Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап icon

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап



НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
Дата конвертации21.10.2012
Размер133.82 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /обществознание/10 классВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
2. /обществознание/11 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
3. /обществознание/7 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
4. /обществознание/8 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
5. /обществознание/9 класс ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ.doc
6. /обществознание/ключи/10 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
7. /обществознание/ключи/11 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
8. /обществознание/ключи/7 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
9. /обществознание/ключи/8 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
10. /обществознание/ключи/9 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
7 класс по какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
8 класс по какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап
Ключи к заданиям. 10 класс
Ключи к заданиям. 11 класс
Ключи к заданиям. 7 класс
Ключи к заданиям. 8 класс
Ключи к заданиям. 9 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2011/2012 гг.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП.

11 КЛАСС

  1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1) Акционерное общество, товарищество, индивидуальное предприятие

2) Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, К.Ясперс

3) Семья, религия, государство, производство, образование

4) Правовой обычай, прецедент, нормативный правовой акт


Ответ:

1)___________________________________________

2)___________________________________________

3)___________________________________________

4)___________________________________________

(4 балла)

2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово ВЫПИШИТЕ и объясните, почему вы так решили.

1) Республика, монархия, федерация

2) Православие, протестантизм, иудаизм, католицизм

3) Хомейни, Сталин, Коль, Хусейн


Ответ:

1) ________________, так как остальные –_____________________

2) ________________, так как остальные –_____________________

3) ________________, так как остальные –_____________________

  1. балла)



3.Сгруппируйте приведенные характеристики в две группы. Озаглавьте каждую из них.

А) Существование под одной крышей минимум трех поколений;

Б) Обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений

В) Взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем («ролевая симметрия»)

Г) Роль лидера отведена старшему мужчине

Д) Справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей

Е) Безусловный приоритет мужчины в вопросах семейного главенства

Ж) Закрепление «женских» и «мужских» обязанностей в формате: муж – «кормилец», жена – «хозяйка»













(7 баллов)


4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

4.1. Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность двойного гражданства.

4.2. Увеличение объема гуманитарных предметов в программе обучения школьников выражает тенденцию гуманизации образования.

4.3. Полная дееспособность наступает с момента достижения лицом 14 лет.

4.4. Степень развития социальной инфраструктуры — важ­нейший показатель уровня развития региона, страны.

4.5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.

4.6. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов, составляют организационную основу гражданского общества.

4.1.

4.2.

4.3

4.4.

4.5

4.6



















( 3 балла)


5. В идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем идей.


Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1.«Этнос существует лишь до тех пор, пока у его представителей сохраняется сознание общности».


2. «Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».


3.«Нечто, поз­волительное с точки зрения права, может быть чем-то та­ким, что моралью осуждается».


4. «Свобода совести, образования, слова, собраний состав­ляет основы демократии, и все они были бы аннулиро­ваны, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы».


5. «Патриотизм — это цельное, настоящее чувство любви к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них».

А) Г.Гегель

Б) А. И. Солженицын

В) Ю.В. Бромлей

Г) Ф. Рузвельт

Д) П.Буаст


1

2

3

4

5
















( 5 баллов)


6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:


6.1. Никитин в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.

Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Никитина?

Ответ:_________________________________________________________

______________________________________________________________

( 3 балла)


6.2. Пятнадцатилетний Николай Крылов участвовал в конкурсе, объявленном техническим журналом, представив свою компьютерную программу по организации работы классного руководителя с родителями. Программа получила главный приз журнала, и его редакция порекомендовала Николаю оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Николая, полагая, что их сын является несовершеннолетним, предложили оформить заявку на выдачу патента на кого-то из них. Николай не согласился с точкой зрения родителей.

Какое разъяснение по данной ситуации даст юрист? Какой отраслью права регулируются данные отношения?

Ответ:_______________________________________________________

_____________________________________________________________

(3 балла)

6.3. К директору школы № 1 города N обратилась группа учеников 10 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», в которое на добровольных условиях мог бы вступить каждый ученик. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся к традиционным православным ценностям, изучение христианской литературы, содействие нравственному совершенствованию подростков.

Вправе ли директор школы запретить создание такого детского объединения? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:____________________________________________________________

__________________________________________________________________

(3 балла)


7.Выберите в каждом ряду понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий ряда:

  1. социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования

Ответ: ____________________

2) рабочая сила, безработные, занятые, трудоспособное население, производители материальных благ

Ответ: ____________________

(2 балла)


8. Вставьте пропущенные в тексте слова и словосочетания из приведенного ниже списка, при необходимости изменяя окончания. Обратите внимание, что количество предложенных слов и словосочетаний в списке больше требуемого.


Понятие «социальный класс» появилось давно. Еще 1)…………. в своей модели 2)……………. ……………… выделял три основных класса: 3)……………, 4)…………… и непосредственных производителей. Столько же классов усматривал в обществе и 5)…………., особо при этом подчеркивая роль 6) ………….. ……….. Еще одна триада была выдвинута в эпоху 7) …………….. Соглас­но 8)………………… ………….. классов, основным разграни­чительным признаком выступают 9) ………. и форма дохода. С учетом этого выделяются три класса: собственники зем­ли – 10) ………….., получающие ренту; владельцы капитала – 11) ………….., получающие прибыль; 12) ………….., располагаю­щие своим трудом, получающие заработную плату.

13)……………., опираясь на идеи предшественников, создал новую теорию классов. Главным классообразующим призна­ком он считал 14)………….. …………. на средства производства.

  1. К.Маркс

  2. Сократ

  3. Платон

  4. Аристотель

  5. Идеальное государство

  6. Справедливое государство

  7. Философы

  8. Буржуазия

  9. Феодалы

  10. Воины

  11. Рабочие

  12. Распределительная теория

  13. Возрождение

  14. Просвещение

  15. Отношения собственности

  16. Размер

  17. Средний класс

  18. Томас Мор


(14 баллов)

9. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

(по 0,5 балла за каждое правильное слово)

  1. Су…си…иарность- принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой социальной группы, первичных территориальных или профессиональных общностей имеют приоритет перед права­ми и интересами общностей более высокого порядка и госу­дарства.

  2. Т….л….ран..ность — сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

  3. Абс…н…еи….м –уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

  4. С…ра…и…ик….ция —факт социального неравенства в обществе, его расслоение, из чего выводится социальная структура общества.

  5. У…б…ни…а́ция — процесс повышения роли городов в развитии общества

  6. естерн…зация - заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры.

(3 балла)


10. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.



Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Отсутствующий»

Выборы, референдум.

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Вещь, отданная на хранение»

Кредитные учреждения

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Отвлечение»

Конкретные признаки предметов, явлений

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Ум»

Природа и общество

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«Отрицание знания»



Сущность вещей

_______________________ - __________________ ____________________________________________


“приспособ­ляю”

Социальные явления

_______________________ - __________________ ____________________________________________


«власть»

Политическая сфера

_______________________ - __________________ ____________________________________________


(28 баллов)


11. «Лингвистический конструктор»: составьте определения обществоведческих понятий из следующих слов. Запишите понятие, соответствующее составленному вами определению.

1) «Высший, социальная структура, слой, осуществляющий, общество, важные, функции, и, культурные»

____________________________________________________________________________________________________________________________________ - ____________________.

2) «Единство, множество, находящиеся, элементы, во взаимосвязи, образующие, друг с другом, и»

____________________________________________________________________________________________________________________________________ - ____________________.


3) «Источник власти, качество, форма, в, общество, политическая, которая, организация, основывается, на, признание, народ»

____________________________________________________________________________________________________________________________________ - ____________________.


4) «Правовых норм, порядок, система, регулирующие, государственные, органы, формирование, выборные, власть»

____________________________________________________________________________________________________________________________________ - ____________________.


5) «Лицо, в, какая-либо группа, большой, пользующейся, авторитет, влияние, обладающий, которое, управляющие действия, проявляется, как»

____________________________________________________________________________________________________________________________________ - ____________________.

(10 баллов)


12. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина.

Укажите:

1) Краткое разъяснение термина.

2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.


11.1. Эпикуреец.

1.___________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.2. Цезаризм.

1. ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.3. Карамазовщина.

1. ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.4. Гандизм.

1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(24 балла)

13. Проанализируйте содержание таблицы и дайте ответ на помещенные ниже вопросы:

ВВП на душу населения (% к среднемировому уровню)

Группы стран

1950 г.

1996 г.

Северная Америка

Австралия

Европа

Южная Америка

Африка

Азия

405,9

292,2

163.4

117,2

47, 9

30,5

316,3

261,6

194,5

105,6

34,8

61.4

Определите, какие из перечисленных ниже утверждений могут быть сделаны на основе данных таблицы (Запишите в соответствующей графе «ДА», если данное утверждение соответствует приведенным в таблице сведениям, и «НЕТ», если вывод не следует из содержания таблицы).

Выводы

ДА / НЕТ

  1. По суммарному объему ВВП, произведенного в 1950 году, страны Северной Америки в несколько раз опережали страны Африки.




  1. В 1996 г. ВВП на душу населения в странах Южной Америки был выше среднемирового.




  1. В период с 1950 г. по 1996 г. рост объема ВВП наблюдался только в двух регионах – Европе и Азии.




  1. Если рассматривать ВВП на душу населения как показатель уровня жизни населения, то можно сделать вывод, что к 1996 г. в Северной Америке он стал ниже, чем был в 1950 г.




  1. Различие в объеме ВВП на душу населения между странами Европы и Северной Америки за 1950-1996 гг. заметно сократилось.




  1. Данные таблицы не позволяют судить, во сколько раз вырос ВВП на душу населения в любой из групп стран.




  1. К 1996 году отставание стран Африки по величине ВВП на душу населения от среднемирового уровня увеличилось по сравнению с 1950 годом.




(14 баллов)

14. Творческое задание

Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:

  1. «Если учиться и не думать – запутаешься. Если думать и не учиться – впадешь в сомнения» Конфуций

  2. «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни» П.-А.Гольбах

  3. «Кто видит лишь то, что хочет видеть, достиг духовной слепоты» М. Эбнер-Эшенбах

  4. «Труд, подобно сну, есть средство наслаждения и сохранения здоровья» А.Эйнзидель

  5. «Юность – единственная пора обдумывать и принимать важные решения» Р.Браунинг

  6. «Образование дает юношам благоразумие, старикам – утешение, беднякам – богатство, богатым – украшение» Диоген

  7. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании» К.Поппер

  8. «Одна из самых гибельных наших ошибок – портить хорошее дело плохим проведением его в жизнь» Ф.Ларошфуко

  9. «Избирательный бюллетень сильнее пули» А.Линкольн

  10. «На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя» О.Уальд

(25 баллов)








Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2011/2012 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2010/2011 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2010/2011 учебный год

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников, 2011/12 учебный год 10 класс муниципальный этап Задание 1
Экологии, изучающий сообщества живых организмов и их взаимоотношения со средой, называют
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап
Может ли вершина параболы у = 4х2 4(а + 1)·х + а лежать во второй координатной четверти при каком-нибудь значении а?
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап обществознание
Способность человека передавать последующим поколениям найденные и созданные вновь эффективные способы и средства жизнедеятельности...
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап, 2011/2012 учебный год
Делении на 2; 2- при делении на 3; 3- при делении на 4; 4- при делении на 5; 5 при делении на 6
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconВсероссийская олимпиада школьников по математике Муниципальный этап
...
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconПояснительная записка в 1964 году Министр просвещения
Многие Всероссийские олимпиады сформировались в последние десятилетия. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре...
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconУчастнику всероссийская олимпиада школьников 2011/2012 Школьный этап Русский язык 7 класс
Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011/2012 гг. Муниципальный этап iconУчастнику всероссийская олимпиада школьников 2011/2012 Школьный этап Русский язык 8 класс
Определите, сколько раз каждый звук слова тир встречается во фразе Жили-были старик да старуха
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы