Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» icon

Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеМуниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа»
Дата конвертации19.12.2013
Размер143.28 Kb.
ТипРеферат
источник
1. /Современный взгляд на учебно-воспитательный процесс в школе.docМуниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение

«Закладинская средняя общеобразовательная школа»


Современный взгляд

на учебно-воспитательный процесс в школе


Учитель начальных классов:

Яшкун Алина Ивановна


с. Закладное 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3

1. Актуальные проблемы традиционного учебно-воспитательного процесса … 4

2. Современный учебно-воспитательный процесс … … … … … … … … …… 7

2. 1 Личностно-ориентированный подход в обучении … … … … … … .. …7

2. 2. Активные методы в учебно-воспитательном процессе …………… … 10

2. 3. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе … ……… … 14

Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . 16


ВВЕДЕНИЕ


С давних времен считается, что система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Формированию именно такой личности должен способствовать учебно-воспитательный процесс в школе. Однако с течением времени изменяются представления о том как должен выглядеть высокообразованный интеллектуально развитый человек с целостным и ценностным представлением картины мира, каким набором знаний и моральных качеств он должен обладать. Стремительные изменения, происходящие в социальной жизни в последние десятилетия в нашей стране так же вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Что же такое учебно-воспитательный процесс? Еще В. А. Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». По мнению В. А. Сухомлинского в учебно-воспитательном процессе три слагаемых: наука, мастерство, искусство. «Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной – в третьем. Такова природа нашего педагогического дела… Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивнейший присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство».

И действительно, воспитывает и обучает каждая минута жизни, каждое незначительное событие, каждый человек, с которым сталкивается формирующаяся личность.

1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННОГО

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Так что же изменилось в современном мире? Современные дети сильно изменились, а соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Вот на некоторых из них:

  • Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Ребенок просто напичкан информацией, из которой самостоятельно не может отобрать нужное и не нужное.

  • Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности связанные с невозможностью смыслового анализа, логического мышления и воображения.

  • Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Часто жизнь современного ребенка ограничивается играми, Интернетом и социальными сетями.

Кроме того, традиционный учебно-воспитательный процесс зачастую порождает следующие проблемы:

    1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, то есть недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности – учения. Задача организации такой деятельности – это задача педагога, и она много сложнее, чем простая "передача" знаний. При чем добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создания целой системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе.

    2. Объяснительно-иллюстративный характер обучения, при котором из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному, изложению и красочному описанию.

    3. Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления. Ребенок, конечно же, может зазубрить материал, но такие знания непрочны, недолговечны и уж тем более неприменимы на практике. В результате оказывается, что даже «отличник» не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике. Другими словами при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые ему реально понадобятся в жизни.

    4. Низкая управляемость процесса и результата обучения, так как при традиционном обучении контролю со стороны учителя подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Оценивается лишь итог процесса. Главное же – не просто фиксация достигнутого школьником результата, а побуждение его к дальнейшей работе, помощь в устранении отмеченных недоработок.

    5. Неизбежность общей ориентировки обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Переход школы к общему среднему образованию ещё более остро ставит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ.

Каждый педагог обязан строить свою деятельность, с учетом этих недостатков и избегать их в своей работе.


2. СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


Таким образом, нельзя не отметить, что изменились требования общества к человеку, изменился ритм жизни взрослых, что, несомненно, отражается и на ребенке. Кроме того, за тот же промежуток времени обучения в школе (11 лет) современный ребенок должен получить гораздо больше знаний, умений и навыков, а также осознать себя целостной личностью с правильными моральными устоями. То есть сегодня всякая жизнеспособная система образования обязана быть эффективной. Это значит, что образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном мире. Более того, сделать это нужно в строго отведенные (и весьма сжатые) сроки с наилучшим эффектом. Как же быть? Выход один: интенсификация учебно-воспитательного процесса. Этому способствуют прежде всего применение педагогом новых методов и технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности.


2. 1. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ


Сегодня совершенно неопровержима необходимость применения педагогом личностно-ориентированного подхода и индивидуализация процесса обучения и воспитания. Тот факт, что каждый ребенок – уникален и неповторим для каждого из нас уже является аксиомой. Всякая типологизация и всякое усреднение может быть использовано только абстрактно, отвлеченно от реальности, единственно с целью научного обобщения. Личностно-ориентированный учитель не делит детей в классе на «отстающих», «продвинутых» или «середнячков». Он с равным уважением относится к индивидуальности каждого ребенка в классе и пытается строить свою работу на основе учета этой индивидуальности. Так, например, в процессе обучения каждому ребенку предоставляется право свободного выбора на основании его индивидуальных интересов и потребностей. Учитель должен доподлинно изучить все особенности индивидуальной избирательности учащихся к учебному материалу, формам работы на уроке, способам выполнения учебных заданий; выявить познавательные интересы и особенности личного опыта детей по теме урока и т.п. Все эти сведения учитель использует при планировании и проведении дальнейших уроков, для создания в классе адекватной и эффективной развивающей среды, а также для организации соответствующей работы с родителями.

Пути и средства реализации личностно-ориентированного подхода.

  1. Обращение к субъектному опыту школьника:

    1. выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? почему? на что опирался?

    2. организация через взаимопроверку и выслушивание обмена опыта между учениками;

    3. подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме;

    4. выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий;

    5. обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.

  2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала:

    1. использование учителем различных источников информации;

    2. побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий;

    3. предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы;

    4. стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям;

    5. применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения.




  1. Характер педагогического общения на уроке:

    1. уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости;

    2. обращение к ученикам по имени;

    3. беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой;

    4. поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.

  2. Активизация способов учебной работы:

    1. стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы;

    2. анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.

    3. анализ действий каждого ученика;

    4. выявление значимых способов, избираемых учащимися;

    5. обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно;

    6. оценивание и результата и процесса.

  3. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке:

    1. организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса;

    2. предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий;

    3. создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным;

    4. проявление отзывчивости к эмоциям ученика;

    5. оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.



2. 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Проведенные американскими учеными исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Таким образом только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек.
Численность: весь класс.
Время: 20 – 25 мин.
Материал: листы большого формата, фломастеры.
Проведение
:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4 – 5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5 – 7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8 – 10 минут.
Проведение
:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
 Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин на подготовку; 1 – 3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики.
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю.

Стоит напомнить, что и целые уроки могут иметь самые различные формы:

  • урок – обмен знаниями;

  • урок взаимопроверки;

  • урок творческого поиска;

  • урок – издание газеты;

  • урок – защиты творческих проектов;

  • урок – конкурс или аукцион

и т. п.


2. 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.

Самые простые и доступные каждому способы использования ИКТ:

  • выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;

  • компьютерное тестирование;

  • использование электронных сборников-тренажёров;

  • работа в сети Интернет.

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебного процесса за счет:

  • активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

  • во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

  • мультимедиапрезентации могут являться одной из форм проектов, создающихся самими учащимися и оказывать помощь учащимся при ответе.

Компьютерное тестирование дает возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. А так же позволяет подготовить учащихся к тестовой форме заданий, умение выполнять которые потребуется при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА, а также к более высокой ступени обучения (в колледжах, вузах).

Использование электронных сборников тренажеров позволяет быстро и достаточно точно проконтролировать усвоение знаний достаточно большого количества учащихся.

Работа в сети Интернет в основном используется при самостоятельной подготовке учащихся, при подборе дополнительной информации по заданной теме, а также помогает в проектной деятельности школьников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В этой работе приведены лишь некоторые аспекты современного учебно-воспитательного процесса. На самом деле их гораздо больше, если не сказать огромное количество. Современный учебно-воспитательный процесс также немыслим без:

  • применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

  • включения и обязательного участия родителей в учебно-воспитательном процессе школьников;

  • гуманизации учебно-воспитательного процесса;

  • применения различных воспитательных технологий;

  • психолого-педагогического сопровождения как уроков, так и внеурочной деятельности;

  • превращения учебно-воспитательного процесса в духовно-нравственный процесс и пр.

Таким образом, весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на обеспечение каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы найти свое место и быть успешным в современном мире. Однако следует помнить: плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит ее находить.









Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» icon1. Общие положения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» (далее Школа) создана решением исполнительного...
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconАнализ работы мбоу «мотовиловская средняя общеобразовательная школа» в 2011 – 2012 учебном году. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мотовиловская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мотовиловская средняя общеобразовательная школа» осуществляет свою деятельность...
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» icon1. Общие положения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Устьянская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Устьянская средняя общеобразовательная школа» создано на основании постановления...
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Степнокучукская средняя общеобразовательная школа» в школе функционируют следующие структурные подразделения
Постановления Администрации Родинского района Алтайского края №770 от 21. 11. 2011 года переименовать муниципальное образовательное...
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение Дзержинская средняя общеобразовательная школа №2 Согласовано Утверждаю Начальник управления образования Директор мбоу дсш№2: Н. Н. Иванова администрации Дзержинского района В. Е. Крапивкин
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дзержинская средняя общеобразовательная школа №2
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconНа присвоение статуса стажерской площадки повышения квалификации Муниципальное образовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальное образовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconЕмельянова Татьяна Васильевна Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» структурное подразделение «Детский
Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconУстав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Урдомская средняя общеобразовательная школа»
«Урдомская муниципальная средняя общеобразовательная школа» изменена организационно-правовая форма Школы на муниципальное бюджетное...
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconОбщеобразовательное учреждение Муниципальное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа»
Общеобразовательное учреждение Муниципальное образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» Ленинского...
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconИнформационная характеристика образовательного учреждения Муниципальное казенное образовательное учреждение «Куломзинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Куломзинская средняя общеобразовательная школа» Оконешниковского муниципального...
Муниципальное образовательное учреждение «Закладинская средняя общеобразовательная школа» iconПравила приема граждан в Муниципальное образовательное учреждение Лесогорская средняя общеобразовательная школа
Не, дети) в Муниципальное образовательное учреждение Лесогорская средняя общеобразовательная школа (далее Учреждение) для обучения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы