1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки icon

1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки



Название1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки
страница1/4
Дата конвертации12.02.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4
1. /Социология-шпаргалки для кандидатского экзамена..doc1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки

1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки.


Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце 18 - начале 19 веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость гражданина.

Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.

К середине XIX в. потребности социального развития стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.

Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения социологии как науки: возникновение и развитие частных общественных наук (политической, право), достижения в области естествознания, зарождение и социальных исследований, а также социально-экономических предпосылки.

Инстит. В России. Процесс внутренней институционализации любой науки, в том числе и социологии, означает формирование самосознания ученых, совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри новой научной дисциплины, разработку эффективных исследовательских методов и приемов, формирование правил и норм профессиональной этики, Т.е. появление всего того, что существенно способствует процессу производства и систематизации знаний в данной области познания.

Процесс развития и институционализации социологии как науки в России можно разбить на два периода. Появление социологии в России в 1861 году. В России институционализация этой новой научной дисциплины тесно связана с именами М.М.Ковалевского и П.А.Сорокина, в Германии с именем Ф.Тённиса, а во Франции с деятельностью Э.Дюркгейма. «Второе рождение» социологии начинается в конце 50-х годов XX в., и оно связано с «хрущевской оттепелью».

21. Теоретические концепции социальной стратификации. Критерии социальной стратификации. Профиль стратификации и стратификационный профиль.


"Социальная стратификация" этот термин, который в социологии обозначает 1) многомерную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальных статусных позиций и ролей.

Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Существует три классических направления - марксизм, функционализм и веберианство. Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям между классами. Функционалистские теории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Альтернативная модель социальной стратификации, носит название веберианской, поскольку основывается на идеях М.Вебера. По Веберу, возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер выделяет три таких структуры – экономическую, социокультурную и политическую, социальные группы он определяет понятиями "класс", "статус" и "партия".

В совр-ной социологии стратификационный анализ становится еще более многомерным. Наряду с объективным подходом, учитывающим такие критерии, как уровень образования, уровень доходов и т.п., она использует субъективный подход основанный на оценках положения различных социальных групп, и "метод классовой идентификации", когда респондент располагает себя на условной статусной шкале.

Основные критерии стратификации современного общества: доход, богатство, власть, образование, профессия. Указанные критерии определяют социально-экономический статус человека в обществе. Исходя из этого, социологи выделяют 4 слоя современного общества: высший, средний, рабочий и низший класс.

Благодаря четырем шкалам стратификации социолог способен объяснить не только индивидуальный статусный портрет, но и коллективный, то есть динамику и структуру общества в целом. В связи с этим существуют два понятия стратификационный профиль и профиль стратификации. Стратификационный профиль - это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации. Профиль стратификации - это графическое выражение процентных долей высшего, среднего и низшего классов в составе населения страны.

2. Классические социологические теории: позитивизм (Огюст Конт), эволюционизм (Г.Спенсер), социологизм (Э.Дюркгейм).


Суть основанного Контом позитивизма (от лат- положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными (односторонний взгляд) рассуждениями и абстрактным (отвлеченным) бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно -такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук - биологии, анатомии и др., должна быть столь же конкретной и доказательной, как они.

Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВОзнания по модели ЕСТЕСТВОзнания. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

Другим основателем социологии является английский социолог Герберт Спенсер, он полагал, что "невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии". Основываясь на этой идее, он пытался методологически обосновать социальный органицизм. Во-первых, общество и организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются. Во-вторых, процессы роста общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. В-третьих, в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. В-четвертых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут определенное время продолжать существовать самостоятельно.

Аналогия общества с живым организмом позволила Г. Спенсору выделить внутри общества три различные подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), 3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества (государственная власть).

По мнению Эмиля Дюркгейма, социологическое познание должно быть направлено не на сознание отдельных индивидов. Предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи», стоящие над каждым из членов общества. Социальные факты - это особые, общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием (моральные и правовые нормы, традиции, отношение к религии, науке). Именно социальные факты отличают одно общество от другого.


22. Социальная мобильность: определение и классификация Каналы, факторы, современные тенденции социальной мобильности.


Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся вверх и никто -вниз.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных ее типа - вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличии от отца на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции, т.е. социальная карьера.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз).

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальных статусных позиций и ролей.

Таковы главные виды, типы, формы cоциальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по-горизонтали управляются государством, это м.б. с согласия самих людей или без. Примером добровольной организованной мобильности можно считать общественные призывы на комсомольские стройки. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) некоторых народов и раскулачивание в годы сталинизма.


3. Марксистская школа социологии (К.Маркс). Неомарксизм (Ж.Лукач, Х.Фрайер, Г.Маркузе, Т.Адорно, М.Фуко, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве).


Карл Маркс и Фридрих Энгельс постулировали принципиальный разрыв со всеми теоретическими традициями, провозгласили необходимость создания нового - коммунистического - общества. Только новая - коммунистическая - формация создает органическую солидарность, т. е. такой коллективизм, который является условием для всестороннего развития личности.

Основным явился - страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. Причем главным-средством такого изменения должна стать революция - крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.

Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.

Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистски ориентировочных течений, характеризующихся критическим отношением, как капитализму, так и к «реальному социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии.

Ядром «неомарксизма» явилась Франкфуртская школа (20 – нач. 30-х г.). В ее состав вошли Т.В. Адорно, Ф. Поллок, Г. Маркузе и др. Различные варианты этого течения сложились и в других странах – Франции, Италии, США, Англии, Венгрии, Чехословакии и др. Представителями данной школы был провозглашен курс, направленный на обновление марксизма. Своего рода классикой «неомарксизма», является книга Г, Лукача «История и классовое сознание».

Первое, что предлагают сделать «неомарксисты» - это отказаться от положения марксизма о всемирно-исторической роли пролетариата в качестве субъекта социалистической революции и могильщика капитализма. Второе – субъектом революции могут стать лишь те, кто еще не стал рабом «одномерного сознания». К ним они относили расовые, национальные и религиозные меньшинства, отсталые и нищие народные массы «третьего мира».

Неомарксисты утверждали, что нашли единственно эффективный – третий путь, между эталитаризмом, потребительским западным обществом и реально существующим социализмом.

Неомарксистское движение явно оказалось «в духе времени» в середине XX столетия.

23. Личность как биосоциальная система. Социологический подход к личности, типология и структура личности в социологии. Социальная изоляция и феральные люди.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Социологический подход к личности.

Предметом социальной психологии является исследование отношений в малых группах, коллективных движений, стимулов и интересов человеческой деятельности. Социологический подход к изучению личности отличают следующие черты: 1) поиск социально-типического, изучение человеческой личности как абстрактного «социального типа»; 2) акцентирование сугубо социальных аспектов личности при абстрагировании от биопсихической сферы; последняя также учитывается социологами, но имеет второстепенное значение; 3) детальное изучение отношений между личностью и обществом.

+доп схема структуры

В социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли»). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

4. Немецкая школа социологии: М.Вебер, Ф.Теннис, Г.Зиммель, В.Парето.


Макс Вебер - представитель антипозитивистской теории. Он основоположник понимающей социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального сознания и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления. Типология социальных действий: 1) целее - рациональный тип; 2) ценностно-рациональный тип; 3) аффективный тип; 4) традиционный (первичный) тип. Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие "идеальный тип".

Рассматривая динамику культуры, Георг Зиммель предлагает глобальную схему ее развития, в которой описывается процесс бесконечного порождения жизнью новых культурных форм. Развитие культуры проходит через противоборство и конфликт противоположных начал - содержания и формы, <души> и <духа>, <субъективной> и <объективной> культур. Важной категорией в его учении выступала ценность, которая будучи фундаментальным отношением, определяла все другие отношения в обществе. Над миром конкретного бытия, считает Зиммель, возвышается мир идеальных ценностей, выстраивающий совершенно иную иерархию вещей и отношений, чем та, которая существует в материальном мире. Два мира - материальный (мир вещей) и идеациальный (мир ценностей) сосуществуют как пересекающиеся вселенные, как два измерения одного мира - тут и здесь одномоментно.

Социология ФердинандаТенниса - один из первых опытов построения системы формальных, <чистых> категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Он разделил социологию на <общую> и <специальную>. Первая должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на <чистую> (теоретическую), <прикладную> и <эмпирическую> (социографию) изучает собственно социальную жизнь.


24. Социализация как процесс интеграции индивида в социальную систему: этапы и стадии. Механизмы социализации. Агенты и институты социализации См. доп.

Социализация: процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. 2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

3) внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом, внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других; 5) конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.


5. Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Сорокин).


Это влиятельное течение социологической мысли рассматривает общество как большой организм, отдельные части которого выполняют определенные функции. Поэтому социальная структура, общественные институты возникают и действуют ради удовлетворения общественных функций. Всевозможные социальные конфликты и противоречия рассматриваются в структурном функционализме как дисфункции, подлежащие устранению.

Виднейшим представителем этого направления был российско-американский социолог Питирим Сорокин, он применяет к анализу общественных изменений социокультурный подход, основываясь на анализе огромного массива разнокачественных данных.

Сорокин выделяет два основных типа культуры: идеациональный и чувственный. Идеациональной культуре свойственны рационализм, идеализм, этика принципов и т. д.; соответственно, чувственная культура характеризуется материализмом и т. п. Кроме того, Сорокин выделяет третий, идеалистический тип культуры, синтезирующий два базовых типа. На огромном материале Сорокин убедительно демонстрирует цикличное чередование базовых типов культуры на протяжении всей человеческой истории во всех областях деятельности и мышления. Основной вывод Сорокина: к середине XX века чувственная культура приходит к своему кризису и постепенно сменяется идеациональным, или идеалистическим, типом культуры.

Другим важнейшим направлением научных интересов П. Сорокина было исследование социальной структуры, стратификации (многомерную структуру социального неравенства) и мобильности (Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии).

Другим выдающимся представителем структурного функционализма был американский социолог Толкотт Парсонс. В основе теории Парсонса лежит понятие «социального действия». Такой подход предполагает в качестве базовой аналитической единицы не общество или культуру, как слишком крупные объекты, а отдельное, элементарное действие.

Для анализа социального действия Парсонс предложил и обосновал целостную систему парных категорий, к которым относятся: «эффективность — нейтральность» (для оценки эмоционального состояния действующего субъекта и его отношения к ситуации); «ориентация на себя — ориентация на коллектив» (степень эгоизма/альтруизма в действиях субъекта); «партикуляризм — универсализм» (пользуется ли индивид при оценке ситуации важными для него лично качествами или же общественно признанными нормами) и т.д.

Согласно Парсонсу, «подсистема сохранения и воспроизводства образца преимущественно касается отношений общества с культурной системой и через нее с высшей реальностью.

25. Социализация и формирование личности. Возникновение социального Я. Теория «зеркального Я» Ч.Кули. «Я» как процесс.

+ см. 24 социализация +25

Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

  1   2   3   4




Похожие:

1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconВопросы к экзамену по социологии. 9-й факультет. Зимняя сессия 2009-2010 г
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.(Платон. Аристотель)
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconСоциология, как наука, предмет объект и методы социологии
Структура социологии, знания и уровни социологического знания, функция социологии
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки icon3. Особенности развития отечественной социологии Социологическая мысль в России на рубеже Х1х ХХ веков. Развитие социологии в ХХ столетии. Дореволюционный период. Социология в России после Октября 1917 г
Общество объект социологического знания. Специфика предмета социологии. Социальная жизнь. Место социологии в системе научного знания....
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconЛитература для подготовки докладов: «Каковы особенности развития социологии в нашей стране?» по тексту
Семинар Социологическая картина общества. Возможности и ограничения социологии
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconЛекция третья социология огюста конта содержание Этапы жизни и творчества Идейные истоки Позитивизм как обоснование науки Социология как наука Объект социологии
Позитивное, позитивизм, закон трех стадий, классификация наук, социальный организм, социальная система, порядок и прогресс, соци­альная...
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconТесты по социологии (57 вопросов) Тесты по социологии (106 вопросов)
Типом экономической системы, к которому принадлежала экономика бывшего ссср, является
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconЭ. Дюркгейм: Метод социологии
Дюркгейм Э. Метод социологии //Западно-европейская социология хix-начала ХХ веков. М., 1996. С. 256-309
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconФедеральное агентство по образованию
Рассматриваются ключевые категории и понятия социологии управления, дается анализ ее ключевых проблем. Уделено внимание теоретико-методологическим...
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconЭ. Дюркгейм Метод социологии // Э. Дюркгейм о разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1991

1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки iconТесты автором первого учебника по социологии («Система социологии») в начале ХХ века был П. А. Сорокин М. М. Ковалевский Н. К. Михайловский Н. Я. Данилевский
Какая из перечисленных форм государственного правления признавалась Аристотелем «неправильной» в силу того, что правящие субъекты...
1. Предпосылки становления социологии как науки. Периодизация и формы институционализации социологии как науки icon«Как уберечь себя от зависимостей?!»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы