывать в детях любовь и интерес к труду. Тема 4. Сказка “Морозко”. Обогащать пассивный и активный словарь детей новыми образными выражениями. Уточнить смысл незнакомых слов: падчерица, хворост, базар, кованый сундук, красна девица. Развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам. Тема 5. Сказка “ Лисичка-сестричка и волк ”. Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив“. Тема 6. Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. Тема 7. Просмотр новогодней сказки Тема 8. Сказка “Двенадцать месяцев”. Воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими. Помочь детям понять значимость таких добродетелей, как смирение и послушание. Тема 9. Сказка “Летучий корабль”. Дать детям представление о том, что каждый значим в этом мире, и что не существует ненужных людей. Тема 10. Сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев. Учить детей быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми. Тема 11. Сказка “Стойкий оловянный солдатик ”. Сформировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности. Тема 12. Сказка “Как рубашка в поле выросла”. Дать представление детям о работе в крестьянском быту (сельскохозяйственные работы, рукоделие). Уточнить смысл непонятных слов: гумно, трепало, кострика, гребни, кипень. Воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность. Тема 13. Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. Тема 14. Посещение музейно-выставочного комплекса им. Шемановского. Содержание занятий третьего года обученияТема 1. "Сказка ложь да в ней намёк…". Вводное занятие. Возможны различные формы – викторины, конкурсы. Тема 2. Сказка “О рыбаке и рыбке” Показать детям, как речь характеризует героев сказки (старуха – грубая, своевольная, жестокая; старик – покладистый, смиренный. Развивать в детях сострадание, сочувствие к поступкам одних героев и неприятие поступков других. Дать понять, что нужно довольствоваться тем, что есть (не желать слишком многого). Тема 3. Сказка “Сивка-бурка” Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела. Учить детей рассматривать репродукции картин. Тема 4. Сказка “По щучьему веленью…”. Обогащать пассивный и активный словарь детей новыми образными выражениями. Развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам. Тема 5. Сказка “ Иван-царевич и серый волк ”. Учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Развивать в детях художественный вкус, рассматривая с ними в качестве иллюстрации к сказке репродукцию картины В.М. Васнецова “Иван–царевич на сером волке”. Тема 6. Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. Тема 7. Просмотр новогодней сказки Тема 8. Сказка “Спящая красавица”. Помочь детям осознать, что у каждого человека есть свое предназначение, которое он призван осуществить в жизни. На примере сказки учить детей различать жизненные ценности. Используя репродукцию картины В.М. Васнецова “Спящая красавица” учить детей отличать сказочное на картине от возможного в жизни; а также различать разные культуры: русскую и европейскую. Тема 9. Былина “На заставе богатырской”. Сформировать представление о русском воине- богатыре как о защитнике Отечества. Помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу. Воспитывать в детях мужество и бесстрашие (в мальчиках - желание подражать богатырям). Тема 10. Сказка “Цветик - семицветик”. Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям. Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души. Фрагментарная драматизация сказки. Тема 11. Сказка “Царевна - Несмеяна ”. Развивать способность соотнесения восприятия словесного описания героев сказки и музыкальных образов. Тема 12. Авторская музыкальная сказка С. Прокофьев “Петя и волк”. Учить сопоставлять сказки с похожим сюжетом. Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев. Тема 13. Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. Тема 14. Посещение музейно-выставочного комплекса им. Шемановского. Содержание занятий четвёртого года обученияТема 1. "Поговорим о сказках". Вводное занятие. Возможны различные формы – викторины, конкурсы. Тема 2. Сказка “Дикие лебеди” Продолжить историю, описав приключения младшего брата. Тема 3. Сказка “Пузырь, соломинка и лапоть” Придумать похожую историю с другими героями. Тема 4. Сказка “Дочь - семилетка”. Учить сочинять схожие загадки об окружающем мире. Тема 5. Сказка “Журавль и цапля”. Среди представителей фауны родного края найти персонажей не совместимых по образу жизни, изложить историю их совместного проживания. Тема 6. Проверочное занятие. Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки. Тема 7. Просмотр новогодней сказки Тема 8. Сказка “Мужик и медведь”. Учить детей словесно описывать нравственный образ главных героев сказки. Изменить окончание сказки, так чтобы все герои были вознаграждены. Тема 9. Сказка “Мудрый отец”. Сделать выбор вместе с отцом, аргументировать свой выбор. Тема 10. Сказка “Колосок”. Изменить окончание сказки, так чтобы герои осознали неправильность своих поступков и исправили своё поведение. Тема 11. Сказка “Что дальше слышно?”. Дать характеристику поступка третьей невестки. Ответить на вопрос сыновей. Тема 12 Подготовка к проведению читательской исследовательской конференции «Почему нам смешно?». Самостоятельная работа учащихся под руководством воспитателя (библиотекаря, родителей) по подбору произведений устного народного творчества, призванных рассмешить читающего. Анализ содержания с целью выявления юмористических моментов. Тема 13. Проведение читательской исследовательской конференции «Почему нам смешно?». Тема 14. Посещение музейно-выставочного комплекса им. Шемановского. Техническое и программное обеспечение Для реализации данной программы требуются тексты сказок, указанных в программе, иллюстрации к сказкам различных художников, аудиокассеты (CD диски) с записью необходимых музыкальных произведений, магнитофон. Список литературы 1. Андерсен Г.Х. Дикие лебеди и другие сказки. – София: 1964 2. Аникин В.П. Русские народные сказки. – М.:1984 3. Богатырские сказы. – М.: 1995 4. Даль В.И. Пословицы русского народа 5.Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993 6. Народные русские сказки. – М.: 1982 11. Перро Ш. Волшебные сказки. – М.: 1993 12. Русские народные сказки. – М.: 1958 14. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”. – М.: 1995 15. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск: 1997 16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000 17. Шамаева С.В. Апология сказки. – Воронеж: 1994 |
![]() | Образовательная программа по внеучебной деятельности соответствует целям и задачам стандарта второго поколения Образовательная программа внеурочной деятельности базисного образовательного плана начального общего образования «Краеведение» | ![]() | Программа по внеурочной деятельности по познавательному направлению Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта... |
![]() | Публичный доклад мобу сош с. Нигаматово 2010/2011 учебный год. Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения | ![]() | Образовательная программа по профилю (направлению) деятельности, содержащая рецензию (внутреннюю) Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования в оу дод |
![]() | Документи 1. /Программы по внеучебной деятельности/Программа курса Истоки.doc 2. /Программы... | ![]() | Публичный доклад мобусош с. Камеево I. Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения. № Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения |
![]() | Образовательная программа по внеучебной деятельности для учащихся начальной школы России, формированию у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности,... | ![]() | Программа по внеучебной деятельности по фгос ноо для учащихся 1 2 классов моу «сош зато михайловский саратовской области» В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности,... |
![]() | Пояснительная записка: краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников Положение «О внеучебной деятельности в соответствии с фгос второго поколения» мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7» | ![]() | Положение о порядке нормирования и учета внеучебной деятельности Данное Положение призвано урегулировать возникшие вопросы, связанные с осуществлением внеучебной деятельности, не предусмотренной... |
![]() | Образовательная программа учителя Андреевой Валентины Павловны по внеучебной деятельности на программу «Кругозор» Количество часов в 1четв. 72 час, 2 четв. – 56 час, 3 четв. – 80 час, 4 четв. – 72 час |