Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап icon

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап



НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
Дата конвертации21.10.2012
Размер140.59 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /обществознание/10 классВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
2. /обществознание/11 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
3. /обществознание/7 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
4. /обществознание/8 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
5. /обществознание/9 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
6. /обществознание/ключи/10 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
7. /обществознание/ключи/11 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
8. /обществознание/ключи/7 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
9. /обществознание/ключи/8 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
10. /обществознание/ключи/9 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
7 класс по какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
8 класс по какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
Ключи к заданиям. 10 класс
Ключи к заданиям. 11 класс
Ключи к заданиям. 7 класс
Ключи к заданиям. 8 класс
Ключи к заданиям. 9 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012 гг.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС



  1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.




  1. онтология, гносеология, аксиология;

  2.  А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн;

  3. Фалес, Анаксимандр, Гераклит;

  4. абсолютная, ограниченная дуалистическая, конституционная.

Ответ: 1) ____________________________.

2) ____________________________ .

3) ____________________________ .

4) ____________________________.

( 4 балла)


2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово ВЫПИШИТЕ и объясните, почему вы так решили.

1) логика, этика, языкознание;

2) выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент;

3) Ф. Вольтер, Ф. Аквинский, Ж.-Ж. Руссо;

4) этнография, политология, генетика, правоведение.

Ответ:

1) ________________, так как остальные –_____________________

2) ________________, так как остальные –_____________________

3) ________________, так как остальные –_____________________

4) ________________, так как остальные –_____________________

( 4 балла)


3.Определите, что из перечисленного относят к механизмам социальной перцепции и обведите цифры, под которыми они указаны, в кружок.


1)индукция;

2)эмпатия;

3)аттракция;

4) дедукция;

5)казуальная атрибуция;

6)идентификация.(4 балла)


4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

4.1 Уровень квалификации и профессионализм работника выступают важнейшим фактором производительности труда и эффек­тивности общественного производства.

4.2 Характерной чертой этноса является осознание его представителями себя как граж­дан единого государства.

4.3 Молодежь как особая социаль­ная группа стала восприниматься обществом в эпоху Средневековья.

4.4 Изменение социального положения без понижения или повышения статуса является горизонтальной социальной мобильностью.

4.5 Предпринимательская этика базируется как на общих нравственных правилах поведения, так и на нормах профессиональных взаимодействий.

4.6 Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф.

4.7 В избирательном праве выделяют пассивное и активное избирательное право.


4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5

4.6

4.7






















Максимум за задание 3,5 балла . За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

5. В идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие идеи, теории, высказывания и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем идей.


Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» - главный принцип рыночной экономики.

2. Теория смены общественно-экономических формаций

3. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры».

4. «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

5. «Реальный национальный доход определяется эффективным спросом»

6. «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть».

7. Теория исторического круговорота

А) Ж.-П. Сартр

Б) Джон Кейнс

В) А. Швейцер

Г) Д.Вико

Д) А. Смит

Е) А.И. Солженицын

И) Сократ

К) К.Маркс


1

2

3

4

5

6

7























( 7 баллов)


6. Выберите в каждом ряду понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий ряда:

  1. социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования

Ответ: ____________________

2) рабочая сила, безработные, занятые, трудоспособное население, производители материальных благ

Ответ: ____________________

(2 балла)


7.Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже. Одно слово (словосочетание) может быть использовано два раза. Обратите внимание, что в списке слов больше, чем понадобится.

«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нем то как о личности, то как об _________________ (1). В психологии эти понятия различаются. _______________ (2)- это конкретный человек, во всем своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств. Если речь идет о социально значимых качествах – используется понятие ______________(3).

В психологии понятие «личность» чаще всего используют в двух основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий __________________ (4). Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе _______________ (5) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Необходимая характеристика личности – ее _______________(6). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на ___________________ (7)окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.

А) субъект

Б) личность

В) окружающая действительность

Г) сознание

Д) активность

Е) объект

Ж) социальный

З) индивидуальность

И) самопознание


1

2

3

4

5

6

7






















( 7 баллов)


8. На графике представлена кривая спроса на определенный товар (D) в условиях рыночной экономики. Определите, как сместится эта кривая в охарактеризованных далее ситуациях (направления смещения кривой обозначьте буквами «а» или «б»; если смещения кривой спроса не произойдет, поставьте в соответствующей графе прочерк).










Как изменится кривая спроса:

Изменение кривой спроса

1)

- на обувь с овальными носами, если в новом сезоне модной стала обувь с узкими носами




2)

- на бананы, если цены на яблоки будут понижаться




3)

- на фотоаппараты, если цена печати фотоснимков значительно возрастет




4)

- на телевизоры, если доходы населения увеличатся




5)

- на хлеб, если значительно повысится цена электроэнергии и топлива




6)

- на автомобили, если расширится рынок их продаж в странах Азии и Африки




7)

- на мебель, если население ожидает существенного увеличения инфляции в ближайшие месяцы




( 7 баллов)

9.Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

(по 0,5 балла за каждое правильное слово)

    1. Фр…стра…ия- негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

    2. Акс…ология - философское исследование природы ценностей.

    3. Все…ди́нство — внутреннее органическое единство бытия как универсума. 

    4. Д…изм - учение, котрое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. 

(2 балла)


10. Кроссворд. Отгадав главное слово, нужно сформулировать его определение.





















6













4




 













 

5

 













 

 

 




1

2

3

 

 

 




 

 

 

 

 

 




 

 

 




 

 




 

 

 




 

 




 

 







 







 

 







 







 

 



















 
















  1. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития.

  2. Одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека.

  3. Целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

  4.  Философское понятие, в самом широком значении фиксирующее существование вещей.

  5. Ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

  6. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

  7. Слово по горизонтали - __________________________________________________


(7 баллов)


11. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.



Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Гражданский»

Общественное развитие.

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Сидящий впереди»

Государственная власть

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Запрещаю»

Законодательные акты

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Идущий назад»

Прогресс

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Терпение»

Различие взглядов

_______________________ - __________________ ____________________________________________


(20 баллов)

12. В общественных науках есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами четыре таких термина.

Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

12.1. Толстовство.

1. ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.2. Дарвинизм.

1. ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.3. Нарциссизм.

1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(18 баллов)

13. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

13.1. К директору школы № 1 города N обратилась группа учеников 10 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», в которое на добровольных условиях мог бы вступить каждый ученик. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся к традиционным православным ценностям, изучение христианской литературы, содействие нравственному совершенствованию подростков.

Вправе ли директор школы запретить создание такого детского объединения? Свой ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(3 балла)

13.2. Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины более четырех часов в совокупности в течение рабочего дня. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул и объявил ему выговор с занесением в трудовую книжку.

Правомерны ли действия руководителя учреждения?

Обоснуй свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(3 балла)

14. Творческое задание

Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:

  1. «Если учиться и не думать – запутаешься. Если думать и не учиться – впадешь в сомнения» Конфуций

  2. «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни» П.-А.Гольбах

  3. «Кто видит лишь то, что хочет видеть, достиг духовной слепоты» М. Эбнер-Эшенбах

  4. «Труд, подобно сну, есть средство наслаждения и сохранения здоровья» А.Эйнзидель

  5. «Юность – единственная пора обдумывать и принимать важные решения» Р.Браунинг

  6. «Образование дает юношам благоразумие, старикам – утешение, беднякам – богатство, богатым – украшение» Диоген

  7. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании» К.Поппер

  8. «Одна из самых гибельных наших ошибок – портить хорошее дело плохим проведением его в жизнь» Ф.Ларошфуко

  9. «Избирательный бюллетень сильнее пули» А.Линкольн

  10. «На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя» О.Уальд

(25 баллов)




Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2011/2012 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2010/2011 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2010/2011 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников, 2011/12 учебный год 10 класс муниципальный этап Задание 1
Экологии, изучающий сообщества живых организмов и их взаимоотношения со средой, называют
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап
Может ли вершина параболы у = 4х2 4(а + 1)·х + а лежать во второй координатной четверти при каком-нибудь значении а?
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап обществознание
Способность человека передавать последующим поколениям найденные и созданные вновь эффективные способы и средства жизнедеятельности...
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2011/2012 учебный год
Делении на 2; 2- при делении на 3; 3- при делении на 4; 4- при делении на 5; 5 при делении на 6
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап
...
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconПояснительная записка в 1964 году Министр просвещения
Многие Всероссийские олимпиады сформировались в последние десятилетия. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре...
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconУчастнику всероссийская олимпиада школьников 2011/2012 Школьный этап Русский язык 7 класс
Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconУчастнику всероссийская олимпиада школьников 2011/2012 Школьный этап Русский язык 8 класс
Определите, сколько раз каждый звук слова тир встречается во фразе Жили-были старик да старуха
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы