Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 icon

Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009



НазваниеМетодические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009
Дата конвертации21.10.2012
Размер337.77 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник
1. /pomosh/В помощь учителю баш.яз..doc
2. /pomosh/Мияки-2.doc
3. /pomosh/Тесты по баш.яз.для аттест..doc
4. /pomosh/Учитель года башк.яз.и лит.doc
5. /pomosh/Шежере.doc
Баш7орт теле 32м 262би2те
А7мулланы8 а7 э662ре буйлап
Тесты по башкирскому языку и литературе для аттестации работников образования
Баймаҡ районы муниципаль район хакимиәтенең мәғариф бүлеге Бер кеше лә
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009

м24ариф б1леге

Отдел образования Администрации муниципального района

Баймакский район


М2кт2пт2 «Ш2ж2р2 байрамы»н 1тк2ре1 буйынса

методик к282шт2р


Методические рекомендации

по проведению народного праздника «Шежере байрамы»

в школе


Байма7 – 2009



  • Баш7орт теле 32м 262би2те у7ытыусы3ына яр6ам4а

  • В помощь учителю башкирского языка и литературы



М2кт2пт2 «Ш2ж2р2 байрамы»н 1тк2ре1 буйынса

методик к282шт2р

Методкабинет. 2009 йыл.

Методические рекомендации

по проведению народного праздника «Шежере байрамы»

в школе

Методкабинет. 2009 год.


Т0601се М0х2м2тй2нова Я.Б., м24ариф б1леге методисы

Составитель Мухамедьянова Я.Б., методист отдела образования

Ш2ж2р2 - ул сал тарих7а ба4ыр т26р2,

К16 я66ыр3а8, шул т26р2н2н атыр й26р2.

Ал бер 1рн2к – бал 7орттары т060й к2р26,

ин д2 ятма: 7ор оя8ды.!р ш2ж2р2!..

?26им Аралбай

А8латма

Баш7орттар6а ш2ж2р2 7имм2тле тарихи сы4ана7 булып тора. Кешене ш2ж2р23ен, ырыуын, там4а3ын, а4асын, 7ошон, оранын беле1е ырыуыны8 тулы хо7у7лы а4за3ы итеп таныт7ан. Был н29еле8де8 40р0ф-4262тт2рен, эшен лайы7лы дауам ите1г2 2й62г2н. Ырыуын, килеп сы4ышын, тамыр6арын, н29ел-н2с2бен белм2г2н кеше й2м4и2тт2 16ен ышаныс3ы6 тоя. ;262тт2, ундай6ар сит йо4онто4а ти6 бирел2, 2р3е6г2, 2пк2л2йг2 2йл2не1с2н була.

Баш7ортостан Республика3ы Х0к1м2те быуындар б2йл2нешен 3а7лау, 4аил2 32м 7ан-72р62шлек епт2рен ны4ытыу ма7сатында «Ш2ж2р2 байрамы»н 1тк2ре1 тура3ында ?арар 7абул итте. Х0к1м2т ?арарына ярашлы байрамды8 Положение3ы эшл2нде, ма7саттар 32м бурыстар асы7ланды. Ул беренсе н21б2тт2, ырыуы8ды8, хал7ы8ды8 тарихын 0йр2не16е, баш7орт хал7ыны8 милли традицияларын, 40р0ф-4262тт2рен терге6е16е ма7сат итеп 7уя. Ижади 4аил2л2р6е асы7лау, й2ш быуын4а ю4ары эстетик-2хл27и 32м рухи т2рби2 бире1г2 и4тибар6ы к0с2йте1 62 к16 у8ында тотола.

Ш2ж2р2 байрамдары т2162 ауылдар6а 1тк2рел2. Баш7ортостан Республика3ы Х0к1м2те ?арарын ниге6 итеп алып, Байма7 район муниципаль район хакими2те л2 «Ш2ж2р2 байрамы» район конкурсын и4лан итте. Хакими2т 7арарына ярашлы положение эшл2нде.

«лбитт2, м2кт2пт2р был эште8 урта3ында 7айнаяса7. Л2кин т0п эшт2н айырылып, буталыш тыу6ырыр4а ярамай. Ш2ж2р2 байрамына 26ерлек Ойоштороу комитеты т060162н башлана. Яуаплы кешел2р билд2л2н2 32м 32р баш7арыусы4а аны7 эш б1леп бирел2. «6ерлек йыл буйына дауам ит2: уны8 0с0н 262би2т д2рест2ренд2 билд2ле ва7ыт б1лен2; фольклор, 262би, драма т182р2кт2рене8 эш планына индерел2; класс с242тт2ренд2 ва7ыт б1ленерг2 м0мкин.

У7ыу йылы а6а4ында м2кт2п к1л2менд2 Ш2ж2р2 байрамы 1тк2релеп, эшт2рг2 йом4а7 я3ала. И8 я7шы тип табыл4ан эшт2р положение4а ярашлы би62леп 32м талаптар4а яра7лаштырып, т1б2нд2ге адрес буйынса район конкурсына еб2рел2: Байма7 7ала3ы, С.Юлаев проспекты, 34, Халы7 ижады 162ге. Телефондар 3-12-28, 3-10-29.

М24ариф б1легене8 методик кабинеты,

телефондар 2-10-32, 2-12-41


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2006 г. N 121


О ПРОВЕДЕНИИ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА "ШЕЖЕРЕ БАЙРАМЫ" В

РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


В рамках подготовки к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, в целях привлечения населения Республики Башкортостан к изучению своей родословной, истории родного края Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Рекомендовать администрациям муниципальных районов, городских округов и сельских поселений обеспечить ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы" ("Праздник родословной") в населенных пунктах муниципальных районов и в городских округах.

2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении народного праздника "Шежере байрамы" в Республике Башкортостан.

3. Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Управлению по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан, Министерству юстиции Республики Башкортостан (отделам загс Министерства юстиции Республики Башкортостан) и Академии наук Республики Башкортостан оказывать содействие администрациям муниципальных районов и городских округов в подготовке и проведении народного праздника "Шежере байрамы".

4. Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан на базе одного из муниципальных районов Республики Башкортостан провести в 2007 году в качестве показательного мероприятия для организаторов праздника и работников учреждений культуры и искусства народный праздник "Шежере байрамы".

5. Министерству образования Республики Башкортостан обеспечить проведение в образовательных учреждениях тематических уроков, конкурсов, конференций, выставок, посвященных изучению истории родов и племен башкирского народа.

6. Поручить Комиссии по книгоизданию при Правительстве Республики Башкортостан рассмотреть вопрос об издании сборников родословных в рамках издания литературы по государственному заказу.

7. Исполнителям мероприятий расходы по подготовке и проведению народного праздника "Шежере байрамы" производить в пределах средств, предусматриваемых сметами исполнителей на соответствующий финансовый год.

8. Управлению по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан, государственному унитарному предприятию Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан организовать освещение в средствах массовой информации подготовки и проведения народного праздника "Шежере байрамы" в Республике Башкортостан.

9. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан Илишева И.Г.


Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ


Утверждено

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 10 мая 2006 г. N 121


ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА "ШЕЖЕРЕ БАЙРАМЫ"

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


1. Общие положения


Шежере - родословная, генеалогическая летопись башкирских племен и родов, в которую вносились имена предводителей родов по мужской линии и включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен.

Наличие шежере в башкирском роде было также обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. Согласно обычаям башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10 - 15 колена.

В связи с тем, что шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность и свидетельствовало о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этими шежере башкиры очень дорожили и бережно их хранили. Хранителями шежере обычно были наиболее авторитетные аксакалы рода. Они записывали в шежере события и имена людей, современниками которых являлись сами. Перед смертью аксакал передавал шежере своему преемнику. Потерять шежере рода считалось большим позором и истолковывалось как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. Поэтому родовое шежере строго охранялось, редко кому показывалось, за пределами рода его местонахождение почти никому не было известно.

Башкирские шежере являются ценными историческими источниками. Они содержат факты и события, которые сохранились в памяти народа и нашли отражение в устно-поэтическом и музыкально-обрядовом фольклоре. Об этом свидетельствуют многочисленные кубаиры, эпосы, предания, легенды, песни башкирского народа.

В современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник "Шежере байрамы" в Республике Башкортостан способен стать одним из тех праздников, который послужит сохранению национальных традиций и преемственности поколений.

Положение о народном празднике "Шежере байрамы" в Республике Башкортостан разработано в соответствии с государственной программой "Народы Башкортостана" и Программой по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан.


2. Цели и задачи


Целями и задачами проведения народного праздника "Шежере байрамы" являются:

сохранение преемственности поколений, укрепление семейных и семейно-родственных связей на основе общности национальных традиций и эстетических идеалов;

изучение истории своего рода, народа, родного края;

возрождение национальных традиций, обычаев башкирского народа;

поддержка и развитие традиций семейного творчества, усиление его роли в эстетическом, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения;

пропаганда и популяризация башкирских национальных игр;

сохранение летописей, эпосов, преданий, легенд;

развитие устно-поэтического народного творчества.


3. Учредители и организаторы


Учредителями и организаторами народного праздника "Шежере байрамы" являются:

администрации муниципальных образований Республики Башкортостан;

Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан;

Министерство образования Республики Башкортостан;

Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике;

Управление по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан;

Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан;

Министерство юстиции Республики Башкортостан (отделы загс Министерства юстиции Республики Башкортостан);

исполком МСОО "Всемирный курултай (конгресс) башкир";

Республиканский центр народного творчества;

Академия наук Республики Башкортостан;

Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН;

Центр изучения национальных и языковых отношений АН РБ;

Башкирский национальный центр "Урал";

ГУП ТРК "Башкортостан" Республики Башкортостан.


4. Основные условия и порядок проведения


Народный праздник "Шежере байрамы" проводится ежегодно во всех населенных пунктах муниципальных районов и в городских округах Республики Башкортостан.

В администрациях муниципальных районов и городских округов создаются местные оргкомитеты, разрабатываются положения, которые определяют ход праздника, перечень проводимых конкурсов.

В ходе подготовки праздника составляются и красочно оформляются шежере (родословные семей и родов жителей населенного пункта), которые в дальнейшем принимают участие в конкурсе на наиболее полное по содержанию или красочно оформленное. Активную помощь в составлении шежере участникам конкурса оказывают органы загс, архивы, а также ученые и историки.

В образовательных учреждениях проводятся конкурсы на лучшее знание истории своей семьи, рода, края, на лучшее составление шежере, проходят научно-практические конференции учащихся по темам: "Моя родословная", "Родословная моей семьи".

Жюри определяются лучшие по глубине исследования своего генеалогического древа, а также по наглядности и логичности изложения доклады. Лучшие работы жителей населенного пункта и учащихся учебных заведений участвуют в презентации на празднике "Шежере-байрамы".

В рамках праздника предусматривается проведение "круглых столов", экскурсий по историческим местам, конкурсных выступлений самодеятельных артистов, выставок народного декоративно-прикладного искусства, ярмарок-продаж изделий народных мастеров и национальных блюд.

В празднике принимают участие любительские, семейные коллективы, мастера декоративно-прикладного творчества, почетные гости, деятели культуры и искусства.

Для просмотра и оценки конкурсных программ праздника формируется жюри, в состав которого приглашаются ученые-фольклористы, историки, писатели, деятели культуры и искусства.

Участники праздника по итогам конкурсов награждаются дипломами и ценными подарками.

В ходе подготовки праздника обеспечивается благоустройство населенных пунктов, приведение в надлежащий вид дорог, площадей, зданий и территорий, прилегающих к общественным зданиям, жилых домов и частных дворов.

В средствах массовой информации организуется освещение народных праздников "Шежере байрамы", в районных и городских печатных изданиях публикуются шежере местных родов.


5. Финансовые условия


Финансирование народного праздника "Шежере байрамы" осуществляется за счет средств бюджета муниципальных районов и городских округов, внебюджетных источников, долевого участия всех учредителей и организаторов, за счет привлечения спонсорских средств, поступлений от рекламодателей.


6. Организационные вопросы


Проведение народного праздника обеспечивают местные оргкомитеты, которые решают основные организационные вопросы.

Общие координационные, методические, информационно-справочные функции по организации народного праздника "Шежере байрамы" осуществляет Республиканский центр народного творчества Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан.


Постановление

О проведении народного праздника «Шежере байрамы»


№88 от 30 января 2009 года

О проведении районного конкурса на лучшее составление

шежере (родословной).

В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года № 113 «Об изучении хода реализации постановления Правительства Республики Башкортостан» от 10 мая 2006г. № 121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан» и в целях дальнейшего изучения родословной жителями района, сохранения национальных традиций и преемственности поколений, Администрация муниципального района Баймакский район


поста н о в л я е т:

1. Провести районный конкурс на лучшее составление шежере (родословной).
1 этап – отборочный - с 1 февраля по 31 сентября 2009г.

2 этап- заседание районной комиссии - до 15 октября 2009г.

3 этап- награждение победителей конкурса – октябрь, 2009г.

2. Создать районную конкурсную комиссию в составе

Председатель комиссии:

А.Х. Байсурин -первый заместитель главы Администрации по социально гуманитарным вопросам

Члены комиссии:

Г.Х. Зиганшина -начальник отдела культуры

З.Я. Аминева - начальник отдела ЗАГС по Баймакскому району и г.Баймаку МЮ РБ (по согласованию)

И.М. Яндавлетов -директор ГУЛ РБ РИК «Сакмар» (по согласованию)

Д.Ю. Сайгафарова - редактор районной газеты «Баймакский вестник» (по согласованию)

Ф.Г.Харрасова -заведующая архивной службой Администрации

Р.Ф.Ильясов-начальнйк отдела образования Администрации

Л.К.Давлетшина - директор РМУК « БМЦБ»

Н.М.Галина – директор МУК и И «БИКМ»

А.З.Сайгафаров- председатель районного Курултая башкир (по согласованию)

3. Утвердить Положение о районном конкурсе на лучшее составление шежере в муниципальном районе Баймакский район (Приложение №1)

4. Рекомендовать редактору районной газеты «Баймакский вестник», директору ГУЛ РБ РИК «Сакмар» содействовать в рекламе конкурса.

5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы Администрации по социально-гуманитарным вопросам А.Х.Байсурина.






Глава Администрации

Р.Р.Саитов

Управляющий Администрации

Р.Ф.Исянбаев


Приложение №1 к постановлению Администрации

муниципального района Баймакский район

«30» января 2009г.


ПОЛОЖЕНИЕ

О РАЙОННОМ КОНКУРСЕ НА ЛУЧШЕЕ СОСТАВЛЕНИЕ ШЕЖЕРЕ (РОДОСЛОВНОЙ).

1. Общие положения

В соответствии с постановлением Правительства Республики
Башкортостан от 8 апреля 2008года № 113 «Об изучении хода
реализации постановления Правительства Республики Башкортостан»
от 10 мая 2006года № 121 «О проведении народного праздника «Шежере
байрамы» в Республике Башкортостан» отдел культуры Администрации
муниципального района Баймакский район проводит районный конкурс
на лучшее составление шежере (родословной).
Сроки проведения районного конкурса: февраль-октябрь 2009г.

2. Цели и задачи конкурса.

1. Способствование повышения у населения к истории своего рода, народа, родного края;

2. Расширение научно-исследовательской, краеведческой, этнографической деятельности в ходе составления шежере (родословной), привлечение молодежи к исследовательской и научной

работе;

З. Воспитание патриотического отношения к своей малой Родине бережного отношения к его историческому и культурному наследию, ответственность за его судьбу;

4. Сохранение преемственности поколений, укрепление семейных и семейно- родственных связей на основе общности национальных традиций;

5. Формирование исторического сознания и нравственной культуры молодежи;

б. Приобщение к изучению истории Отечества через историю своей семьи;

7. Создание новых форм семейного досуга.


3. Районный конкурс на лучшее составление шежере (родословной) проводится в номинациях:

  1. «За доскональное, подробное изучение шежере (родословной)»;

  2. «За шежере (родословная) с самыми глубокими корнями»;

  3. «За научную находку в ходе изучения и составления шежере (родословной);

  4. «За оригинальность и творческий подход в оформлении шежере (родословной);

  5. «За использование семейных реликвий в составлении шежере (родословной).

В конкурсе могут принимать участие все желающие. При составлении шежере (родословной) участники конкурса пользуются архивными и документальными источниками, находящимися в семейных коллекциях, музеях, библиотеках, органах
ЗАГС, архивах, а также научными исследованиями ученых.
Конкурс проводится с февраля по октябрь месяц.

1 этап- отборочный, представление заявок и материалов в районные
комиссии (1 февраля - 31 сентября).

2 этап - проведение заседания районной комиссии до 15 октября.

4. Условия проведения конкурса.

  1. Участники конкурса предоставляют в районную отборочную
    комиссию заявку на участие в конкурсе и материалы на
    государственных языках Республики Башкортостан.

  2. Основные критерии, предъявляемые к материалам:
    -грамотно, красочно оформленное шежере;
    -наличие материалов на электронных носителях;
    -наличие фотодокументов;

-наличие сведений о составителе шежере;

-правильность использования терминов родства;

-наличие документов, подтверждающих вотчинное право башкирских родов и племен на землю;

-наличие информации о том, как, откуда и когда переселились на эту землю предки составителя родословной;

-наличие материалов об условиях получения земли у башкир-вотчинников переселенцами (куплена, передана в аренду, безвозмездно, по соглашению);

-достоверность шежере и соответствие их архивным данным; -использование при составлении шежере широкого круга архивных и документальных источников;

Наличие в составленных шежере информационных данных:

- записей о дате рождения, смерти, сословном положении должности, звании;

-наличие в башкирских шежере родословных атрибутов: тамга, птица, дерево;

-краткое описание (аннотация) наиболее ярких исторических событий, связанных с именами людей, современников этих

событий;

-краткие сведения о людях, чьи имена и деяния легли в основу названия населенных пунктов, местностей и иных объектов;

-наличие описания не менее десяти поколений семьи, рода.


Заявка на конкурс должна включать:

Справка об авторе: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, место работы, должность, почтовый адрес с индексом, контактные телефоны.

В случае представления заявки от коллективов авторов указываются данные руководителя и каждого участника коллектива. Заявки на участие в конкурсе принимаются по адресу: г. Баймак, пр.С.Юлаева , 34 «Центр народного творчества», контактные телефоны : 3-12-28, 3-10-29


Отдел образования администрации муниципального района

Баймакский район


Приказ


от


«О проведении праздника «Шежере байрамы» в образовательных учреждениях Баймакского района»


В целях реализации Постановления Правительства РБ от 10 мая 2006 года, №121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в РБ», изучения истории своего рода, народа, родного края и укрепления семейных и семейно-родственных связей на основе общности национальных традиций и эстетических идеалов Администрация муниципального района Баймакский район проводит районный конкурс на лучшее составление шежере (родословной).

Исходя из вышеизложенного,

приказываю:


  1. Директорам школ изучить Постановление Правительства РБ от 10 мая 2006 года №121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в РБ».

  2. Организовать в образовательных учреждениях праздники «Шежере байрамы» с использованием лучших работ шежере племени, рода, ара до 30 мая 2009 года.

  3. Провести школьные конкурсы среди учащихся на лучшее составление шежере (родословной).

  4. Представить материалы победителей на районный конкурс согласно Положению о районном конкурсе на лучшее составление шежере.

  5. Информацию о проведения школьного праздника «Шежере байрамы» сдать в методкабинет до 10 июня 2009 года.

  6. Контроль над исполнением данного приказа возлагаю на себя.



Начальник отдела образования Р.Ф.Ильясов




Методист к282ше

Ш2ж2р2 т0601

«Ш2ж2р2» тема3ын 1тк2нд2 у7ытыусы4а бигер2к т2 те12л, аны7 32м и4тибарлы булыу талап ител2. У7ытыусы 16е 32м у7ыусы алдына ла асы7 ма7сат 7уйып, 0лг2ш2с2к 3060мт2не алдан асы7 к16аллар4а тейеш. Ш2ж2р2 – 42р2п телен2н 16л2штерелг2н 316. Ул а4ас тиг2н м242н2г2 эй2. У7ыусылар4а тамыр6арын т2р2нг2 еб2реп, 6ур 32м к0сл0 булып 19к2н а4ас 31р2тен к1р32те1 62 ет2. Ш2ж2р2 ошо а4ас р21ешенд2 т060л2.

Башлан4ыс класс у7ытыусыларына кире3енс2 т060лг2н схема буйынса эшл2рг2 тура кил2. Был осра7та М24ариф министрлы4ы сы4ар4ан плакаттар6ы 7улланыу отошло. Башлан4ыс класс у7ыусыларыны8 й2ш 16енс2леген2 7арап 16ен т0п фигура итеп алыу у8айлы: мин – атай 32м 2с2й – олатай 32м 0л2с2й 3.б. Был у7ыусыны8 тир2 я7 м0хитте танып беле1е мен2н б2йл2нг2н. С0нки ул был й2шт2 т2162 16ене8 4аил23ен 32м унда4ы 16 урынын я7шы а8лай:



Ю4ары кластар6а эш 7атмарлана т0ш2. Д2рест2 ш2ж2р2 316ен2 а8латма биреп, башлан4ыс класта ал4ан белемде и9к2 т0ш0р2л2р. У7ытыусы ш2ж2р2 т06016е8 т2рби21и 232ми2тен а8лата. А4ас тамырынан 192 башла4ан ке1ек, ш2ж2р2 л2 а9тан тамыр6ан т060л2 башлауына и4тибар ит2л2р. У7ыусы а4ас р21ешенд2ге схема т060й 32м 16е белг2н тиклем ту4андарын те6еп бер нис2 быуынын к1р32т2. Ошондай эште баш7арып, 3060мт2ле эшл2г2н у7ыусылар6ы8 эшен баш7алар4а к1р32теп, фекер алыш7андан 3у8 0йг2 эш бирел2. )йг2 эш бирг2нд2 у7ытыусы4а 32р 4аил2не8 х2лен, 4аил2 16енс2лект2рен и92пк2 алып, 3а7 эш ите1 мотла7 булып тора. ?аш т062т2м тип, к16 сы4арыу6ан 3а7 булыр4а к2р2к. Был осра7та 0йг2 эште 32р у7ыусыны8 м0мкинселеген2 7арап индивидуаль эшл21, 7ай3ы бер у7ыусы4а айырым консультация бире1 62 талап ител2.

У7ыусы ю4ары клас7а к1ск2н 3айын ш2ж2р2 т0601 7атмарлана бара. Ул ф2нни-э6л2не1 эше т090н ала. Ш2ж2р2г2 инг2н 32р в2килде8 й2ш2г2н йылдарын, тормош-к0нк1решен, 30н2рен, ш040л0н, 0лг2шк2н у8ыштарын да к1р32терг2 к2р2к буласа7. Урында4ы архив материалдарын 0йр2не1, ололар мен2н осрашып 30йл2ше1 ярай3ы я7шы 3060мт2л2р бир2с2к. Х26ерге к0нд2 у7ыусылар 4ына т1гел, был эш мен2н к1п кен2 4аил2л2р 62 ш040лл2н2. Бала ата-2с23е яр6амында бик т2р2нд2ге тамыр6арына ла т0ш0п китерг2 м0мкин.

«г2р 62 у7ыусы бик а6 4ына быуынын табып я64ан ик2н, быны8 0с0н уны шелт2л2рг2 ярамай. Кире3енс2, ш2ж2р2не 09т2м2 материалдар мен2н байытыу юлдарын к1р32терг2 к2р2к. К1р32телг2н ту4андар6ы8 фото31р2тт2рен табып 7уйыр4а, улар6ы8 тыу4ан йылдары, 30н2р62ре, й2ш2г2н, эшл2г2н урындары, 0лг2шк2н у8ыштары тура3ында ла м24л1м2тт2р бирерг2 м0мкин. Ара3ында 7ан-72р62ше8 бул4ан борон4о коллектив фото31р2тт2р 62 6ур 232ми2тк2 эй2.

!кенеск2 7аршы, бе66е8 илд2, т0рл0 х2лд2р ар7а3ында, к1п кен2 4аил2 документтары 3а7ланма4ан. «г2р 62 4аил2л2 борон4о документ, хат 3а7лана ик2н улар6ы ла ш2ж2р2г2 индерерг2 м0мкин. У7ыусылар тап7ан б0т2 м24л1м2тк2 л2 и4тибарлы булыр4а к2р2к. Улар ара3ында музей4а 7уйырлы7, 3ир2к осрай тор4ан тарихи материалдар 6а булыуы ихтимал.

У7ыу йылы а6а4ында м2кт2п к1л2менд2, у7ыусылар мен2н «Мине8 ш2ж2р2м», «Бе66е8 н29ел ш2ж2р23е» темаларына ф2нни-42м2ли конференция, и8 я7шы ш2ж2р2 т0601г2 7арата конкурс 1тк2ре16е8 т2рби21и 232ми2те сик3е6 6ур буласа7. Ошо эшт2р баш7арылып б0тк2с, Ш2ж2р2 байрамы 1тк2рел2. Йыйыл4ан материалдар м2кт2п музейына тапшырыла. «г2р 62 ата-2с2 ш2ж2р2 4аил2 архивында 3а7ланыр4а тейеш тип тап3а, музей4а уны8 к1серм23е бирел2.

№2р у7ыусыны8 эшен мотла7 д0р09 ба3алар4а к2р2к. М2кт2п директоры бойоро4о ниге6енд2 я7шы 3060мт2 к1р32тк2н у7ыусы4а ма7тау грамота3ы бирерг2, хатта б1л2к т2 бирелерг2 м0мкин. У7ыусыны8 эшен2 ет2кселек итк2н у7ытыусы ла и4тибар3ы6 7алыр4а тейеш т1гел. Бойоро7то8 т21ге 0л0ш0нд2 йыл буйы баш7арыл4ан эш тура3ында, унда нис2 у7ыусы 7атнашыуы, 7ай3ы класс у7ыусылары 216ем эшл21е, кемд2р6е8 эшт2ре айырыуса и4тибар4а лайы7 булыуы билд2л2н2. Икенсе 0л0ш0нд2 призлы урындар6ы нисек б1ле1 к1р32тел2. №у84ы пункттар6а е8е1се у7ыусыны8 ет2ксе3ен2 р2хм2т белдерел2.

Эште ошо ер62 ту7татыу баш7арыл4ан эште онотоу мен2н бер булыр ине. Шуны8 0с0н, и8 ш2п тип табыл4ан эшт2р мотла7 район 32м республика к1л2менд2 1тк2релг2н саралар6а 7атнашыр4а тейеш.

М0х2м2тй2нова Я.Б.,

м24ариф б1леге методисы


Информация

О проделанной работе в ОУ Баймакского района по исполнению постановления от 8 апреля 2008 года №113 «Об изучении хода реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года №121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан»»

С целью реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 8 апреля 2008 года №113 «Об изучении хода реализации постановления Правительства РБ» во всех образовательных учреждениях Баймакского района совместно с сельскими администрациями проводились народные праздники «Шежере байрамы». Использовались разные формы проведения праздника: сабантуй, детский сабантуй , «Здравствуйте, односельчане!», проходили чествования семейных пар по различным номинациям: «Спортивная семья», «Творческая семья», «Мастер на все руки»;встречи со знатными людьми села, ветеранами войны, учеными -выпускниками района, встречи поколений, представление некоторых обрядов, юбилеи - празднования основания населенных пунктов, парады передовиков труда, образцовых семей.

Значительным событием в Баймакском районе в 2008 году было проведение Иыйына башкир бурзянского рода. Все образовательные учреждения района приняли активное участие в этом мероприятии. В нем участвовало около 350 делегатов из районов и городов республики, где компактно проживают представители этого рода. Также участвовали делегации из Самарской, Саратовской и Оренбургской областей. В Центре народного творчества состоялась научно-практическая конференция на тему «Роль бурзянского рода в укреплении единства башкирского народа». Конференция обсудила следующие вопросы:

1. Башкиры бурзянского племени, история их деревень в трудах ученых и архивных документах.

2. Принятие резолюции научно-практической конференции и обращения к народу.

3. Выборы курбаши бурзянского рода.

4. Утверждение Гимна бурзянского рода.

Также выступили с докладами: доцент БГУ Г.Д.Ибрагимов о роли Алдара Исекеева в истории России и Башкирии, о степных бурзянцах рассказал художник-скульптор У. М. Кубагушев, известный ученый С.А.Галлямов свое выступление посвятил видным государственным деятелям-бурзянцам, стоявшим у истоков Башкирской Республики.

В СОШ с.Старый Сибай провели «Шежере байрамы» рода Сибаевых, в рамках этого праздника организовали встречу с жителями д.Рахметово Абзелиловского района, где работал и закончил свой жизненный путь Сибай кантон. Особую значимость данному мероприятию придало открытие мемориальной доски на здании местной школы Сибаеву Шаяхмету – сэсэну, основателю рода Сибаевых в с.Старый Сибай.

Под руководством педагогических коллективов во многих сельских администрациях прошли праздники «Здравствуйте, односельчане!». При этом организовывались выставки творческих работ народных умельцев, рисунков, стенгазет. Такой праздник прошел и в деревне Кульчурово. В течение трех месяцев учителя истории Баязитов М.М. и Валеев А.Р. собирали и изучали архивные и исторические материалы по возникновению деревень Кульчурово и Нижний Идрисово. Примечательным событием данного праздника стало открытие мемориальной доски в д.Кульчурово основоположнику деревни Ласынову В.Я. Были определены номинации «Долгожитель деревни», «Самый молодой житель деревни», «Многодетная семья», «Участники войны», «Труженики тыла», «Образцовый дом».

Повсеместно в этих мероприятиях принимали участие известные люди – выходцы из нашего района: доктор филологических наук М.Х.Идельбаев, доктор биологических наук С.И.Янтурин, доктор филологических наук, профессор БГУ М.Г.Усманова, доктор экономических наук А.А.Барлыбаев, кандидат сельскохозяйственных наук М.А. Лукманов, Кандидат педагогических наук В.Г.Казаков, известный лесовед В.А.Гусев, писательница Г.Юнусова, ветеран просвещения, историк Г.Идельбаев, доктор филологических наук С.А.Мухамедьянов, Министр образования З.А.Аллаяров, заслуженные артисты РБ Г.Маликова, М.Хасанов, В.Б.Юсупов, Насима и Азамат Тимировы и многие другие.

Планомерно и повсеместно в школах проводятся классные часы на темы «Семейные обычаи», «Мои бабушка и дедушка», конкурсы стенгазет, сочинений «Моя семья», совместно с библиотекарями проводятся тематические вечера, посвященные семейным парам, прожившим совместно 50 лет, семейным трудовым династиям, новобрачным семейным парам, многодетным семьям.

В школьных музеях, библиотеках создаются уголки «Наши земляки – наши маяки», «Наши земляки в печати», «Наши знатные земляки», «Знатные люди нашего села», «Об истории сел».

При подготовке и проведении мероприятий были использованы материалы краеведческих музеев школ, фотоматериалы из архива жителей района, была проведена определенная работа в республиканском архиве.

Проходило чествование известных в районе семей: династии учителей Тлявкабуловых из д.Ишей, Буранбаевых из д.Буранбаево, Лукьяновых из с.Куянтау, Мухаметгалиных из с.Тубинск, Рахматуллиных, Ибрагимовых из д.Сосновка, Хисматуллиных, Галиных, Сулеймановых из с.1 - Иткул, Утарбаевых из с.Ст.Сибай.

Во исполнении этого постановления были изучены исторические, архивные материалы и опубликованы статьи учителей в районных газетах.

Р.Ф.Ильясов, начальник отдела образования


Информация

о проделанной работе в ОУ Баймакского района по исполнению постановления от 8 апреля 2008 года №113 «Об изучении хода реализации постановления Правительства РБ от 10 мая 2006 года №121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан»»


С целью сохранения преемственности поколений, укрепления семейных и семейно-родственных связей, изучения истории своего рода, возрождения национальных традиций, поддержки развития семейного творчества в образовательных учреждениях Баймакского района проводились праздники «Шежере байрамы».

Методическим кабинетом отдела образования было разработано положение и методические рекомендации по проведению праздника «Шежере байрамы» в ОУ. В каждой школе под председательством директора школы были созданы организационные комитеты. В течение учебного года в образовательных учреждениях Баймакского района и г.Баймака велась подготовительная работа по проведению вышеназванного праздника. В конце учебного года в школах проводились праздники «Шежере байрамы». Использовались разные формы проведения праздника: сабантуй, встречи аралар, парады образцовых и многодетных семей и т.д.

Например, в СОШ д.Мерясово учащиеся под руководством директора школы М.Р.Алтынбаева и учителя башкирского языка и литературы М.Г.Ишмурзиной в районном архиве изучали научно-исторические материалы и архивные документы. Учащиеся 10-11 классов выполняли научно-исследовательские работы на темы «Башкирская семья глазами русских писателей», «Социально-культурная жизнь д.Мерясово». Среди учащихся 5-8 классов были проведены конкурсы семейных стенгазет, рисунков «Моя семья», «Семейные увлечения», «Таланты семьи», «Интересные страницы из семейной жизни». Также к празднику были составлены шежере основного населения д.Мерясово «Шежере Меряса Биктимерова», «Шежере Ямантаевых», «Шежере Надербаевых», «Шежере Кильдияровых», «Шежере Сырлыбаевых» и т.д. Материалы проведенного праздника были опубликованы в районной газете «Сакмар», №7 2009г.

В СОШ д.Тавлыкаево прошло чествование многодетных семей с участием главы администрации сельского поселения Сагадатова Р.И.. Были приглашены семьи, воспитавшие 3-х и более детей. Родителям были вручены благодарственные письма главы администрации сельского поселения. В апреле 2009 года был проведен праздник «Шежере байрамы» с участием известных земляков Ю.Гайнетдинова, А.Бахтиевой, Т.Ишкинина, Х.Галина, А.Салихова.


Выпускник СОШ с.Темясово Ильсур Ирназаров составил компьютерную программу для составления родословной. Он обучал учащихся составить шежере по компьютерной технологии. В этой школе «Шежере байрамы» был проведен в форме круглого стола на тему «Роль шежере в нравственном воспитании молодежи», где учасвовали учителя-ветераны С.Г.Валеев, Г.Ахметшина, Р.Халиков, Г.Байгутлина и директор ИКЦ Н.А.Кульмурзин.

В СОШ д.Ишмурза для проведения праздника была создана комиссия. Праздник в этой школе посвящался роду Сапаровых, их шежере состоит из 14 поколений. Они свою родословную составили в виде раскладушки: 1-я страница - «Участники Великой Отечественной войны», 2-я страница - «Репрессированные», 3-5-я страница - «Знаменитые

Сапаровы». Учащиеся смогли раскрыть всю историю рода Сапаровых.

Такие же подготовительные работы велись в течение года в СОШ д.Кульчурово, в СОШ №2 г.Баймак. В СОШ д.Кульчурово была проведена встреча представителей Орло7тар ара3ы. Учащиеся 10-11 классов занимались исследовательской работой и выяснили сколько родов объединяет Орло7тар ара3ы. Организовывались беседы с людьми старшего поколения, их рассказы документировались. На этом празднике приняли участие выходцы этого рода министр образования З.А.Аллаяров, академик … А.Г.Мустафин. По материалам этой встречи готовится книга на издание под редакцией журналиста Ишемгужиной А.Р.

Значительным событием было проведение Йыйына рода Бикметовых в СОШ №2 г.Баймака. Учащиеся в течение года занимались исследовательской работой под руководствами учителя истории Р.Я.Бикметова и учителя культуры Башкортостана М.Р.Бикметовой. Они составили шежере рода Бикметовых, в которой входит более 2-х тысяч представителей данного рода. По материалам йыйына рода Бикметовых под редакцией И.Бикметова и А.Бикметова вышла книга в свет «Бикм2товтар ш2ж2р23е».

Шежере – это бесценный источник изучения истории своего народа. С каждым годом в образовательных учреждениях праздники шежере усовершенствуются, дополняются и обогащаются историческими материалами.

А.В.Валеев,

начальник отдела образования


Приложение

к выступлению зам. главы адм.

Байсурина А.Х.

Роль шежере (родословной)

в воспитании у учащихся национального духа

Шежере - в переводе с арабского обозначает «дерево». В современном понимании шежере - историческая родословная рода. Исторически, с давних пор у башкир традиционно было принято вести записи и хранить историю своего рода. Большинство из дошедших до наших дней шежере относятся к 18-19 векам.

В школьной программе уделяется большое внимание обучению учащихся шежере, его происхождению, роли шежере в жизни.

Учащимся начальных классов даются такие понятия как: семья, члены семьи. Переходя в класс знания учащихся расширяются, они узнают не только о своем, но и о других родах. «Тугандарым - к18ел нур6арым» - «Моя родня - лучи моей души» под таким названием учащиеся записывают в две колонки имена родственников со стороны отца и матери и напротив имени каждого человека записывается кем этот человек ему приходится.

Во 2 классе выделяется 2 часа на тему: «Знатные люди нашего рода». При изучении этой темы учащиеся узнают для себя много нового. Например, на таких занятиях учащиеся с удивлением узнают, что о их роду были такие известные личности такие как: Габит сэсэн Аргинбаев, Хамит сэсэн Альмухаметов, Алдар батыр.

В 6 классе изучению шежере выделяется 12 часов. Учащиеся узнают о происхождении шежере, о существовании шежере (родословных) семьи, рода; об атрибутах рода, о значениях человеческого древа, птицы рода, клича, клейма рода. Учащиеся строят родословную своей семьи. Организуются экскурсии в школьные музеи, в историко-культурные центры с целью знакомства с сохранившимися шежере.

В данное время каждый школьник составил свое родословное древо. После изучения всех этих тем в школе проводится праздник шежере. Большое значение для духовного возрождения деревни, района имели такие праздники, проведенные в деревне Тавлыкаево, Мерясово, Буранбаево. Учащиеся с удовольствием принимали участие в этих мероприятиях.

Предложение:

Составление шежере не должно преследовать одну единственную цель: выявление известных исторических личностей рода. Также очень значима практическая роль шежере. Из родословной можно узнать о различных особенностях того или иного рода: какие заболевания или привычки были характерны для этих людей (пьянство, воровство и другое, передающееся по генам); она может служить для профилактики различных заболеваний и гарантом для будущих поколений.

Исполнитель Мухамедьянова Я.Б.

2-10-32, 2-12-41


Тезисы научно-исследовательских работ учащихся


Секция: «Видные деятели моего рода»

Тема научно-исследовательской работы:

«Видные деятели моего рода»

Автор работы: Сагитов Динис

Класс:

Школа: МОБУ СОШ № 4 г. Баймака

Научный руководитель: Кудашева Г.А.


Цель: Изучение видных деятелей своего рода .

Актуальность: В последние годы большое внимание уделяется изучению родословной по всей республике, проводятся праздники шэжэрэ. Каждый должен знать свои 7 поколений.

Я горжусь своей родословной, так как являюсь потомком известных старшин моего племени - Бурзянской волости.

Кирей Мерген, основатель нашего шэжэрэ, жил в 15 веке. Его правнук Суюндук Кулуев - первый старшина Бурзянской волости.

Аликеш Суюндуков, Бикбулат Аликешов - старшины Бурзянской волости, участвовали в восстании Батырши.

Юртовой старшина Манхыр Бикбулатов основал деревню Манхыр нашего района. Правнук Искандер Сагитов был известным муллой, участвовал в восстании нашего района в 20-х годах XX века. Представитель десятого поколения Гиниятулла Сагитов - шахтер-стахановец. Сын Мирза Сагитов работал на руководящих должностях в Тубинском рудоуправлении.

Я составляю тринадцатое поколение рода Сагитовых.

Выводы: Моя родословная (шэжэрэ) очень богатая. Я горжусь тем, что в ней есть знаменитые личности - старшины Бурзянской волости, участники крестьянских восстаний.

Литература:

1. Краеведческие и архивные материалы.


Секция: «Видные деятели моего рода»

Тема научно-исследовательской работы:

«Видные деятели моего рода»

Автор работы: Раев Радик Юлаевич

Класс:

Школа: МОБУ СОШ № 4 г. Баймака

Научный руководитель: Ямантаева В.Г.

Цель: изучение жизни и деятельности видных деятелей моей родословной. Актуальность: каждый башкир должен знать свои семь поколений. Уделяется большое внимание изучению шэжэрэ по РБ, проводятся праздники шэжэрэ.

Моя родословная имеет глубокие корни. По линии отца, я - представитель рода известного башкирского сэсэна-сказителя, участника Отечественной войны 1812-1814 г.г. Буранбая Кутдусова.

Рай Аскаров - основатель нашего семейства был неродным сыном (сыном второй жены) Буранбая-сэсэна. Буранбай сэсэн воспитал его в духе народных традиций, обучал игре на курае, исполнению народных песен, кубаирам.

Буранбай Кутдусов - юртовой старшина 6-го башкирского кантона, участник войны 1812 г., за подвиг был награжден медалью «За взятие Парижа». На войне служил сотником.

После войны, несправедливо осужденный, был отправлен в ссылку.

В д. Буранбай Баймакского района в его честь поставлен памятник.

По линии матери, я отношусь к пятому поколению рода Альмухаметовых. Хамит Альмухаметов - известный сэсэн, кураист, автор многих песен, сохранивший в памяти своей полный текст эпоса «Урал батыр» и передавший его ученому-этнографу М. Бурангулову в 1910 г.

Выводы. Моя родословная богата видными людьми.

Литература:

1. Энциклопедия «Башкортостан», Уфа, 1997г.

2. А. Сайгафаров «Ир2ндек ынйылары», Сибай, 2003г.

3. Архивные материалы.

4.Я. Хамматов «Т0нья7 амур6ары», )ф0, 1987 г.


Секция: «Видные деятели моего рода»

Тема научно-исследовательской работы:

«Видные деятели моего рода»

Автор работы: Саитов Акрам

Класс: 11в

Школа: МОБУ СОШ № 4 г. Баймака

Научный руководитель: Кудашева Г.А.


Цель: Изучение видных деятелей своего рода .

Актуальность: В последние годы большое внимание уделяется изучению родословной по всей республике, проводятся праздники шэжэрэ. Каждый должен знать свои 7 поколений.

Моя родословная имеет очень глубокие корни.

По линии отца я являюсь потомком известного просветителя, религиозного деятеля Габдуллы Саиди. Он - основатель нашего шэжэрэ. В 2006 году исполнилось 170 лет со дня его рождения. Габдулла Саиди был учителем известного народного целителя Мужавир хазрата, известных Габит и Хамит -сэсэнов, золотоискателей Мухаметзакира и Мухаметшакира Рамиевых. Он был близко знаком с семьей З.Валиди. Габдулла открыл мэдрэсэ и учил 44 года шакирдов не только религии, но и преподавал основы географии, химии, математики, фармакологии. Научил своих учеников добывать золото по растениям.

Габдулла Саиди обладал энциклопедическими знаниями.

Выводы: В настоящее время я учусь в 11 кадетском классе, интересуюсь своей родословной. Горжусь тем, что в ней есть такая знаменитая личность, как Габдулла Саиди, который жил в 19-20 века.

Литература:

1. Р. Утягулов «Тропою знаний», Баймак, 2000 г.

2. З.Валиди «Х2тир2л2р», )ф0, Китап, 1996 г.

3.Н. Магадеев, Дамулла ;абдулла х26р2т С2йетбаттал у4лы Мулла7ай, Байма7, 2006 г.


Секция: Мине8 ырыуымды8 билд2ле ш2хест2ре

Тема: Мине8 тамырым.

Автор: Сиражетдинова Луиза

Класс:

М2кт2п: Байма7 3-с0 3анлы

;илми ет2ксе3е: Сир42лина Ф.М.


Ма7сат: Ырыуымды8 билд2ле ш2хесе, ил а4а3ы М0ж21ир х26р2тте8 тормошон 0йр2не1.

Инеш 0л0ш.

Ил азаматтары, ил а4алары халы7 х2терен2н юйылмай, улар6ы8 рухы быуат тан-быуат7а артылып й2ш2й. Мине8 ш2ж2р2мде8 тамыры хал7ыбы64а м2ш31р халы7 табибын М0ж21ир х26р2тте 32м Дини2 назаратыны8 м0фт0й0 Нурм0х2м2т х26р2тте бирг2н Байма7 районыны8 данлы7лы Ман3ыр ауылына барып тоташа.

Т0п 0л0ш

1. М0ж21ир х26р2т—халы7 табибы. М0ж21ир х26р2т, ысынлап та, серле магик к0ск2 эй2 кеше була. Был т2би42т бирг2н м0мкинселект2рен ул кешел2р фай6а3ына 7уллана. Ша3иттар х2терл21енс2, к0н д2 7ара та8дан уны8 0й0 янына 3ыу буйы х2тле сират те6елг2н. Уны8 яр6амына мохтаж сирлел2р ара3ында т0рл0 милл2т кешел2ре л2 була. Х26р2тте8 дауалау к0с0н 16енд2 татып, шифа3ын к1рг2н сирлел2р 2ле л2бе66е8 арала и92н-3ау й2ш2п яталар. !кенеск2 7аршы, 20-се быуатты8 б0т2 фажи42ле ва7и4алары уны ла урап 1тм2й. М292л2н, 1937 йыл4ы репрессия йылдарында ул, наха77а 42йепл2неп, )ф0 т0рм23енд2 ы6а сиг2. 2мм2 16ене8 магик сер62ре мен2н т0рм2 ет2ксе3ен 32м уны8 3а7сыларын аптырата: к0н 3айын кист2н бикл2нг2н ишек ирт2н асы7 була. Сы4арынан сы77ан т0рм2 хужалары уны ике тап7ыр моргка сы4арып ташлай6ар. Л2кин был яза ла х26р2тте8 рухын 3ындыра алмай. Х0к0м ва7ытында уны8 алдында 42йепл21сел2р 62 тел3е6 7ала. Т0рм2 хужа3ы, 1лемг2 дусар бул4ан 16 бала3ын М0ж21ир ая77а ба9тыр4ас 7ына, был кешене8 ысын тылсым к0с0н2 ышана…

2. М0ж21ир х26р2тте8 вари9тары. Варис Сиражетдинов тура3ында.

3. Ман3ыр6ы8 7ымы6 о9талары (видео-сюжет).

ы4ымта:

Ата7лы х26р2тте8 31нм29 рухында т2рби2л2неп, ерекк2н ер62рен2н к0с-42йр2т ал4ан мине8 то7омом—Сиражетдиновтар н29еле.


Ш2ж2р2л2 халы7ты8 тарихы, к0нк1реше, м262ни2те

Байма7 7ала3ы 70 й2шен билд2л2не.

Байма7 - тарихи исем. Ул 1755 йыл4ы ихтилал ет2ксе3е Бикбулат старшина4а барып тоташа. Уны8 улы Байма7 2леге Байма7 ерен2 0й 3ала, к1сеп килг2нд2р уны8 х0рм2тен2 Байма7 исемен бир2.

Мине8 ш2ж2р2м - ошо Бикбулат старшина4а барып тоташа. Уны8 тура3ында F. Х0с2йеновты8 «?анлы 55» романында я6ыла.

Бе66ен, ш2ж2р2л2 ун 0с быуын к1р32телг2н. С24итовтар - етенсе быуындан башлана.

Ш2ж2р2не8 унынсы быуыны к1ренекле М0ж21ир х26р2т исеме мен2н б2йле. Улар йыл7ысылы7 мен2н к0н к1рг2н. Maнhыp ауылында быны8 0с0н т2би42т отошло бул4ан.

Ш2ж2р2л2 алтын йыуыусылар, руда сы4арыусылар к1п. 1912-1913 йылдар6а у7 Байма7 тир23енд2 алтын, ба7ыр рудниктары бул4ан.

Ун беренсе быуындан 7артатайым Мирза С24итов о6а7 йылдар Т1б2 руда идаралы4ында эшл2й.

Ун икенсе быуындан Риза олатайым (атайымды8 a4ahы) Т1б2 руда идаралы4ында эшл2п, ха7лы ял4а сы7ты.


С24итов Д.,

Байма7 4-се 3анлы м2кт2бе у7ыусы3ы


Й0км2тке. Содержание.


А8латма--------------------------------------------------------------------------------------------------3

Постановление Правительства РБ «О проведение народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан»--------------------------------------------------------4

Положение о проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан-—————————————————————————————--5

Постановление главы АМР «О проведении народного праздника «Шежере байрамы»-------------- ————————————————————————————--7

Положение о районном конкурсе на лучшее составление шежере (родословной)—9

Выписка из приказа «О проведении праздника «Шежере байрамы» в образовательных учреждениях Баймакского района»-------------------------------------------------- 11

Ш2ж2р2 т0601-----------------------------------------------------------------------------------------12

Информация о проделанной работе в 2008 г.------------------------------------------------14

Информация о проделанной работе в 2009 г.-------------------------------------------------16

Роль шежере в воспитании у учащихся национального духа----------------------------18

Научно-исследовательские работы учащихся------------------------------------------------19

И9к2рм2. Для заметок.------------------------------------------------------------------------------24

Й0км2тке. Содержание.---------------------------------------------------------------------------- 25


Т0601се М0х2м2тй2нова Я.Б., м24ариф б1леге методисы

Составитель Мухамедьянова Я.Б., методист отдела образования


Байма7-2009


М2кт2пт2 «Ш2ж2р2 байрамы»н 1тк2ре1 буйынса

методик 7улланма

Методкабинет. 2009 йыл.


Методическое руководство

по проведению в школе народного праздника «Шежере байрамы»

Методкабинет. 2009 год.


Т0601се М0х2м2тй2нова Я.Б., м24ариф б1леге методисы

Составитель Мухамедьянова Я.Б., методист отдела образования









Похожие:

Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconМетодические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан
России, в целях возрождения национальных традиций, обычаев башкирского народа, привлечения населения к изучению своей родословной,...
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconГрафик проведения народного праздника «Шежере байрамы» в населенных пунктах муниципального района Караидельский район № п/п
Утверждение районного состава оргкомитета по организации и проведению народных праздников «Шежере байрамы»
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconОб итогах районного семинар-совещания по проведению народного праздника «Шежере байрамы» Во исполнении постановления Правительства Республики Башкортостан №121 от 10 мая 2006 года «О проведении народного праздника «Шежере байрамы»
Мобу лицей №1 с. Мишкино, мобу сош д. Ирсаево. Не приняли участия на районном семинар-совещании мобу сош д. Урьяды (директор Саяпов...
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconКонкурс на лучшее составление шежере (родословной) проводится в номинациях: «За доскональное, подробное изучение шежере (родословной)»;*
«Об изучении хода реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года №121 «О проведении народного...
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconМетодические рекомендации по организации и проведению народного праздника Шежере байрам, подготовленная специалистами Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан
Охватывается большое количество родов, происшедшего от одного родоначальника
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconУтверждаю: Начальник мбу отдел \ культуры Администрации мр караидельского район рб
Оказание методической, технической помощи ск и сдк при проведении народного праздника «Шежере байрамы», «Здравствуйте, односельчане!»,...
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconПлан работы мку буздякскйи Отдел образования муниципального районав Буздякский район рб по проведению народного праздника "Шежере байрам"ы на 2012-2013 учебный год
План работы мку буздякскйи Отдел образования муниципального районав Буздякский район рб по проведению народного праздника “Шежере...
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconБашкортостан республикаhЫ
Мобу сош №4 им. А. Я. Першина прошел районный праздник «Шежере байрамы». На празднике представили свою родословную 17 обучающихся....
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconДокументи
1. /методические рекомендации к проведению муниципального этапа ВОШ И ООШ/ОБЖ.doc
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году
Методические рекомендации по составлению конкурсных заданий, по их проведению и по процедуре оценивания
Методические рекомендации по проведению народного праздника «Шежере байрамы» в школе Байма7 2009 iconМетодические рекомендации по проведению 1 сентября урока на тему «Своей семье я говорю: «Спасибо!», посвященного Году семьи, для использования при подготовке Дня знаний, Тамбовская область
Методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование семейных ценностей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы